Технологическая карта урока "Алгоритм написания сжатого изложения в 9 классе"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока по русскому языку в 9 классе «Алгоритм написания сжатого изложения». На основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации; обнаружение ценности или недостоверности информации, проектирование пути восполнения предметных и метапредметных проблем Целеполагание Постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор (проектирование) способов и средств ее реализации Индивидуальная и коллективная проектная деятельность (построение индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучаемом материале, формировании УУД, личностных результатов)ОГЭ
Иконка файла материала для знанио.docx
Технологическая карта урока по русскому языку в 9 классе «Алгоритм  написания сжатого изложения». Этап урока Цель этапа Технологии 1 Организаци­ онный  (мотивацион­ ный) 3 Само­ и взаи­ модиагности­ ка с целью  определения  проблемных  зон в  изучаемой  теме (спосо­ бы компресс­ сии текста);  коллективная деятельность  в организа­ ции творчес­ кой мастер­ ской (диагно­ стика с целью опре­деления персональной роли  учащегося)  2 Создание  условий для  включения  учащихся в  учебную дея­ тельность на  личностно  значимом  уровне –  условия для  работы в  творческой  мастерской  (подготовка  алгоритмов и памяток для  составления  сжатого из­ ложения как  формы пись­ менного ре­ чевого выс­ казывания) Деятельность учителя 4 Создание  ситу­ации  мотива­ции к  обуче­нию  (организа­ция  творческой  мастерской).  Индивидуаль­ ные проектные задания в сос­ таве группы  для создания  эвристической ситуации.   Каковы  способы  компрессии  текста? регулятив­ ные 5 Готовность к  самообразо­ ванию (под­ готовка к  проектиро­ ванию инди­ видуального  маршрута  восполнения  проблемных  зон в анализе  повествова­ тельного  текста);   формулиро­ вание вопро­ сов, необхо­ димых для  организации  собственной  и коллектив­ ной деятель­ ности и со­ трудничества  с партнером в ходе твор­ ческой масс­ терской (со­ ставление  письменного  речевого вы­ сказывания) Целеполага­ ние Постановка  цели учебной деятельнос­ ти на основе  соотнесения  того, что уже известно и  Индивиду­ альная и кол­ лективная  проектная де­ ятельность  (построение  индивидуаль­ Выбор средств и методов,  адекватных  по­ставленным целям.  Коллек­тивное выпол­нение  Самостоя­ тельное или с  помощью  учителя оп­ ределение  цели учебной  деятельности; УУД учащихся познаватель­ ные коммуника­ тивные 6 Самостоя­ тельное вы­ деление и  формулиро­ вание позна­ вательной  цели (разра­ ботать алго­ ритм анализа  эпизода);     формулиро­ вание проб­ лемы (как  построить и  реализовать  алгоритм  проведения  компрессии  текста);      подвергать  сомнению  достовер­ ность инфор­ мации на  основе име­ ющихся зна­ ний, жизнен­ ного опыта  (рецензиро­ вание перви­ чного проек­ тирования  алгоритма  сжатия) Формирова­ ние предмет­ ных понятий,  навыков сис­ тематизации  знаний по  предмету;   Формирова­ ние  атмосфе­ры  исследо­ вания, твор­ чества, со­ творчества  (распределе­ ние ролей в  исследова­ нии текста,  составлении  индивиду­ ального и  коллектив­ ного пись­ менного  (устного)  речевого вы­ сказывания) Представле­ ние конкрет­ ного содер­ жания и со­ общение его  в письмен­ ной и устнойформах 2 структуриро­ вание текста,  уяснение  сущности ис­ следователь­ ской работы  как показате­ ля успешнос­ ти учебной  деятельности Аргумента­ ция  своей   точки зрения Умение зани­ мать пози­ цию эксперта  относительно  демонстриру­ емых компе­ тенций в раз­ ных видах де­ ятельности и  оценивание  их при помо­ щи соответ­ ствующих  критериев формулиро­ вание и удер­ жание учеб­ ной задачи;  освоение ос­ нов ознако­ мительного,  поискового,  изучающего,  усваивающе­ го чтения;  определение  последова­ тельности  промежуточ­ ных целей с  учетом коне­ чного резуль­ тата Осуществле­ ние рефлек­ сии своей де­ ятельности и  своего пове­ дения в про­ цессе учебно­ го занятия и  коррекция;  осуществле­ ние контроля, коррекции,  оценки дей­ ствий парт­ нера; умение  убеждать задания при  консульта­ тивной помо­ щи учителя  для создания  диа­логовой  ситуа­ции.  Исследо­вание текста­ рассуждения с последующей  компрессией;  выявление за­ труднений, ти­ пичных оши­ бок, проблем­ доминант в  изученной  теме с целью  уста­новления  общих задач  (цели) урока Помощь в фор мулировании  цели и образо­ вательных ре­ зультатов на  языке умений  (компетенций) Задания для  развития худо­ жественного  мышления и  речи. Например: от­ редактировать образец (при­ мер) алгорит­ ма сжатия тек­ ста на уровне  его содержа­ ния усвоено, и     того, что не­ известно:   выбор (про­ ектирование) способов и  средств ее  реализации ного маршру­ та восполне­ ния проблем­  ных зон в  изучаемом  материале,  формирова­ нии УУД,  личностных  результатов) Актуализа­ ция предмет­ ных, мета­ предметных,  личностных  результатов Критическое  мышление,  исследовате­ льская деяте­ льность; про­ блемное обу­ чение; само­ анализ, само­ диагностика  результатов  учебной дея­ тельности Первичная   рефлексия   (фиксирова­ ние индиви­ дуальных за­ труднений в  пробном дей­ ствии): кон­ троль в фор­ ме сличения  способа дей­ ствия и его  результата с  заданным   эталоном с  целью обна­ ружения от­ клонений и  отличий от  эталона, то  есть постано­ вка пробле­ мы исследо­ ванияЗакрепление  знаний (фик­ сация пред­ метных, мета предметных и личност­ных  резуль­татов) Поэтапное  формирова­ ние умсвен­ ных дей­ ствий; диаг­ ностика пре­ дметных, ме­ тапредмет­ ных и лично­ стных резу­ льтатов Первичное  проектирова­ ние индиви­ дуального  маршрута  восполнения  проблемных  зон в изучен­ ной теме, в  формирова­ нии метапре­ дметных и  личностных  результатов Само­  или  взаимодиаг­ ностика пре­ дметных, ме­ тапредмет­ ных и лично­ стных резу­ льтатов Диагностика  (самодиагно­ стика) и реф­ лексия пред­ метных, ме­ тапредмет­ ных и лично­ стных резу­ льтатов Самопровер­ ка умений  применять  формирую­ щиеся навы­ ки в типовых условиях:  выделение и  осознание  того, что уже усвоено и  что еще нуж­ но усвоить;  осознание   качества и  уровня усво­ ения; оценка  Диагностика  ведущих спо­ собов исследо­ вательской,  аналитичес­ кой, мысле­ творческой де­ ятельности;  включение в  учебную дея­ тельность (со­ ставление ал­ горитмов уст­ ного и пись­ менного вы­ сказывания).  Задания для  создания ситу­ ации критики  и воплощения  с последую­ щей взаимо­ проверкой по  памятке; сос­ тавление па­ мяток  алгорит­мов  сжатия  предложен­ ных публици­ стических тек­ стов, рассуж­ дения Проектирова­ ние способов  деятельности  на основе вы­ явленных и  обозначенных  в сводной (ко­ ллективной)  диагностичес­ кой карте ин­ дивидуальных  затруднений  учащихся. Ко­ ллективное  выполнение  задания с по­ следующей  3 Установление правил про­ дуктивной   самостоятель ­ной работы и учебных дей­ ствий на их  основе Рефлексия  своей дея­ тельности и  своего пове­ дения в про­ цессе учебно­ го занятия и  коррекция их результатов Заполнение  индивидуаль­ ной диагнос­ тической кар­ ты с целью  выработки  индивидуаль­ ного маршру­ та преодоле­ ния проблем­ ных зон (зон  затруднения) Проектирова­ ние способов  и форм инди­ видуально­ личностной и  коллективной учебно­обра­ зовательной  деятельности  на основе вы­ явленных и  обозначен­ ных в свод­ ной (коллек­ тивной) диаг­ ностической  карте индии­ Оценка суж­ дения и сво­ ей точки  зре­ния;  устано­ вление рабо­ чих отноше­ ний с други­ ми;  эффек­ тивное со­ трудничест­ во и способ­ ствование  продуктив­ ной коопера­ ции; интег­ рация в  группу (па­ ру) сверст­ ников и по­ строение  продуктив­ ного взаимо­ действия со  сверстником и взрослым в условиях ре­ шения пред­ метной зада­ чи Отображе­ ние в речи  (описание,  объяснение)  содержания  совершае­ мых дейст­ вий как в  форме гром­ кой социали­ зированной  речи, так и в форме внут­ ренней речирезультатов  работы Проектирова­ ние диффере­ нцированно­ го домашне­ го задания Индивиду­ альная и кол­ лективная  проектная де­ ятельность;  дифференци­ рованное  обучение Составление  индивиду­ ального мар­ шрута выпо­ лнения до­ машнего за­ дания как ча­ сти коллек­ тивного про­ екта в соот­ ветствии с  индивиду­ альными воз­ можностями  и предмет­ ной подгото­ вленностью  учащегося 4 Использова­ ние практи­ ческих уме­ ний ознако­ мительного,  изучающего,  просмотрово­ го способов  чтения в со­ ответствии с  поставленной  коммуника­ тивной зада­ чей Участие в  коллектив­ ном обсуж­ дении проб­ лем; умение  с достаточ­ ной полно­ той и точно­ стью выра­ жать свои  мысли в со­ ответствии с задачами и  условиями  коммуника­ ции видуальных  затруднений  учащихся;  адекватная  оценка своих  возможнос­ тей достиже­ ния цели оп­ ределенной  сложности в  различных  сферах само­ стоятельной,  парной и кол­ лективной де­ ятельности На основе  имеющихся  знаний, жиз­ ненного опы­ та подвергать сомнению до­ стоверность  информации;  обнаружи­ вать ценность или недосто­ верность  ин­ формации,  находить  пробелы в  информации,  пути воспол­ нения пробе­ лов самопровер­ кой по алгор­ ритму ее про­ ведения; про­ ведение ком­ прессии тек­ стов по спро­ ектированно­ му алгоритму  сжатия Ориентирова­ ние учащихся  на применение памяток и ал­ горитмов при  выполнении  дифференци­ рованного до­ машнего зада­ ния.  Например: от­ редактируйте  текст алгорит­ ма (памятки)  проведения  компрессии  текста на уро­ вне его содер­ жания (ИК 1).  Отредактируй ­те текст алго­ ритма (памят­ ки) проведе­ ния компресс­ сии текста на  уровне его  языковых еди­ ниц (ИК 2).  Предложите  свой вариант  памятки, алго­ ритма компре­ ссии текста на уровне его со­5 держания и  языковых еди­ ниц  (ИК 1,  ИК 2) ♦ Цели урока:     Рефлексивные:     активизировать мыслительную деятельность; ♦ Коммуникативная:    ♦ Воспитательные:      формировать культуру речи;    отношение к русскому языку.  развивать письменную и устную речь;  научить приемам самостоятельной работы;     ♦   ♦  воспитывать бережное  Оборудование:  тексты, памятки, план­схема, справочные материалы. Ӏ. Организационный (мотивационный) этап Индивидуальные проектные задания в составе группы для создания  эвристической ситуации. Учащиеся раздают предметное портфолио, тексты. ­ Каковы способы компрессии текста?  (Исключение, обобщение, упрощение  на уровне содержания текста – выделение микротем текста, на уровне  языковых единиц.) ӀӀ. Целеполагание  Коллективное выполнение заданий при консультативной помощи учителя для  создания диалоговой ситуации. Исследование текстов публицистического стиля типа речи «рассуждение» с  последующей компрессией текста; выявление затруднений, типичных ошибок, проблем­доминант в изученной теме с целью установления общих задач (цели)6 урока; определение микротем текста­рассуждения; при помощи собранных  микротем выполнение конструирования сжатого текста на уровне содержания текста. ӀӀӀ. Актуализация знаний Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи: 1. Отредактируйте образец (пример) алгоритма сжатия текста на уровне  его содержания. 2. Коллективная беседа. ­ Назовите признаки сжатого изложения. ­ Каков алгоритм работы над сжатым изложением? ­ Уточним порядок действий над сжатым изложением (в перспективе  моделирования алгоритма выполнения задания).      3. Вопрос­диагностика (рефлексия):          ­ Какой этап алгоритма вызывает у вас наибольшее затруднение?  Назовите вашу проблему­доминанту.             (Выявление   и конструирование  микротем.)  ӀV. Закрепление  знаний Фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов.  Исследование по проблеме урока. ­ Что называют микротемой?   (Микротема – тема каждой смысловой части  текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста. Сумма  микротем передает основное содержание текста.) Исследовательская работа по тексту «Память»  (презентация + текст на  столах): 1. Смысловое чтение текста, акцентированное на его теме и проблеме. 2. Определение типа речи  (рассуждение). 3. Определение композиционной схемы  рассуждения  (тезис –  доказательство – вывод). 4. Конструирование текста  (работа с таблицей). ­ Назовите 1 микротему (можно обозначить как тезис). ­ Определите 2 микротему  (можно обозначить как доказательство). ­ Сформулируйте 3 микротему  (можно обозначить как вывод).7       5.   Формулирование основной мысли текста в соответствии с  микротемами.   (Хранить память – это наш       нравственный долг перед  самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.) Вывод.  Сжатие текста на уровне содержания завершено, переходим к  компрессии на уровне языковых единиц.        6.Применение способов компрессии на уровне предложения.   Применим  способы сжатия к каждому абзацу. (Учащиеся работают с карандашами,  называют возможные способы сжатия текста.) V. Диагностика (самодиагностика) и рефлексия предметных,  метапредметных и личностных результатов Этап закрепления навыков сжатия текста в групповой и самостоятельной  деятельности. Коллективное выполнение задания с последующей  самопроверкой по алгоритму ее проведения: проведение компрессии текстов  по спроектированному алгоритму сжатия. Групповая работа:  1. Каждая группа получает текст и с ним работает по  алгоритму  выполнения задания. 2. Отчет каждой группы при консультативном сопровождении учителя с  последующей (параллельной)  само­  и  взаимопроверкой учащимися  этапов выполнения задания – компрессии публицистического  текста. VӀ. Проектирование  дифференцированного домашнего задания 1. Выявление проблемных зон в изученной теме и определение  индивидуальных маршрутов решения предметных  проблем,  диагностирование при помощи сигнальных карт; формирование групп  типичной проблемы­доминанты и назначение учеников­экспертов и  консультантов. 2. Составление  дифференцированного домашнего задания,  например: ­ Отредактируйте текст алгоритма  (памятки) проведения компрессии  текста на уровне его содержания  (ИК 1). ­ Отредактируйте текст алгоритма (памятки) проведения компрессии  текста на уровне его языковых единиц (ИК2).­ Предложите свой вариант памятки, алгоритма  компрессии текста на  уровне его содержания и языковых  единиц  (ИК 1,  ИК 2). 8 Используемая литература: 1. Трунцева  Т.Н.  Проектирование технологических карт уроков  литературы и русского языка.  М «ВАКО» 2015. 2. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров Ю.А. Российская школа и новые  информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие.     М.    НексПринт  2010.  3. Гузеев В.В.  Познавательная самостоятельность учащихся и развитие  образовательной технологии.  М.  НИИ  шк. технологий  2004.    4. Селевко Г.К.  Энциклопедия образовательных технологий в 2 т.  М.   НИИ  шк. технологий  2006. 5. Сергеев И.С.  Как организовать проектную деятельность учащихся.  Практическое  пособие для работников общеобразовательных  учреждений.  М.   АРКТИ  2005. 6. Шамова Т.И.,  Белова С.Н.,  Ильина И.В. и др.  Современные средства  оценивания результатов обучения в школе.  Учебное пособие.  М.  2007. 7. Технология формирования развития общих учебных умений и навыков  учащихся.  Методическое пособие для руководителей ОУ, методистов,  учителей.  Омск, ОмПГУ  2001 (В.С. Горбунова и др.). 8. Фестиваль педагогических идей (электронный ресурс):9

Посмотрите также