Технологическая карта урока химии 9 класс "Угольная кислота и ее соли. Жесткость воды"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока химии 9 класс "Угольная кислота и ее соли. Жесткость воды"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
25.03.2017
Технологическая карта урока химии 9 класс "Угольная кислота и ее соли. Жесткость воды"
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Ф.И. Мартыненко О.В. Класс: 9 УМК: О.С.Габриелян Предмет: химия Тема урока: Угольная кислота и ее соли. Жесткость воды и способы ее устранения. Тип урока: урок открытия новых знаний с использованием ТРКМ Место и роль урока в изучаемой теме: 22 урок по теме «Неметаллы» Цель урока: создание условий для овладения обучающимися знаниями о свойствах угольной кислоты и ее солей. Формирование об-разовательных компетенций – информационных, коммуникативных, рефлексивных в данной предметной области. Задачи урока Обучающие: актуализировать знания об аллотропных модификациях углерода, основных свойствах оксидов углерода; сформировать знания о характерных свойствах солей угольной кислоты. Развивающие: продолжить развитие критического мышления, развивать монологическую речь, умение выделять главное, классифицировать, представлять результаты. Воспитательные: продолжить формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения, навыки работы в коллективе.
Технологическая карта урока химии 9 класс.doc

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Ф.И.  Мартыненко О.В.

Класс: 9

УМК: О.С.Габриелян

Предмет: химия

Тема урока: Угольная кислота и ее соли. Жесткость воды и способы ее устранения.

Тип урока: урок открытия новых знаний с использованием ТРКМ

Место и роль урока в изучаемой теме: 22 урок по теме «Неметаллы»

Цель урока: создание условий для овладения обучающимися знаниями о свойствах угольной кислоты и ее солей. Формирование образовательных компетенций – информационных, коммуникативных, рефлексивных в данной предметной области.

Задачи урока

Обучающие: актуализировать знания об аллотропных модификациях углерода, основных свойствах оксидов углерода; сформировать знания о характерных свойствах солей угольной кислоты.

Развивающие: продолжить развитие критического мышления, развивать монологическую речь, умение выделять главное, классифицировать, представлять результаты.

Воспитательные: продолжить формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения, навыки работы в коллективе.

Оборудование: на столах всех групп листы бумаги, маркеры; коллекции минералов, учебные тексты для 2 группы; учебные тексты для 3 группы; карбонат и гидрокарбонат натрия, соляная кислота, штатив с пробирками для 4 группы; стакан с жесткой водой, сода, спиртовка, держатель, штатив с пробирками, шпатели, стеклянные палочки, спички для 5 группы; презентация к уроку.

 

Планируемые результаты

 

Предметные знания, предметные действия

УУД

 

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Знать свойства угольной кислоты и ее солей. Понятие «жесткость воды» и способы ее устранения.

 

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Выполнять учебные действия и контролировать в соответствии с поставленной задачей.

Сравнивать результат с  образцом и оценивать свою деятельность.

Планировать учебное сотрудничество;

Работать по плану, инструкции.

 Анализировать информацию учебника.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Проводить классификацию, обосновывать ее, делать выводы.

 

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Уметь оформлять свои мысли в устной речи, уметь слушать и понимать речь других.

Аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

Формировать умения взаимодействовать в паре, группе.

 

Проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Применять навыки  сотрудничества в группе.

Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная

Ход урока

 

 

Этап урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов работы)

Формы организации деятельности учащихся

Действия педагога по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1.

Организационный

момент

Создание условий осознанного вхождения учащихся в деятельность на уроке.

Фронтальная

Слабая двухосновная кислота с химической формулой H2CO3, образуется в малых количествах при растворении углекислого газа в воде, в том числе и углекислого газа из воздуха. (угольная кислота)

Ученики слушают.

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

Р.нацеливание на успешную работу

К: аргументировать свои суждения

 

2.

Актуализация знаний

 

 

 

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

 

Индивидуальная

Сегодня наш урок будет посвящён очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить сами в конце урока.

Сейчас выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы для: вариант 1 – алмаза, вариант 2 – для графита.

1. Прозрачный, бесцветный

2. Очень твердый

3. Ковалентная неполярная связь

4. Не проводит электрический ток

5. Используют как добавку в смазке

6. Непрозрачный, серого цвета, с металлическим блеском

7. Электропроводен

8. Все связи очень прочные

9. Легко расслаивается на отдельные мельчайшие пластинки

10. При обычных условиях химически инертен, при высокой температуре становится активным

11. Легко вступает в химические реакции при нормальных условиях.

2 задание: О каком явлении идет речь?

Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная.

3 задание: О каких оксидах углерода говорится в следующих высказываниях?

1) Очень ядовит

2) Не горит и не поддерживает горения

3) Используется в металлургии при выплавке чугуна

4) Образуется при полном сгорании топлива

5) В нем горит магний

6) Типичный кислотный оксид

Если углекислый газ кислотный, то с какими веществами он может вступать в реакции? (Ответ: с водой, основными оксидами и основаниями).

Взаимодействуя с кислотой, углекислый газобразует кислоту. Какую? (Ответ: угольную кислоту).

 

 

Дети индивидуально выбирают верные утвержденияи затем сверяют свои ответы с ответами учителя на слайде. Выставляют себе оценку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы

 

К: формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения.

П: анализ объектов.

 

3.

Целеполагание (выход на тему урока и цель совместно с учащимися)

 

Формирование цели учениками.

Фронтальная

 

Стадия вызова

Что вам известно на данный момент об угольной кислоте и ее солях? Заполните схему-кластер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают схему на экране.

Отвечают на вопросы, рассуждают, заполняют схему.

 

 

 

П:проводить   сравнение по заданным критериям

К:оформлять свои мысли в устной форме

Р:определять и формулировать тему, цель и задачи на урок с помощью учителя

 

 

4.

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация коммуникативного взаимодействия

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стадия осмысления

Работа в 5 группах. Каждой группе предлагается свое задание.

1 группа: прочитать текст §29 про кислоту и ее соли, составить вопросы.

2 группа: изучить текст о составе, свойствах и применении минералов, содержащих карбонаты.

3 группа: изучить текст о применении солей угольной кислоты, составить уравнения реакций.

4 группа: качественная реакция на соли угольной кислоты (с демонстрацией опыта).

5 группа: жесткость воды, виды жесткости, способы устранения (с демонстрацией опыта).

Далее каждая группа выступает с презентацией своей работы. На презентацию не более 5 минут.

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах

 

 

Презентация каждой группы с показом опытов; проговаривают, слушают, записывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: планирование учебного сотрудничества. Формирование умения осуществлять выбор, формирование умения работать в группах.

П: развитие операций мышления, поиск и выделение информации.

Л: формирование уважения к иному мнению.

Р: планирование, волевая  саморегуляция. Умение оценивать свою деятельность.

К:оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности

5.

Физминут-

ка

 

Предупредить и снять умственное и физическое утомление

Фронтальная.

А теперь ребята, я  предлагаю немного отдохнуть

Выполняют зарядку для тела и глаз.

 

 

 

 

6.

Продолже-ние изучения темы

Организация коммуникативного взаимодействия

Групповая

Выступление Группы №3

Выступление Группы №4

Выступление Группы №5

- Возьмите оценочный лист, оцените себя. Теперь вашу работу оценивает ученый группы.

- Кто оценил себя на 5,4,3?

- Кому  поставили 5, 4,3?

Представители от групп (ученые)

презентуют работу

В листах достижений оценивают свою работу и получают оценку  ученого группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся анализируют работу

 

7.

Подведение итога

Осознание учащимися своей учебной деятельности.

 

Фронтальная

- Ребята, мы изучили новую тему. Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна?   

Выполнили ли мы поставленные задачи?

Оцените свою работу в листах достижений

И благодарю активных своих помощников пятёрками.

 

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос: «Выполнены ли учебные задачи?»

 

Оценивают уровень усвоения новых знаний

Л: формировать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

8.

Рефлексия учебной деятельнос-ти на уроке

 

Проверка способности самооценки, как личностного результата.

 

Индивидуальная

 

 

Стадия рефлексии

Составление кластера по изученной теме (дополнение начатого)

 

Оценивают свою работу на уроке.

Рисуют на    листе достижений смайлик

 Л: формировать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

К:оформлять свои мысли в устной форме

К: формулиро­вать собственное мнение и пози­цию;

 

Самооценка учащихся с помощью смайликов

9.

Домашнее задание

 

Фронтальная

  Дома: задание в учебнке п.29, упр.7

 

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.

Л: готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Текст для 2 группы

В природе карбонаты являются составной частью многих минералов и горных пород. Так, малахит имеет сложный состав, его можно представить как CuCO3 · Cu(OH)2. Слово «малахе» в переводе с греческого языка означает «мальва» (растение). Очевидно, минерал назван по сходству с цветом зелени. Из малахита изготавливают различные поделки – разнообразные по оттенкам и рисункам вазы, шкатулки, столы, другие предметы, используют для мозаичных работ. Малахитовая мелочь используется при изготовлении красок.

Минерал кальцит CaCO3 является составной частью многих горных пород. Известковый шпат – бесцветные или молочно-белые кристаллы. Применяется для изготовления оптических приборов, ювелирных изделий, произведений искусства.

Известняки в зависимости от их состава и свойств используют в химической промышленности для получения извести, разных сортов цемента, применяют для нейтрализации кислых почв.

Мраморы в полированном виде используют как строительный материал, для скульптурных работ.

Мел – пишущий материал, применяется также в лакокрасочной, парфюмерной (зубной порошок) и других отраслях промышленности.

Магнезит MgCO3 обжигают и делают из него огнеупорные кирпичи, которые выдерживают температуру 3000ºС. Такими кирпичами выкладывают основания мартеновских печей. Магнезит идет также на производство электроизоляторов.

Текст для 3 группы

Кондитеры применяют соли угольной кислоты (гидрокарбонат натрия – питьевую соду, гидрокарбонат аммония или их смеси с некоторыми органическими кислотами) при получении теста. При термическом разложении солей либо в результате реакции обмена с лимонной или другими кислотами выделяется большое количество углекислого газа и воды. По этой причине тесто приобретает пористость и сильно увеличивается в объеме. Именно углекислый газ, выделяющийся в результате всех этих процессов, а также аммиак в случае применения гидрокарбоната аммония поднимают тесто.

Пожарному необходимо знать, как работает огнетушитель. В огнетушителе находятся баллон с раствором карбоната натрия (соды) и ампула с серной кислотой. При использовании огнетушителя начинается реакция, протекающая с выделением углекислого газа.

В медицине гидрокарбонат натрия применяют при повышенной кислотности желудочного сока.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

Лист достижений

Тема: Угольная кислота и ее соли. Жесткость воды.

ФИ

Знаю свойства графита и алмаза

 Знаю свойства угольной кислоты, ее солей и применение

 Умею определять жесткость воды и способы ее устранения

Выполнил поставленные задачи

Самооценка работы на уроке (смайлик)

самооценка

Оценка ученого

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями

Сравнивать результат с образцом и оценивать свою деятельность

Сравнивать результат с образцом и оценивать свою деятельность

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

О каких оксидах углерода говорится в следующих высказываниях? 1)

О каких оксидах углерода говорится в следующих высказываниях? 1)

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Продолже-ние изучения темы Организация коммуникативного взаимодействия

Продолже-ние изучения темы Организация коммуникативного взаимодействия

Подведение итога Осознание учащимися своей учебной деятельности

Подведение итога Осознание учащимися своей учебной деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Текст для 2 группы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Текст для 2 группы

Пожарному необходимо знать, как работает огнетушитель

Пожарному необходимо знать, как работает огнетушитель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017