Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Ф.И. Мартыненко О.В.
Класс: 9
УМК: О.С.Габриелян
Предмет: химия
Тема урока: Угольная кислота и ее соли. Жесткость воды и способы ее устранения.
Тип урока: урок открытия новых знаний с использованием ТРКМ
Место и роль урока в изучаемой теме: 22 урок по теме «Неметаллы»
Цель урока: создание условий для овладения обучающимися знаниями о свойствах угольной кислоты и ее солей. Формирование образовательных компетенций – информационных, коммуникативных, рефлексивных в данной предметной области.
Задачи урока
Обучающие: актуализировать знания об аллотропных модификациях углерода, основных свойствах оксидов углерода; сформировать знания о характерных свойствах солей угольной кислоты.
Развивающие: продолжить развитие критического мышления, развивать монологическую речь, умение выделять главное, классифицировать, представлять результаты.
Воспитательные: продолжить формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения, навыки работы в коллективе.
Оборудование: на столах всех групп листы бумаги, маркеры; коллекции минералов, учебные тексты для 2 группы; учебные тексты для 3 группы; карбонат и гидрокарбонат натрия, соляная кислота, штатив с пробирками для 4 группы; стакан с жесткой водой, сода, спиртовка, держатель, штатив с пробирками, шпатели, стеклянные палочки, спички для 5 группы; презентация к уроку.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия |
УУД |
|||
|
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
Знать свойства угольной кислоты и ее солей. Понятие «жесткость воды» и способы ее устранения.
|
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Выполнять учебные действия и контролировать в соответствии с поставленной задачей. Сравнивать результат с образцом и оценивать свою деятельность. Планировать учебное сотрудничество; Работать по плану, инструкции. |
Анализировать информацию учебника. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Проводить классификацию, обосновывать ее, делать выводы.
|
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками. Уметь оформлять свои мысли в устной речи, уметь слушать и понимать речь других. Аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач. Формировать умения взаимодействовать в паре, группе.
|
Проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности. Выражать положительное отношение к процессу познания. Применять навыки сотрудничества в группе. |
Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная
Ход урока
|
Этап урока |
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов работы) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия педагога по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока |
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1. |
Организационный момент |
Создание условий осознанного вхождения учащихся в деятельность на уроке. |
Фронтальная |
Слабая двухосновная кислота с химической формулой H2CO3, образуется в малых количествах при растворении углекислого газа в воде, в том числе и углекислого газа из воздуха. (угольная кислота) |
Ученики слушают.
Ответы учащихся. |
Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания Р.нацеливание на успешную работу К: аргументировать свои суждения |
|
2. |
Актуализация знаний
|
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
|
Индивидуальная |
Сегодня наш урок будет посвящён очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить сами в конце урока. Сейчас выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы для: вариант 1 – алмаза, вариант 2 – для графита. 1. Прозрачный, бесцветный 2. Очень твердый 3. Ковалентная неполярная связь 4. Не проводит электрический ток 5. Используют как добавку в смазке 6. Непрозрачный, серого цвета, с металлическим блеском 7. Электропроводен 8. Все связи очень прочные 9. Легко расслаивается на отдельные мельчайшие пластинки 10. При обычных условиях химически инертен, при высокой температуре становится активным 11. Легко вступает в химические реакции при нормальных условиях. 2 задание: О каком явлении идет речь? Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная. 3 задание: О каких оксидах углерода говорится в следующих высказываниях? 1) Очень ядовит 2) Не горит и не поддерживает горения 3) Используется в металлургии при выплавке чугуна 4) Образуется при полном сгорании топлива 5) В нем горит магний 6) Типичный кислотный оксид Если углекислый газ кислотный, то с какими веществами он может вступать в реакции? (Ответ: с водой, основными оксидами и основаниями). Взаимодействуя с кислотой, углекислый газобразует кислоту. Какую? (Ответ: угольную кислоту).
|
Дети индивидуально выбирают верные утвержденияи затем сверяют свои ответы с ответами учителя на слайде. Выставляют себе оценку
Учащиеся вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы |
К: формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения. П: анализ объектов. |
|
3. |
Целеполагание (выход на тему урока и цель совместно с учащимися)
|
Формирование цели учениками. |
Фронтальная |
Стадия вызова Что вам известно на данный момент об угольной кислоте и ее солях? Заполните схему-кластер.
|
Рассматривают схему на экране. Отвечают на вопросы, рассуждают, заполняют схему.
|
П:проводить сравнение по заданным критериям К:оформлять свои мысли в устной форме Р:определять и формулировать тему, цель и задачи на урок с помощью учителя
|
|
4. |
Изучение нового материала
|
Организация коммуникативного взаимодействия |
Групповая
|
Стадия осмысления Работа в 5 группах. Каждой группе предлагается свое задание. 1 группа: прочитать текст §29 про кислоту и ее соли, составить вопросы. 2 группа: изучить текст о составе, свойствах и применении минералов, содержащих карбонаты. 3 группа: изучить текст о применении солей угольной кислоты, составить уравнения реакций. 4 группа: качественная реакция на соли угольной кислоты (с демонстрацией опыта). 5 группа: жесткость воды, виды жесткости, способы устранения (с демонстрацией опыта). Далее каждая группа выступает с презентацией своей работы. На презентацию не более 5 минут.
|
Работают в группах
Презентация каждой группы с показом опытов; проговаривают, слушают, записывают
|
К: планирование учебного сотрудничества. Формирование умения осуществлять выбор, формирование умения работать в группах. П: развитие операций мышления, поиск и выделение информации. Л: формирование уважения к иному мнению. Р: планирование, волевая саморегуляция. Умение оценивать свою деятельность. К:оформлять свои мысли в устной форме.
|
Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
5. |
Физминут- ка
|
Предупредить и снять умственное и физическое утомление |
Фронтальная. |
А теперь ребята, я предлагаю немного отдохнуть |
Выполняют зарядку для тела и глаз.
|
|
|
6. |
Продолже-ние изучения темы |
Организация коммуникативного взаимодействия |
Групповая |
Выступление Группы №3 Выступление Группы №4 Выступление Группы №5 - Возьмите оценочный лист, оцените себя. Теперь вашу работу оценивает ученый группы. - Кто оценил себя на 5,4,3? - Кому поставили 5, 4,3? |
Представители от групп (ученые) презентуют работу В листах достижений оценивают свою работу и получают оценку ученого группы |
Учащиеся анализируют работу |
|
7. |
Подведение итога |
Осознание учащимися своей учебной деятельности.
|
Фронтальная |
- Ребята, мы изучили новую тему. Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна? Выполнили ли мы поставленные задачи? Оцените свою работу в листах достижений И благодарю активных своих помощников пятёрками. |
Отвечают на вопрос
Отвечают на вопрос: «Выполнены ли учебные задачи?»
Оценивают уровень усвоения новых знаний |
Л: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
|
8. |
Рефлексия учебной деятельнос-ти на уроке
|
Проверка способности самооценки, как личностного результата.
|
Индивидуальная
|
Стадия рефлексии Составление кластера по изученной теме (дополнение начатого) |
Оценивают свою работу на уроке. Рисуют на листе достижений смайлик |
Л: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности К:оформлять свои мысли в устной форме К: формулировать собственное мнение и позицию;
|
Самооценка учащихся с помощью смайликов |
9. |
Домашнее задание |
|
Фронтальная |
Дома: задание в учебнке п.29, упр.7
|
Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания. |
Л: готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Текст для 2 группы
В природе карбонаты являются составной частью многих минералов и горных пород. Так, малахит имеет сложный состав, его можно представить как CuCO3 · Cu(OH)2. Слово «малахе» в переводе с греческого языка означает «мальва» (растение). Очевидно, минерал назван по сходству с цветом зелени. Из малахита изготавливают различные поделки – разнообразные по оттенкам и рисункам вазы, шкатулки, столы, другие предметы, используют для мозаичных работ. Малахитовая мелочь используется при изготовлении красок.
Минерал кальцит CaCO3 является составной частью многих горных пород. Известковый шпат – бесцветные или молочно-белые кристаллы. Применяется для изготовления оптических приборов, ювелирных изделий, произведений искусства.
Известняки в зависимости от их состава и свойств используют в химической промышленности для получения извести, разных сортов цемента, применяют для нейтрализации кислых почв.
Мраморы в полированном виде используют как строительный материал, для скульптурных работ.
Мел – пишущий материал, применяется также в лакокрасочной, парфюмерной (зубной порошок) и других отраслях промышленности.
Магнезит MgCO3 обжигают и делают из него огнеупорные кирпичи, которые выдерживают температуру 3000ºС. Такими кирпичами выкладывают основания мартеновских печей. Магнезит идет также на производство электроизоляторов.
Текст для 3 группы
Кондитеры применяют соли угольной кислоты (гидрокарбонат натрия – питьевую соду, гидрокарбонат аммония или их смеси с некоторыми органическими кислотами) при получении теста. При термическом разложении солей либо в результате реакции обмена с лимонной или другими кислотами выделяется большое количество углекислого газа и воды. По этой причине тесто приобретает пористость и сильно увеличивается в объеме. Именно углекислый газ, выделяющийся в результате всех этих процессов, а также аммиак в случае применения гидрокарбоната аммония поднимают тесто.
Пожарному необходимо знать, как работает огнетушитель. В огнетушителе находятся баллон с раствором карбоната натрия (соды) и ампула с серной кислотой. При использовании огнетушителя начинается реакция, протекающая с выделением углекислого газа.
В медицине гидрокарбонат натрия применяют при повышенной кислотности желудочного сока.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лист достижений Тема: Угольная кислота и ее соли. Жесткость воды. |
||||||
ФИ |
Знаю свойства графита и алмаза |
Знаю свойства угольной кислоты, ее солей и применение |
Умею определять жесткость воды и способы ее устранения |
Выполнил поставленные задачи |
Самооценка работы на уроке (смайлик) |
|
самооценка |
Оценка ученого |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.