Представлена технологическая карта по литературному чтению в 3 классе по произведению Б.Шергина "Собирай по ягодке - наберешь кузовок". По учебнику Литературное чтение "Школа России". В данном уроке прописаны различные методы работы на уроке в соответствии с требованием ФГОС начального образования
Технологическая карта открытого урока Шергин БВСобирай по ягодкенасобираешь кузовок.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИРОНОВСКАЯ СОШ
Технологическая карта урока
Литературное чтение 3 класс
Учитель 1 категории: Убийко Юлия Сергеевна Тема урока
Место урока в разделе
Тип урока
Цели урока
Задачи урока
2019год
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – насобираешь кузовок».
раздел «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
открытие новых знаний.
знакомство с жизнью и творчеством Б.В. Шергина, с его произведением «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
1. Образовательная: формировать умения работать с текстом произведения; читательский опыт детей через
самостоятельное чтение, выборочное чтение, анализ произведения.
2. Развивающая: развивать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения, навыки анализа, обобщения,
сравнения, классификации.
3. Воспитательная: воспитывать художественный вкус, чувства сопереживания, сочувствия, доброты.
Предметные
Обучающийся
познакомится с
биографией автора
Б.В. Шергина, с его
произведением
«Собирай по ягодке –
наберёшь кузовок».
Планируемые результаты изучения темы
Метапредметные
Познавательные УУД
Обучающийся получит возможность научиться выделять необходимую информацию в тексте;
определять тему и главную мысль текста; работать с маркированными в тексте строчками.
Регулятивные УУД
Обучающийся получит возможность научиться выделять и осознавать то, что уже усвоено на уроке, и то
Обучающийся получит возможность научиться строить понятное для слушателей высказывание,
задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную
ещё необходимо усвоить.
Коммуникативные УУД
Личностные
Обучающийся
получит возможность
использовать
усвоенные приемы
работы для решения
учебных задач.
Учебнометодическое сопровождение
Учебник.
выразительность речи.
Ресурсы
Дидактические материалы
Карточки с заданиями, тест, корзинки,
смайлики
Компьютер, проектор.
ИКТ, ЦОР
Межпредметные связи
Организация пространства
Физкультура.
Парты расставлены традиционно в три ряда.
Этапы урока
Название этапа
Задачи
Мотивация к
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Ровно встали, тихо сели, на меня все
приветствие учителя.
Предметные
УУД
Личностные: Формирование
мотивации к
обучению
целенаправленной
познавательный
деятельности
Регулятивные:
формирование
способности к
организации своей
деятельности.
Личностные:
развитие речевого
аппарата
учебной
деятельности
Время: 2 мин.
посмотрели. На уроке не зевать, а
работать и читать.
Чему мы учимся на уроках
литературного чтения?
Настроить
учащихся на
рабочий лад,
определить
понятия чему
ребёнок хочет
научиться, что он
может и зачем ему
это нужно.
Актуал.
знаний и
фиксире
затруднений
Время: 3 мин.
Проверить
восприятие
изученного ранее
материала.
Подкорректироват
ь выразительное
чтение детей.
Познакомиться с
названием раздела.
А для чего вам нужны эти знания?
Хлопните в ладоши 3 раза, если вы
готовы начать урок.
Ребята, а чтобы хорошо работать на
уроке, читать, мы проведём небольшую
речевую разминку.
Чикичикичикичок.
Пусть попляшет язычок.
Повторите цоцоцо!
Вышла цапля на крыльцо.
Повторите жажажа!
Цапля встретила ежа!
Чикичикичикичок.
Ты пляши, мой язычок.
Хлоп в ладошки.
У Егорки хороши скороговорки!
А однато перед нами
Произнесём – ка вместе с вами.
(1 слайд)
Читать. Изучаем виды
фольклора, узнаём об историях,
которые случаются с героями
произведений. Знакомимся с
биографией авторов.
Мы учимся на поступках героев
рассказов и сказок.
хлопают в ладоши.
Дети повторяют Вспомнить
значение
пословицы
«Собирай по
ягодке – наберёшь
кузовок».
Определить тему
урока и поставить
задачи.
Познакомиться с
биографией
писателя
Б.В.Шергина.
Дети ягодки искали.
Вместе все их собирали.
Раз,два,три,четыре,пять
Кузовок полный опять!
(дети хором повторяют)
Чикичикичикичок
Побыстрее язычок!
Чикичикичикичок
Ещё быстрее язычок!
Чикичикичикичок
Отдохни мой язычок!
Молодцы. Теперь я уверенна, что вы с
легкостью будете работать на уроке.
Ребята, а с каким интересным
заданием по литературному чтению вы
вчера ушли домой?
Всем удалось справиться с заданием?
Напомню, что задание это было еще и
творческим. Вам нужно было оформить
пословицы в виде ягодок. У всех на
столах замечательные ягодки, а у меня
есть кузовок. Только вот незадача… Он
пуст… Давайте наполним мой кузовок
вашими ягодками. Но не забывайте, что
ваши ягодки не простые, а волшебные.
Ведь на обратной стороне записаны
Дети хором повторяют
повторяют, увеличивая темп
повторяют очень быстро, но
чётко
Найти пословицы о труде
Да. Выявление
места и
причины
затруднения
Время: 3 мин.
Познавательные:
Моделирование
выдвижение
гипотезы, поиск
решения проблемы.
пословицы о труде.
Ну что! Заполним наш кузовок!
Зачитываем свою пословицу и кладём
ягодку в кузовок.
А теперь послушайте мою пословицу:
«Собирай по ягодке – наберешь
кузовок».
Как вы ее понимаете?
А нужно ли идти в лес и собирать по
ягодке? Или эту пословицу можно еще
гденибудь применить?
Верно! Только упорный и
кропотливый труд может привести к
ожидаемому результату.
Подумайте и скажите! Эта пословица
о труде?
Правильно! Молодцы! Кладем и ее
наш кузовок.
Откройте учебники на странице 123.
Как называется наш раздел?
Как вы думаете, о чем будут
произведения в этом разделе? Чему
они нас будут учить?
Правильно. Я не зря начала
сегодняшний урок тоже с пословицы. И
вы это скоро поймете.
Прочитайте название рассказа, с
которым мы сегодня познакомимся на
уроке.
Какое сходство вы заметили?
Можно заниматься любым
делом, но делать его на
совесть, доводя работу до
конца
Ответы детей
«Собирай по ягодке – наберёшь
кузовок».
Только кропотливый и упорный
труд может привести к
ожидаемому результату.
«Собирай по ягодке – наберёшь
кузовок». Построение
проекта выхода
из затруднения
Время: 4 мин.
Что это?
Правильно.
(Слайд 2)
Расшифруйте полное имя писателя,
чье произведение будем сейчас читать:
SБOWIPИLCS
BIGИKTLOIPOBИGЧ
ШEPLGГИHW
Какая тема нашего урока?
Сформулируйте цель урока.
Какие задачи мы поставим перед
собой на урок?
Регулятивные:
Умение
формулировать
тему и цель урока.
Тема урока связана с пословицей
о труде.
Пословица.
Борис
Викторович
Шергин
«Собирай по ягодке – наберёшь
кузовок».
формулируют цель урока
Познакомиться с произведение
Б.В. Шергина «Собирай по
ягодке – наберёшь кузовок».
формулируют задачи урока.
Познакомиться с биографией Б.
В. Шергина.
Прочитать произведение.
Определить главную мысль
произведения.
Рассмотрите иллюстрацию к
произведению. Можете ли вы
предположить, о чем этот рассказ?
Хорошее предположение. А о чем
именно этот рассказ, мы узнаем после
прочтения. Но чтобы начать читать
О бабушке и мальчике.
Биографию писателя. Реализация
построенного
проекта
Время: 17 мин.
произведение, что мы должны узнать?
Верно!
(Слайд 36)
Максим нам подготовил биографию, а
я дополню его рассказ слайдами.
Слушайте внимательно, после рассказа
будут вопросы.
Борис Викторович Шергин (1896
1973 гг.) Русский писатель. Родился в
Архангельске, там же провел
детство и юность. Отец будущего
писателя «был и
кораблестроителем, и мореходцем...
он сорок пять лет ходил в море...
Зимой в свободный час он мастерил
модели фрегатов. Свою мать Б.
Шергин называл «хранительницей
слова». Впоследствии он записал
былины, рассказанные ею. Учился
писатель в Москве в художественном
училище, потому что его «с детских
лет... интересовали кисти и краски».
Многие книги со своими
произведениями Б. Шергин оформлял
сам, для многих создал иллюстрации.
В Архангельске установлен памятник
Борису Шергину и названа
библиотека его именем.
В каком году и где родился писатель?
В 1896 г. в г. Архангельске.
хранительница слова
Коммуникативные:
формулировать
ответы на вопросы
учителя;
умение
высказывать свою
точку зрения.
Познавательные:
перерабатывают
полученную
информацию;
находить ответы
на вопросы,
работать с текстом.
Подготовлен
ный ребёнок
знакомит с
биографией;
остальные,
слушают,
узнают
биографию
Б.В.
Шергина;
пополнят
свой
словарный
запас;
познакомятс
я с новым
произведени
ем. Как писатель называл свою маму?
Где учился писатель и почему?
В Москве в художественном
училище, потому что его «с
детских лет интересовали кисти
краски».
Молодцы, вы очень внимательно
слушали биографию.
Словарная работа.
В тексте вам встретятся слова
штукатурное, малярное. Найдите
значение этих слов в словаре учебника.
Молодцы! Вы очень внимательно
слушали биографию.
Словарная работа
В тексте вам встретятся слова
штукатурное и малярное. Найдите
значение этих слов в словаре учебника.
Кто желает прочитать?
Ещё вам встретятся такие слова как:
(слайд 7)
Академия высшее учреждение.
Вылощил волчьим зубом – натёр до
блеска.
Паркетчик – мастер, который
составляет из дощечек узоры.
Первичное чтение.
Ребята, прочитав произведение, вы
должны будете ответить на вопрос:
Какой совет дал мастер Мите?
(Слайд 8)
находят толкования слов в
словаре учебника.
чтение произведения.
(по 1 абзацу по цепочке)
выражают свое мнение.
Каждый день выклеивай и Более глубоко
понять смысл
текста. Что хотел
сказать автор.
Проверить
внимание и
восприятие текста
детьми. Учить
детей строить
логическую
цепочку.
Читаем по цепочке. Начинаю я,
остальные следят.
Проверка восприятия.
Ваши впечатление от прочитанного?
Кто ответит, какой же совет дал
мастер Мите?
Помог ли Мите совет мастера?
отделывай на доске столько,
сколько покроет твоя ладонь. Ни
меньше, ни больше.
Да. За сутки раньше срока Митя
закончил работу.
зачитывают первый абзац (с 1
по 4 предложение).
Найдите в тексте отрывок, в котором
говорится о бабушке. Какая она?
читают с. 126 абзац 4.
Найдите в тексте момент, когда Митя
любуется своей незаконченной работой
Я вижу, что вы хорошо
ориентируетесь в тексте.
Танцевальная физминутка
Работа с пословицами и
фразеологизмами.
Какую особенность вы заметили в
тексте?
Приведите пример.
А как вы понимаете эти пословицы и
фразеологизмы?
Молодцы ребята, вы очень
Выполняют действие под
музыку
В произведение встретилось
много посл. и фразеологизмов.
«Глаза страшатся, руки
делают», «Руки золотые»,
«Вылощил волчьим зубом».
выражают свое мнение. внимательные.
Работа с иллюстрацией.
(Слайд 9)
Рассмотрите изображение на с. 124.
Кто на ней изображен?
Что они делают?
Как вы думаете, о чем они беседуют?
К какому отрывку из произведения
относится эта картинка? Зачитайте его.
(Слайд 10)
Верно. А теперь откройте с. 127. Кто
изображен на ней?
Чем они занимаются?
Видел ли Ваня на самом деле работы
Мити?
А как он узнал о них?
Молодцы, ребята, все верно.
(Слайд 11)
А сейчас предлагаю вам поработать в
группах. Но для начала давайте
вспомним правила работы в группах:
1. Выслушивай товарища до конца.
2. Говори только по делу.
3. Работай дружно.
4. Изберите, кто будет
представлять результат работы.
5. Хорошее настроение – успех в
работе.
Бабушка и ее внук Ваня.
Беседуют.
зачитывают диалог бабушки и
Вани на с. 125.
Бабушка, Ваня и Митя.
Бабушка и Ваня наблюдают за
работой Мити.
Нет.
Ему рассказала бабушка.
вспоминают правила работы в
группах.
Включение в
систему знаний
и повторение
Время: 13 мин.
Коммуникативные:
Инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации.
Познавательные:
Применение
полученных знаний
на практике. Назовите героев произведения.
Каждая группа выбирает
презентатора и даёт характеристику
герою. Каждой группе 2 героя. В
конвертах герои и их характеристики.
Ваша задача: правильно их
распределить.
У кого из героев рассказа мы видим
положительные и отрицательные черты
характера?
Хорошо. Молодцы!
РАБОТА В ПАРАХ
Предлагаю вам в паре, восстановить
цепь событий
Работаем на листочках.
( бабушка , Ваня , Митя , мастер)
Ваня гордится
бабушкой ,
уважительный
, внимательно
слушает,
запоминает
слова бабушки.
Мастер
рассудительны
й , опытный ,
доверяет Мите
,благодарный.
Бабушка –
добрая
приветливая,
рассудительна
я ,хорошо свою
работу знает.
Митя
украшает
деревянным
узором ,
получается
нарядно ,
красовито , у
Мити золотые
руки , комар
носа не
подточит к его
работе ,
гордится и
хвастается
своей работой
у Мити
работают в паре. 1. «И в один день закончил верхний
угол».
2. «За неделю работа не продвинулась
на ни полмизинца».
3. Недавно мастер поручил Мите
выклеить столешницу.
4. «Каждый день выклеивай и
отделывай на доске столько, сколько
покроет твоя ладонь».
5. Бабушка закончила свой рассказ
словами «Собирай по ягодке –
наберешь кузовок».
Проверим ваши ответы.
Вы правильно восстановили цепь
событий.
У вас на партах лежат карточки с
именами главных героев. Прошу вас
составить синквейн о главных героях
рассказа. Вы помните что такое
синквейн? (слайд 13)
Молодцы ребята!
Вот вам еще одно задание. Тест.
Поставьте в колонке «Ответ ученика»
плюс, если вы согласны с
высказыванием, а если нет, то минус.
(Слайд 14)
Проверим. Сверяясь со слайдом, в
следующей колонке поставьте верный
Учить детей
выделять нужные
слова из текста,
составлять мини –
характеристику.
Повторить части
речи. Учить
умению не
стесняться
3, 1, 2, 4, 5.
синквейн – это стихотворение,
состоящее из пяти строк.
(происходит от французского
слова – пять). Дети читают свои
синквейны.
выполнение теста
(Приложение 1). выражать свои
мысли вслух перед
аудиторией.
ответ.
У кого всё верно? Поднимите руки.
проверка.
продолжают пословицы.
Познакомиться с произведение
Б.В. Шергина «Собирай по
ягодке – наберёшь кузовок».
Да.
Поиграем в игру «Кузовок». (слайд
15)
Вам необходимо продолжить
пословицы.
1. Что посеешь (то и пожнешь).
2. Без труда (не выловить и рыбку из
пруда).
3. Сделал дело (гуляй смело).
4. За двумя зайцами погонишься (ни
одного не поймаешь).
5. Любишь кататься (люби и саночки
возить).
6.Слово не воробей (вылетит – не
поймаешь).
Какие умные ребята.
Скажите, какая была цель урока?
Вы ее достигли?
(Слайд 16)
Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я познакомился…
Мне показалось интересным…
Меня удивило…
Откроем дневники, запишем
домашнее задание: составить синквейн
тех героев, которые остались.
Коммуникативные:
Умение
высказывать свое
мнение.
Личностные:
Умение оценить
свою работу.
Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке
Время: 3 мин.
Проверить восприятие
изученного. Учить
детей правильно
строить
предложения в
своей речи.
Учить адекватно
оценивать свою
работу на уроке.
Перечитать произведение.
На доске прикреплены две корзинки
со смайликами. Оцените свою работу
на этом уроке и «подарите» свою
ягодку в ту корзинку, которая
соответствует вашей работе на уроке.
Выставление отметок.
Урок окончен. Спасибо.
записывают домашнее
задание.
крепят ягоды под
соответствующим смайлом на
корзинке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.