Технологическая карта урока географии по теме "Антарктика. Природные особенности Антарктиды"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока отражает все основные этапы урока с учетом требований ФГОС. Разработка данного урока представляет собой совокупность разнообразных приёмов технологии развития критического мышления, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), предоставить ему условия для обобщения информации, способствовать развитию критического и логического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.
Иконка файла материала ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.docx
1 2 3 4 5 6 7    ФИО  Место работы Должность Предмет Класс Тема и номер урока в теме Базовый учебник ПЛАН­КОНСПЕКТ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  Антарктика. Природные особенности Антарктиды. Филатова Наталья Алексеевна МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области» учитель география 7 «Полярные области Земли», Раздел II. Антарктика. Природные особенности Антарктиды, урок 3 О.А.Климанова,   В.В.Климанов,   Э.В.Ким,   В.И.Сиротин   (под   редакцией   Климановой   О.А.),   География. 8 Цель  урока: формирование представлений об отличительных и своеобразных природных особенностях материка Антарктида Страноведение, изд. М.: Дрофа, 2012 9 Задачи:  обучающие:  углубление знаний о своеобразии и уникальности природы материка;  определение причин своеобразия   природных особенностей Антарктиды развивающие:  развитие умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний; развитие мышления и умений анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и разрешать проблемы   познавательных   интересов   учащихся;   совершенствование   умений   работать   в   группе   с   учебником   и   различными   источниками географических знаний.  воспитательные:  формирование   культуры   общения   при   работе   в   группах   и   умения   достигать   поставленной   цели,   преодолевая   любые трудности. 10. Тип урока: урок открытия новых знаний 11.Формы работы учащихся: коллективная, фронтальная, индивидуальная, работа в группах 12.Необходимое техническое оборудование:  мультимедийная установка, интерактивная доска, интернет, ЭОР, персональный компьютер, физическая карта мира.13.Структура и ход  урока Этапы урока Действия учителя Действия учащихся 1. ЭТАП  Организацион ный момент И вновь звенит для нас звонок,  нам надо с вами начинать урок!   (Приветствие учителя;  организация учащихся на урок) Приветствие учителя,  подготовка учащихся  к уроку. 2. ЭТАП  Мотивация и  актуализация  знаний   Предоставление материала,  позволяющего определить тему  урока и осуществить переход к  изучению нового материала.  Использование на данном этапе  приема «белого листа» и  побуждающего диалога.       Сегодня мы с вами  приступаем к изучению новой  темы. Мы познакомимся с еще  одним материком. А что же это  за материк, попытайтесь  установить по данному описанию  « На краю нашей планеты  лежит, как спящая принцесса,  земля, закованная в голубое.  Зловещая и прекрасная она  лежит в своей морозной  Учащиеся слушают  описание материка,  зачитываемого  учителем, вспоминают,  изученный ранее  материал (понятия,  факты) которые  связаны с  формулировкой  проблемы.   Формулируют тему  урока.                               (Тема урока:   «Антарктида.  Природные  особенности  материка».)                 Записывают тему в  Личностные  результаты Развивать  произвольное  внимание  познавательных  интересов;   формировать  коммуникативные  умения, культуру  общения Осознавать свои  эмоции, адекватно  выражать и  контролировать,  понимать  эмоциональное  состояние других  людей Предметные  результаты Метапредметные  результаты Определять  отличительные  особенности  материка  Антарктида. Познавательные: Использовать ранее полученную  информацию,  анализировать (в т.ч. выделять  главное) и обобщать её,  делать выводы, определять  понятия; строить логически  обоснованные рассуждения   Регулятивные:  Оценивать степень и способы  достижения цели в учебной  конкретной ситуации,  самостоятельно исправлять ошибкидремоте, в складках мантии  снега, светящегося  аметистами и изумрудами  льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми,  золотистыми и зелеными  тонами…» (текст  сопровождается презентацией  учителя)                                           Так написал в 1947г английский  ученый, исследователь –  А.Ричард Бэре о материке, с   которым мы познакомимся на  уроке.                                               А что же это за материк?          Сформулируйте тему урока.    Какие ассоциации у вас  возникают, когда вы слышите  слово Антарктида?  Что вы  знаете об этом материке?     Использование приема «ЗХУ». Создает для учеников  проблемную ситуацию –  противоречия, порождающего  удивление: Задает вопросы, которые  выявляют разные мнения  учеников класса и дают  ошибочное представление о  географическом объекте; задает  задание трудно выполнимое или тетрадь, вступают в  диалог с учителем.  Заполняют первую  колонку таблицы в  тетрадь.   знаю хочу  узнать Узнал  На этапе работы с  утверждениями  целесообразно  применить прием  «толстые и тонкие  вопросы» (некоторые  утверждения  обучающиеся  объясняют или  опровергают,  приводя  3. ЭТАП   Выявление  места и  причины  затруднения и создание  проблемной  ситуации Формировать  мотивационную  основу учебной  деятельности. Аргументировано  оценивать свои и  чужие  учебные  действия. Актуализировать  знания, определять  ключевые понятия,  необходимые для  усвоения нового  материала, расширять   и систематизировать  знания по изучаемому  Познавательные:  анализировать, выделять  главное в тексте, обобщать,  доказывать, делать выводы. логически обоснованные  рассуждения. Регулятивные: Определять  цель, проблему в учебной  деятельности; выдвигать  версии, выбирать средстване выполнимое при имеющемся  уровне знаний и умений. Учителем используется  устная работа с утверждениями  и работа с незнакомым текстом.    Прием «Верные и неверные  утверждения».                              ­ Антарктида – самый холодный  материк.                                           ­ В Антарктиде есть львы и  леопарды.                                         ­ Антарктида принадлежит  России.                                             ­ Антарктида ­ единственный  материк, который пересекается  всеми меридианами Земли;            ­ рост птиц в Антарктиде  достигает 120 см;                            ­ в Антарктиде, как и в пустыне,  встречаются оазисы, водоёмы с  тёплой водой и растительностью  вокруг;                                              ­ в Антарктиде нет постоянного  населения. ­Антарктиду называют  «материком пурги», «материком  морозов и жестокого солнца»   Прием «Инсерт».   самостоятельной работы): «Я до сих пор не верю, что мы     (Текст для  этому доказательства). вопросу достижения цели    Коммуникативные:   Излагать свое мнение в  диалоге, аргументируя его,  подтверждая фактами             Анализируют  предложенный текст,Владеть смысловым  чтением –  самостоятельно  вычитывать  фактическую,  подтекстовую,  концептуальную  информацию о  природном объекте  (Антарктида) находят необходимый  материал для  постановки цели.  Работа с текстом  позволяет уч­ся быстро  заполнить таблицу. На  основе содержания  колонки (хочу узнать)   определяются цели  урока: Определить  отличительные  природные  особенности  Антарктиды; Выявить причины,  определяющие   особенности природы  материка;                      Определить, как  климат материка  влияет на  органический мир  Антарктиды были на самом краю Земли! Вокруг жестокое солнце,  морозы и страшная пурга. Я был на обширной равнине, а у  меня кружилась голова, шла из  носа кровь, как будто я  поднялся, высоко в горы. Вокруг меня был снег, а я был в  солнечных очках и загорел, как в тропиках. Я видел птиц, у которых яйца  не в гнездах, а при себе. Морские животные выходят  сухими из воды. А еще я видел слона, льва и  леопарда, живущих в воде». Учитель ставит вопрос перед  обучающимися «Какие вопросы  вызвали у вас затруднения? Что  вы хотели бы узнать еще о  данном материке?» Учитель ставит проблемные  вопросы: ­Что означают образные понятия: «Материк пурги», «Материк за  облаками», «Материк  жестокого солнца»? ­Почему материк Антарктида  имеет такие названия? ­Назовите причины данныхФизминутка 4. ЭТАП   Построение и  реализация  проекта  выхода из  затруднения. (Изучение  новой темы) природных особенностей. Учитель организует работу в  группах. Задание группы 1. 1.Определить  главные черты природы материка.  («Страна морозов», «Страна  пурги», «Страна за облаками»,  «Страна жестокого солнца») 2.Привести конкретные примеры и интересные факты, доказывающие  природные особенности материка. Задание группы 2.  1.Объяснить, почему   Антарктиду   называют «Страной морозов», «Страной   пурги», «Страной за облаками», «Страной жестокого солнца»? 2.Разрешить   противоречие     в понятие   «Страна   морозов   и жестокого солнца» Ребята работают над  своими заданиями,  формулируют выводы;  заполняют таблицу  (карточки – задания)      Отдельные учащиеся  работают  индивидуально   (готовят  дополнительный  интересный материал)   Осознавать  целостность мира и  многообразия  взглядов на него,  вырабатывать  собственные  мировоззренческие  позиции; активно получать и  осмысливать новую  информацию.  Сформулировать  основные понятия и  образные названия,  которые характеризуют природные особенности материка Антарктида;  объяснять и называть  причины природных  особенностей  материка Отчеты групп  сопровождается  презентацией, которая  отражает все  отличительные черты  природы материка  Антарктида. Познавательные:  Находить (в учебниках и др.  источниках, в т.ч. используя  ИКТ) достоверную  информацию, необходимую  для решения учебных и   жизненных задач;  устанавливать причинно­ следственные связи; устанавливать аналогии  (создавать модели объектов)  для понимания  Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать  средства достижения цели в  группе и индивидуально; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч.  самостоятельно, используя  ИКТ. Коммуникативные:   Излагать свое мнение,  аргументируя его и   подтверждая фактами;  понимать позицию другого;5. ЭТАП   Закрепление   Закрепление учитель проводит в   форме диалога.   На доске составляется  «Кластер» по теме урока. 6. ЭТАП   Стадия  рефлексия. Объясняет приемы и правила  составления  «Синквейна» Подводит итоги урока. Комментирует   и   выставляет оценки за урок. Объясняет д/з §57, подготовить  презентации и сообщения по теме «Антарктида» Систематизировать  новые понятия по теме  «Антарктида.  Природные  особенности материка», корректировать свою  деятельность. корректировать свое мнение,  достойно признавать его  ошибочность Оценивать степень и способы достижения цели Умение осуществлять  самоанализ своей  деятельности и соотносить  полученный результат с  поставленной целью В таблице заполняется  третья колонка (узнал).  Ценностное   отношение к  изучаемой теме Каждая  группа  составляет «Синквейн»  Дают оценку своей  деятельности на уроке  и достигнутых  результатов обучения.   Самооценка работы в  течение урока по  методике «Светофор»: красный–я работал  отлично, мне всё  понятно желтый–я работал  хорошо, мне кое­что не  понятно, не получилось синий – я работал  неплохо, но мне многое  не понятно, не  получилосьЗаписывают домашнее  задание в дневник