Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"
Оценка 5

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
20.10.2018
Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"
Технологическая карта урока химии в 8 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Тип урока - урок открытия новых знаний. Технология построения урока - урок- исследование, основная цель которого создание условий для овладения учащимися знаниями о растворимости, растворах.Рабочая программа составлена на основе авторской программы предметной линии учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана для 8 класса общеобразовательной школы. В рабочей программе имеется пояснительная записка, планируемые результаты, содержание учебного предмета, календарно- тематическое планирование. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
технологическая карта урока Растворимость.doc
Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: «Растворимость» Андриянова Ольга Станиславна, учитель химии Химия 8 Растворимость веществ Создание   условий   для   овладения   обучающимися   знаниями   о   растворимости   веществ,   зависимости растворимости от природы растворенного вещества, природы растворителя, температуры 1. Сформировать  понятия:  растворимость,  насыщенный  раствор,  ненасыщенный  раствор,  пересыщенный раствор. 2. Закрепить умения решать расчетные задачи на растворы. 3. Развивать исследовательские навыки учащихся при проведении химического эксперимента. 4. Учить наблюдать, сравнивать, выделять главное, делать выводы. 5. Продолжить работу по развитию коммуникативной культуры учащихся. Урок «открытия» нового знания построения Урок­исследование термины, Растворимость, раствор, массовая доля растворенного вещества, насыщенный раствор, ненасыщенный раствор, пересыщенный раствор Предмет Класс Тема Цель  Задачи  Тип урока Технология урока Основные понятия      1 Планируемый результат Предметные умения В познавательной сфере: ­   иметь   представления   о   понятиях   «растворимость»,   «раствор», «массовая доля растворенного вещества»; ­ уметь определять по таблице растворимость веществ в воде; ­ уметь вычислять массовую долю растворенного вещества; ­ знать единицу измерения массовой доли растворенного вещества; ­ уметь проводить химический эксперимент; ­  уметь работать с графиками по определению растворимости веществ В ценностно­ориентационной сфере: ­ значение знаний о растворах и различной растворимости веществ в жизни человека В сфере безопасности жизнедеятельности: ­ соблюдать правила техники безопасности при выполнении эксперимента  Личностные УУД: ­ уметь управлять своей познавательной деятельностью; ­ определять ценность  полученных знаний о растворах и различной  растворимости веществ в личной жизни Регулятивные УУД:  ­ определять, формулировать цель деятельности на уроке и  анализировать условия достижения цели; ­ прогнозировать результат и оценивание уровня достижения  результата, осуществлять самоконтроль; ­ работать по инструкции.  Познавательные УУД: ­   уметь   осуществлять   поиск   информации   с   использованием различных ресурсов; ­ проводить сравнение, анализ учебного материала, уметь выделять существенные характеристики объектов; ­ уметь устанавливать причинно­следственные связи; ­   проводить   самостоятельно   химический   эксперимент,   вести наблюдения; ­ делать обобщения, выводы.    Коммуникативные УУД: ­ уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную  деятельность с партнерами; ­ уметь участвовать в коллективном обсуждении проблемы,  аргументировать свою позицию, лаконично и точно выражать свои  2 мысли; ­ слушать товарищей. Организация пространства Формы работы Ресурсы Фронтальная  Работа в парах Работа в группах Индивидуальная работа с тестами 1. Учебник ­ Габриелян, О.С. Химия.8 класс.­ М.: Дрофа, 2010 2. КИМы по химии, 8 класс 3. Лабораторное оборудование: колбы, стеклянные палочки,  штативы 4. Вещества:  вода, спирт, сахар, соль, йод, сульфат меди (II) 5. Технические средства обучения: компьютер, проектор 6. Презентация «Растворимость»  7. ЭОР: видеоопыты; http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/920a7d84­4901­c6ab­ccad­ c4cb0bf329c3/index.htm 3 Этапы урока Формируемые умения (УУД) Деятельность учителя Деятельность обучающихся Технологическая карта урока 1.Мотивация к  учебной  деятельности 2. Актуализация и  фиксирование  затруднения в  пробном действии Метапредметные УУД: регулятивные: ­ управлять своим поведением и деятельностью; ­ осуществлять самоконтроль коммуникативные: ­ уметь слушать товарищей и  учителя      Добрый день! Я очень рада видеть вас. Сегодня мы продолжаем изучать удивительный предмет – химию.      Начать урок я хочу словами Ф. Энгельса:  «Мы отнюдь не властвуем над природой, все наше господство состоит в том, что мы … в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно   их применять».                             Предметные: ­ правильно формулировать  определения; ­ правильно называть  физические величины и  единицы измерения  физических величин; ­ правильно определять  компоненты раствора ­ выполнять расчеты по  формуле на определение  массовой доли растворенного  вещества Метапредметные УУД: познавательные: ­ уметь определять границы  знания и незнания;   Фронтальная работа: (слайд 1) Воспроизведение  знаний о процессах растворения  и составе раствора.  ­что такое растворение? ­как доказать, что процесс растворения ­ физико­ химический процесс? ­ что такое растворы? ­ на какие группы делятся растворы? ­ из каких компонентов состоит раствор? ­ что такое массовая доля растворенного вещества? ­ назовите единицы измерения массовой доли  растворенного вещества.   Мы с вами вспомнили, что такое раствор, из  каких компонентов он состоит. Я предлагаю вам  применить полученные знания о растворах на  практике.  Работа в группах: (слайд 2) Решите задачи: 1 группа:  К 90 г воды добавили 10 г сахара.  Проверка готовности к уроку,  включение обучающихся класса в деловой ритм урока Отвечают на вопросы учителя Работают в группах Актуализация изученных способов  4 ­ уметь выделять  необходимую информацию регулятивные: ­ уметь преобразовывать  практическую задачу в  познавательную; ­ уметь высказывать  предположения коммуникативные: ­ лаконично и точно выражать  свои мысли; ­ уметь слушать ответы  товарищей Вычислите массовую долю растворенного  вещества. А) 10%  Б) 9,1%  В) 5%  Г) 0% 2 и 3 группы:  К 90 г H2 O добавили 10 г карбоната  кальция CaCO3. Какова массовая доля вещества в  полученном растворе?  А) 10%  Б) 9,1%  В) 5%  Г) 0% Вопросы:  ­ Объясните, почему вторая задача решена  неверно? ­ Почему у вас не получилось, хотя вы  использовали правильно известные вам формулы?  действий:  обучающиеся производят  расчеты, используя формулу вычисления  массовой доли растворенного вещества Самопроверка:  Ответы: (слайд 3) 1 группа – А 2 и 3 группы ­ Г Обучающиеся высказывают свои  предположения. Сталкиваются с тем, что объяснить  возникшую проблему не могут 5 3. Выявление места  и причины  затруднений Личностные: ­ уметь устанавливать связь  между целью учебной  деятельности  и мотивом Метапредметные УУД: регулятивные: ­ определять и формулировать учебную задачу урока; ­ проектировать план  действий 4. Построение  проекта выхода из  затруднения 5. Реализация  построенного  проекта Предметные: ­ знать определения:  растворимость, насыщенные,  ненасыщенные, пересыщенные растворы; ­ уметь определять по таблице Я предлагаю вам прослушать стихотворение,  может быть оно поможет нам решить эту  проблему? Я сегодня проспала,  в школу быстро собиралась:  Чай холодный наливала, Сахар сыпала, мешала, Но не сладким он остался. Я ещё сыпнула ложку, Стал послаще он немножко. Чай допила до остатка, А в остатке стало сладко. Сахар ждал меня на дне! Я прикинула в уме – Отчего судьбы немилость? Кто же в этом виноват? Оттого, что я проспала? Или плохо размешала? Это Виновата – растворимость. ­ Что же нам предстоит узнать сегодня на уроке? ­   А   может   кто­то   объяснить,   что   такое растворимость? ­   Связаны   ли   понятия   «растворение   и «растворимость»? ­ Как вы думаете, для чего нужно это знать? ­ Что нужно сделать, чтобы выяснить, что такое  растворимость? 1. Формирование понятия  «растворимость». ­ Как вы думаете, а такие известные вам вещества как сахар, соль будут растворяться бесконечно? В одинаковом   количестве   воды   можно   растворить одинаковое количество сахара и соли? Задание: (слайд 4) 1 группа – 1 стакан, в нем налито 50 мл воды. Даны Работают в группах, выполняют  сонливость? моя     все   Определяют тему урока: Растворимость. Планируют  изучение темы:  растворимости веществ и возможных факторов, которые  влияют на неё.  Предполагаемые ответы: умеем решать  задачи на растворы, но не учитываем какие­ то факторы. Нам необходимо узнать,  на какие группы  делятся растворы, какие факторы влияют  на растворимость веществ? Обучающиеся проектируют план действий: найти ответы в учебнике, прочитать,  выучить, прослушать объяснение учителя,  провести опыты 6 растворимость веществ в  воде; ­ уметь проводить химический эксперимент; ­  уметь работать с графиками по определению  растворимости веществ Личностные: ­ уметь управлять своей  познавательной  деятельностью; ­ определять ценность   полученных знаний о  растворах и различной  растворимости веществ в  личной жизни; ­ определять правила работы в группах; ­ уметь оценивать содержание  учебного материала Метапредметные УУД: регулятивные: ­ уметь работать по  инструкции; ­ уметь распределять время на выполнение работы; ­ уметь осуществлять  самоконтроль и  взаимоконтроль познавательные: ­ уметь самостоятельно  работать с текстом учебника и образцы сахара по 5 г. Добавьте в стакан 5 г сахара, размешайте. Что наблюдаете? Добавьте еще 10 г. Объясните полученный результат. 2 группа: 1 стакан, в нем налито 50 мл воды. Даны образцы соли по 5 г.  Добавьте   в   стакан   5   г   соли,   размешайте.   Что наблюдаете?   Добавьте   еще   10   г   .   Объясните полученный результат. 3 группа: 1 стакан, в нем налито 50 мл воды. Даны образцы сульфата меди  по 5 г.  Добавьте в стакан 5 г сульфата меди, размешайте. Что   наблюдаете?     Объясните   полученный результат. Обсуждение результатов работы в группах Работа с текстом учебника: ­ «растворимость»  Найдите   определение,      что   такое лабораторные опыты Вывод: сахар растворился полностью Вывод: соль растворилась не полностью Вывод: сульфат меди растворяется не  полностью Обучающиеся приходят  к выводу, что в  данном количестве воды может  раствориться только определенное  количество вещества (сахар, соль, сульфат  меди обладают разной растворимостью) Работают самостоятельно 2. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Демонстрация опыта: два стакана с насыщенным и ненасыщенным раствором соли (опыт с яйцом) ­ Почему в одном стакане яйцо тонет, а в другом плавает?  Работа с текстом учебника: Прочитайте текст на с. 188­190,   найдите   определение  насыщенные  и ненасыщенные  растворы, расскажите друг другу, Смотрят демонстрацию опыта Обучающиеся высказывают  различные  предположения. Испытывают затруднение в объяснении опыта Работают с учебником, в парах проверяют  определения 7 инструкцией по выполнению  эксперимента; ­ проводить химический  эксперимент по инструкции; ­ уметь оформлять результаты эксперимента; ­ уметь наблюдать,  анализировать, обобщать,  сравнивать, делать выводы; ­ уметь объяснять полученные результаты коммуникативные:  ­ уметь организовывать  учебное сотрудничество и  совместную деятельность с  партнерами в паре и группе; ­ уметь участвовать в  коллективном обсуждении  проблемы, аргументировать  свою позицию, лаконично и  точно выражать свои мысли; ­ слушать товарищей поменяйтесь партнерами. ­   Какие   растворы   называются  пересыщенными? Как их получают? (слайд 5­9) Мёртвое море ­ бессточное солёное озеро между Израилем и Иорданией. Побережье озера  является самым низким участком суши на  Земле. Мёртвое море это один из самых солёных водоемов на Земле, солёность достигает 33,7%.  ( слайд) Первое упоминание названия «Мёртвое море»  найдено в трудах древнегреческого учёного  Павсания, который одним из первых исследовал  его воды. Озеро определяется в названии  «мёртвым», потому что считалось, что из­за  высокого содержания соли в нём не может  жить ни рыба, ни другие организмы (за  исключением некоторых видов бактерий в устье  реки Иордан). В последние годы XX — начале XXI века в нём обнаружено около 70 видов  оомицетов и высших грибов, способных  переносить максимальную солёность этого  водоёма.  Факторы,   влияющие   на   растворимость­ 3. работа в группах по инструктивным карточкам  1   группа:  Выяснить   влияние   температуры   на растворимость твердых веществ Цель: выяснить, зависит ли растворимость веществ  от температуры Порядок выполнения: В 2­х стаканах налита вода, в одном – холодная, в  другом – горячая. Добавьте в каждый стакан  одинаковое количество сахара. В каком из  стаканов процесс растворения протекает быстрее? ­Сделайте вывод о влиянии температуры на  растворимость веществ. Почему? Работа в группах по инструктивным  карточкам, выполнение опытов,  наблюдение, анализ, выводы Совершенствуют исследовательские  навыки.  Активные действия с объектом изучения  приводят к выявлению связи  растворимости с природой растворенного  вещества, растворителя, температурой. 8 выяснить,   как   в   разных   растворителях 2 группа: влияние природы растворителя Цель: растворяется одно и то же вещество Порядок выполнения: 1.Даны 2 пробирки с кристаллическим иодом. В  одну  добавьте воду, а в другую  и спирт.  Закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего  растворения вещества. 2. Какой из предложенных растворителей хорошо  растворяет иод? 3. Сделайте вывод о влиянии природы  растворителя на процесс растворения и  способности веществ растворяться в разных  растворителях. Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам. 3   группа:  влияние   природы   растворяемого вещества Цель: выяснить, как влияет природа растворяемого вещества на процесс растворения. Порядок выполнения: 1. В пробирки с веществами прилейте 10 мл воды,  закройте пробкой и хорошо встряхните для  лучшего растворения вещества. №1  хлорид кальция  №2  гидроксид кальция  №3  карбонат кальция 2. Какое из предложенных веществ хорошо  растворяется в воде? Какое не растворяется? 3. Сделайте вывод о классификации веществ в  зависимости от способности веществ  растворяться в воде         (используйте учебник с. 191). Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и  представьте отчет о работе своим одноклассникам. Обучающиеся каждой группы публично  демонстрируют результаты своего  эксперимента, обмениваются знаниями с  учащимися других групп. Развивают умения публичного  выступления. Анализируют успешность достижения  целей обучения, оценивают свои действия и действия одноклассников в решении  поставленных задач 9 Эл.урок   №5,   стр.   7   –  показ   фрагмента видеофильма ­Как влияет температура на растворимость газов?  Объяснение   учителя:  работа   с   графиком, показывающем   зависимость   растворимости   от температуры, стр. 189, рис.123 Объяснение учителя – работа с таблицей  растворимости Примеры того, что абсолютно нерастворимых  веществ не существует: серебряная вода  (аржан­су­святая вода, святые источники),   которая содержит растворенное серебро, обладает  целебными свойствами. Александр Македонский  пил воду из серебряных кубков во время походов. Вся таблица Менделеева имеется в океанической воде. А знаете ли вы, что в 1 м куб. морской воды  растворено до 0.01 мг золота! Во всем океане  примерно 10 млрд тонн золота 1задание:  Заполните таблицу: (слайд 10) Отметьте растворимость вещества знаком    «+» в  нужной колонке вещество нераство римо малораство римо раств о ри мо Определение растворимости веществ по  графикам, работа с рис. 123, стр.189  Работают самостоятельно, самопроверка  по эталону KNO3 CaSO4 Mg(OH)2 10 6. Самостоятельная работа с  самопроверкой по  эталону Предметные: ­ уметь работать с таблицей  растворимости веществ в  воде; ­ уметь делить вещества по  определенным признакам на  группы; ­ уметь выстраивать  логическую цепь рассуждений Метапредметные УУД: AgCl NaBr CaCO3 регулятивные: ­ уметь осуществлять  самоконтроль; ­ определять  последовательность действий  для достижения оптимального результата (кластер) познавательные: ­ уметь анализировать  изученный на уроке материал; ­ уметь применять знания,  необходимые для выполнения  самостоятельной работы коммуникативные: ­ уметь грамотно и точно  выражать свои мысли   7. Включение в  систему знаний и  повторение 8. Рефлексия  учебной  деятельности Задание для 1 группы: Составьте кластер «Классификация растворов» Задание для 2 группы: Составьте схему «Применение растворов» Личностные: ­ уметь устанавливать связь  между целью и результатом  деятельности Метапредметные УУД: регулятивные: ­ уметь выделять и осознавать  то, что усвоено на уроке, а  над чем еще нужно  поработать; Вопросы: ­ Можете ли вы теперь объяснить, почему вторая  задача была решена неверно? ­Какую задачу вы поставили перед собой в начале  урока? ­Какими способами вы добивались  решения  поставленной задачи? ­Где вы можете применить полученные знания и  умения в повседневной жизни? Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу: Работают в группах. Составляют схему классификации  растворов, строят логическую цепь  рассуждений о типах растворов,  применении растворов в практической  деятельности Обучающиеся оценивают собственную  деятельность на уроке 11 ­ осуществлять самоконтроль  своей деятельности коммуникативные: ­ уметь грамотно и точно  выражать свои мысли Тему урока  усвоил  хорошо Тему урока  усвоил, но есть  вопросы Тему  урока не  понял 9.Домашнее задание П.34, составить вопросы к тексту параграфа.  Составить задачу на вычисление массовой доли растворенного вещества (по желанию) Фиксируют в дневниках, задают вопросы 12

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Растворимость"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2018