Тема: «Озера. Болота. Искусственные водоемы».
Класс: 8
Раздел «Внутренние воды России и водные ресурсы»
Место в учебном плане: второй урок раздела «Внутренние воды России и водные ресурсы»
Цель урока: изучение происхождения особенностей и размещения озер, болот, водохранилищ России. Создание условий для освоения учащимися программного материала на уровне получения новых знаний и первичного закрепления материала.
Задачи урока:
1.Обучающие:
- обеспечить в ходе урока усвоение учащимися основных понятий – сточные и бессточные озера, болото, водохранилище;
- закрепить знания, полученные по темам «Рельеф России и строение земной коры», «Климат России»; - выявить сходства и различия между озером и водохранилищем; - продолжить формирование умения работать с картой.
2.Развивающие:
- развивать самостоятельность учащихся при работе с картой;
- развивать эмоции учеников через демонстрацию слайдов и фильма об озере Байкал; - развивать познавательный интерес учащихся к географии (на примере рассказа об особенностях озера Байкал).
3.Воспитательные:
- способствовать эстетическому воспитанию школьников через демонстрацию слайдов, фильма об озерах России.
Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ранее изученного. Используемая технология: Информационно-коммуникационные технологии (использование веб-сервисов 2.0).
Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географическим словарем, сетью Интернет; индивидуальная работа на местах; работа в парах, практическая работа, работа с ноутбуками, применение веб-сервисов 2.0.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ресурсы (оснащение): мультимедийный проектор, компьютер, Интернет, ноутбуки на партах учащихся.
Дидактический материал:
Для учителя: Физическая карта России, мультимедийная презентация, видеофрагмент «Байкал», электронные фотографии, слайд-шоу «Внутренние воды России»; интерактивная игра, созданная с помощью сервиса LearningApps; рефлексивный лист – форма, созданный при помощи сервиса «Диск Google». Для учащихся: Контурные карты, атласы, тетрадь, учебник Раковская Э.М. География: природа России. 8 класс.
Планируемые образовательные результаты
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Формировать представления о необходимости географических знаний для решения современных практических задач своей страны |
Формирование и развитие ИКТ-компетенции; |
Воспитание любви и уважения к Отечеству |
Формировать умения и навыки использования знаний о водных ресурсах России в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений |
Формирование умения работать индивидуально и в группе; |
Формирование коммуникативной компетентности |
Формировать значимость охраны окружающей среды |
Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач |
Формирование основ экологической культуры |
Овладение основами картографической грамотности |
|
Формирование основ эстетической культуры |
Учащиеся должны знать:
крупные озёра и их происхождение; зависимость размещения озер; причины образования болот и их роль в природе; причины создания водохранилищ и их роль в хозяйственной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам; наносить на контурную карту разные виды озёр России; определять основные районы распространения болот.
Структура урока:
Этап мотивации.
Проверка ранее изученного материала.
Изучение нового материала.
Закрепление материала.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
Организационный момент |
Приветствие учащихся |
Приветствие учителя. Готовность к уроку. |
Коммуникативные УУД: Установление контакта с учителем. |
Этап мотивации |
Учитель предлагает посмотреть слайд-шоу и сформулировать тему урока. Демонстрация слайд-шоу «Внутренние воды России». На фоне демонстрации слайдов звучат стихи С.Есенина: О, Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку. Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Вопрос: Что относится к внутренним водам? |
Дают ответы на вопросы учителя |
Регулятивные УУД: Самостоятельное определение цели учебной деятельности.
|
Актуализация знаний |
Задание №1: определите название рек, которые на контурной карте обозначены цифрами (на слайде контурная карта, где реки обозначены цифрами).
Задание №2 (решение задачи): определите падение и уклон реки Волги, если высота истока 256 м, высота устья -28 м, длина реки 3531 км.
Задание №3: соотнесите термины с объектами (на слайде схема реки, части которой обозначены |
1. Записывают в тетради название рек, которые соответствуют той или иной цифре. Этап самопроверки: учащиеся меняются работами для проверки.
2. Решают задачу. Решение: 256 м – (-28 м) = 256 + 28 = 284 м – падение реки Волги. |
Познавательные УУД: Анализ, сравнение объектов, поиск верных решений.
|
|
цифрами; ниже прописаны термины - названия частей реки)
|
284 м = 28400 см; 28400 см : 3531 км = 8 см/км – уклон реки Волги.
3. Записывают в тетради соотнесение терминов с объектами: 1 - исток 2 – устье 4 – среднее течение 6,7 – правые притоки 8 – левый приток 5 – низовье 3 – верховье 9 – речная система Этап самопроверки: учащиеся меняются работами для проверки. |
|
|||||||||||||||||||
Создание проблемной ситуации
|
Мы продолжаем изучение раздела «Внутренние воды России». Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и ответить на вопрос: О каких внутренних водах говорится в фильме (демонстрация видеофрагмента «Байкал»)? Найдите определение озера в учебнике.
Озер в России, как и рек, очень много. Крупных озер мало. В России находятся 2 из 18 крупнейших озер мира – Байкал и Ладожское (демонстрация электронных фото №1, №2). Площадь каждого из них больше 10 тыс. кв. км. Немного меньшую площадь имеет Онежское озеро (демонстрация электронных фото №3). Но национальная гордость России – это озеро Байкал, видеофрагмент о котором вы только что посмотрели. Байкал – жемчужина Сибири. |
Дают ответы на вопросы учителя. Работают с учебником, находят определение понятия «озеро» (озеро – это большое по площади замкнутое природное углубление на поверхности Земли, заполненное водой).
|
Познавательные УУД: Определение возможных источником необходимых сведений, проведение поиска и отбора информации, анализ и оценка её достоверности.
|
Планирование деятельности
Поиск решения проблемы
|
Он уникален, наш Байкал. К нему, красивейшему в мире, Стремятся все: и стар, и мал. Чисты, прозрачны его воды, По глубине им равных нет. Такой вот памятник, природа, Произвела на белый свет.
Работа в парах Задание: в географической энциклопедии, в сети Интернет найдите информацию об озере «Байкал»: - происхождение названия озера; - время образования озера; - происхождение озера (вследствие каких тектонических движение образовалось озеро); - глубина озера; - количество рек, впадающих и вытекающих из озера; - количество островов в озере; - флора и фауна озера (эндемики).
Работа с таблицей Рассмотрите и проанализируйте таблицу «Происхождение озерных котловин», |
Работа в парах: поиск информации об озере Байкал в географической энциклопедии, в сети Интернет. Ответ: Байкал – слово тюркское и происходит оно от слова Бай-куль, что означает богатое озеро. Образовалось оно 25 млн. лет назад. Озеро возникло вследствие образования гигантских трещин и раздвижения двух литосферных плит (Евразиатской и Амурской), т.е. имеет тектоническое строение. Глубина озера Байкал составляет 1620 м. Озеро окружено горами, длина которых 636 км. В озеро впадает 336 рек, а вытекает одна Ангара. В озере 27 островов. Флора и фауна Байкала включает 1800 видов, из них ¾ встречаются только на Байкале. Например: омуль, байкальская нерпа, байкальский осетр, рыбка-голомянка и др.
Изучают и анализируют таблицу, отвечают на вопросы учителя. |
Познавательные УУД: Определение возможных источником необходимых сведений, проведение поиска и отбора информации, анализ и оценка её достоверности.
Коммуникативные УУД: Сотрудничество с партнёром, использование речевых средств общения; выработка совместного решение, оказание взаимопомощи, выражение собственного мнения.
Регулятивные УУД: Адекватная оценка своих возможностей самостоятельной деятельности; контроль за ответами одноклассников.
Познавательные УУД: Выстраивание причинно- |
|
представленную на слайде и расскажите: - на какие группы делятся озера по происхождению? - как связано географическое положение озер с их происхождением? Таблица на слайде:
Вопрос: посмотрите на данную таблицу и на карту России, скажите, почему в одних районах озер много, а в других их почти нет? Какие условия |
Ответ: озера тектонического происхождения возникли вследствие образования гигантских трещин и раздвижения двух литосферных плит. Озера ледниковотектонического происхождения образовались в прогибах земной поверхности, которые оставил древний ледник, после того, как он растаял. То есть тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника. Озера вулканического происхождения образовались в кратерах вулканов. На территории, имеющей многолетнюю мерзлоту, образуются термокарстовые озера. Запрудные озера возникли в результате крупных обвалов, перекрывших узкие горные долины. Озёра моренного происхождения образовались в понижениях между моренными холмами. Озерастарицы - это старые русла рек, имеющие форму подковы, т.к. это бывшие излучины рек.
Заполняют схему: Причины, влияющие на размещение озер |
следственных связей.
Познавательные УУД: Выстраивание причинно- следственных связей. |
|
необходимы для образования озер? Заполните схему в тетради
Схема на слайде:
Причины, влияющие на размещение озер
На слайде рисунок: Б А
Вопрос: какой вид озера изображен на рисунках А и Б? Почему Вы так считате?
Вопрос: какие озера - сточные или бессточные чаще всего бывают солёные? Почему?
На слайде: контурная карта, где рядом с озером поставлена цифра. Задание: подпишите в контурных картах названия указанных озер. |
Климат Геологическое Близость R>1 строение грунтовых (разломы, котловины) вод
Дают ответы на вопросы учителя. Ответ: рисунок А - река впадает в озеро, и из этого озера река берет свое начало, значит оно сточное; рисунок Б – реки впадают в озеро, но ни одна река из него не вытекает, значит озеро бессточное.
Бессточные озера, как правило, соленые, т.к. в них реки впадают, но ни одна река не вытекает. В таком озере соли накапливаются. Сточные озера - пресные, т.к. реки, вытекая из озера, выносят соли.
Обозначают объекты на контурной карте.
|
Познавательные УУД: Выстраивание причинно- следственных связей.
Познавательные УУД: Проведение поиска информации, фиксирование результатов.
|
Поиск решения проблемы |
Вопросы: почему озеро Чаны на карте атласа окрашено розовым цветом? Почему Каспийское море и озеро Байкал выделены на карте? Чем они известны? Чем знамениты Чудское и Ладожское озёра? Какие события связанны с ними?
Вопрос: что образуется в результате зарастания озер?
Работа в парах: Задание: пользуясь учебником, географической энциклопедией, ресурсами сети Интернет, дайте определение понятию «болото» (демонстрация электронных фото №9, №10, 11).
Возникают болота не только в результате зарастания озер, но и в результате выпадения большого количества осадков, малого испарения и замедленного стока. Площадь болот в России около 2 млн. кв. км.
|
Дают ответы на вопросы учителя. Ответ: Озеро Чаны соленое, а соленые озера обозначаются на карте розовым цветом. Каспийское море – озеро – самое большой в мире по площади, Байкал - самое глубокое. На Чудском озере произошло знаменитое "Ледовое побоище", в котором русская рать под предводительством Александра Невского разбила войско рыцарей Ливонского ордена. Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны было единственным связующим звеном между осажденным Ленинградом и страной.
Дают ответ на вопрос учителя. Ответ: болото. Болото - это переувлажненный участок местности.
|
Познавательные УУД: Определение возможных источником необходимых сведений, проведение поиска и отбора информации. Коммуникативные УУД: Сотрудничество с партнёром, использование речевых средств общения; выработка совместного решение, оказание взаимопомощи, выражение собственного мнения.
|
|
Задание: определите по карте наиболее заболоченные территории России? Почему?
Издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?»
Задание: В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу. Сделайте вывод: Какое значение имеют болота? Надо ли их осушать?
На слайде таблица:
|
Работают с физической картой России. Ответ: Западно-Сибирская равнина, Карелия (северо-запад Русской равнины), низменности Приамурья. Болта образуются либо в зоне максимального увлажнения, либо в понижениях рельефа, где близко подходят грунтовые воды.
Заполняют таблицу. Делают вывод.
значение. После осушения болот |
Познавательные УУД: 1. Проведение поиска информации. 2. Выстраивание причинно- следственных связей. Регулятивные УУД: Выдвижение версий решения проблемы, осознание конечного результат
Познавательные УУД: Анализ, обсуждение, формулирование выводов. Регулятивные УУД: Адекватная оценка своих возможностей самостоятельной деятельности; контроль за ответами одноклассников.
|
|
Не только природа создает водоемы, но и человек является силой, создающей искусственные водоемы. Вопрос: какие искусственные водоемы в знаете?
Вопросы: С какой целью создаются водохранилища? В чем сходство и различие водохранилищ и озер? Посмотрите на карту и определите, где больше всего сооружено водохранилищ? |
реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты.
Дают ответ на вопрос учителя. Ответ: пруд, водохранилище.
Дают ответы на вопросы учителя. Ответ: водохранилища необходимы для строительства ГЭС. Водохранилища схожи с озерами - размерами, объемом воды, наличием органического мира, назначением, некоторые водохранилища схожи с озерами формой, а различаются – происхождением. Больше всего водохранилищ сооружено на р. Волге |
Познавательные УУД: Анализ, сравнение, формулирование выводов.
|
Диагностика результатов урока |
Учащимся предложена интерактивная игра, которая создана в с помощью сервиса LearningApps и размещена у каждого учащегося на ноутбуке. Вопросы к игре: 1. Участки суши, избыточно увлажненные. (Болота.) 2. Какое происхождение имеют котловины озер в северо-западной части России? (Ледниковотектоническое.) 3. Какие болота по типу питания преобладают в степях? (Низинные.) 4. Самое глубокое озеро мира. (Байкал). |
Учащиеся играют в интерактивную игру |
Познавательные УУД: Анализ, сравнение, выстраивание причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: Предположение, прогнозирование выдвижение версий решения проблемы, осознание конечного результата.
|
Страница
|
5. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения? (Каспийское) 6. Озеро – самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. Во время Великой Отечественной войны по льду проходила «Дорога жизни» в окруженный немецкими войсками город. (Ладожское) 7. Озеро, где в 1242 году произошла битва русского войска под предводительском А. Невского с тевтонскими рыцарями. (Чудское). |
|
|
Рефлексия |
Учащимся предложено заполнить рефлексивный лист – форму, созданный при помощи сервиса «Диск Google» и размещённый у каждого учащегося на ноутбуке: Содержание рефлексивного листа: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я научился… у меня получилось … меня удивило… мне захотелось… |
Заполняют рефлексивный лист
|
Познавательные УУД: Осознанное выстраивание выводов. Регулятивные УУД: 1. Выражение собственного мнения о работе и полученном результате. 2. Оценка правильности выполненных действий, внесение необходимых коррективов.
|
Домашнее задание |
Параграф №20. I вариант: Составить вопросы и подготовить ответ об озерах. II вариант: : Составить вопросы и подготовить ответ о болотах и водохранилищах |
|
Познавательные УУД: Воспринимают информацию, осознанно её фиксируют. |
Страница
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.