Технологическая карта урока –
это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Технологические карты
раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС к результатам образования.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности. | Включение в деловой ритм урока | Подготовка класса к уроку | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний обучающихся. Определяет типичные недостатки | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися; познавательные: |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (10мин) | Выявляет уровень знаний обучающихся. Определяет типичные недостатки | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися; познавательные: |
3.Постановка учебной цели и задач (5мин) | Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию | Ставят учебные цели, формулируют (уточняют) тему урока и определяют задачи, ставят проблему | Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные – формулирование познавательной цели и задач, темы урока; логические: формулирование проблемы |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
4. Построение проекта выхода из затруднения (10мин) | Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель, действие и т.д.) | Регулятивные: планирование, прогнозирование; |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
5. Первичное закрепление (15мин) | Устанавливает осознанность восприятия, присвоения. Первичное обобщение | Решают (выполняют) типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (можно в парах) | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (30мин) | Организует деятельность по применению новых знаний | Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: смыслообразование |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
7. Рефлексия деятельности. | Организует рефлексию | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия ; |
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Создание технологической карты позволяет учителю:
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
Обобщение
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.