Технологическая карта урока по русскому языку в 9 классе «Алгоритм написания сжатого изложения».
На основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации; обнаружение ценности или недостоверности информации, проектирование пути восполнения предметных и
метапредметных проблем
Целеполагание
Постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор (проектирование) способов и средств ее реализации
Индивидуальная и коллективная проектная деятельность (построение индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучаемом материале, формировании УУД, личностных результатов)ОГЭ
Технологическая карта урока по русскому языку в 9 классе «Алгоритм
написания сжатого изложения».
Этап урока
Цель этапа
Технологии
1
Организаци
онный
(мотивацион
ный)
3
Само и взаи
модиагности
ка с целью
определения
проблемных
зон в
изучаемой
теме (спосо
бы компресс
сии текста);
коллективная
деятельность
в организа
ции творчес
кой мастер
ской (диагно
стика с целью
определения
персональной
роли
учащегося)
2
Создание
условий для
включения
учащихся в
учебную дея
тельность на
личностно
значимом
уровне –
условия для
работы в
творческой
мастерской
(подготовка
алгоритмов и
памяток для
составления
сжатого из
ложения как
формы пись
менного ре
чевого выс
казывания)
Деятельность
учителя
4
Создание
ситуации
мотивации к
обучению
(организация
творческой
мастерской).
Индивидуаль
ные проектные
задания в сос
таве группы
для создания
эвристической
ситуации.
Каковы
способы
компрессии
текста?
регулятив
ные
5
Готовность к
самообразо
ванию (под
готовка к
проектиро
ванию инди
видуального
маршрута
восполнения
проблемных
зон в анализе
повествова
тельного
текста);
формулиро
вание вопро
сов, необхо
димых для
организации
собственной
и коллектив
ной деятель
ности и со
трудничества
с партнером в
ходе твор
ческой масс
терской (со
ставление
письменного
речевого вы
сказывания)
Целеполага
ние
Постановка
цели учебной
деятельнос
ти на основе
соотнесения
того, что уже
известно и
Индивиду
альная и кол
лективная
проектная де
ятельность
(построение
индивидуаль
Выбор средств
и методов,
адекватных
поставленным
целям.
Коллективное
выполнение
Самостоя
тельное или с
помощью
учителя оп
ределение
цели учебной
деятельности;
УУД учащихся
познаватель
ные
коммуника
тивные
6
Самостоя
тельное вы
деление и
формулиро
вание позна
вательной
цели (разра
ботать алго
ритм анализа
эпизода);
формулиро
вание проб
лемы (как
построить и
реализовать
алгоритм
проведения
компрессии
текста);
подвергать
сомнению
достовер
ность инфор
мации на
основе име
ющихся зна
ний, жизнен
ного опыта
(рецензиро
вание перви
чного проек
тирования
алгоритма
сжатия)
Формирова
ние предмет
ных понятий,
навыков сис
тематизации
знаний по
предмету;
Формирова
ние
атмосферы
исследо
вания, твор
чества, со
творчества
(распределе
ние ролей в
исследова
нии текста,
составлении
индивиду
ального и
коллектив
ного пись
менного
(устного)
речевого вы
сказывания)
Представле
ние конкрет
ного содер
жания и со
общение его
в письмен
ной и устнойформах
2
структуриро
вание текста,
уяснение
сущности ис
следователь
ской работы
как показате
ля успешнос
ти учебной
деятельности
Аргумента
ция своей
точки зрения
Умение зани
мать пози
цию эксперта
относительно
демонстриру
емых компе
тенций в раз
ных видах де
ятельности и
оценивание
их при помо
щи соответ
ствующих
критериев
формулиро
вание и удер
жание учеб
ной задачи;
освоение ос
нов ознако
мительного,
поискового,
изучающего,
усваивающе
го чтения;
определение
последова
тельности
промежуточ
ных целей с
учетом коне
чного резуль
тата
Осуществле
ние рефлек
сии своей де
ятельности и
своего пове
дения в про
цессе учебно
го занятия и
коррекция;
осуществле
ние контроля,
коррекции,
оценки дей
ствий парт
нера; умение
убеждать
задания при
консульта
тивной помо
щи учителя
для создания
диалоговой
ситуации.
Исследование
текста
рассуждения с
последующей
компрессией;
выявление за
труднений, ти
пичных оши
бок, проблем
доминант в
изученной
теме с целью
установления
общих задач
(цели) урока
Помощь в фор
мулировании
цели и образо
вательных ре
зультатов на
языке умений
(компетенций)
Задания для
развития худо
жественного
мышления и
речи.
Например: от
редактировать
образец (при
мер) алгорит
ма сжатия тек
ста на уровне
его содержа
ния
усвоено, и
того, что не
известно:
выбор (про
ектирование)
способов и
средств ее
реализации
ного маршру
та восполне
ния проблем
ных зон в
изучаемом
материале,
формирова
нии УУД,
личностных
результатов)
Актуализа
ция предмет
ных, мета
предметных,
личностных
результатов
Критическое
мышление,
исследовате
льская деяте
льность; про
блемное обу
чение; само
анализ, само
диагностика
результатов
учебной дея
тельности
Первичная
рефлексия
(фиксирова
ние индиви
дуальных за
труднений в
пробном дей
ствии): кон
троль в фор
ме сличения
способа дей
ствия и его
результата с
заданным
эталоном с
целью обна
ружения от
клонений и
отличий от
эталона, то
есть постано
вка пробле
мы исследо
ванияЗакрепление
знаний (фик
сация пред
метных, мета
предметных и
личностных
результатов)
Поэтапное
формирова
ние умсвен
ных дей
ствий; диаг
ностика пре
дметных, ме
тапредмет
ных и лично
стных резу
льтатов
Первичное
проектирова
ние индиви
дуального
маршрута
восполнения
проблемных
зон в изучен
ной теме, в
формирова
нии метапре
дметных и
личностных
результатов
Само или
взаимодиаг
ностика пре
дметных, ме
тапредмет
ных и лично
стных резу
льтатов
Диагностика
(самодиагно
стика) и реф
лексия пред
метных, ме
тапредмет
ных и лично
стных резу
льтатов
Самопровер
ка умений
применять
формирую
щиеся навы
ки в типовых
условиях:
выделение и
осознание
того, что уже
усвоено и
что еще нуж
но усвоить;
осознание
качества и
уровня усво
ения; оценка
Диагностика
ведущих спо
собов исследо
вательской,
аналитичес
кой, мысле
творческой де
ятельности;
включение в
учебную дея
тельность (со
ставление ал
горитмов уст
ного и пись
менного вы
сказывания).
Задания для
создания ситу
ации критики
и воплощения
с последую
щей взаимо
проверкой по
памятке; сос
тавление па
мяток
алгоритмов
сжатия
предложен
ных публици
стических тек
стов, рассуж
дения
Проектирова
ние способов
деятельности
на основе вы
явленных и
обозначенных
в сводной (ко
ллективной)
диагностичес
кой карте ин
дивидуальных
затруднений
учащихся. Ко
ллективное
выполнение
задания с по
следующей
3
Установление
правил про
дуктивной
самостоятель
ной работы и
учебных дей
ствий на их
основе
Рефлексия
своей дея
тельности и
своего пове
дения в про
цессе учебно
го занятия и
коррекция их
результатов
Заполнение
индивидуаль
ной диагнос
тической кар
ты с целью
выработки
индивидуаль
ного маршру
та преодоле
ния проблем
ных зон (зон
затруднения)
Проектирова
ние способов
и форм инди
видуально
личностной и
коллективной
учебнообра
зовательной
деятельности
на основе вы
явленных и
обозначен
ных в свод
ной (коллек
тивной) диаг
ностической
карте индии
Оценка суж
дения и сво
ей точки
зрения;
устано
вление рабо
чих отноше
ний с други
ми; эффек
тивное со
трудничест
во и способ
ствование
продуктив
ной коопера
ции; интег
рация в
группу (па
ру) сверст
ников и по
строение
продуктив
ного взаимо
действия со
сверстником
и взрослым в
условиях ре
шения пред
метной зада
чи
Отображе
ние в речи
(описание,
объяснение)
содержания
совершае
мых дейст
вий как в
форме гром
кой социали
зированной
речи, так и в
форме внут
ренней речирезультатов
работы
Проектирова
ние диффере
нцированно
го домашне
го задания
Индивиду
альная и кол
лективная
проектная де
ятельность;
дифференци
рованное
обучение
Составление
индивиду
ального мар
шрута выпо
лнения до
машнего за
дания как ча
сти коллек
тивного про
екта в соот
ветствии с
индивиду
альными воз
можностями
и предмет
ной подгото
вленностью
учащегося
4
Использова
ние практи
ческих уме
ний ознако
мительного,
изучающего,
просмотрово
го способов
чтения в со
ответствии с
поставленной
коммуника
тивной зада
чей
Участие в
коллектив
ном обсуж
дении проб
лем; умение
с достаточ
ной полно
той и точно
стью выра
жать свои
мысли в со
ответствии с
задачами и
условиями
коммуника
ции
видуальных
затруднений
учащихся;
адекватная
оценка своих
возможнос
тей достиже
ния цели оп
ределенной
сложности в
различных
сферах само
стоятельной,
парной и кол
лективной де
ятельности
На основе
имеющихся
знаний, жиз
ненного опы
та подвергать
сомнению до
стоверность
информации;
обнаружи
вать ценность
или недосто
верность ин
формации,
находить
пробелы в
информации,
пути воспол
нения пробе
лов
самопровер
кой по алгор
ритму ее про
ведения; про
ведение ком
прессии тек
стов по спро
ектированно
му алгоритму
сжатия
Ориентирова
ние учащихся
на применение
памяток и ал
горитмов при
выполнении
дифференци
рованного до
машнего зада
ния.
Например: от
редактируйте
текст алгорит
ма (памятки)
проведения
компрессии
текста на уро
вне его содер
жания (ИК 1).
Отредактируй
те текст алго
ритма (памят
ки) проведе
ния компресс
сии текста на
уровне его
языковых еди
ниц (ИК 2).
Предложите
свой вариант
памятки, алго
ритма компре
ссии текста на
уровне его со5
держания и
языковых еди
ниц (ИК 1,
ИК 2)
♦
Цели урока:
Рефлексивные:
активизировать мыслительную деятельность;
♦
Коммуникативная:
♦
Воспитательные:
формировать культуру речи;
отношение к русскому языку.
развивать письменную и устную речь;
научить приемам самостоятельной работы;
♦
♦
воспитывать бережное
Оборудование: тексты, памятки, плансхема, справочные материалы.
Ӏ. Организационный (мотивационный) этап
Индивидуальные проектные задания в составе группы для создания
эвристической ситуации. Учащиеся раздают предметное портфолио, тексты.
Каковы способы компрессии текста? (Исключение, обобщение, упрощение
на уровне содержания текста – выделение микротем текста, на уровне
языковых единиц.)
ӀӀ. Целеполагание
Коллективное выполнение заданий при консультативной помощи учителя для
создания диалоговой ситуации.
Исследование текстов публицистического стиля типа речи «рассуждение» с
последующей компрессией текста; выявление затруднений, типичных ошибок,
проблемдоминант в изученной теме с целью установления общих задач (цели)6
урока; определение микротем текстарассуждения; при помощи собранных
микротем выполнение конструирования сжатого текста на уровне содержания
текста.
ӀӀӀ. Актуализация знаний
Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
1. Отредактируйте образец (пример) алгоритма сжатия текста на уровне
его содержания.
2. Коллективная беседа.
Назовите признаки сжатого изложения.
Каков алгоритм работы над сжатым изложением?
Уточним порядок действий над сжатым изложением (в перспективе
моделирования алгоритма выполнения задания).
3. Вопросдиагностика (рефлексия):
Какой этап алгоритма вызывает у вас наибольшее затруднение?
Назовите вашу проблемудоминанту.
(Выявление и конструирование микротем.)
ӀV. Закрепление знаний
Фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов.
Исследование по проблеме урока.
Что называют микротемой? (Микротема – тема каждой смысловой части
текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста. Сумма
микротем передает основное содержание текста.)
Исследовательская работа по тексту «Память» (презентация + текст на
столах):
1. Смысловое чтение текста, акцентированное на его теме и проблеме.
2. Определение типа речи (рассуждение).
3. Определение композиционной схемы рассуждения (тезис –
доказательство – вывод).
4. Конструирование текста (работа с таблицей).
Назовите 1 микротему (можно обозначить как тезис).
Определите 2 микротему (можно обозначить как доказательство).
Сформулируйте 3 микротему (можно обозначить как вывод).7
5. Формулирование основной мысли текста в соответствии с
микротемами. (Хранить память – это наш нравственный долг перед
самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.)
Вывод. Сжатие текста на уровне содержания завершено, переходим к
компрессии на уровне языковых единиц.
6.Применение способов компрессии на уровне предложения. Применим
способы сжатия к каждому абзацу. (Учащиеся работают с карандашами,
называют возможные способы сжатия текста.)
V. Диагностика (самодиагностика) и рефлексия предметных,
метапредметных и личностных результатов
Этап закрепления навыков сжатия текста в групповой и самостоятельной
деятельности. Коллективное выполнение задания с последующей
самопроверкой по алгоритму ее проведения: проведение компрессии текстов
по спроектированному алгоритму сжатия.
Групповая работа:
1. Каждая группа получает текст и с ним работает по алгоритму
выполнения задания.
2. Отчет каждой группы при консультативном сопровождении учителя с
последующей (параллельной) само и взаимопроверкой учащимися
этапов выполнения задания – компрессии публицистического текста.
VӀ. Проектирование дифференцированного домашнего задания
1. Выявление проблемных зон в изученной теме и определение
индивидуальных маршрутов решения предметных проблем,
диагностирование при помощи сигнальных карт; формирование групп
типичной проблемыдоминанты и назначение учениковэкспертов и
консультантов.
2. Составление дифференцированного домашнего задания, например:
Отредактируйте текст алгоритма (памятки) проведения компрессии
текста на уровне его содержания (ИК 1).
Отредактируйте текст алгоритма (памятки) проведения компрессии
текста на уровне его языковых единиц (ИК2). Предложите свой вариант памятки, алгоритма компрессии текста на
уровне его содержания и языковых единиц (ИК 1, ИК 2).
8
Используемая литература:
1. Трунцева Т.Н. Проектирование технологических карт уроков
литературы и русского языка. М «ВАКО» 2015.
2. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров Ю.А. Российская школа и новые
информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.
НексПринт 2010.
3. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие
образовательной технологии. М. НИИ шк. технологий 2004.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2 т. М.
НИИ шк. технологий 2006.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.
Практическое пособие для работников общеобразовательных
учреждений. М. АРКТИ 2005.
6. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В. и др. Современные средства
оценивания результатов обучения в школе. Учебное пособие. М. 2007.
7. Технология формирования развития общих учебных умений и навыков
учащихся. Методическое пособие для руководителей ОУ, методистов,
учителей. Омск, ОмПГУ 2001 (В.С. Горбунова и др.).
8. Фестиваль педагогических идей (электронный ресурс):9