Разработка технологической карты урока биологии по теме "Тип Хордовые. Надкласс Рыбы". Урок разработан как интегрированный для учащихся 5,7 классов с целью обобщения знаний о рыбах. На уроке используются презентация о многообразии рыб и видеоролик ( после просмотра учащиеся должны найти ошибки заведомо сделанные в тексте автором).Разработка технологической карты для обобщающего урока по теме "Тип Хордовые. Класс Рыбы".
Технологическая карта изучения темы
Обобщающий урок
Тип Хордовые. Надкласс Рыбы
Учитель МБОУ №6 г. Сасово
Филатова Г.Ю.Тема
Цель темы
Обобщающий урок
Тип Хордовые. Надкласс Рыбы
(Технологическая карта изучения темы)
Тип Хордовые. Надкласс Рыбы
Образовательные:
создать условия для систематизации и обобщения знаний, обучающихся по пройденному материалу, об
особенностях их внешнего и внутреннего строения, черты их приспособления к жизни в условиях водной среды,
выявить уровень ЗУН учащихся по теме;
активизировать познавательный интерес к изучению природы, показать преемственность знаний по
биологии в разных классах.
развивать любознательность и стремление к знаниям,
развивать умения доказывать свою точку зрения,
Развивающие:
продолжить развитие логического мышления посредством решения проблемных вопросов.воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать представление о роли рыб в природе и в
Воспитательные:
жизни человека.
Планируе-
результат
мый
воспитывать чувство коллективизма, совершенствовать навыки работы в группе.
Предметные умения
В познавательной сфере:
называть основные черты строения рыб и особенности жизнедеятельности, распознавать их, делать выводы.
анализировать и оценивать их роль в жизни человека.
В ценностноориентационной сфере:
УУД
Личностные:
Знание основ строения рыб, их жизнедеятельности
Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Регулятивные:
Ставить цель и анализировать условия достижения цели.
Прогнозировать ситуацию будущих событий.
Познавательные:
Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
Устанавливать причинно следственные связи.
Давать определения понятиям.
Коммуникативные:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою
позицию
Хрящевые, костные рыбы, органы чувств, части внешнего и внутреннего строения, размножение.
Экология, география
Учебник Н.И. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 5 класс», ВентанаГраф
Учебник В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Биология. Животные 7 класс»,
ВентанаГраф
Презентация, разработанная учителем
Инструкционная карта
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Основные
понятия
Межпредм
етные
связи
Ресурсы:
основные
Дополни-
тельные
Организа-
ция
простран-
стваЭтапы уроков
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые
действия
Формируемые
способы
деятельности
Осуществляемые
Формируемые
Осуществляемые
действия
способы деятельности
действия
1й этап. Организационно – мотивационный. Цель: активизация учащихся
Работа с
ресурсами
Взаимодействуют
с учителем и
обучающимися в
ходе
формирования
пар
Сотрудничество с
собеседниками,
использование
речевых средств
общения
Выбор
эффективных
способов
организации
рабочего
пространства.
Анализ карточек
Проверяют
наличие
инструкционных
карточек,
наличие
источников
информации.
Управляет
поведением и
деятельностью
Формируемые
способы
деятельности
Адекватно
оценивают свои
возможности
самостоятельной
деятельности
Деятельность
учителя
Отмечает
присутствующих.
Приветствует
учащихся.
Проверяет
посадку учеников
по парам.
Актуализация
имеющихся
информационных
ресурсов у
обучающихся.
Определение
темы урока2й этап. Формулирование задач урока, подведение к цели урока.
Выдвигая цели,
делают
умозаключения
Аргументируют
свою точку
зрения
Направить
обучающихся на
самостоятельное
определение целей и
задач занятия
Обучающиеся
определяют
цели и
выдвигают
задачи
занятия.
Формулируют
общую цель и
задачи.
Контроль за
ответами
одноклассников
Вырабатывают общее
решение, делают
выбор, оказывают
взаимопомощь (между
учся 5 и 7кл.),
выражают
собственное мнение
Уметь
самостоятельно
контролировать
собственное время
и управлять им,
преобразовывать
практическую
задачу в
познавательную
3й этап Процессуально содержательный этап урока Цель: обобщить знания о рыбах
Учитель организует
работу:
с инструкционной
картой
работу в парах,
консультирует работу
обобщение знаний о
систематике рыб
Поиск и
обработка
ресурсов,
осознанное
построение
речевого
высказывания в
устной и
письменной
форме об
особенностях
внешнего и
внутреннего
строения рыб
Анализируют
обсуждают,
структурирую
т, фиксируют
результаты в
инстр. карте,
устанавливаю
т причинно
следственные
связи о
приспособлен
ности рыб к
жизни в воде,
Работа в парах,
организуют
учебное
сотрудничество
Обобщают и
закрепляют
знания
Устанавливают
партнёрские
отношения, строят
понятные для партнера
высказывания, с
учетом возраста(5 и 7
кл.)
Оценивают
объективные
трудности,
вносят
необходимые
коррективы в
ответы
товарищейработа в команде
Осуществляю
т выдвижение
гипотез и их
обоснование в
поисках
решения
проблемы об
охране рыб.
Слушают ответы
Уточняют
непонятные
моменты
Вносят
необходимые
коррективы
создает проблемную
ситуацию «Почему
при большом
разнообразии рыб в
природе часть их
попала в Красную
книгу?»
предлагает задания на
развитие мышления,
внимания
Конкурс «Кто
быстрее?»
4й этап. Этап закрепления.
Организует:
просмотр фрагмента
с заданием «Найди
ошибки в тексте»,
Выстраивают
причинно
следственные
связи
Делают выводы по
уроку
обсуждение
результатов
Взаимодействие
в групповом
коллективе в
процессе
обсуждения
фильма
Высказывают и
отстаивают свою
точку зрения,
принимают чужую
точку зрения,
оппонируют
собеседнику
Обсуждают
закономерности
развития водных
биоценозов
Учатся
предвидеть
события5й этап. Рефлексия. Цель: подвести итог проделанной работе
Участвуют в
обсуждении
Осознанно строят
выводы
Организует
обсуждение
результатов работы,
решение проблемы,
выполнение
поставленной цели
Рефлектируют
Выражают
собственное
мнение о работе
и полученном
результате
Осуществляют
итоговый
контроль
Оценивают
правильность
выполненных
действий, вносят
необходимые
результаты и
корректируют их
6й этап. Домашнее задание.
Задаёт и
комментирует
дифференцированное
домашнее задание
для учся 5 и 7 кл.
Воспринимают
информацию,
выбирают
уровень
Осознанно
фиксируют
информацию