Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
28.04.2017
Тема урока "Война ... Страшнее слова нету...Технологическая карта урока музыки в 3 классе включает конспект урока с описанием деятельности учителя и учащихся на уроке. Используются современные ИКТ, оздоровительные технологии (по Базарному, по Сметанкину и по Шаталовой), исследовательские технологии и технологии личностно-ориентированные.
Технологическая карта литер.чтения4 кл.docx
Технологическая карта урока литературного чтения:
Этапы урока
I.Организационный
момент. Эмоциональный
настрой.
II. Дыхательная
гимнастика.
Деятельность учителя
День уже давно начался.
В небе солнышко проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Ручки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Вы чувствуете солнечное тепло?
Поприветствуйте своего соседа по парте,
меня и наших гостей – специалиста из
управления образования и директора школы.
Подарите им свои солнечные улыбки.
И пусть сегодня на уроке благоприятствует
тёплая дружеская атмосфера.
Используется электронное приложение
курса дыхательной гимнастики «БОС
дыхание».
М.Ю.Лермонтов «Утёс«.
Деятельность учащихся
Дети смотрят за окно,
включаются в деятельность
на личностнозначимом
уровне.
Дети выполняют движения
согласно словам
стихотворения.
УУД
Регулятивные
(волевая
саморегуляция)
Коммуникативные
(управление
коммуникацией)
Дети стоя перед ИА доской
(на разном расстоянии от
доски) читают вслух хором
стихотворение с
регулировкой правил
дыхания
Регулятивные
(контроля,
самоконтроля,
коррекции)
Личностные
(самоопределение –
установка на ЗОЖ) Над какой главой работаем?
Игра в парах «Ты – мне, я – тебе» 1
мин.
Не забудьте оценить ответы своего соседа,
шепните ему на ушко слова одобрения или
дайте совет, на что ему нужно обратить
внимание в этой главе.
Дети в течение 1 мин.
задают друг другу вопросы
по теме главы, отвечают,
дополняя друг друга.
III. Актуализация знаний
учащихся.
Регулятивные
(умение задавать
вопросы)
Личностные
(нравственно
эстетическая
ориентация,
этические чувства,
доброжелательност
ь и морально
чувственная
отзывчивость)
1) Игра «Моё желание»
Дети, чего вам хочется больше всего
на свете? Запишите это желание в
рабочей тетради 12 словами.
В конце урока мы ещё раз вернёмся к
этому же вопросу.
Сегодняшний урок – самый обычный, а
его форма – проект. (Что это?)
1. Выход на тему
урока.
Дети записывают свои
желания каждый в своей
рабочей тетради.
Познавательные
(логические УУД:
выявление сущности,
особенности
объектов) Коммуникативные
(умение слушать и
понимать других)
Проект – это план
действий, планировка,
цепочка действий и
обязательно какойто
результат (продукт).
Определяют тему проекта,
т.е. то, над чем будут
работать.
Познавательные
(логические,
моделирование)
2) Работа по формированию темы урока в
проектных группах:
От чего отталкиваются при работе над
любым проектом?
«Сенсорные кресты»:
а) Ах, если б не было войны…
Земля была полна бы цветом…
Н.Трегубов
б) – Война всех метит:
шрамом – военных,
морщиной – гражданских.
в) Помните! Через века, через года,
помните о тех, кто уже не придёт
никогда!
Р. Рождественский
Дети в проектных группах
формулируют тему проекта
и записывают её на картах. 2.Постановка целей и
задач урока в
сотворчестве с детьми.
Мотивация учебной
деятельности учащихся.
Предлагаю вам в группах прочитать записи
на сенсорных крестах и сформулировать
тему урокапроекта.
Зачитывают вслух. Обсуждение.
Учитель после обсуждения открывает на
доске эпиграф к уроку:
«Война – страшнее нету слова…»
А.Твардовский
1) Работа по определению целей урока,
принятию учебных задач:
(Учитель в позиции консультанта
побуждает учащихся к определению
целей урока, принятию учебных
задач)
Вы определили тему урока на основе
отрывков из произведений и поговорки. А
теперь поделитесь своей ассоциацией о
войне: звуки, запахи, цвет, человеческие
чувства, и запишите эти ассоциации
словамисуществительными столбиком в
рабочей тетради каждый самостоятельно.
Итак, война – это …
Проверка записей.
Сейчас мы составили представление о войне
на основе первичных знаний. Посмотрите,
Дети самостоятельно
записывают несколько слов
ассоциаций про войну.
Дети высказывают свои
мнения о том, для чего ещё
нужно изучать
произведения о войне. как много вы уже можете сказать про это.
Может быть, этого и достаточно? Нужно ли
продолжать работу по этой теме и читать
произведения о войне? Ведь и так всё ясно?!
2) формулировка цели проекта:
Сформулируйте цель своего проекта,
т.е. (учитель помогает) закончите мою
мысль:
Анализируем художественные
произведения о войне, чтобы
понять война – это (что?)
Проверка. Обсуждение.
3)работа по постановке задач урока
проекта:
А теперь определите план действий по
заданной теме и цели проекта по наводящим
глаголам:
проверить …
познакомиться …
узнать …
Учся в группах
заканчивают предложение
виде записи цели проекта в
картах.
Умение
самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные
способы решения
учебных и
познавательных задач
Учся предлагают свой
план, например:
проверить домашнюю
работу;
познакомиться с новым
произведением о войне;
узнать новых авторов
произведений;
работать над развитием
речи (устной, письменной,
3.Постановка задач урока
в сотворчестве с детьми.
Мотивация учебной
деятельности учащихся. работать над … .
музыкальной) и т.д.
Регулятивные
(выдвижение
гипотез, умение
прогнозировать
предстоящую
работу)
Дети предполагают
конечный вывод урока о
войне.
Учся в группах записывают
гипотезу проекта в карты.
Дети предлагают такие
варианты:
хорошая работа
учеников;
сочинение;
отзыв учащихся (эссе);
синквейн;
рисунок.
4) выдвижение гипотезы:
А к какому выводу мы обязательно
должны прийти? (мы можем это
предположить в начале урока?)
Учитель может обратить внимание
детей на эпиграф к уроку.
Можно ли строки эпиграфа считать
гипотезой проекта? Тогда запишем их
в карты проекта.
5) конечный результат:
Показателем всей работы на уроке по
литературному чтению что может
быть? Конечный результат сегодняшнего
проекта вы запишете в конце урока в
специально отведённом месте на
карте. Это и будет результат и
показатель вашей работы в группе.
IV. Деятельностная
стадия.
1.Проверка домашней
работы.
Предложите, как я могу как учитель вести
дальше урок по этой теме?
Почему сегодня нужно проверить д/з?
Какое д/з вам удалось выполнить?
Дети предлагают проверить
домашнее задание, так как
оно связано с темой урока.
Дети перечисляют
выполненное д/з.
1)проверка домашней работы:
выразительное чтение
стихотворения;
живая выставка рисунков;
подчёркивание художественных
литературных приёмов;
другое произведение о детях во
время войны.
Анализ работ, самооценивание,
оценивание.
Дети анализируют
выполнение дом. работы
одноклассников, сами себя
оценивают и с учителем
оценивают.
Регулятивные
(умение строить
план совместной
деятельности)
Регулятивные
(контроль,
самоконтроль)
Коммуникативные
(умение слушать и
понимать других).
Регулятивные
(умение оценивать
работу других в
соответствии с
определённой
ситуацией)
2. Организация
взаимодействия
1)самостоятельная работа 2 учся у
доски с эпитетами: учителя с
учащимися по
овладению
содержанием темы
урока.
Во время проверки домашнего задания
у доски работают 2 человека
самостоятельно – выписывают из
домашнего стихотворения несколько
словхарактеристик героев
произведения. Мальчики (какие?)
Познавательные
(логические)
Дети могут записать такие
харки: драчливые,
обыкновенные, читающие,
фантазёры, мечтатели,
выдумщики,
обыкновенные,
нормальные, неопытные в
жизни и др.
Проверка работы на доске –
эпитеты.
Для чего мы выполнили такое задание?
Дети подводят миниитог.
2)знакомство с новыми произведениями:
а) Учебник – с. 102 – обращение
комментарий авторов учебника.
Из совсем коротенького обращения
можно уже сейчас многое узнать. Что вы
узнали?
Дети сообщают свои
наблюдения, например:
познакомились с новым
автором поэтом;
тема В.О.войны продолжается в новом
произведении;
автор стихя –
свидетель войны и
участник войны и т.д.
б) биография Б.Ш.Окуджавы ( 1 учся
с презентацией у доски)
Обсуждение презентации. Оценивание
работы с презентацией.
Дети обсуждают работу
одноклассника над
презентацией.
Формирование и
развитие
компетентности в
области
использования
информационно
коммуникационных
технологий
в) прослушивание песни «До свидания,
мальчики» Б.Окуджавы.
Новое литературное произведение я
предлагаю вам для знакомства в
музыкальном сопровождении. А вы после
поделитесь своим мнением – уместно ли это
было – прослушать литературное
произведение в музыкальном виде?
Дети прослушивают песню в
правильной посадке (урок
музыки)
Дети делятся своими
впечатлениями от
услышанного.
Умение определять
понятия, создавать г) анализ стихотворения (песни):
Какие чувства возникли у вас во время
прослушивания и после него?
Уместна ли сейчас была песня?
Какой эффект создаёт? Что дополняет?
Благодаря каким средствам музыкальной
выразительности?
Предложите работу над стихем, не забывая
целевые установки на карте проекта.
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания и
критерии для
классификации,
устанавливать
причинно
следственные связи,
строить логическое
рассуждение,
умозаключение
Дети могут перечислить
известные музыкальные
средства выразительности:
мелодия – речитатив;
темп – умеренный;
ритм – пунктирный;
лад – мажор;
динамика – громко.
Дети делают вывод, что
музыкальные средства
выразительности
помогают понять
содержание
музыкального
произведения, его смысл.
Дети предлагают сою
работу над стихем,
например:
прочитать выразительно;
назвать художественные
средства
выразительности;
словарная работа.
Умение соотносить
свои действия с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе достижения
результата,
определять способы Чтобы понять глубину авторского
литературного замысла, предлагаю вам
самостоятельно перечитать стихе и
подумать, на сколько частей его можно
поделить.
д) самостоятельное чтение стихя
учащимися.
Сколько частей вы определили? Почему?
Какие строчки повторяются? Для чего так
построил стих поэт Окуджава?
Какой приём использует поэт в обращении
к войне? (олицетворение)
Окуджава писал об этом так:
«Я ненавижу войну!» И это стихе не о
войне, а против войны!»
За что здесь автор ненавидит войну?
(Доказываем словами из текста)
действий в рамках
предложенных
условий и
требований,
корректировать свои
действия в
соответствии с
изменяющейся
ситуацией
Умение осознанно
использовать речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации для
выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей
Дети самостоятельно
читают стихе.
Повторение – плач,
причитание.
Война подлая – автор
видит её как живого
человека, которого
осуждают и ненавидят.
(все эти слова можно
записать в рабочую тетрадь)
Дети отвечают на вопрос,
доказывая текстом:
1 часть:
стали тихими наши
дворы;
наши мальчики головы
подняли;
повзрослели они до поры; на пороге едва помаячли
и ушли за солдатом
солдат…
Дети дополняют столбики
слов в рабочую тетрадь.
Автор произведения –
Окуджава.
Автор желает
мальчикам возвращения и
встречи.
Постарайтесь вернуться
назад.
Слишком рано закончилось детство,
время игр, пришла пора становиться
мужчинами, солдатами.
Какими словами можно дополнить
столбики слов?
Кто говорит мальчикам «До свидания»?
А почему не «прощайте»? Есть ли разница в
этих знакомых вам фразах?
О чём просит поэт мальчиков?
Ребята, эти слова – традиционное
напутствие воинам на Руси: будьте
высокими, себя не щадите, но обязательно
вернитесь назад!
Война исконно считалась мужским делом, почти неизбежной обязанностью.
А для женщин, уходящих на войну,
война – это жизненный слом, отказ (эти
слова можно внести в рабочую тетрадь как
от женских забот, хлопот по
ассоциации?)
дому, семье, детям.
Как герой стихя показывает свою
ненависть к войне изза того, что и девочки
вынуждены идти на фронт?
Что советует герой девочкам?
Какое напутствие девочкам?
Почему и мальчикам, и девочкам по
несколько раз просят вернуться назад?
Правильно, жизнь – самое важное на
земле.
2 часть:
Вместо свадеб им
суждено было увидеть
лишь разлуки и дым …
Наплевать на сплетников.
Постарайтесь вернуться
назад.
Это самое важное –
вернуться живыми с войны.
3) Работа с репродукцией картины
К.А.Васильева «Тоска по Родине»
(с.103):
–Вдумайтесь в название картины. Как
связаны названия картины и стихя?
(Доказать строчкой)
И ушли за солдатом
солдат…
Цвет – серый (тёмный,
мрачный, пугающий,
Умение применять и
преобразовывать
художественное
изображение для
решения учебных и
познавательных задач Какое из средств художественной
изобразительности на этой
репродукции – главный?
скучный) цвет больше
всего показывает
настроение авторов.
(Динамика – движение,
Пятно,
Свет,
Композиция и др.)
Ответим на вопросы учебника с.104,
попутно заполняя столбики слов в
ассоциации (тетрадь).
1.
Подготовительная работа по
составлению синквейна.
Итак, мы окунулись в страшную
атмосферу военых лет, увидели, что
пережили советские люди за 4 года
войны.
У каждого из вас в тетради – по 3
столбика словассоциаций.
Перечитайте их ещё раз и подчеркните
самые главные, на ваш взгляд,
ассоциации (в 1 столбике – 1 слово
существительное, во 2 столбике 2
прилагательных, а в 3 столбике – 3
глагола).
V. Диагностика.
Дети работают
самостоятельно.
Умение оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи Управление своей
деятельностью;
контроль и
коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Проверка. Обсуждение.
2.Запись синквейна о войне – работа в
проектных группах.
Обсудите в группах ваши ассоциации и
составьте 1 общий синквейн, это и будет ваш
конечный результат проекта.
Презентация работ. Оценивание.
Гипотеза нашего проекта подтвердилась?
(Обращение к эпиграфу урока на доске)
1)Самостоятельный выбор домашнего
задания:
Предлагаю вам самим определиться в
выборе домашнего задания к этому
произведению. Предложите возможные
варианты.
Дети работают в группах,
записывают 1 общий
синквейн о войне.
Вывод: «Страшнее войны
– нет ничего!»
Дети предлагают такое д./з.:
прочитать выразительно
стихе «До свидания,
мальчики»
выучить наизусть,
подобрать другое стихе
или песню к уроку музыки
на эту же тему,
рисунок.
VI. Выбор домашнего
задания
(дифференцированное).
Где вы сможете применить знания,
полученные на сегодняшнем уроке?
На уроках музыки, ИЗО,
русского языка,
окружающего мира, на
классных часах,
посвящённых В.О.войне и
т.д.
Учся оценивают свою
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную VII.Рефлексия.
1. Самооценивание
(Я):
1) Подведение итога урока:
На последнем этапе нашего урока
подумайте о своей работе по
созданию проекта, оцените себя
справедливо.
Возьмите друг друга за руки, на ушко
шепните оценку своему соседу за его
работу на уроке, при необходимости
дайте совет.
работу на уроке.
деятельность с
учителем и
сверстниками
Учся оценивают работу на
уроке своего соседа по
парте.
Умение создавать,
применять и
преобразовывать
знаки и символы,
модели и схемы для
решения учебных и
познавательных задач
2. Взаимооценивание
(Мы):
2)Символическая импровизация итог
урока:
3.Оценивание учителем
(Дело):
У вас в руках – голубочки – символы мира,
запишите на них то, что оставил
сегодняшний урок в ваших живых,
отзывчивых, прекрасных детских сердцах, а
заодно – ответьте на вопрос начала урока
«Чего вам хочется больше всего на
свете?»
У кого совпали желания начала и конца
урока?
Дети становятся в большой
круг, голубочки – в центр
круга
(В это время 1 ученик
читает стихе:
Ради счастья и жизни на
свете, Ради воинов павших
тогда,
Да не будет войны на
планете
(Все хором)
Никогда!
Никогда! Никогда!
Идёт один из последних осенних дней.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг
другу, мне и гостям и подумайте: как
хорошо, что мы сегодня были здесь
(хором) вместе!
Спасибо за то, что вы у меня есть.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Технологическая карта урока-исследования литературного чтения в 4 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.