Технологическая карта урока "Колокольные звоны на Руси" 3 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока "Колокольные звоны на Руси" 3 класс.Тема урока: «Колокольные звоны на Руси» Цель: Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Задачи: Образовательные:  сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси  познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов  установить присутствие "колокольной тематики" в литературе, живописи и музыке  сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах в главной и сопровождающей роли Воспитательные:  способствовать патриотическому воспитанию детей  воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли  формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства  пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины Развивающие:  развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях  развивать мышление и умение, слушая, слышать  расширить представления о значимости колокольных звонов в жизни людей.
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: «Колокольные звоны на Руси» Цель: Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Задачи:  Образовательные:     сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на  Руси познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных  звонов установить присутствие "колокольной тематики" в литературе, живописи и музыке сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных  колокольных звонах в главной и сопровождающей роли Воспитательные:   способствовать патриотическому воспитанию детей воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически  сложившимся символам русской земли  формировать эмоционально­нравственное отношение к произведениям искусства  пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей  Родины Развивающие:    развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять в ситуации  интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях развивать мышление и умение, слушая, слышать расширить представления о значимости колокольных звонов в жизни людей. Тип урока: комбинированный   Планируемые результаты:  Предметные: 1. Учиться анализировать услышанную музыку; 2. Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств. 3. Развивать музыкальные способности.   Метапредметные: 1. Уметь определять характер произведения; 2. Развивать образное мышление, слух, память, творческие способности. Личностные: 1.Воспитание культуры слушания; 2. Воспитание положительного отношения к классической музыки. Методы и приемы, используемые на уроке: наглядный, творческий, словесный.  Оборудование: Компьютер, доска,  музыкальный центр, фортепиано. № Этап урока 1. Организационный  Хроно метраж 2 мин Содержание урока. Деятельность учителя. Деятельность Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» Подготовиться к Ход урока 1уроку,  настроиться на  работу на уроке.  Слушают.  Отвечают на  вопросы. Ставят цель.  Внимательно  слушают,  запоминают и  отвечают на  вопросы. момент. Запись в журнале отсутствующих.  2. Актуализация  знаний 3. 4. Постановка цели  урока  Изучение нового  материала 3 мин Звучит колокольный звон. Ребята, скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш  урок?  (ответ: Это колокольный звон) Правильно. А где можно услышать колокола? (ответ: на  улице, в церкви, по ТВ и т.д.). Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами  разговаривать? Правильно, наш сегодняшний урок будет  посвящен замечательному явлению – колокольному звону  и его значению в жизни русского человека. Тема нашего урока: «Колокольные звоны на Руси». Что  нам предстоит узнать? Какие цели мы поставим?  13 мин Сегодня я расскажу вам одну легенду о том, как  2 мин появились настоящие колокола. Легенда рассказывает,  что когда­то давным­давно, ещё в конце IV века Епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые  цветы – колокольчики, от дуновения ветра которые  издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После  своего сна епископ велел создать поющий цветок из  металла и использовать его при богослужении. Колокол – это ударный музыкальный инструмент.  Как вы думаете, отчего зависит звук колокола?  Язык у  колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом  от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса. Руси появились колокола очень  давно – в 9 веке  с  принятием христианства на Руси, и сразу стали символом  державы и мощи духа русского человека.  А вы знаете,  для чего нужны были колокола на Руси? Колокола созывали народ на церковные службы и  праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении  врагов. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их  звон сопровождал человека от рождения до смерти.  Людей, которые звонили в колокола, называли звонарями.  Только с годами к звонарю приходит мастерство и  виртуозность, которые заставляют с волнением слушать  колокольные звоны. Колокольный звон – это целая наука.  Благовест – (то есть Благая весть) – церковный звон  одним большим колоколом, извещающий о начале  Богослужения. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Его называют «музыкальной проповедью,  вынесенной за порог церкви». Трезвон – звон во все колокола (в отличие от благовеста).  Набат – оповещение или тревожный сигнал для сбора  народа, подаваемый обычно ударами в колокол; Колокола и сами были словно живыми: им, как и людям, давали  собственные имена – Гаврила, Георгий, Лебедь, Медведь.  25. Закрепление  изученного  материала 6 мин 6. 7. 8. Вокально­хоровая  работа  10 мин Домашнее задание  и инструктаж по  его выполнению  2 мин Подведение  итогов. Рефлексия 3 мин Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные  исторические памятники. Самый большой колокол –  Царь­Колокол. Он весит 200 тонн. Он никогда не звонил.  При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол  расплавится, стали лить на него воду – от перепада  температуры он треснул и от него откололся кусок весом  11,5 тонн. Стоит он сейчас в Московском Кремле и  является уникальным памятником России. Многие русские композиторы воспроизводили звучание  колоколов в музыкальных произведениях. Одно из таких  произведений – опера Н.А. Римского­Корсакова  “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”.  Пытаясь спасти от нашествия татар Великий Китеж, дева  Феврония сотворила молитву. Свершилось чудо: густой  туман окутал Китеж, город погрузился под воды озера,  став невидимым. Страх охватил татар, увидевших  отражение Китежа в светлых водах озера. В ужасе враг  отступил назад. Постепенно туман рассеялся. Под  праздничный звон колоколов Китеж предстал чудесно  преображённым. Сейчас мы их послушаем, обратите  внимание на звучание колокола. Как звучит колокол?  ­ Дыхательная гимнастика. ­ Артикуляционная гимнастика.  ­ Распевание. Работа над произведением: Д. Тухманов «Колокольчик  мой хрустальный». Групповое: Выучить слова песни. Индивидуальное:  Нарисовать в тетради колокол и красиво его разукрасить.  Ребята, какая у нас была тема урока? Кто запомнил легенду о происхождении колокола? Как отливались колокола? Значение колокола в жизни людей? А теперь давайте оценим как вы усвоили новый материал.  Если вам было все понятно, то поднимите веселую нотку.  Если нет, то грустную.  Я рада что всем все понятно. До свидания!  Слушают.  Анализируют.  Отвечают на  вопросы.  Разучивание  произведения.  Выполнение  упражнений. Записывают  задание в  дневник.  Обобщить  изученное,  ответив на  вопросы.  3