Технологическая карта урока отражает все основные этапы урока с учетом требований ФГОС. Разработка данного урока представляет собой совокупность разнообразных приёмов технологии развития критического мышления, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), предоставить ему условия для обобщения информации, способствовать развитию критического и логического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.
1
2
3
4
5
6
7
ФИО
Место работы
Должность
Предмет
Класс
Тема и номер урока в
теме
Базовый учебник
ПЛАНКОНСПЕКТ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Антарктика. Природные особенности Антарктиды.
Филатова Наталья Алексеевна
МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области»
учитель
география
7
«Полярные области Земли», Раздел II. Антарктика. Природные особенности Антарктиды, урок 3
О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И.Сиротин (под редакцией Климановой О.А.), География.
8 Цель урока: формирование представлений об отличительных и своеобразных природных особенностях материка Антарктида
Страноведение, изд. М.: Дрофа, 2012
9 Задачи:
обучающие: углубление знаний о своеобразии и уникальности природы материка; определение причин своеобразия природных особенностей
Антарктиды
развивающие: развитие умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний; развитие мышления и
умений анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и разрешать
проблемы познавательных интересов учащихся; совершенствование умений работать в группе с учебником и различными источниками
географических знаний.
воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах и умения достигать поставленной цели, преодолевая любые
трудности.
10. Тип урока: урок открытия новых знаний
11.Формы работы учащихся: коллективная, фронтальная, индивидуальная, работа в группах
12.Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, интернет, ЭОР, персональный компьютер,
физическая карта мира.13.Структура и ход урока
Этапы урока Действия учителя
Действия учащихся
1. ЭТАП
Организацион
ный момент
И вновь звенит для нас звонок,
нам надо с вами начинать урок!
(Приветствие учителя;
организация учащихся на урок)
Приветствие учителя,
подготовка учащихся к
уроку.
2. ЭТАП
Мотивация и
актуализация
знаний
Предоставление материала,
позволяющего определить тему
урока и осуществить переход к
изучению нового материала.
Использование на данном этапе
приема «белого листа» и
побуждающего диалога.
Сегодня мы с вами
приступаем к изучению новой
темы. Мы познакомимся с еще
одним материком. А что же это
за материк, попытайтесь
установить по данному описанию
« На краю нашей планеты
лежит, как спящая принцесса,
земля, закованная в голубое.
Зловещая и прекрасная она
лежит в своей морозной
Учащиеся слушают
описание материка,
зачитываемого
учителем, вспоминают,
изученный ранее
материал (понятия,
факты) которые
связаны с
формулировкой
проблемы.
Формулируют тему
урока.
(Тема урока:
«Антарктида.
Природные
особенности
материка».)
Записывают тему в
Личностные
результаты
Развивать
произвольное
внимание
познавательных
интересов;
формировать
коммуникативные
умения, культуру
общения
Осознавать свои
эмоции, адекватно
выражать и
контролировать,
понимать
эмоциональное
состояние других
людей
Предметные
результаты
Метапредметные
результаты
Определять
отличительные
особенности материка
Антарктида.
Познавательные:
Использовать ранее полученную
информацию,
анализировать (в т.ч. выделять
главное) и обобщать её,
делать выводы, определять
понятия; строить логически
обоснованные рассуждения
Регулятивные:
Оценивать степень и способы
достижения цели в учебной
конкретной ситуации,
самостоятельно исправлять ошибкидремоте, в складках мантии
снега, светящегося
аметистами и изумрудами
льдов. Она спит, и ее горизонты
окрашены розовыми, голубыми,
золотистыми и зелеными
тонами…» (текст
сопровождается презентацией
учителя)
Так написал в 1947г английский
ученый, исследователь –
А.Ричард Бэре о материке, с
которым мы познакомимся на
уроке.
А что же это за материк?
Сформулируйте тему урока.
Какие ассоциации у вас
возникают, когда вы слышите
слово Антарктида? Что вы
знаете об этом материке?
Использование приема «ЗХУ».
Создает для учеников
проблемную ситуацию –
противоречия, порождающего
удивление:
Задает вопросы, которые
выявляют разные мнения
учеников класса и дают
ошибочное представление о
географическом объекте; задает
задание трудно выполнимое или
тетрадь, вступают в
диалог с учителем.
Заполняют первую
колонку таблицы в
тетрадь.
знаю хочу
узнать
Узнал
На этапе работы с
утверждениями
целесообразно
применить прием
«толстые и тонкие
вопросы» (некоторые
утверждения
обучающиеся
объясняют или
опровергают, приводя
3. ЭТАП
Выявление
места и
причины
затруднения и
создание
проблемной
ситуации
Формировать
мотивационную
основу учебной
деятельности.
Аргументировано
оценивать свои и
чужие учебные
действия.
Актуализировать
знания, определять
ключевые понятия,
необходимые для
усвоения нового
материала, расширять
и систематизировать
знания по изучаемому
Познавательные:
анализировать, выделять
главное в тексте, обобщать,
доказывать, делать выводы.
логически обоснованные
рассуждения.
Регулятивные: Определять
цель, проблему в учебной
деятельности; выдвигать
версии, выбирать средстване выполнимое при имеющемся
уровне знаний и умений.
Учителем используется
устная работа с утверждениями
и работа с незнакомым текстом.
Прием «Верные и неверные
утверждения».
Антарктида – самый холодный
материк.
В Антарктиде есть львы и
леопарды.
Антарктида принадлежит
России.
Антарктида единственный
материк, который пересекается
всеми меридианами Земли;
рост птиц в Антарктиде
достигает 120 см;
в Антарктиде, как и в пустыне,
встречаются оазисы, водоёмы с
тёплой водой и растительностью
вокруг;
в Антарктиде нет постоянного
населения.
Антарктиду называют
«материком пурги», «материком
морозов и жестокого солнца»
Прием «Инсерт».
самостоятельной работы):
«Я до сих пор не верю, что мы
(Текст для
этому доказательства).
вопросу
достижения цели
Коммуникативные:
Излагать свое мнение в
диалоге, аргументируя его,
подтверждая фактами
Анализируют
предложенный текст,Владеть смысловым
чтением –
самостоятельно
вычитывать
фактическую,
подтекстовую,
концептуальную
информацию о
природном объекте
(Антарктида)
находят необходимый
материал для
постановки цели.
Работа с текстом
позволяет учся быстро
заполнить таблицу. На
основе содержания
колонки (хочу узнать)
определяются цели
урока:
Определить
отличительные
природные
особенности
Антарктиды;
Выявить причины,
определяющие
особенности природы
материка;
Определить, как
климат материка
влияет на
органический мир
Антарктиды
были на самом краю Земли!
Вокруг жестокое солнце,
морозы и страшная пурга.
Я был на обширной равнине, а у
меня кружилась голова, шла из
носа кровь, как будто я
поднялся, высоко в горы.
Вокруг меня был снег, а я был в
солнечных очках и загорел, как в
тропиках.
Я видел птиц, у которых яйца
не в гнездах, а при себе.
Морские животные выходят
сухими из воды.
А еще я видел слона, льва и
леопарда, живущих в воде».
Учитель ставит вопрос перед
обучающимися «Какие вопросы
вызвали у вас затруднения? Что
вы хотели бы узнать еще о
данном материке?»
Учитель ставит проблемные
вопросы:
Что означают образные понятия:
«Материк пурги», «Материк за
облаками», «Материк жестокого
солнца»?
Почему материк Антарктида
имеет такие названия?
Назовите причины данныхФизминутка
4. ЭТАП
Построение и
реализация
проекта
выхода из
затруднения.
(Изучение
новой темы)
природных особенностей.
Учитель организует работу в
группах.
Задание группы 1. 1.Определить
главные черты природы материка.
(«Страна морозов», «Страна
пурги», «Страна за облаками»,
«Страна жестокого солнца»)
2.Привести конкретные примеры и
интересные факты, доказывающие
природные особенности материка.
Задание группы 2. 1.Объяснить,
почему Антарктиду называют
«Страной морозов», «Страной
пурги», «Страной за облаками»,
«Страной жестокого солнца»?
2.Разрешить противоречие
в
понятие «Страна морозов и
жестокого солнца»
Ребята работают над
своими заданиями,
формулируют выводы;
заполняют таблицу
(карточки – задания)
Отдельные учащиеся
работают
индивидуально
(готовят
дополнительный
интересный материал)
Осознавать
целостность мира и
многообразия
взглядов на него,
вырабатывать
собственные
мировоззренческие
позиции;
активно получать и
осмысливать новую
информацию.
Сформулировать
основные понятия и
образные названия,
которые характеризуют
природные особенности
материка Антарктида;
объяснять и называть
причины природных
особенностей материка
Отчеты групп
сопровождается
презентацией, которая
отражает все
отличительные черты
природы материка
Антарктида.
Познавательные:
Находить (в учебниках и др.
источниках, в т.ч. используя
ИКТ) достоверную
информацию, необходимую
для решения учебных и
жизненных задач;
устанавливать причинно
следственные связи;
устанавливать аналогии
(создавать модели объектов)
для понимания
Регулятивные:
Выдвигать версии, выбирать
средства достижения цели в
группе и индивидуально;
работать по плану, сверяясь с
целью, находить и исправлять
ошибки, в т.ч.
самостоятельно, используя
ИКТ.
Коммуникативные:
Излагать свое мнение,
аргументируя его и
подтверждая фактами;
понимать позицию другого;5. ЭТАП
Закрепление
Закрепление учитель проводит в
форме диалога.
На доске составляется
«Кластер» по теме урока.
6. ЭТАП
Стадия
рефлексия.
Объясняет приемы и правила
составления «Синквейна»
Подводит итоги урока.
Комментирует и выставляет
оценки за урок.
Объясняет д/з §57, подготовить
презентации и сообщения по теме
«Антарктида»
Систематизировать
новые понятия по теме
«Антарктида.
Природные
особенности материка»,
корректировать свою
деятельность.
корректировать свое мнение,
достойно признавать его
ошибочность
Оценивать степень и способы
достижения цели
Умение осуществлять
самоанализ своей
деятельности и соотносить
полученный результат с
поставленной целью
В таблице заполняется
третья колонка (узнал).
Ценностное
отношение к
изучаемой теме
Каждая группа
составляет «Синквейн»
Дают оценку своей
деятельности на уроке
и достигнутых
результатов обучения.
Самооценка работы в
течение урока по
методике «Светофор»:
красный–я работал
отлично, мне всё
понятно
желтый–я работал
хорошо, мне коечто не
понятно, не получилось
синий – я работал
неплохо, но мне многое
не понятно, не
получилосьЗаписывают домашнее
задание в дневник