Технологическая карта по русскому языку 4 класс на тему: "Мягкий знак после букв шипящих в конце имён существительных женского рода". Программа "Школа 2100". Урок - исследование. Тип урока - урок открытия новых знаний. На уроке представлены фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Технологическая карта по русскому языку 4 класс.docx
Предмет: русский язык класс: 4
Тема урока
Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных
Место урока по теме
1 урок из 6
женского рода
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения
Урок – исследование.
Фронтальная, индивидуальная, групповая работа и работа в
парах.
Метод постановки проблемы, метод поиска решения, работа в
паре и группе, работа с учебником, справочной литературой,
методы стимулирования и мотивации.
Цель урока
Задачи урока
Находить в словах орфограммубукву ь после шипящих в конце
имён существительных
Предметные:
уметь распознавать имена существительные мужского и
женского рода;
уметь распределять имена существительные по склонениям;
распознавать и распределять слова по орфограммам: слова с
разделительным ь, слова с ь, как показателем мягкости
согласных, слова женского рода с ь после шипящих.
Метапредметные:
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы;
использование знаковосимволических средств (схем) для
решения познавательных задач;
анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и
различия, группировать. Коммуникативные:
формировать умение работать в паре, группе (уметь слушать
собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения);
учить представлять результат своей работы;
формировать умение адекватно оценивать работу других
учеников;
Регулятивные:
определять границу «знаниянезнания»;
искать пути решения учебной задачи;
контролировать и оценивать свою работу и полученный
результат.
Личностные:
формировать интерес к изучению предмета (темы);
способствовать к сотрудничеству со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
сохранять учебнопознавательный интерес к новому учебному
материалу, способам его усвоения, способность к самооценке.
Педагогические технологии
Оборудование
Технология проблемного обучения.
Учебник русского языка для 4 класса Р. Н. Бунеева, учебник
литературного чтения для 4 класса Р. Н. Бунеева,
орфографический словарь, листы белой бумаги, маркеры,
проектор, карточкикляксы с вопросами.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Компетенции/
аспекты компетенции/УУД
Оценивание/формы
контроля
I Этап: Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности – время (2 мин.) Приветствует учеников.
Создаёт условия для включения
учащихся в учебный процесс.
Предлагает детям отгадать загадку:
В начале слова нет меня,
Зато в конце бываю я,
И в середине я встречаюсь,
Я слог при чтении смягчаю.
Приветствуют учителя и
выполняют самооценку готовности
к уроку.
Внимательно слушают загадку и
отгадывают её.
Отгадка буква мягкий знак.
Познавательные УУД:
анализ объектов с целью
выделения признаков
(существенных,
несущественных).
Регулятивные УУД:
развиваем умение
высказывать своё
предположение;
анализировать
собственные действия.
Самооценка готовности
к уроку.
II Этап: Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – время (5 мин.)
Выявляет знания учащихся об
известных орфограммах:
разделительном мягком знаке и
мягком знаке, как показателе мягкости
согласных.
Создаёт условия для актуализации
знаний учащихся, применения
имеющегося опыта. Предлагает
выполнить задание: распределить слова
по трём столбикам.
1 столбик – слова с разделительным ь.
2 столбик – слова, где ь показывает
мягкость согласных и пишется в
середине слова.
3 столбик – слова, где ь пишется в
конце слова.
К доске вызывает 3 учеников, которые
записывают слова каждый в свой
Демонстрируют знания об
мягком знаке.
Слушают задание учителя и
выполняют его. Записывают слова
по столбикам. Трое учащихся
работают у доски. Остальные
следят за правильностью
выполнения задания, анализируют
и оценивают их работу.
Раздел. ь
Ь в конце
Ь в
середине
слова
ружьё
бельё
семья
слова
коньки
полька
пальто
мышь
конь
ночь
Фронтальный опрос,
работа у доски,
оценочное суждение,
коррекция ответов
учащихся,
взаимоконтроль.
Познавательные УУД:
осуществлять
актуализацию личного
жизненного опыта;
проводить сравнение,
сериацию и классификацию
по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
строить понятные для
собеседника высказывания;
отстаивать свою точку
зрения;
учитывать разные мнения
и стремиться к
координации различных
позиций в сотрудничестве.
Регулятивные УУД:
определять план столбик.
Слова: мышь, конь, ружьё, ночь,
коньки, рысь, бельё, ложь, полька,
соль, семья, пальто.
рысь
ложь
соль
выполнения задания;
принимать и сохранять
учебную задачу;
организовать выполнение
заданий учителя.
III Этап: Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности – время (2 мин.)
Организует ситуацию
формулирования проблемы, цели и
темы для изучения через выяснение,
какого знания не хватает для решения
проблемы. Фиксирует учебную задачу;
(Вопросы: Что интересного или
необычного вы заметили при
выполнении задания?
При записи каких слов вы
сомневались? Почему?)
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают свои
предположения. Ктото скажет,
что в третьем столбике слов
больше и при написании
некоторых возникали трудности.
Оценка умения
выявлять и
формулировать свои
затруднения при
решении практических
задач.
Познавательные УУД:
устанавливать
закономерности, строить
рассуждения;
наблюдать и делать
самостоятельные простые
выводы.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге;
слушать и понимать
других, высказывать свою
точку зрения на события,
поступки.
Регулятивные УУД:
высказывать
предположения на основе
наблюдений;
дополнять, уточнять
высказанные мнения по
существу поставленного
задания.
IV Этап: Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) – время (5 мин.) Создаёт проблемную ситуацию.
Организует работу обучающихся по
уточнению темы урока, постановке
цели урока и путей её достижения.
На слайде написаны слова:
Рожь, нож, ночь, ключ, мышь, камыш,
мощь, плющ.
Задание: обсудить в парах, что общего
у этих слов и чем они различаются.
Сделать вывод.
Читают слова, представленные на
слайде.
Соотносят свои действия с
используемым ранее способом
действий и на этой основе
выявляют и фиксируют во
внешней речи причину
затруднения.
Работают в парах.
Дети проговорят, что все слова
заканчиваются на шипящий
согласный. Только некоторые
слова пишутся с ь, другие без ь.
Нужно определить правило, по
которому ь пишется в конце слова.
Работа в парах,
взаимоконтроль.
Познавательные УУД:
выдвигать
предположения;
структурировать знания;
осуществлять анализ
объектов с выделением
существенных и
несущественных признаков;
проводить сравнение,
обобщать, устанавливать
причинноследственные
связи.
Коммуникативные УУД:
высказывать свое мнение;
контролировать действия
партнёра;
участвовать в работе в
паре, распределять роли,
договариваться друг с
другом.
Регулятивные УУД:
сохранять учебную задачу
и осуществлять контроль;
осуществлять выбор
эффективных путей и
средств достижения цели.
V Этап: Реализация построенного проекта – время (3 мин.)
Организует работу учащихся для
определения средств и способов
решения проблемной ситуации.
Определяют способы получения
новых знаний, необходимых для
решения проблемы.
Познавательные УУД:
соотносить информацию,
представленную в разных
Создание продуктов
деятельности,
взаимопроверка, Задание: распределить эти слова по
склонениям. Обсудить полученный
результат.
Создает условия для применения
полученных знаний на практике.
Предлагает обратиться к учебнику и
сравнить свой вывод с правилом из
учебника на с. 5.
При выполнении задания,
учащиеся понимают, что слова 2
го склонения – мужского рода не
имеют мягкого знака на конце
слов после шипящих. А слова 3го
склонения – женского рода
пишутся с мягким знаком на конце
слов после шипящих.
Открывают учебник, находят
правило и проводят сравнение
собственного вывода с авторским.
взаимоконтроль,
самооценка действий по
достижению
планируемых
результатов.
формах;
группировать и
классифицировать
изучаемые объекты;
ориентироваться в
учебнике.
Коммуникативные УУД:
строить устное
высказывание в
соответствии с
коммуникативной задачей;
слушать и слышать
других, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
оказывать взаимопомощь,
осуществлять взаимный
контроль.
Регулятивные УУД:
искать пути решения
проблемы;
принимать и сохранять
учебную задачу.
VI Этап: Первичное закрепление – время (5 мин.)
Выбирает совместно с учащимися
оптимальный способ действий для
решения исходной проблемы
Предлагает составить схему
прочитанного правила, чтобы можно
было им пользоваться.
Анализируют проблемную
ситуацию, организуют поиск
решения, выдвигают и проверяют
гипотезы, варианты и способы.
При совместном обсуждении,
получится такая схема:
Познавательные УУД:
закреплять информацию в
виде схемы;
составлять модель и
преобразовывать её в
случае необходимости.
Создание схемы,
самооценка действий по
достижению
планируемых
результатов. сущ. ж. р.
ж
ш ь
щ
ч
Коммуникативные УУД:
выражать свои мысли с
достаточной полнотой и
точностью, обосновывать
свои суждения;
строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
Регулятивные УУД:
планировать своё
действие;
оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
VII Этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) – время (10 мин.)
Организует самостоятельное
выполнение учащимися заданий на
новый способ действий.
Разбивает класс на группы по 4
человека. Группе предлагается
орфографический словарь, учебники
по русскому языку, литературному
чтению. За одинаковый отрезок
времени выписать как можно больше
таких слов.
Работают в группах.
Распределяют роли в группе.
Выполняют задание.
Представляют полученный
результат. Проводят анализ и
самоанализ проделанной работы.
Работа в группе,
самоконтроль,
взаимопроверка по
образцу (эталону).
Познавательные УУД:
владеть приёмами отбора
и систематизации
материала;
работать с разными
источниками информации.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
умение слушать и
слышать других, уметь договариваться,
распределять роли в
группе.
Регулятивные УУД:
применять алгоритм в
самостоятельной
деятельности;
осуществлять
взаимоконтроль;
осуществлять итоговый и
пошаговый контроль
результатов.
VIII Этап: Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – время (6 мин.)
Создаёт условия для проведения
рефлексии.
Приём «Чистая доска».
Учитель в разных концах школьной
доски прикрепляет листочки виде
белых клякс, на которых записаны
вопросы по теме урока.
Устанавливают соответствие
между поставленной целью и
результатом урока.
Выходят к доске, выбирают
«пятно», рассказывают об
изученной теме на уроке.
Оценка и самооценка
работы учащихся на
уроке
Познавательные УУД:
систематизировать,
обобщать изученное, делать
выводы.
Коммуникативные УУД:
строить монологическое
высказывание;
оформлять свои мысли в
устной форме, отвечать на
вопросы.
Регулятивные УУД:
соотносить цели и
результаты собственной
деятельности;
анализировать и
осмысливать свои
достижения, выявлять перспективы развития;
совместно с учителем и
одноклассниками давать
оценку деятельности на
уроке.
IХ Этап: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – время (2 мин.)
Внимательно выслушивают
объем и содержание домашнего
задания с фиксацией в дневнике.
Обеспечивает понимание учащимися
цели, содержания и способов
выполнения домашнего задания.
Выполнить задание из
«Дидактического материала» на с. 44
упр. № 83. Распределить данные слова
в два столбика по наличию ь или нет.
Обозначить орфограмму. Выучить
правило из учебника на с. 5.
Самоконтроль.
Запись домашнего
задания в дневник.
Познавательные УУД:
систематизировать
материал, полученный на
уроке;
уметь выбрать наиболее
подходящий способ
решения проблемы, исходя
из ситуации.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь
других;
уметь задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
самостоятельно решать
предложенные учебные
задачи;
контролировать и
оценивать свою работу и
полученный результат.
Технологическая карта по русскому языку 4 класс
Технологическая карта по русскому языку 4 класс
Технологическая карта по русскому языку 4 класс
Технологическая карта по русскому языку 4 класс
Технологическая карта по русскому языку 4 класс
Технологическая карта по русскому языку 4 класс
Технологическая карта по русскому языку 4 класс
Технологическая карта по русскому языку 4 класс
Технологическая карта по русскому языку 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.