Технологическая карта русский язык 3 класс по разделу «Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону русского письма?»
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
16.02.2018
Тема урока Перенос способа проверки орфограмм в падежных окончаниях.
Цель темы Используя различные приёмы проверки орфограмм слабых позиций в корнях, приставках, суффиксах, через осуществление коллективно – распределённой деятельности, исследовательским методом найти способ проверки орфограмм в падежных окончаниях, замоделировать его.
Основное
содержание темы, термины и понятия - позиционного чередования звуков в падежных окончаниях;
- набор падежных окончаний в сильных позициях.
Планируемый результат: дети узнают и научатся использовать способы проверки орфограмм в падежных окончаниях.
Предметные
умения, УУД1. Обнаружение позиционного чередования звуков в падежных окончаниях.
2. Выявление факта соответствия букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону русского письма
3. Проверка орфограмм в падежных окончаниях путем замены слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях. представление о русском языке как языке его страны;
Личностные УУД: умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму.
Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Коммуникативные УУД: – участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); – задавать вопросы, отвечать на вопросы других; выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли
Организация пространства: решение частно – практической задачи по развёртыванию общего способа на частный случай.
Межпредметные связи
Чтение, ИЗО Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная. групповая Ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/
русский 3в.doc
Технологическая карта
русский язык 3 класс по разделу «Можно ли писать орфограммы в падежных
окончаниях по закону русского письма?»
Тема урока
Цель темы
Основное
содержание темы, термины и
понятия
Перенос способа проверки орфограмм в падежных
окончаниях.
Используя различные приёмы проверки орфограмм слабых
позиций в корнях, приставках, суффиксах, через
осуществление коллективно – распределённой
деятельности, исследовательским методом найти способ
проверки орфограмм в падежных окончаниях,
замоделировать его.
позиционного чередования звуков в падежных
окончаниях;
набор падежных окончаний в сильных позициях.
Планируемый результат: дети узнают и научатся использовать способы проверки
орфограмм в падежных окончаниях.
Предметные
умения, УУД1. Обнаружение
позиционного чередования
звуков в падежных окончаниях.
2. Выявление факта
соответствия букв,
обозначающих фонемы в
слабых позициях в падежных
окончаниях, закону русского
письма
3. Проверка орфограмм в
падежных окончаниях путем
замены слова с орфограммой
словом с тем же набором
падежных окончаний в сильных
позициях.
представление о
русском языке как языке его
страны;
Личностные УУД: умело пользоваться русским языком и
элементы сознательного отношения к своей речи, контроля
за ней.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу,
целенаправленно слушать (учителя, одноклассников),
решая её; находить в тексте необходимые сведения, факты
и другую информацию, представленную в явном виде;
применять разные способы фиксации информации
(словесный, схематичный и др.), использовать эти способы
в процессе решения учебных задач;
понимать
представленную в изобразительной,
информацию,
схематичной форме; переводить её в словесную форму.
Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную
задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем или
самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои
действия для решения задачи; контролировать процесс и
результаты своей деятельности, вносить необходимые
коррективы; оценивать свои достижения, осознавать
трудности, искать их причины и способы преодоления.
Коммуникативные УУД: – участвовать в диалоге, в общей
беседе, выполняя принятые правила речевого поведения
(не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться
понять его точку зрения и т.д.); – задавать вопросы,
отвечать на вопросы других; выражать свои мысли,
чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и
ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка,
заботясь о ясности, точности выражения мысли
Организация пространства: решение частно – практической задачи по развёртыванию
общего способа на частный случай. Межпредметные связи
Чтение, ИЗО
Формы работы:
индивидуальная,
фронтальная, парная.
групповая
Ресурсы:
http://schoolcollection.edu.ru/
I этап. Мотивация к деятельности (Диалог персонажей № 401)
Цель– Создание ситуации
успеха и ситуации
“интеллектуального
разрыва”.
Проблемная ситуация.
Учитель: Распределите данные слова по группам “могу
проверить и записать” и “не умею проверять”: дом_к, б_жал,
п_ел, (в)дом_, к_ты, (под) берёз_й. (Индивидуальная работа)
Дети: (ученик работает у доски)
<Рисунок 1>
Учитель: Почему распределили именно так?
Дети: Потому что в корнях, суффиксах и приставках мы умеем
проверять орфограмму слабой позиции.
Учитель: Замоделируйте способы проверки орфограмм слабой
позиции в приставках, корнях, суффиксах.
Дети:
<Рисунок 2>
Учитель: Что значит “равные” корни, приставки и суффиксы?
Дети: Имеют такое же значение и такой же состав.
Учитель: На что опирались вы при проверке орфограмм?
Дети: На основной закон русского письма и основное
орфографическое правило.
II этап. Учебнопознавательная деятельность
Последовательность
изучения
Диагностическое задание
Учитель: Что мы будем сегодня делать?
Дети: Учиться определять написание орфограммы слабой
позиции в окончании, открывать способ проверки и
моделировать его.
Учитель: Есть предположения по поводу способа проверки в
окончании?
Дети: Предполагаем, что он будет таким же, как в корнях,
приставках и суффиксах, но это надо доказать. Цель– Определение
задачи. Вводная
рефлексия.
Моделирование способа в
группах и обсуждение
результатов.
Учитель: Что мы узнали об окончании?
Дети:
1. Окончание имеет три работы: указывает на род, число, падеж.
2. Узнали, что такое окончанияомонимы, окончаниясинонимы
и “равные” окончания.
Узнали, что есть четыре набора падежных окончаний, т.е. слова
с одинаковым набором падежных окончаний и это можно
определить, поставив слово в И.п., ед.ч..
9Создание условий для решения частно практической задачи.)
(Сравнение окончания с разным звуковым составом и
одинаковой работой.)
Учитель: Сравните окончания в словах, работая в группах.
(под) осин[а]й, (под) сосн[о']й
Дети:
<Рисунок 3>
Учитель: Одинакова ли у них работа?
Дети: Работа одинакова, “равна”.
Учитель: Звуки в окончании одинаковы?
Дети: Звуки [а] и [о].
Учитель: Чем отличаются разные окончания, звуками или
фонемами?
Дети: Фонемами.
Обсуждение результатов групп.
<Рисунок 4>
III этап. Интеллектуальнопреобразовательная деятельность
Цель
– Развёртывание учебной
задачи по переносу
способа. Анализ.
(Сравнение позиции звука
в окончании с одинаковой
работой).
Коллективное
обсуждение
Репродуктивное задание
Учитель: Почему в окончании с одинаковой работой оказались
разные гласные звуки?
(Сравните позиции звуков).
Дети: Звуки стоят в разных позициях: [о'] – в сильной, [а] – в
слабой.
Учитель: Какую фонему представляет ударный звук [о']?
Дети: Фонему ‹о›.
Учитель: Может ли этот звук работать в слабой позиции?
Дети: По правилам русского произношения звуки [о'] и [э']
встречаются только в позиции под ударением, в других
позициях в безударных слогах они заменяются другими звуками,
т.е. позиционно чередуются с другими звуками.
Учитель: Так эта одна и та же фонема или разная? Дети: Да, одна. Она представлена позиционно чередующимися
звуками [о'] // [а]
Учитель: Какую фонему представляет безударный [а] в
окончании слова (под) осин[а]й?
Дети: Надо посмотреть, какой звук в том же окончании в
сильной позиции.
В слове (под) сосн[о?]й окончание то же самое, звук
в
сильной позиции, значит
Учитель: Внесите изменения в свои работы.
Дети:
// [а] =‹о›
<Рисунок 5>
Значит окончания одинаковые.
Импровизационное задание
Учитель: По закону русского письма, что обозначаем буквами
фонему или звук?
Дети: Фонему.
Учитель: Где действует этот принцип? Мы знаем?
Дети: При проверке орфограмм в корне, приставке и суффиксе.
Учитель: Какой можете поставить вопрос?
Дети: Действует ли этот принцип в окончании?
Эвристическое задание
Учитель: Вернёмся к своим групповым работам. Какой фонемой
обозначено окончание в слове (под) осин[а]й?
Дети: Фонемой ‹о›
Учитель: Как это сделали? Узнали?
Дети: Определили какой звук в том же окончании в слове (под)
сосн[о']й, значит, в слове (под) осин[а]й он в окончании
обозначен фонемой ‹о›
(под) осиной
Учитель: Запишите результат в работы.
Учитель: Что можете сказать об окончаниях в этих двух словах?
<Рисунок 6>
Окончания одинаковые, значит, (под) осиной
Учитель: Какой можете сделать вывод?
Дети: Орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях так
же, как и в других частях слова пишутся по закону русского
письма, т.е. фонемы в них обозначаются такими же буквами,
которые пишутся в тех же падежных окончаниях в сильной
позиции.
Самоорганизация в деятельности
Учитель: А что же по поводу этого нам говорит дядюшка Ус? (Учебник русского языка, 3 класс, В.В. Репкин)
(Дети читают учебник на стр.164)
Учитель: Что мы сейчас сделали?
Дети: Знакомый способ “испробовали” на проверке падежных
окончаний и поняли, что он работает.
Учитель: Прочитайте в учебнике на стр.160 вопрос: “Можно ли
писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?”.
Ответили мы на вопрос параграфа? А замоделировать способ
сможем?
Дети: Да.
Моделирование способа в группах и обсуждение результатов.
(Рассматриваем различные варианты)
.а)
б)
в)
<Рисунок 7>
Учитель: Модели похожи с моделями проверки в корнях,
суффиксах и приставках
Сможем ли мы сделать одну модель для всех частей слова?
Дети: Да. а) б) .
<Рисунок 8>
общий способ
<Рисунок 9>
VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия.
Формы
контроля; контрольное задание.
Оценка
результатов деятельности
Учитель: Что мы сделали?
Дети: Перенесли способ проверки для корней,
суффиксов, приставок, на проверку окончания.
Замоделировали его.
Учитель: А что можно теперь делать?
Дети: Проверить как работает этот способ.
Работа в группах.
(заглянул в) о'зер[а]
(заглянул в) окн[о']
Напишите, используя способ проверки падежных
окончаний, окончания в словах буквами Обсуждение результата.
<Рисунок 10>
в окно'
в озеро
Учитель: Работает ли способ?
Дети: Да.
Учитель: Что мы делали?
Дети:
Учитель: Как закон здесь действует?
Дети:
Учитель: Что будем делать дальше?
Дети:
Учитель: Кому было интересно? Сложно?
Дети:
Учитель: Кто помог вам в решении проблем?
Дети:
Зачем в жизни уметь определять правильное написание
орфограмм в падежных окончаниях?
Самооценка
Оценка
присутствующего
Технологическая карта русский язык 3 класс по разделу «Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону русского письма?»
Технологическая карта русский язык 3 класс по разделу «Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону русского письма?»
Технологическая карта русский язык 3 класс по разделу «Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону русского письма?»
Технологическая карта русский язык 3 класс по разделу «Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону русского письма?»
Технологическая карта русский язык 3 класс по разделу «Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону русского письма?»
Технологическая карта русский язык 3 класс по разделу «Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону русского письма?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.