Технологическая карта урока географии по теме: «Озера. Болота. Искусственные водоемы»
Оценка 4.6

Технологическая карта урока географии по теме: «Озера. Болота. Искусственные водоемы»

Оценка 4.6
Разработки уроков
pdf
география
8 кл
17.02.2017
Технологическая карта урока географии по теме: «Озера. Болота. Искусственные водоемы»
Вашему вниманию предлагается разработка урока географии в 8 классе по теме «Озера. Болота. Искусственные водоемы». Цель урока: изучение происхождения особенностей и размещения озер, болот, водохранилищ России. Создание условий для освоения учащимися программного материала на уровне получения новых знаний и первичного закрепления материала. Тип урока: урок открытия новых знаний. На уроке используются информационно-коммуникационные технологии (использование веб-сервисов 2.0). Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географическим словарем, сетью Интернет; индивидуальная работа на местах; работа в парах, практическая работа, работа с ноутбуками, применение веб-сервисов 2.0.
Урок географии в 8 классе_Озера_болота_водохранилища.pdf

Тема: «Озера. Болота. Искусственные водоемы».

 

Класс: 8

 

Раздел «Внутренние воды России и водные ресурсы»

 

Место в учебном плане: второй урок раздела «Внутренние воды России и водные ресурсы»

 

Цель урока: изучение происхождения особенностей и размещения озер, болот, водохранилищ России. Создание условий для освоения учащимися программного материала на уровне получения новых знаний и первичного закрепления материала.

 

Задачи урока:

1.Обучающие:

-  обеспечить в ходе урока усвоение учащимися основных понятий – сточные и бессточные озера, болото, водохранилище;

-  закрепить знания, полученные по темам «Рельеф России и строение земной коры», «Климат России»; - выявить сходства и различия между озером и водохранилищем; - продолжить формирование умения работать с картой.

2.Развивающие:

-  развивать самостоятельность учащихся при работе с картой;

-  развивать эмоции учеников через демонстрацию слайдов и фильма об озере Байкал; - развивать познавательный интерес учащихся к географии (на примере рассказа об особенностях озера Байкал).

3.Воспитательные:

-  способствовать эстетическому воспитанию школьников через демонстрацию слайдов, фильма об озерах России.

 

Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ранее изученного.  Используемая технология: Информационно-коммуникационные технологии (использование веб-сервисов 2.0).

             

Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географическим словарем, сетью Интернет; индивидуальная работа на местах; работа в парах, практическая работа, работа с ноутбуками, применение веб-сервисов 2.0.

 

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

 

Ресурсы (оснащение): мультимедийный проектор, компьютер, Интернет, ноутбуки на партах учащихся. 

 

Дидактический материал:

Для учителя: Физическая карта России, мультимедийная презентация, видеофрагмент  «Байкал», электронные фотографии, слайд-шоу «Внутренние воды России»; интерактивная игра, созданная с помощью сервиса LearningApps; рефлексивный лист – форма, созданный при помощи сервиса «Диск Google». Для учащихся: Контурные карты, атласы, тетрадь, учебник Раковская Э.М. География: природа России. 8 класс.

 

Планируемые образовательные  результаты

 

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формировать представления о необходимости географических знаний для решения современных практических задач своей страны

Формирование и развитие ИКТ-компетенции;

Воспитание любви и уважения к Отечеству

Формировать умения и навыки использования знаний о водных ресурсах России в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений

Формирование умения работать индивидуально и в группе;

Формирование коммуникативной компетентности

Формировать значимость охраны окружающей среды

Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Формирование основ экологической культуры

Овладение основами картографической грамотности

 

Формирование основ эстетической культуры

 

Учащиеся должны знать:

 

крупные озёра и их происхождение; зависимость размещения озер; причины образования болот и их роль в природе; причины создания водохранилищ и их роль в хозяйственной деятельности.

 

Учащиеся должны уметь:

 

определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам; наносить на контурную карту разные виды озёр России; определять основные районы распространения болот.

 

Структура урока:  

 

Этап мотивации.

 Проверка ранее изученного материала.

 Изучение нового материала.

 Закрепление материала.

 Рефлексия.

 Домашнее задание.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Приветствие учащихся

Приветствие учителя. Готовность к уроку.

Коммуникативные УУД:

Установление контакта с учителем.

Этап мотивации

Учитель предлагает посмотреть слайд-шоу и  сформулировать тему урока.

Демонстрация           слайд-шоу     «Внутренние             воды России». На фоне демонстрации слайдов звучат стихи С.Есенина:  О, Русь, малиновое поле

                                И синь, упавшая в реку.                                 Люблю до радости и боли                                 Твою озерную тоску.

Вопрос: Что относится к внутренним водам?

Дают ответы на вопросы учителя

Регулятивные УУД:

Самостоятельное определение цели учебной деятельности.

 

Актуализация знаний

Задание №1: определите название рек, которые на контурной карте обозначены цифрами (на слайде контурная карта, где реки обозначены цифрами).

 

Задание №2 (решение задачи): определите падение и уклон реки Волги, если высота истока 256 м, высота устья -28 м, длина реки 3531 км.

 

Задание №3: соотнесите термины с объектами (на слайде схема реки, части которой обозначены

1.                  Записывают в тетради название рек, которые соответствуют той или иной цифре.

Этап самопроверки: учащиеся меняются работами для проверки.

 

2.                  Решают задачу.  Решение:

256 м – (-28 м) = 256 + 28 = 284 м – падение реки Волги.

Познавательные УУД:

Анализ, сравнение объектов, поиск  верных решений. 

 

 

 

6

 

 

3

1

7

4

 

9

8

 

2

 

5

цифрами; ниже прописаны термины - названия частей реки)

 

 284 м = 28400 см;  28400 см : 3531 км = 8 см/км – уклон реки Волги. 

 

3. Записывают в тетради соотнесение терминов с объектами:

1  - исток

2  – устье

4 – среднее течение

6,7 – правые притоки

 8 – левый приток

5 – низовье

3 – верховье

9 – речная система

Этап самопроверки: учащиеся меняются работами для проверки.

 

Создание проблемной

ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы продолжаем изучение раздела «Внутренние воды России». Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и ответить на вопрос: 

О каких внутренних водах говорится в фильме (демонстрация видеофрагмента «Байкал»)?  Найдите определение озера в учебнике.

 

Озер в России, как и рек, очень много. Крупных озер мало. В России находятся 2 из 18 крупнейших озер мира – Байкал и Ладожское (демонстрация электронных фото №1, №2). 

Площадь каждого из них больше 10 тыс. кв. км.

Немного меньшую площадь имеет Онежское озеро (демонстрация электронных фото №3). Но национальная гордость России – это озеро Байкал, видеофрагмент о котором вы только что посмотрели.

Байкал – жемчужина Сибири.

Дают ответы на вопросы учителя. Работают с учебником, находят определение понятия «озеро» (озеро

– это большое по площади замкнутое природное углубление на поверхности Земли, заполненное водой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

Определение возможных источником необходимых сведений, проведение поиска и отбора информации, анализ и оценка её достоверности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск решения

проблемы

 

Он уникален, наш Байкал. К нему, красивейшему в мире, Стремятся все: и стар, и мал. Чисты, прозрачны его воды, По глубине им равных нет. Такой вот памятник, природа, Произвела на белый свет.

 

Работа в парах

Задание: в географической энциклопедии, в сети Интернет найдите информацию об озере «Байкал»:

-                     происхождение названия озера;

-                     время образования озера;

-                     происхождение         озера   (вследствие             каких

тектонических движение образовалось озеро);

-                     глубина озера;

-                     количество рек, впадающих и вытекающих из озера;

-                     количество островов в озере;

-                     флора и фауна озера (эндемики).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с таблицей

Рассмотрите            и      проанализируйте      таблицу

«Происхождение             озерных             котловин»,

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах: поиск информации об озере Байкал в географической энциклопедии,  в сети Интернет. Ответ: Байкал – слово тюркское и происходит оно от слова Бай-куль, что означает богатое озеро.

Образовалось оно 25 млн. лет назад. Озеро возникло вследствие образования гигантских трещин и раздвижения двух литосферных плит (Евразиатской и Амурской), т.е. имеет тектоническое строение. Глубина озера Байкал составляет 1620 м. Озеро окружено горами, длина которых 636 км. В озеро впадает 336 рек, а вытекает одна Ангара. В озере 27 островов. Флора и фауна Байкала включает 1800 видов, из них ¾ встречаются только на Байкале. Например: омуль, байкальская нерпа, байкальский осетр, рыбка-голомянка и др.

 

 

Изучают и анализируют таблицу, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

Определение возможных источником необходимых сведений, проведение поиска и отбора информации, анализ и оценка её достоверности.

 

Коммуникативные УУД: Сотрудничество с партнёром, использование речевых средств общения; выработка совместного  решение, оказание взаимопомощи, выражение собственного мнения.

 

Регулятивные УУД: Адекватная оценка своих возможностей самостоятельной деятельности; контроль за ответами одноклассников.

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

Выстраивание  причинно-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

представленную  на слайде и расскажите:  

-                     на        какие   группы           делятся           озера   по происхождению?

-                     как связано географическое положение озер с их происхождением? Таблица на слайде:

 

Происхождение озерных котловин

Озеро

ГП

Тектоническое

Байкал

Горные районы юга Сибири

Вулканическое

Курильское, Кроноцкое

Полуостров Камчатка

Термокарстовое

Неджели

Республика Саха (Якутия)

Ледниковотектоническое

Ладожское, Онежское, Имандра

Восточноевропейская равнина

Запрудное

 

Кавказ, Алтай,

Приполярный Урал

Моренное

Селигер

Валдайская возвышенность и др.

возвышенности Восточноевропейской равнины

Озеро-старица

 

Долины рек

 

Вопрос: посмотрите на данную таблицу и на карту России, скажите, почему в одних районах озер много, а в других их почти нет? Какие условия

Ответ: озера тектонического происхождения возникли вследствие образования гигантских трещин и раздвижения двух литосферных плит. Озера ледниковотектонического происхождения образовались в прогибах земной поверхности, которые оставил древний ледник, после того, как он растаял. То есть тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника. Озера вулканического происхождения образовались в кратерах вулканов. На территории, имеющей многолетнюю мерзлоту, образуются термокарстовые озераЗапрудные озера возникли в результате крупных обвалов, перекрывших узкие горные долины. Озёра моренного происхождения образовались в понижениях между моренными холмами. Озерастарицы - это старые русла рек, имеющие форму подковы, т.к. это бывшие излучины рек.

 

 

 

 

 

Заполняют схему:

Причины, влияющие на размещение озер

следственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: Выстраивание  причинно- следственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

необходимы для образования озер? Заполните схему в тетради

 

Схема на слайде:

 

Причины, влияющие на размещение озер

                         

 

На слайде рисунок:

                    Б                                           А

 

Вопрос: какой вид озера изображен на рисунках А и Б? Почему Вы так считате?

 

Вопрос: какие озера - сточные или бессточные чаще всего бывают солёные? Почему?

 

 

 

 

 

На слайде: контурная карта, где рядом с озером поставлена цифра.

Задание: подпишите в контурных картах названия указанных озер.

Климат    Геологическое      Близость    R>1       строение              грунтовых 

       (разломы, котловины)        вод

 

 

 

 

 

 

Дают ответы на вопросы учителя. Ответ: рисунок А -  река   впадает в озеро, и из этого озера  река берет свое начало, значит оно сточное;  рисунок Б – реки впадают в озеро, но ни одна река из него не вытекает, значит озеро бессточное.

 

 

 

 

 

Бессточные озера, как правило, соленые, т.к. в них реки впадают, но ни одна река не вытекает. В таком озере соли накапливаются. Сточные озера - пресные, т.к. реки, вытекая из озера, выносят соли.

 

Обозначают объекты на контурной карте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: Выстраивание  причинно- следственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

Проведение поиска информации, фиксирование результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск решения проблемы

 

Вопросы: почему озеро Чаны на карте атласа окрашено розовым цветом? Почему Каспийское море и озеро Байкал выделены на карте? Чем они известны? Чем знамениты Чудское и Ладожское озёра? Какие события связанны с ними?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос: что образуется в результате зарастания озер?

 

Работа в парах:

Задание: пользуясь учебником, географической энциклопедией, ресурсами  сети Интернет, дайте определение понятию «болото» (демонстрация электронных фото №9, №10, 11). 

 

 

Возникают болота не только в результате зарастания озер, но и в результате выпадения большого количества осадков, малого испарения и замедленного стока. Площадь болот в России около 2 млн. кв. км.

 

 

Дают ответы на вопросы учителя. Ответ: Озеро Чаны соленое, а соленые озера обозначаются на карте розовым цветом. Каспийское море – озеро – самое большой в мире по площади, Байкал - самое глубокое. На Чудском озере произошло знаменитое "Ледовое побоище", в котором русская рать под предводительством Александра Невского разбила войско рыцарей Ливонского ордена.

Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны было единственным связующим звеном между осажденным Ленинградом и страной. 

 

Дают ответ на вопрос учителя.

Ответ: болото.

Болото - это переувлажненный участок местности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

Определение возможных источником необходимых сведений, проведение поиска и отбора информации. Коммуникативные УУД: Сотрудничество с партнёром, использование речевых средств общения; выработка совместного  решение, оказание взаимопомощи, выражение собственного мнения.

 

 

 

 

 

 

 

Задание: определите по карте наиболее заболоченные территории России? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

Издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?»

 

Задание:  В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу. Сделайте вывод: Какое    значение имеют болота? Надо ли их осушать?

 

На слайде таблица: 

 

Вред  болот

Польза болот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с физической картой России.

Ответ: Западно-Сибирская равнина, Карелия (северо-запад Русской равнины), низменности Приамурья. Болта образуются либо в зоне максимального увлажнения, либо в понижениях рельефа, где близко подходят грунтовые воды. 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу. Делают вывод.

 

Вред  болот

Польза болот

- территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве; - опасное место для жизни людей.

-                  болото – место обитания птиц;  - на болотах образуется торф; 

-                  на болотах растут ценные ягоды;  - болота дают начало многим рекам;  - на болотах идет очистка воды

Вывод:

Болота имеют большое

 

значение.  После осушения болот

Познавательные УУД:

1. Проведение поиска информации. 2. Выстраивание  причинно- следственных связей.

Регулятивные УУД:

Выдвижение версий решения проблемы, осознание конечного результат

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: Анализ, обсуждение,  формулирование выводов.

Регулятивные УУД: Адекватная оценка своих возможностей самостоятельной деятельности; контроль за ответами одноклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Не только природа создает водоемы, но и человек является силой, создающей искусственные водоемы.

Вопрос: какие искусственные водоемы в знаете?

 

Вопросы: С какой целью создаются водохранилища? В чем сходство и различие водохранилищ и озер? Посмотрите на карту и определите, где больше всего сооружено водохранилищ?

реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты.

 

 

 

 

Дают ответ на вопрос учителя. Ответ: пруд, водохранилище.      

 

Дают ответы на вопросы учителя. Ответ: водохранилища необходимы для строительства ГЭС.

Водохранилища схожи с озерами - размерами, объемом воды, наличием органического мира, назначением, некоторые водохранилища схожи с озерами формой, а различаются – происхождением. Больше всего водохранилищ сооружено на р.

Волге

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: Анализ, сравнение,  формулирование выводов.

 

Диагностика результатов урока

Учащимся предложена интерактивная игра, которая создана в с помощью сервиса LearningApps и размещена у каждого учащегося на ноутбуке. Вопросы к игре:

1.               Участки           суши, избыточно увлажненные.

(Болота.)

2.               Какое происхождение имеют котловины озер в северо-западной части России? (Ледниковотектоническое.)

3.               Какие болота по типу питания преобладают в степях? (Низинные.)

4.               Самое глубокое озеро мира. (Байкал).

Учащиеся играют в интерактивную игру

Познавательные УУД:

Анализ, сравнение, выстраивание причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД:

Предположение, прогнозирование выдвижение версий решения проблемы, осознание конечного результата.

 

Страница

 

5.      Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения? (Каспийское)

6.      Озеро – самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. Во время Великой Отечественной войны по льду проходила «Дорога жизни» в окруженный немецкими войсками город. (Ладожское)

7.      Озеро, где в 1242 году произошла битва русского войска под предводительском А.

Невского с тевтонскими рыцарями. (Чудское).

 

 

Рефлексия

Учащимся предложено заполнить рефлексивный лист – форму, созданный при помощи сервиса «Диск Google» и размещённый у каждого учащегося на ноутбуке:

Содержание рефлексивного листа:

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я научился… у меня получилось … меня удивило… мне захотелось…

Заполняют рефлексивный лист

 

Познавательные УУД:

Осознанное выстраивание выводов.

Регулятивные УУД:

1.                  Выражение  собственного мнения  о работе и  полученном результате.

2.                  Оценка правильности выполненных действий, внесение необходимых коррективов.

 

Домашнее задание

Параграф №20. 

I                     вариант: Составить вопросы и подготовить ответ об озерах. 

II                  вариант: : Составить вопросы и подготовить ответ о болотах и водохранилищах

 

Познавательные УУД:

Воспринимают информацию, осознанно её фиксируют.

 

Страница

Тема: «Озера. Болота. Искусственные водоемы»

Тема: «Озера. Болота. Искусственные водоемы»

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная

Учащиеся должны уметь: определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам; наносить на контурную карту разные виды озёр

Учащиеся должны уметь: определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам; наносить на контурную карту разные виды озёр

Этап мотивации Учитель предлагает посмотреть слайд-шоу и сформулировать тему урока

Этап мотивации Учитель предлагает посмотреть слайд-шоу и сформулировать тему урока

Волги. 3. Записывают в тетради соотнесение терминов с объектами: 1 - исток 2 – устье 4 – среднее течение 6,7 – правые притоки 8 –…

Волги. 3. Записывают в тетради соотнесение терминов с объектами: 1 - исток 2 – устье 4 – среднее течение 6,7 – правые притоки 8 –…

Создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации

Планирование деятельности

Планирование деятельности

Поиск решения проблемы

Поиск решения проблемы

Технологическая карта урока географии по теме: «Озера. Болота. Искусственные водоемы»

Технологическая карта урока географии по теме: «Озера. Болота. Искусственные водоемы»

Таблица на слайде:

Таблица на слайде:

Таблица на слайде:

Таблица на слайде:

Технологическая карта урока географии по теме: «Озера. Болота. Искусственные водоемы»

Технологическая карта урока географии по теме: «Озера. Болота. Искусственные водоемы»

Заполните схему в тетради

Заполните схему в тетради

Заполните схему в тетради

Заполните схему в тетради

Технологическая карта урока географии по теме: «Озера. Болота. Искусственные водоемы»

Технологическая карта урока географии по теме: «Озера. Болота. Искусственные водоемы»

Поиск решения проблемы Вопросы: почему озеро

Поиск решения проблемы Вопросы: почему озеро

Возникают болота не только в результате зарастания озер, но и в результате выпадения большого количества осадков, малого испарения и замедленного стока

Возникают болота не только в результате зарастания озер, но и в результате выпадения большого количества осадков, малого испарения и замедленного стока

Технологическая карта урока географии по теме: «Озера. Болота. Искусственные водоемы»

Технологическая карта урока географии по теме: «Озера. Болота. Искусственные водоемы»

Задание: определите по карте наиболее заболоченные территории

Задание: определите по карте наиболее заболоченные территории

Работают с физической картой

Работают с физической картой

Технологическая карта урока географии по теме: «Озера. Болота. Искусственные водоемы»

Технологическая карта урока географии по теме: «Озера. Болота. Искусственные водоемы»

Не только природа создает водоемы, но и человек является силой, создающей искусственные водоемы

Не только природа создает водоемы, но и человек является силой, создающей искусственные водоемы

Диагностика результатов урока

Диагностика результатов урока

Рефлексия Учащимся предложено заполнить рефлексивный лист – форму, созданный при помощи сервиса «Диск

Рефлексия Учащимся предложено заполнить рефлексивный лист – форму, созданный при помощи сервиса «Диск
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017