Технологическая карта организации учебной деятельности Образовательная область: Коммуникация
Раздел: Развитие речи.
Тема: Звуки [н], [н']. В гостях у гномов
В классе предшкольной подготовки с русским языком обучения для детей 6-7 лет по теме Звуки [н], [н']. В гостях у гномов 2016-2017 учебный годтехнологическая карта по развитию речи
Технологическая карта организации учебной деятельности № 9
Дата проведения _____________________
Образовательная область: Коммуникация
Раздел: Развитие речи.
Тема: Звуки [н], [н']. В гостях у гномов
Цель:
Познакомить детей со звуками [н], [н']; находить их место в слове (начало, середина, конец);
Формировать умение делать звуковой анализ слов, составлять звуковые модели слов.
Дифференцировать звуки по их качественным характеристикам;
Упражнять в образований существительных родительного падежа, множественного числа;
умений подбирать и использовать в речи словаантонимы; словообразования с помощью
суффикса –ниц;
Закрепить знания о родственных словах;
Формировать умение правильно простые и сложные предложения и употреблять их в речи;
исправлять деформированный текст;
Развивать речевой аппарат, фонематический слух, внимание, память;
Воспитывать умение сравнивать, рассуждать, доказывать, устанавливать причинно
следственные связи; чувство дружбы и взаимопомощи.
Этапы
деятельности
1.
Мотивационно
побудительный
Действия воспитателя
Действия детей
Дети внимательно слушают
2.
Организационно
поисковый
разминку,
чтобы четко
I.Ребята, я получила письмо. К нам
обращаются за помощью добрые гномы.
Оказывается жители сказочной страны
гномов попали в беду: всех их
заколдовала злая волшебница Гингема.
Дети, вы хотите помочь друзьям? (Да,
хотим!)
Помогая друзьям, мы вместе с ними
будем изучать звуки [н], [н'].
ІІ.Артикуляционная гимнастика.
Сделаем
произносить звуки.
Упражнения для языка:
Высуньте язык «лопаткой».
Коснитесь краями языка углов рта.
Высуньте язык «жалом», двигайте
влевовправо.
Поднимите и опустите спинку языка,
широко открыв ротик.
Присасывайте спинку языка к нёбу.
Облизывайте верхние и нижние зубы под
губой ( почистите зубки)
Упражнения для губ:
ИУ – произнесите раздельно, затем
слитно.
И улыбка.
У – трубочка.
Угадывание звука при беззвучном
произношении:
А, У, И, О, М
ІІІ. 1. Выделение нового звука.
Дети делают упражнения
Дети внимательно слушаютзвуков
Характеристика
Ворота сказочной страны гномов.
Волшебные ворота откроются только
тогда, когда вы выполните следующее
задание:
Волшебница Гингема превратила гномов
те предметы, в названии которых есть
звуки [н], [н']. Определите , где они
слышатся – в начале, середине, или в
конце слова?
Смотрите, ребята , ворота открылись!
(Дети проходят через воротыширму)
2.
по
артикуляционным и акустическим
признакам.
Гномы просят, чтобы вы рассказали, как
правильно произносить звуки [н], [н'].
[н'].
Дети произносят звуки [н],
Устанавливают , что губы разомкнуты,
зубы не сближены, голосовые связки
вибрируют, воздушная струя встречает
во рту преграду.
Но при произнесении звука [н] кончик
языка трогает верхние зубки, а при
произнесении звука [н'] спинка языка
поднимается к твердому нёбу.
Каким цветом будем обозначать звук
[н]? ( Синим) Звук [н'] ?
( Зеленым)
Характеристика звуков. Звуки [н], [н']
согласные, звонкие, бывают твердыми и
мягкими.
ІҮ. 1. Звукобуквенный анализ слова,
составление схемы слова носок.
Сколько слогов в слове носок? (2) Какой
ударный? Какой ударный ? Сколько всего
звуков? (5) Какой звук находится в
начале слова? (н) Он твердый или
мягкий ? ( Твердый) Каким цветом
обозначим?
2. Игра «Скажи правильно»: один, два,
много носков.
3. Проблемная ситуация. Гномик не
может
ли
родственниками гусь и гусеница?
( Рассуждения детей) Конечно, нет.
Гусеницы не умеют гоготать и шипеть.
4. А вот некоторым бабочкам название
помогла получить частица – ница.
Образование слов с помощью суффикса
– ница.
лимон+ница= лимонница
капуста+ница=капустница
крапива+ница= крапивница
являются
понять,
Отвечают на вопросы
Играют в игру
Самостоятельно работают в
тетрадях5. Игра «Со словами мы играем»:
Со словами мы играем,
И слова мы удаляем:
Лимонница, цаца ( на слоги цаца 4
хлопка).
Аналогично отрабатываются слова:
капустница, крапивница.
Физминутка.
«Гномики и великаны»( на внимание).
Описание игры: педагог объясняет и
показывает детям , как можно изобразить
гномов и великанов ( гномы – присесть,
великаны поднять руки вверх). Затем
педагог акцентирует внимание на том,
чтобы дети внимательно слушали
команду и выполняли упражнения по
голосу педагога, а не по его движению
( игра проводится 57 раз).
Работа с деформированной
6.
фразой.
.
Дети,
Гингема перепутала слова в
произнесите
Злая
предложениях
предложения правильно!
Бабочка, лужайка, лететь, на
Бабочки , над, веселится, цветок
Гном, бабочка, на смотреть
1 Развитие связной речи.
.
Примерные
Гусеница ворчит, очень недовольна: «
Все про бабочек, да про бабочек, а про
меня забыли». Нет гусеница, не забыли .
Мы тебе поможем превратиться в
бабочку.
Упражнение « Что сначала , а что
потом?» Работа по картинкам.
Составление рассказа
ответы детей:
Бабочка отложила яички на цветке.
Потом появилась гусеница. Гусеница
питалась листьями и росла. Потом
гусеница превратилась в куколку. Вот из
куколки появляется бабочка.
Ү.
развитие мелкой моторики.
Чем отличается пара картинок? Сделайте
их одинаковыми.
ҮІ. Итог. Вы хорошо поработали на
занятий и помогли гномам избавиться
от злой Гингемы. Они очень довольны и
веселы.
Выполнение упражнений на
3. Рефлексивно
коррегирующий
Ожидаемые результаты:
Знать: как можно образовывать слова разными способами.Иметь: правильное произношение звука [н].
Уметь: подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков.
Подготовила: Затова А.К – 0«А» кл
Проверила _____________________