Тема: «Огурец + Кабачок = ?», дата проведения урока: 27.04.2016, среда, третий и четвертый уроки.
Интегрированный урок (математика + биология) в 5м классе.
Разработали и провели: Левина Сардана Гаврильевна, учитель биологии; Константинова Саргылана Семеновна, учитель математики.
Разделы: Математика, Биология
Пояснительная записка.
Образовательный процесс в рамках внедрения ФГОС требует новых подходов и методов к построению урока. Одним вариантом нового
урока является интегрированный урок. Интегрированный урок способствует формированию целостной картины мира у учащихся. Кроме того,
такие уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и
нахождению причинноследственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения
интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на
высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности урока. Интегрированные уроки раскрывают значительные
педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды
деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. У
малоуспешных в одном предмете детей появляется возможность проявить себя в другом предмете.
Интегрированный урок по математике и биологии составлен для 5 классов в соответствии с ФГОС. В ходе урока учащиеся выполняют
различные задания в тетрадях, в группах. Результаты выполненных заданий заносятся в лист оценивания, сравниваются с эталоном на экране,
производится необходимая коррекция в полученных ранее знаниях.
Цели и задачи:
расширить познания о разновидности семян натуральных сельскохозяйственных продуктов и цветов;
познакомить о видах распространения семян;
умение произвести расчетные действия;
привитие любви к родному краю.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
1Форма урока: урокигра.
Дидактический материал и оборудование: плакат с высказыванием "Владеть значит уметь применять". (Академик А.Н.
Несмеянов).
учебник математики 5 класс (авт. Н.Я. Виленкин и др.)
учебник биологии 5 класс. (авт.В.В.Пасечник)
рассады огурцов, кабачков, цветов «Календула», «Мальва», семян овса, проросшие семена
интерактивная доска;
слайдовая презентация для учителя «Огурец+Кабачок=?», слайдовые презентации для учащегося для выполнения задания, лист расчета
«Дневник фермера»
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, поисковые, устная и письменная проверка знаний.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями и обучающимися в процессе различных
видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
2
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
Математика
выполнять вычисления с десятичными дробями;
применять свойства сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей;
уметь анализировать и найти метод решения данной задачи;
решать задачи на проценты.
Биология
выделять существенные признаки семян и уметь выделять особенности выращивания растений семенами;
различать на живых объектах, рисунках этапы жизни покрытосеменных растений;
сравнивать семена разных видов растений, особенности их выращивания в различных условиях, уметь делать выводы на основе сравнения;
выявлять взаимосвязи между особенностями строения семян и их функциями.
Технологическая карта интегрированного урока в 5 классе
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Планируемые результаты
Предметные
УУД
31. Мотивация
знаний.
Постановка целей
урока.
2. Актуализация
пройденных
знаний
ребята!
Приветствие, проверка
подготовленности к учебному занятию,
организация внимания детей. (Слайд
1).
Здравствуйте,
Давайте
посмотрим друг на друга и улыбнёмся
и громко скажем «Добрый день!». И
пусть день этот будет добрым, а мы
все будем созидать добрые дела для
себя и окружающих. Присаживайтесь
на свои места. Я рада, что у вас
хорошее настроение, это значит, что
мы с вами сегодня очень дружно и
активно поработаем. Сегодня мы с
вами проводим необычный урок –
интегрированный. Тема нашего урока –
Огурец + Кабачок = ? Мы повторим и
закрепим с вами знания о видах семян,
об их
распространении. Будем
произвести расчетные действия. Для
этого у нас организуются 4
фермерских хозяйств.
(слайд 2, 3) Задание 1(математика)
Каждое фермерское хозяйство
получает у специалиста сельского
хозяйства семена и подписывает
договор с администрацией на
получение земли. Для этого хозяйство
вычисляет площадь посева и получает
разрешение для отвода земли. Записать
полученные результаты в лист
фермера. (слайд4)
Личностные: мотивация
учения.
Регулятивные: постановка
учебной задачи.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками.
Коллективные действия
Включаются в деловой
ритм урока.
Биология: узнают на
рисунке виды семян,
растениеводческие
действия
Осмысление темы
урока.
БИОМАТИКА – связь
биологии и математики.
Организуются 4
группы: «Семицветик»,
«Солнышко»,
«Витаминка»,
«Колосок»
формулируют цели
урока.
Биология:
По семенам должны узнать
названия растений
Учащиеся выполняют
работу в тетрадях.
Учащиеся называют
растение
Учащиеся записывают
данные на
интерактивной доске
Математика:
Записывают и читают
Выполняют
числа.
вычисления
с
натуральными числами и
десятичными дробями.
Применяют
свойства
умножения и деления при
совершении
арифметических действий
Биология:
Личностные: мотивация
учения.
Регулятивные: сличение
результатов с заданным
эталоном, внесение
необходимых корректив,
осознание уже усвоенного и
подлежащего усвоению.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
4Задание 2 (биология)
3.Обобщение и
систематизация
знаний
Задание 3 Определите всхожесть
семян в количественном и процентном
виде. Запишите полученное значение в
лист фермера (Математика).
Учащиеся выполняют
работу в тетрадях.
Учитель проверяет правильность
выполнения задания.
Задание 4 Определить причины не
всхожести (биология)
Почему некоторые семена не взошли?
Какие могут быть причины?
Учащиеся отвечают на
вопросы учителя
Учащиеся выполняют
самопроверку и узнают
ответ на вопрос.
По таблице должны
выяснить сколько
площади занимает
определенный вид
растения, делают выводы
о различиях семян и
растений.
Математика: Выполняют
вычисления
с
десятичными дробями.
Применяют
свойства
умножения и деления при
совершении
арифметических действий
с дробями. Решают задачу
на проценты.
Биология: выявляют
возможные причины
непрорастания семян
4.Применение
знаний и умений в
новой ситуации.
Метеорологическое сообщение, шум
ветра.
Задание 5 Определите % всхожести
после климатических условий.
полученное значение
Запишите
выражения в лист фермера
(Математика).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Задание 6
вычислить урожайность
Учащиеся выполняют
работу в тетрадях.
Учащиеся записывают
данные на
интерактивной доске
Учащиеся выполняют
самопроверку.
Математика: Выполняют
вычисления с
десятичными дробями.
Решают задачи на
проценты.
Биология:
Учащиеся решают
проблемы сохранения
урожая, используя разные
агротехнические приемы.
и сверстником.
Познавательные:
логические анализ
объектов с целью
выделения признаков.
Личностные:
смыслообразование.
Регулятивные: сличение
результатов с заданным
эталоном, внесение
необходимых корректив,
осознание уже усвоенного и
подлежащего усвоению.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками.
Познавательные: синтез,
самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого и поискового
характера.
Личностные: мотивация
учения.
Регулятивные: сличение
результатов с заданным
эталоном, внесение
необходимых корректив,
осознание уже усвоенного и
подлежащего усвоению.
Познавательные: умение
структуризировать знания,
55.Контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных
ошибок и их
коррекция
6.Рефлексия
Приводят к выводу – при
несвоевременных
действиях урожай может
пострадать. Растения по
разному могут
реагировать на
особенности климата.
Биология:
Учащиеся должны делать
заключение, что
практический выход
всегда бывает меньше
теоретического. Для
сокращения разницы
между выходами
необходимы
дополнительные знания и
навыки, приобретаемые по
ходу деятельности
Математика: Выделение
и осознание изученного и
того, что ещё нужно
усвоить.
Работа по сравнению
табличных данных,
полученных по ходу
работы с
теоретическими
данными
Учащиеся
подсчитывают
количество урожая.
Отвечают на вопросы.
(применить таблицу №1) запишите
результаты в лист фермера
Учитель проверяет правильность
выполнения задания.
Задание 7 Определить 10% от
урожая . Отчет фермера.
Задание 8 Для выполнения этого
задания проводится
сравнение
теоретического и практического
выходов урожая.
Подведение итогов.
Какой доход получили? Какой процент
от урожая является доходом
хозяйства?
Число 90 связать с юбилейной датой
родной школы.
И так ОГУРЕЦ + КАБАЧОК – это
ТРУД, УРОЖАЙ, ДОХОД, ЗНАНИЯ,
ДОБРО…
Спасибо за урок!
знаковосимволическое
моделирование, анализ и
синтез.
Личностные: мотивация
учения.
Регулятивные: сличение
результатов с заданным
эталоном, внесение
необходимых корректив,
осознание уже усвоенного и
подлежащего усвоению.
.
Личностные: оценивать
собственную учебную
деятельность: свои
достижения,
самостоятельность,
инициативу, причины
неудач
Регулятивные: сличение
результатов с заданным
эталоном, внесение
необходимых корректив,
осознание уже усвоенного и
подлежащего усвоению.
6Ход урока
1. Организационный момент:
Учителя биологии и математики Администрация наслега (тьюторы хозяйств)
Учащиеся: 4 самостоятельных фермерских хозяйства «Семицветик», «Витаминка», «Колосок», «Солнышко».
2. Основная деятельность на уроке:
Учащиеся проводят практические работы с наглядными средствами обучения, делают математические расчеты по урожайности – деятельность
фермерских хозяйств по выращиванию урожая, отчетности результатов.
Учителя, как тьюторы, направляют деятельность учащихся, проверяют, консультируют, оценивают результаты деятельности учащихся.
3. Заключительная часть:
Представление работ учащимися, отчетность, аккуратность выполненных работ. Рефлексия.
Экспресс анализ проведенного урока
№
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ УРОКА
ЧТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ ИЛИ НЕ УДАЛОСЬ
7