Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
21.04.2017
Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"
На данном уроке были обеспечены условия для проявления и развития индивидуальности учащихся: созданы ситуации, позволяющие ребятам проявлять собственные способности и возможности. Урок построен с учетом психофизиологических особенностей учащихся, что позволяет им лучше раскрыть свои способности и показать умения. Формируется уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов, что стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться.
Техн.карта Соединения железа.doc
Этапы урока 1.  Организационный  этап 2. Стадия вызова.  Актуализация  знаний Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме «Соединения железа» Деятельность (способ формирования навыков) учителя ученика Приветствует обучающихся,  организует внимание, готовность к  уроку. Приветствуют учителя,  настраиваются на учебную  деятельность    Ребята,  мы продолжаем знакомство с металлом, который является  основой современной техники и  сельскохозяйственного  машиностроения, транспорта и  средств связи, космических кораблей  и вообще всей современной  цивилизации.  Для   «затравки»   я   предлагаю   вам задание  (контекстная   задача   – раздаточный материал на столах учащихся)       Молодой   человек   решил   помыть свой автомобиль.  На улице – сильный мороз,   не   хочется,   но   надо   идти… Набрал   в   ведерко     горячей   воды, вынес из квартиры, начал мыть….   Прогнозируемые результаты Предметные Метапредметные (УУД) Знание общих свойств  металлов и их  соединений  Навык внутренней и  внешней организации  обучающихся Коммуникативные:  Взаимодействие с учителем во время опроса, умение  строить понятное для  собеседника высказывание, слушать собеседника. Регулятивные: Умение слушать в  соответствии с целевой  установкой, дополнять и  уточнять высказывания Познавательные: Установление причинно­ следственных связей,  построение устных и  письменных высказываний. Личностные: Развитие познавательного  интереса и мотива,  направленных на изучение  темы.         На   следующий   день   на   лакокрасочной   поверхности   кузова образовались   трещины,   они заметно ухудшили   внешний   вид   машины, кроме  того, появились   рыжие  пятна, молодой человек расстроился….  1.   Дайте   объяснение   тому,   что произошло   с   кузовом   автомобиля   и почему? 2.   Что   бы   вы   предложили   сделать, чтобы   исправить   положение   и   в дальнейшем  этого не допустить? Анализируя имеющиеся знания,  предлагают варианты ответов на  поставленный вопрос 3. Определение цели и задач урока.  Логический переход к изучению нового  материала. Задает вопросы, необходимые для   логического перехода к изучению  нового материала: Обучающиеся планируют ответы в соответствии с поставленным  вопросом; Знание классов  соединений, умение  определять степени  окисления ­ Железо – активный металл, поэтому  встречается в природе в виде  соединений. Какие классы соединений может образовывать железо? выделяют три класса   соединений: оксиды,  гидроксиды, соли. Указывают степени окисления  ионов железа (+2, +3, +6) ­ Какие степени окисления  характерны для железа? ­ Каков характер оксида и гидроксида железа (II)? ­ Каков характер оксида и гидроксида железа  (III)?  Коммуникативные:  Уметь корректно вести  диалог, участвовать в  дискуссии; Регулятивные:   Строить  сообщения в соответствии  с учебной задачей. Познавательные: Устанавливать причинно­ следственные связи  ,осуществлять сравнения и  классификацию. 4. Изучение нового  материала   ­ Какие задачи необходимо решить на  сегодняшнем уроке?  (учитель  предлагает самостоятельно  сформулировать тему, цель   и задачи  урока) Обобщает, корректирует учебные  цели и  задачи урока      Качественные реакции на ионы  железа +2 и +3 вы  проведёте  самостоятельно в процессе  лабораторного практикума. Лабораторный практикум  проводится  по инструктивным  картам. Повторение правил ТБ Образец оформления   На основании анализа  полученной информации и своей деятельности   самостоятельно  формулируют тему, цель, задачи урока: ­ изучить свойства соединений  железа (II) и (III) Руководствуясь инструкцией и  соблюдая ТБ, выполняют  экспериментальную работу.  Уравнения химических реакций,  признаки реакций заносят в  таблицу. Формулируют  самостоятельный вывод по  экспериментальной части. Продолжить  формирование  представлений   о  многообразии  соединений железа,   навыков  получения  гидроксидов, изучения  их химических свойств. Продолжить  совершенствование  практических навыков  проведения  эксперимента; познавательного  интереса и мотивов,  направленных на  изучение данной темы. Инструкция по технике безопасности.    При работе с растворами  кислот, щелочей, перманганата  калия проявлять аккуратность.  Использовать те количества  вещества, которые указаны в  инструкции. Не допускать  попадания кислот,  щелочей  и  других веществ на руки, одежду, столы.  Не выливать избытки  Коммуникативные:  Выражать свои мысли с  достаточной полнотой и  точностью. Умение договариваться и  приходить к общему  решению в совместной  деятельности, в том числе  в ситуации столкновения  интересов. Регулятивные:  Планирование  деятельности. Контроль в  форме сличения способа  действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и  отличий от эталона.  Коррекция – внесение  необходимых дополнений и корректив в план и способ  действия в случае  расхождения эталона,  реального действия и его  результата, планирование. Использование  практических работ для  доказательства  выдвигаемых гипотез.  Описание результатов  работ. Познавательные: Работа с информацией,  построение устных и  письменных высказываний. Исследование  практических ситуаций,  выдвижение  предположений,   понимание необходимости  их  проверки на  практике.  лабораторного практикума веществ  в склянки с  реактивами. 1. Опыты 1,2. Получение и  исследование свойств гидроксидов  железа (II) и железа (III) 2. Кроме перечисленных реакций,  ионы Fe2+ и Fe3+ можно определить и с помощью других реактивов –   комплексных солей ­ красной  кровяной соли K3[Fe(CN)6] и желтой  кровяной соли K4[Fe(CN)6].  Опыт 3.  Действие  гексацианоферрата (III) калия  (красной кровяной соли) K3[Fe(CN)6]  на ион железа (II)­ образование осадка турнбуллевой сини Опыт 4.  Действие  гексацианоферрата (II) калия (жёлтой  кровяной соли) K4 [Fe(CN)6]  на ион  железа (III) Выполняют опыты 1 и 2,  результаты заносят в таблицу, записывают уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Вывод: реактивом на ионы  железа Fe2+ и Fe3+ являются  ионы ОН­ Выполняют опыты 3 и 4,  результаты заносят в таблицу 3FeSO4 + 2K3[Fe(CN)6] =  3К2SO4 + Fe3[Fe(CN)6]2↓                                            3K4 [Fe(CN)6] +4 FeCI3 = 12KCI  + Fe4[Fe(CN)6]3↓ 3. Существуют и другие качественные реакции, позволяющие распознать  соли железа с различными степенями  окисления. Вспомните занимательный  опыт, который я вам демонстрировала на 1 уроке химии в 8 классе. Выходят 2 учащихся 10 класса  в белых халатах – “доктор” и  его “ассистент”. Доктор: (держит в руках  скальпель) Вот еще одно развлечение: Кто даст руку на отсечение? Пауза. Жалко руку на отсечение? Тогда нужен больной для  лечения. (Приглашают к столу  ученика из класса) Ассистент. Оперируем без боли,  правда, будет много крови. Доктор. При каждой операции Нужна стерилизация. Помогите, ассистент, дайте йод Ассистент. Один момент! (Подает “иод” –  раствор FeCI3) Доктор. Йодом смочим мы обильно, Чтобы было все стерильно.  (Тампоном, смоченным  раствором FeCI3, смазывает  обильно руку “пациента”.) Не вертитесь, пациент, Нож подайте, ассистент!  (Скальпель “дезинфицирует”  “спиртом” (раствором KSCN). Доктор делает “разрез” ножом,  смоченным обильно раствором  KSCN, течет “кровь”. Ассистент: (испуганно) Посмотрите, прямо струйкой  кровь течет, А не вода! Доктор. Не волнуйтесь! Живой водой я смою руку И от раны – ни следа! (Смывает “кровь” ваткой,  смоченной раствором  нашатырного спирта.) Учащиеся объясняют  результат реакции (опыт 5) ­  интенсивно красный цвет,  записывают уравнение реакции  на доске и в тетрадях: FeCl3 + 3KSCN = Fe (SCN)3 + 3KCl Помните, ребята, в 8 классе я вам  говорила: ­ Этот опыт объяснить мы пока не  можем. Но в класс 9­й перейдем –  объяснение найдем.    Конечно, эта кровь не настоящая и  рана – тоже, зато помогает  определить в растворе ионы Fe3+.  “Йод” – в нашем случае – это раствор  FeCI3, а спирт – это роданид калия  KSCN. А реакция между ними – это  еще одна качественная реакция на  ионы Fe3+. Выводы. 1. Реактивами на ионы Fe2+ являются щелочи   и   красная   кровяная соль K3[Fe(CN)6]. 2. Реактивами на ионы Fe3+ являются щелочи,   роданид   калия   и   желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6]. 4.  Могут ли соединения железа быть  участниками окислительно­ восстановительных реакций?  (проблема) Учащиеся высказывают  предположения, выполняют  задания ОГЭ Опыт 5. Свойства соединений  железа (II). Восстановление  перманганата калия. 2KMnO4+8H2SO4+10FeSO4 =  2MnSO4 + K2SO4 + 5Fe2(SO4)3 + 8H2O Опыт 6. Свойства соединений  железа (III). Окисление  иодида   калия 2FeCl3+2KI+3H2SO4 =  2FeSO4+I2+K2SO4+6HCl Опыт 7. Гидролиз солей  железа (II)  и железа (III) 5. Первичное  осмысление и  закрепление знаний Предлагает выполнить задание  «Проверь себя» ­ тест по теме  «Железо и его соединения» Определяют среду растворов с  помощью универсальной  индикаторной бумаги и с  помощью датчика РН Выполняют тест Знание химических  свойств соединений  железа. Коммуникативные:  Сравнивать разные точки  зрения. Регулятивные:  Оценивать правильность Научиться объективно  оценивать свою работу  на уроке и работу своих одноклассников. выполнения действий на  уровне адекватной  ретроспективной оценки. Познавательные: Анализировать  информацию,  структурирование знаний. Личностные:  Проявление  соответственного  отношения к данной теме; развитие познавательного  интереса и мотивов,  направленных на изучение. Коммуникативные: Выражать свои мысли с  достаточной полнотой и  точностью перед  аудиторией Регулятивные:  самооценка – выявление и  понимание учащимся того,  что усвоено и что еще  нужно усвоить, осознание  качества уровня усвоения  учебного материала 6. Итог урока.  Обратная связь      Я предлагаю вам оценить свою  деятельность на этом уроке. Оценивают свою деятельность на уроке Отвечают на вопрос учителя   Предлагает закончить фразы: ­  я научился…  ­ я узнал…  ­ мне стало понятно…  А завершить урок мне бы хотелось  словами А.С.Пушкина, написанными  им в 1826 г.:  «Все мое», – сказало злато,  «Все мое», – сказал булат.  «Все куплю», – сказало злато,  «Все возьму», – сказал булат.     Как вы прокомментируете эти  слова? Как они относятся к нашему  времени?  ­ Эти слова подходят к людям, у  которых есть деньги, власть. Но  существуют человеческие ценности,  которые ни купить, ни взять силой  нельзя – это честность, доброта,  любовь. И мне очень хочется, чтобы вы оставались, прежде всего,  честными, порядочными людьми. Методическое обеспечение урока Использованы элементы технологий: Технология критического мышления включает 3 стадии:          1. Стадия вызова включает задание: «Отсроченная отгадка»  2. Стадия осмысления нового материала – включает задания: работа по карточкам, работа с информационной моделью химических свойств железа, выполнение лабораторного опыта по изучению свойств ионов железа, получение гидроксидов железа.  3. Рефлексия.    ИКТ;  Личностно­ориентированное обучение (дифференцированные задания) Здоровьесозидание  (число   видов   деятельности,   плотность   урока,   средняя   продолжительность   видов   учебной   деятельности,   наличие эмоциональных разрядок, место и длительность использования ТСО, психологический микроклимат урока). Традиционное обучение (актуализация знаний, изложение нового материала, закрепление, домашнее задание); Развивающее обучение (позитивная взаимозависимость, личное взаимодействие,  навыки общения) Проблемно­исследовательская.  Дидактические материалы и средства обучения: Мультимедийный комплекс. Электронные образовательные ресурсы (презентация «Соединения железа»). Датчик РН Материалы и оборудование для экспериментальной работы:  пробирки, растворы сульфата железа (II)   FeSO4  , хлорида железа (III)  FeCl3, гексацианоферрат (III) калия   K3[Fe  (CN)6] (красная кровяная соль), гексацианоферрат (II) калия   K4[Fe  (CN)6] (жёлтая кровяная соль), роданид калия KSCN, растворы гидроксида натрия (NaOH), соляной кислоты (HCl), растворы серной кислоты H2SO4, перманганата калия KMnO4, иодида калия KI,  крахмальная бумага.  Печатные – раздаточные материалы (инструктивные карты, задания, бланки для выполнения экспериментальной  работы). 1. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014 г. Методические ресурсы: Интерет­ресурсы: 1. 2. 3. 4. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library http://infourok.ru/material.html http://festival.1september.ru/articles/598338/ http://www.uchportal.ru/load/59­1­0­42400

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"

Технологическая карта урока химии по теме "Соединения железа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017