Технологическая карта урока химии по теме "Железо"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
21.04.2017
Технологическая карта урока химии по теме "Железо"
Тип урока – открытие новых знаний, основная часть урока - формирование новых знаний и умений. Структурные элементы урока взаимосвязаны, используются разнообразные формы работы, направленные на развитие у учащихся умений самостоятельно извлекать информацию, проводить исследования, наблюдать, сопоставлять, анализировать, сравнивать, делать выводы. Создана ситуация выбора при использовании дидактического материала, варьирующегося для учащихся с разной успеваемостью. На уроке использовались следующие методы обучения: - объяснительно – иллюстративный, - наглядный; - проблемное изложение, - частично – поисковый, - видеометод.
Техн.карта Железо.doc
Технологическая карта урока химии в 9 классе. Тема урока. Железо Цели урока: Предметно­дидактическая Создание условий для самостоятельного формирования знаний о  строение атома железа и о свойствах простого вещества – железа.  Ознакомление с природными соединениями железа. Рассмотрение свойств железа, его биологической роли в живых организмах. Использование  приобретенных знаний в практической деятельности. Понимание значения химического элемента железа в живых организмах. Деятельностная 1. Закрепление умений работать на уроке по предлагаемым инструктивным  картам для учащихся по изучению курса неорганической химии,  включающих в себя: конкретные цели, которые достигнет ученик,  проработав каждый учебный элемент, перечень учебных материалов,  рекомендации учителя для их поэтапного изучения, закрепления, контроля  и самоконтроля. 2. Формирование у обучающихся умений реализации новых способов  практических действий,  развитие экспериментальных умений,  познавательного интереса к предмету  и сознательного отношения к  правилам поведения в химической лаборатории как условия собственной  безопасности. Предметные Знают основные понятия по теме: химический  элемент, атом, вещество. Формулируют названия соединений железа по их  химическим формулам. Объясняют особенности строения атома железа по его положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Описывают и объясняют физические и  химические свойства железа,  области применения  железа. Составляют уравнения химических реакций,  характеризующих свойства железа – простого  вещества Планируемые результаты урока: Метапредметные Понимают  учебную   задачу   урока, стремятся ее выполнить и оценивают свои достижения на уроке. Умеют отвечать на поставленный вопрос. Умеют  работать   по   инструкции   и выполнять действия по алгоритму. Анализируют факты, делают выводы. Развивают  умение   систематизировать, обобщать материал. Развивают логическое мышление, память, внимание при изучении материала. Работают  в   парах,   организовывают   и планируют   учебное   сотрудничество   с   определяют   функции   и партнером, Личностные Убеждаются в познаваемости мира. Воспринимают научную картину мира и единство  естественных наук. Ведут диалог с партнером на основе равноправных  отношений и взаимного уважения. Добиваются  достижения   поставленной   цели   при решении   учебной     преодолевают возникающие в ходе работы затруднения. Убеждаются в зависимости свойств вещества от его  состава и строения. Адаптируются в социуме. задачи, По ведущей дидактической цели усвоение новых знаний способы взаимодействия. Тип урока: По способу организации комбинированный Методы обучения: По ведущему методу обучения проблемный Основной проблемный Дополнительные частично­поисковый, репродуктивный Основные вопросы урока: 1. Положение железа в периодической таблице химических элементов 2. Нахождение в природе. 3. Способы получения железа. 4. Физические свойства железа. 5. Химические свойства железа. 6. Значение химического элемента железа в живых организмах. Применение железа. Средства обучения: ­ Учебник химии. Рудзитис Г.Е. «Химия. 9 класс» ­ Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, ряд активности металлов, ­ Сменные стенды «Сегодня на уроке», «Для вас, выпускники», ­ Инструктивные карты, ­ Презентация по теме «Железо», ­ Раздаточный материал: кластеры, памятки, ­ Лабораторное оборудование: железо металлическое, раствор соляной кислоты, сульфата меди, железные кнопки и скрепки, ­ Видеоролики: «Взаимодействие железа с хлором», «Горение железа в кислороде», ­ Художественная литература. Д.Дефо. Робинзон Крузо. ­ Памятки «6 шляп мышления», «Шляпы мышления». Методы обучения, приёмы обучения Словесный Приёмы «Продвинутая лекция» (вызов – осмысление – рефлексия). Кластер – «наглядный мозговой штурм» Словесный Наглядный Этап урока 1. Организационный  этап 2. Мотивация  учебной  деятельности  учащихся.  Актуализация  знаний. Постановка  цели и задач урока. Ход урока: УПЗ урока Деятельность учителя  Деятельность ученика Формируемые УУД Методы оценки и самооценки Учитель приветствует учащихся,  настраивает их на работу:    Здравствуйте, ребята. Я рада видеть  вновь ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам  удовлетворение и радость общения друг с другом.    Сядьте удобно и повторите за мной  шёпотом: «Я в школе, я на уроке.  Я  хочу учиться. Я готов к работе»    А начать урок я хочу сегодня с  одного приключенческого романа, на  котором росли многие школьники. Учитель читает отрывок из романа  Д.Дефо.  Герою знаменитого романа Даниэля  Дефо повезло. Корабль, с которого он  спасся, сидел на мели совсем недалеко  от острова. Робинзон сумел погрузить  на плот все необходимое и  Учащиеся слушают  учителя Регулятивные:  (рациональная  организация  рабочего времени) Анализ вопросов обучающихся Регулятивные:  умение составлять  план действий по  решению проблемы Наличие четкого  представления о  цели и задачах  предстоящей  работы,   критериях её  оценивания Учащиеся слушают  отрывок из романа  Д.Дефо «Робинзон  Крузо» благополучно переправился на остров.  Ему повезло еще раз – цитируем роман:  «После долгих поисков я нашел ящик  нашего плотника, и это была для меня  поистине драгоценная находка, которой я не отдал бы тогда за целый корабль с  золотом…»    Что же было в плотницком ящике?  (обыкновенные железные инструменты:  топор, пила, молоток, гвозди). Учащиеся отвечают на  вопрос учителя     Через два столетия на другой  необитаемый остров попали герои  другого известного романа – пятеро  американцев. Они сумели не только  выжить на острове, но и создать себе  более или менее нормальные условия  жизни, что никогда не удалось бы, если  бы всеведущий инженер Сайрес Смит  (заметим, что по­английски «Смит»  означает «кузнец») не сумел найти на  таинственном острове железную руду и  изготовить железные инструменты.  Иначе опять пришлось бы Жюлю Верну  выручать своих героев с помощью  знаменитого капитана Немо…     Как видим, без этого элемента  не  может обойтись даже приключенческая  литература. Чрезвычайно важное место  занимает этот металл в жизни человека.     Ребята, о каком металле идет речь?   Какова тема  урока?  Учащиеся слушают  учителя Фронтальная беседа Учащиеся отвечают на  вопрос учителя, Эпиграфом урока будут слова  академика А.Е. Ферсмана (слайд): «Железо не только основа всего мира,  самый главный металл окружающей нас  природы, оно – основа культуры и  промышленности, оно – орудие войны и  мирного труда и трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент,  который был бы так связан с прошлым,  настоящим и будущими судьбами  человечества».     К эпиграфу урока мы  вернёмся с  вами позже, а сейчас  давайте составим  план, по которому  будем изучать  данный металл. Для этого я предлагаю  вам заполнить кластер «План изучения   темы «Железо».  определяют тему урока,  записывают тему урока в тетради. 1 ученик читает эпиграф  урока на сладе На столах учащихся –  кластеры «План изучения темы». Учащиеся  заполняют кластер    Посмотрите на кластер и  сформулируйте цель и задачи урока. Учащиеся формулируют  цель и задачи урока 3. Изучение нового  материала. 3.1. Положение  железа в  периодической  таблице химических  элементов Наглядный  Словесный  Метод проектов Исследование Учитель. Характеристику любого  элемента мы начинаем всегда по его  положению в периодической таблице.    Предлагает работу 1 учащемуся с  электронной таблицей по определению параметров железа и  1 учащемуся   с  Интернет­ресурсами по изучению  физических свойств железа  1 учащийся работает с  электронной таблицей  по определению  параметров железа.    1 учащийся работает с  Интернет­ресурсами по    Проверка  соответствия  результатов  работы  поставленным  целям изучению физических  свойств железа Учащиеся заполняют  таблицу «Визитная  карточка железа», дают характеристику  железа по его положению  в периодической таблице. ­ Железо ­ это d­элемент,  у которого заполняется  электронами  предпоследний  энергетический уровень.    Поскольку  предпоследний уровень –  незаконченный, то в  реакциях, кроме двух  электронов внешнего  уровня, часто участвует  также один электрон  предпоследнего уровня,  поэтому железо  проявляет степени  окисления +2 и +3.   Задание. Составьте визитную карточку  железа. Проверка (на слайде):  Порядковый номер, номер  периода, группа, подгруппа     Порядковый №  26,  4 период ,  VIII В группа  Заряд ядра, распределение  электронов по уровням    Заряд ядра  +26, распределение é  2, 8, 14, 2   Электронная конфигурация  атома     1S² 2S² 2p6 3S² 3p6 3d6 4S²   Степени окисления    +2, + 3, +6    Учитель проверяет и корректирует  ответы учащихся (проверка по слайду) Задание №4 ОГЭ по химии: Степень окисления железа равна +6 в  соединении 1) FeCl2       2) Fe2O3 3) K2FeO4   4) Fe (OH)2    А вы знаете, что железу поставлены памятники?    Гигантский атом  был сооружен в  Брюсселе (Бельгии) по случаю  проведения в 1958 г. Всемирной  выставки. Это модель кристалла железа  на уровне его атомов, только  увеличенный в 160 миллиардов раз.   Подобный атом железа сооружён в  г.Берёзовский Кемеровской области. Учащийся демонстрирует модель атома железа  (опережающее задание) Информация на сменном  стенде «Сегодня на  уроке» 3.2. Нахождение в  природе Наглядный Приём Исследование     Поговорим о нахождении железа в  природе. В этом нам помогут учащиеся, выполнившие творческое домашнее  задание по разработке мини­проектов  по теме «Железо» Учащиеся защищают  мини­проекты      В виде каких соединений находится  железо в природе? Ответить на этот  вопрос вам помогут материалы  учебника, раздаточный материал  (таблицы) и коллекции «Горные породы  и минералы».  Важнейшие природные соединения железа: • магнетит (магнитный железняк) –  Fe3O4 (Fe2O3•FeO) (Магнитогорск  (Южный Урал), Курская магнитная  аномалия); Работа с учебником:  учащиеся извлекают  информацию (п.43,  стр.133), заполняют  таблицу • гематит  (красный железняк) – Fe2O3  (Украина, Криворожский район); Работа с коллекциями  «Горные породы и • лимонит (бурый железняк) ­ минералы» 2 Fe2O3 • 3H2O ­ Урал • пирит – FeS2 (Урал) Работа с  географической картой •  хромистый железняк  ­FeO∙Fe2O3∙Cr2O3 – Средний Урал • сидерит – железный шпат ­ FeCO3    Хочется отметить, что железные руды  широко распространены на Земле.  Названия гор на Урале говорят сами за  себя: Высокая, Магнитная, Железная.     А как можно получить железо из руд? Вспомните основные способы  получения металлов и назовите  важнейшие восстановители. 3.3. Способы  получения железа Наглядный 3.4. Физические  свойства железа Работа с учебником, ресурсами Интернет Приём опережаю­ щего обучения Подумайте и назовите физические  свойства железа – простого вещества,  используя ваши знания об общих  физических свойствах металлов. Учитель предлагает озвучить  результаты работы с электронной ПТ и  Интернет­ресурсами. Групповая работа (4  группы): получить железо из гематита Fe2O3  (самостоятельная работа) Fe2O3 + 3H2 = 2Fe+ 3H2O Fe2O3 + 2Al = 2Fe+ Al2O3 Fe2O3 + 3C = 2Fe + 3CO Fe2O3 + 3CO = 2Fe+3CО2 Рассматривают образцы чистого железа. 2 учащихся  доводят до  одноклассников  информацию о  физических свойствах  железа:    Железо – серебристо­ Сообщения учащихся серый металл. Плотность  железа – 7,87 г/см3,  температура плавления –  1536 °С, температура  кипения – 2770 °С.  Химически чистое железо устойчиво к коррозии и  хорошо сопротивляется  действию кислот. Однако ничтожные примеси  лишают его этих  драгоценных свойств: на  земном шаре ежегодно  «болеет» ржавчиной  такое количество железа,  которое равняется  четверти его годовой  добычи. Чистое железо в  отличие от всех других  металлов обладает  необычайно высокой  склонностью к  намагничиванию. Как известно, у металлов  довольно высокий  коэффициент теплового  расширения. По этой  причине стальные  сооружения в  зависимости от времени  года, а, следовательно, от температуры  окружающего воздуха,  становятся то длиннее, то короче. Так, знаменитая  Эйфелева башня – 3.5. Химические  свойства железа Практический метод Видеометод Приёмы: Исследование Продвинутая лекция Давайте попробуем предположить,  какие химические свойства проявляет  железо? (железо – металл средней  активности, взаимодействует с  неметаллами, кислотами, солями,  водой)    Я предлагаю вам посмотреть   видеофрагменты и записать в тетради  уравнения реакций взаимодействия  железа а) с простыми веществами 1. с О2 2. с Г2 3. с S Б) со сложными веществами 1. с Н2О 2.  с  солями  менее активных металлов   «железная мадам», как  часто называют ее  парижане, – летом на 15  см выше, чем зимой.  Учащиеся работают с  рядом активности  металлов, предполагают  (перечисляют)  химические свойства  железа  Видеофрагмент 3Fe + 2O2   Fe→ 3O4 Видеофрагмент 2Fe + 3Cl2   2→ FeCl3 3Fe+4H2O →Fe3O4+4H2 Демонстрация: гвоздь в  воде Учащиеся выполняют  лабораторный  практикум 1 группа: Fe+CuSO4  →  FeSO 4+Cu 2 группа: Fe +2AgNO3   Fe(NO +2Ag → 3)2  3. с кислотами:    Запишите уравнение реакции  взаимодействия железа  ­ с соляной кислотой  ­ с разбавленной азотной кислотой (с  образованием нитрата железа (III), воды  и N2) и составьте электронный баланс ­  №20 ОГЭ по химии. Fe+2HCl  →  FeCl 2+H2 1 учащийся – на доске: 10Fe + 36HNO3(разб) → 10Fe(NO3)3+3N2+18H2O ­ Почему концентрированные серную и  азотную кислоты можно перевозить в  железных цистернах?  С концентрированными  азотной и серной  кислотами железо  реагирует только при  нагревании. Без нагревания эти  кислоты создают на  поверхности металла  такую прочную и  плотную пленку оксида,  что металл становится  совершенно пассивным и  уже не вступает в другие  реакции. 3.6. Значение  химического  элемента железа в  живых организмах.  Применение железа. Словесный Наглядный Работа с учебником Приём «Кластер» Ребята, у вас на столах находятся  памятки «Продукты питания,  содержащие железо». Какой вопрос нам предстоит рассмотреть? (биологическая роль железа)  Какова биологическая роль железа? Познавательные:  умение  воспроизведения и  корректировки  знаний, умение  формулировать  основные понятия Регулятивные:  умение проводить  самооценку  полученным  знаниям и умениям,  умение оценивать  свою работу с  использованием  разнообразных  критериев,  осознание уровня  качества  сформированных  знаний Коммуникативные:  умение организовать сотрудничество с  учителем и  одноклассниками,  освоение разных  способов  коммуникаций,  умение полно и  точно выражать  свои мысли Учащиеся работают в  парах со справочным  материалом,  обсуждают  вопрос о значении железа  в организме человека   Сообщения учащихся: 1 ученик.   Железо ­ это  биогенный элемент. Он  входит в состав  гемоглобина, миоглобина, различных ферментов и  других  железо­белковых  комплексов, которые  находятся в печени и  селезенке. В организме  взрослого человека  содержится 4­5 г железа,  из них 65% ­ в крови.  Железо стимулирует  функцию кроветворных  органов. Красный  пигмент крови –  гемоглобин –  осуществляет перенос  кислорода от органов  дыхания к тканям и  обратный перенос  углекислого газа от тканей к легким. При  недостатке железа у   человека развивается  анемия (малокровие). Основные источники  железа:  Зеленные овощи;  Яичный желток;  Печень;  Горошек зеленый;  Томаты сырые;  Капуста;  Чеснок;  Яблоки, груши;  Земляника;  Сухофрукты. 2­й ученик. Железо  необходимо и растениям.  Оно входит в состав  цитоплазмы, участвует в  процессе фотосинтеза.  Растения, выращенные на  субстрате, не содержащем железа,  имеют белые листья.  Маленькая добавка  железа к субстрату – и  они приобретают зеленый цвет. Более того,  достаточно белый лист  смазать раствором соли  железа, и вскоре  смазанное место зеленеет.    Так от одной и той же  причины – наличия  железа в соках и тканях – весело зеленеют листья  растений и ярко  румянятся щеки  человека. «Враги железа» ­ Компоненты чая связывают Fe в  труднорастворимую форму  ­ Чашка чая, выпитая во время еды,  сократит усвоение Fe на 2/3 ­ Если чай выпить после приёма пищи,  то организм не досчитается 40% Fe  ­ Если за 1 час до еды, то Fe останется в неприкосновенности.    Я предлагаю вам пройти тест  “Порядок ли у вас с железом”     А теперь  в соответствии с последним  пунктом плана назовите области  применения железа и заполните  Учащиеся отвечают на  вопросы теста 4.  Закрепление  учебного материала Наглядный Приём «Верные и неверные утверждения» (для проверки усвоения материала) кластер.    В чистом виде железо имеет довольно  ограниченное применение. Его  используют при изготовлении  сердечников электромагнитов, как  катализатор химических процессов. Но  сплавы железа — чугун и сталь —  составляют основу современной  техники: медицина, военное дело,  промышленность. 1. Для первичного закрепления знаний я предлагаю вам  выполнить  графический диктант:  ­ Отметить знаком «+» в таблице номер положения, которое считается верным,  а неверные положения отметить знаком  «­» 2.  Мы продолжаем готовиться к ОГЭ  по химии. Я предлагаю вам выполнить  задание №22 ОГЭ: Даны вещества: Fe(NO3)2, H2SO4  (конц), Fe, Cu, KOH, Cu Cl2. Используя  воду и вещества только из этого списка, получите в 2 стадии гидроксид железа  (II). Определите признаки реакций.  Составьте сокращённое ионное  уравнение 2­й реакции. Учащиеся отвечают на  вопросы (индивидуальная работа), заполняют  кластер. Учащиеся выполняют  задание. После  выполнения задания  учащиеся меняются  своими работами и  проверяют их –  взаимопроверка, оценки (ответы к работам ­ на  слайде) Самостоятельная работа. Проверка с помощью  слайда Fe+ CuCl2  → FeCl2+Cu↓ FeCl2+2NaOH  Fe(OH)2 +2↓ NaCl  → Оценивание уровня  владения учебным  материалом. Наличие четкого  представления о  задачах  предстоящей  самоподготовки  и  критериях ее  оценивания 5.  Рефлексия Словесный Приём Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» Приём «Возврат к ключевым словам» Стенд «Для вас, выпускники»   Итак, мы выполнили все задания по  теме. Чтобы подвести итог урока, я  попрошу вас примерить «Шляпы  мышления» Класс делится на 6 групп, каждая из  групп примеряет свою шляпу и каждый  из участников группы высказывает свою точку зрения на поставленный вопрос. 1 шляпа «Белая» Констатирует факты по теме «Железо» 2 шляпа «Желтая» Участники этой группы высказывают  положительные моменты по теме  «Железо» 3 шляпа «Черная» Самооценка  уровня  достижения цели и задач урока.  Формулирование собственного  суждения. Оценивание уровня  владения учебным  действием,  фиксация  возникших  затруднений.  Фиксируют степень  соответствия  поставленной цели и результатов  деятельности. Оценивают  собственную  деятельность на  уроке Железо – металл средней  активности, используют  для производства чугуна  и стали, железо  пластично, обладает  свойством  намагничиваться и т.д.     Железо  является важной  составной частью  гемоглобина крови.     Соединения железа  применяются в  производстве красок,  магнитных материалов,  катализаторов,  лекарственных  препаратов, удобрений. Участники этой группы высказывают  негативные моменты по теме   «Железо» 4 шляпа «Синяя» (аналитическая) 5 шляпа «Зеленая» (Творческая) ­ Коррозия. ­ Недостаточное  содержание железа в  организме человека  приводит к анемии Участники этой группы  отвечают на вопросы:  Почему железо называют  «небесным камнем»?  Почему железо проявляет переменные степени  окисления? Почему  железо ­ жизненно  необходимый элемент? Участники этой группы  высказывают любые, даже фантастические,  придуманные  идеи    «О  будущем железа на  Земле». Например,  магнитные лекарства.    Ещё в 19 веке  металлические  намагниченные бруски   использовали как  средство от зубной и  головной боли, их  рекомендовали носить на  шее. Магнит употребляли не только как наружное средство, но и как  внутреннее: магнит  использовали как  слабительное, врачи  готовили магнитную соль, магнитное масло и даже  магнитную эссенцию. Участники этой группы  формулируют свои  эмоции, которые они  испытывали при работе  на уроке. 6 шляпа «Красная» (Эмоциональная) 6. Информация о  домашнем задании Словесный  1. Изучить п.43 учебника. 2. Упражнение 5 (с.135) 3. Творческое задание. Групповая  работа (группы формируются по  желанию): Учащиеся выбирают  любое из предложенных  заданий. 1 группа: ­ Разработать рекламу железа. 2 группа: ­ Составить вопросы для интервью у  железа. Оценки за урок: 7. Итог урока.  Оценки за урок ­ сообщения учащихся, ­ работа с электронной таблицей, ­ самостоятельная работа учащихся у  доски (задание №22 ОГЭ), ­ все учащиеся получают оценки за  графический диктант, самостоятельную работу.    Давайте вернёмся к эпиграфу урока.  «Железо не только основа всего мира,  самый главный металл окружающей нас  природы, оно – основа культуры и  промышленности, оно – орудие войны и  мирного труда и трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент,  который был бы так связан с прошлым,  настоящим и будущими судьбами  человечества».    А я, ребята, обращаясь к эпиграфу  урока,  хотела бы пожелать вам  следующее: пусть ваш мозг истирается  от работы мысли, а не пожирается  ржавчиной от лени (яблоки для  пополнения  организма железом) Учащиеся объясняют  слова академика  Ферсмана, высказывают  своё мнение.

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"

Технологическая карта урока химии по теме "Железо"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017