План-конспект урока
Тема урока: «Озера. Вода в «подземных кладовых».
1. ФИО (полностью): Баченина Т.В.
2. Место работы: филиал МБОУ Токарёвской СОШ №2 в д. Чичерино Токарёвский р-н Тамбовская область
3. Должность: учитель географии
4. Предмет: география
5. Класс: 6 класс.
6. Тема и номер урока в теме
Тема: Водная оболочка Земли. Тема урока: «Озера. Вода в «подземных кладовых».
7. Базовый учебник: под редакцией Алексеева В.П. «География» (начальный курс). Учебник. 5-6 класс. «Полярная звезда», 2015г.
8. Цель урока: сформировать представлений об озерах, их видах, ледниках и их видах, подземных водах.
Обучающие:
- формирование у учащихся знаний об озерах, ледниках и подземных водах.
Развивающие:
- развитие умений работать с географической картой - определять местонахождение крупнейших озер мира;
- развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе, в паре, дополнительным материалом;
Воспитательные:
- воспитание ответственного отношения человека к природе и правил поведения в природе.
10. Тип урока: комбинированный
11.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.
12. Необходимое техническое оборудование: атласы, «Физическая карта мира», мультимедийный проектор, подключение к сети Интернет
Технологическая карта
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный момент |
Приветствие обучающихся.
|
Приветствие учителя. настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке
|
Формирование норм и правил поведения в социуме |
I. Актуализация знаний
|
Ребята, какую тему мы сейчас изучаем? Какой вид внутренних вод мы уже изучили? - Предлагаю четверым ученикам поработать с карточками и дать определение понятиям (индивидуальная работа с понятиями река, исток, устье, речная система, бассейн, водороздел, бассейн внутреннего стока, долина, русло, пойма, пороги и водопады). - Пока ребята работают, предлагаю узнать реки по описанию, определить к бассейну какого океана они относятся и показать их на карте: 1. Слайд 4,5. Как только не называют эту реку: «жемчужина России», «матушка», «красавица», «кормилица», главнейшая улица европейской части России
2. В устье этой реки в 1703 году был основан город Санкт-Петербург
3. По этой, одной из крупнейших рек России проходит часть государственной границы с Китаем.
4. Эта река считается в России самой полноводной и является природной границей между Уральскими горами и Западно - Сибирской равниной.
5. Эта река длиною более 600 километров берёт начало в горах Кавказа и впадает в самое большое по площади озеро мира Слайд 6 - Учитель: распределите названные реки к горным и равнинным, объясните ваш выбор, согласно изученным на прошлом уроке схемам речных долин. - Покажите на карте водопады Виктория, Ниагарский, Стенли, Анхель, Кене. Чем они отличаются от порогов? |
Отвечают: водная оболочка Земли. Реки. Ученики самостоятельно работают по карточкам
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, показывают на карте реки: 1. Волга, берет начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское море. Относится к бассейну внутреннего стока. Крупнейшие притоки Ока и Кама. 2. Нева вытекает из Ладожского озера, впадает в Финский залив Балтийского моря. Относится к бассейну Атлантического океана 3. Амур образуется слиянием рек Шилка и Аргунь, впадает в Татарский пролив, относится к бассейну Тихого океана. 4. Обь образуется на Алтае при слиянии Бии и Катуни, впадает в Обскую губу Карского моря , относится к бассейну Северного Ледовитого океана. 5. Терек берет начало на склоне Главного Кавказского хребта из ледника, впадает в Каспийское море, относится к бассейну внутреннего стока.
Ученики распределяют реки, объясняют свой выбор согласно рисунку 63, стр.98.
Ученики работают с картой и показывают водопады. |
Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей.
|
III. Открытие новых знаний
|
Этот вид внутренних вод считается украшением природы. Красива их голубая гладь и небо, опрокинувшееся в воду, мелкие барашки волн и синие глубины, прозрачная вода и белые кувшинки на поверхности чистой воды. О чем идет речь?Это и будет темой нашего урока.Посмотрите на слайд и попытайтесь дать определение, что такое озеро?Слайд 7Какая может быть вода в озере?Слайд 8-11Учитель подводит итог: дает четкое определение понятия «озеро», типах воды в озере, опираясь на слайды.
|
Ученики дают ответ, что это озеро.
Делают предположения, что может называться озером.
Говорят, что вода в озере может быть пресной и соленой
|
Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия; Опора на опыт, знания учащихся. Развитие монологической речи. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
Учитель: поработаем с учебником (стр. 103-104) в группах и выполним задания: 1 группа - определить, какие озера называют пресными, показать их на карте; 2 группа – солоноватые, показать их на карте; 3 группа – соленые, показать их на карте.
|
Ученики работают в группах, выполняя задания, представители от группы делают сообщения, работают у доски с картой. |
||
Физкультминутка А сейчас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. А теперь вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели.
|
|
||
Создание проблемной ситуации
|
Учитель: Ребята, представьте, что пресная вода в реках и озерах вдруг закончилась, откуда люди будут брать пресную воду? Почему ледники и подземные воды называют «земные кладовые»?
Учитель: поработайте со слайдом и определите виды ледников. Слайд 12-16 Чем они отличаются друг от друга? Можете ли привести примеры воздействия айсбергов на жизнь и здоровье людей? |
Ученики отвечают, что запасы пресной воды есть в ледниках и подземных водах. Они являются природным «кладом» пресной воды.
Определяют, что ледники могут быть покровными и айсбергами, их отличия, работают с цифровыми данными. Приводят пример с «Титаником».
|
|
Практикум |
Учитель: а теперь я предлагаю вам почувствовать себя Гидрологами. Работаем в парах (инструкция выполнения работы на стр.107-108). Сделайте вывод об образовании родников и докажите, что в различных горных породах вода просачивается с разной скоростью.
Учитель. Посмотрите на слайд, как образуются подземные воды. Наличие каких пород необходимо для образования подземных вод и родников? Слайд 17-18 |
Ученики работают в парах, проводят опыт, делают вывод о том, что песок, глина и суглинок с разной скоростью пропускают воду.
Ученики говорят, что условиями для образования подземных вод и родников необходимо наличие водопроницаемых и водоупорных слоев. Записывают вывод в тетрадь. |
Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция; коммуникативные: навыки сотрудничества познавательные: работа с учебными моделями, выполнение логических операций, анализ, обобщение. |
IV. Закрепление.
|
- Какую тему мы сегодня изучили? - Назовите типы озер, приведите примеры и покажите их на карте
– Какую проблему мы решали на уроке? - Какие выводы сделали в результате практической работы? |
Дети отвечают на вопросы и делают вывод. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение. |
V.Определение и разъяснение домашнего задания
|
Учитель задает дом. Задание обязательное для всех- п.18, вопр №1,3,4 усложненное 2,5,6
Для удовольствия Сделать рисунки, иллюстрирующие текст учебника. Слайд 19
|
Записывают домашнее задание в дневники |
|
VII. Итог урока. Рефлексия
|
Подводит итог урока, предлагает поработать по шаблону: 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я приобрел… 8. Я научился… 9. У меня получилось… 10. Я смог… 11. Меня удивило… 12. Мне захотелось… Слайд 20 |
Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов
|
- оценка процесса и результатов деятельности, - рефлексия способов и условий действий; -уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи4 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
|
Ресурсы:
№ |
Название ресурса |
Вид, тип ресурса |
Источник ресурса |
Электронные образовательные ресурсы |
|||
1 |
Озера мира, классификация |
Текст, таблица озер мира по площади |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/adad6af3-0c97-1a7b-1283-e16f61819c11/1000407A.htm |
2 |
Мертвое море (озеро). |
Текст, фото |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6dc4d73e-c93a-2e92-a23c-95660b5375dc/1000355A.htm |
3 |
Айсберги
|
Текст, фото. |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b76e2af6-99f7-2a4f-28a2-cb0cc75b37f3/1000964A.htm |
4 |
Озера. Вода в «земных кладовых» |
Презентация |
http://www.proshkolu.ru/user/nadegca888/file/4290351/ |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.