Технологическая карта урока "Мир поэзии М. Ю. Лермонтова" 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока "Мир поэзии М. Ю. Лермонтова" 6 класс.Модуль: «Декоративное творчество» Тема урока: «Мир поэзии М.Ю. Лермонтова» (изонить) Предмет: «Технология» Класс: 6 Модуль: «Декоративное творчество» Тема: «Мир поэзии М.Ю. Лермонтова» Цель урока: прививать интерес к миру поэзии М.Ю. Лермонтова через использование вида декоративно-прикладного творчества – изонить; закре-пить умение в создании образов стихотворений нитью. - Развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение, глазомер. - Развивать волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца). - Воспитывать у обучающихся эстетическое восприятие, самостоятельное рисование нитью
Иконка файла материала конспект.docx
Технологическая карта урока технологии 6 класс Модуль: «Декоративное творчество» Тема урока: «Мир поэзии М.Ю. Лермонтова» (изонить)                                                          Предмет: «Технология» Класс: 6 Модуль: «Декоративное творчество» Тема: «Мир поэзии М.Ю. Лермонтова»  Цель урока: прививать интерес к миру поэзии М.Ю. Лермонтова через использование вида декоративно­прикладного творчества – изонить; закрепить умение в создании образов  стихотворений нитью. ­ Развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение, глазомер. ­ Развивать волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца). ­ Воспитывать у обучающихся эстетическое восприятие, самостоятельное рисование  нитью.  Образовательная: познакомить с произведениями М.Ю. Лермонтова,  которые  были написаны почти 200 лет назад и читаются на одном дыхании, привлечь к его  творчеству, изучить и подготовить иллюстрации к стихотворениям;  формировать  интерес к технике изонить (вид ДПИ)  Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с  информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие  1способности, образное мышление;  Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного  общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость,  целеустремленность;  Тип урока: урок­творческая мастерская Планируемые результаты:  Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного  материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.  Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое  высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку.  Предметные: умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение  применять теоретические знания в практической деятельности;  Средства обучения:  Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер  Презентация: «Мир поэзии М.Ю. Лермонтова» (Слайды 9­23 создаются совместно  с учениками для защиты творческих работ).  Материалы, инструменты, принадлежности:  инструкционная карта по  выполнению практической работы «Изонить»; нитки разных цветов, цветной картон, бархатная бумага, скотч; листы А4 (для эскизов); иглы, шило или толстая игла,  ножницы; линейки, карандаши, циркуль. Вариант1 Тема урока  Творческий  проект  «Мир  поэзии  М.Ю.  Лермонтова » Тип урока Урок рефлек ­ сии Технологии Проектной деятельности, информацион­ но­ коммуника­ ционные Решаемые проблемы Какая должна быть  иллюстрация  к  стихотворени ю М.Ю.  Лермонтова? Виды деятельности Формирование у учащихся  способностей к рефлексии  коррекционно­контрольного  типа и реализация  коррекционной нормы:  фиксирование собственных  затруднений в деятельности,  выявление их причин,  построение и реализация  проекта выхода из  затруднения. Формулирование  цели и проблемы проекта  «Мир поэзии М.Ю.  Лермонтова» (какая  существует проблема, как ее  можно решить?).  Предметные Знания:  целях   и   за дачах,   этапах проек­ тирования. Умения: выполнять  проект по теме «Мир поэзии  М.Ю.  Лермонтова» 2Защита   про­ екта   «Мир поэзии М.Ю. Лермонтова » Урок разви­ вающе­ го конт­ роля Проектной деятельности, саморазвития личности В чем новизна моего проекта «Мир поэзии  М.Ю.  Лермонтова»? Исследование проблемы,  обсуждение возможных  способов решения, выполнение проекта с самоконтролем Формирование у учащихся  умений к осуществлению  контрольной функции:  контроль и самоконтроль  изученных понятий, умений  ими оперировать, умений  оценивать по обоснованным  критериям. Выступление с  защитой проекта, анализ  результатов проектной  деятельности, самооценка и  оценка других учащихся по  предложенным критериям. Вы­ явление и анализ затруднений,  проблем, обсуждение и  проектирование способов  решения Знания:  правилах защиты проекта.  Умения: защищать проект, анализиро результат   про ектной деятельности по предложенным критериям Вариант 2 Предме Метод т, класс, тема ы обучени я Тип урок а Личностные Планируемые результаты освоения содержания урока Познавательн ые Метапредметные Регулятивные Коммуникативн ые 3  с с а л к 6     , » я и г о л о н х е Т «   т е м д е р п » о в т с е ч р о в т   е о н в и т а р о к е Д «   : ь л у д о м ) ь т и н о з и (   ­ Составление  плана действий и применение  его для  решения  творческих  задач; ­  Прогнозирова­ ние результата  труда; ­ Умение  осуществлять  самооценку и  взаимооценку; ­  Ответственное  отношение к  практической  деятельности ­ Умение  осуществлять  учебное  сотрудничество; ­ Умение слышать  одноклассников,  учителя, понимать точку зрения  другого; ­ Умение  выражать свое  мнение,  аргументировать,  участвовать в  коллективном  обсуждении; ­ Умение вести  диалоговую  беседу  я а к с р е т с а м   я а к с е ч р о в т ­ к о р у  й ы в о к с и о п ­ о н ч и т с а ч   , е и к с е ч и т к а р п   , е ы н д я л г а н   , е ы н с е в о л С ­ Установление связей и  значимости  данного вида  деятельности; ­ Умение  мотивировать  свою  деятельность; ­ Осознание  своих  возможностей; ­ Проявление  интереса к  новому  содержанию; ­ Осознание  ответственност и за качество  своей  деятельности ­ Умение  извлекать  необходимую  информацию из  различных  текстов; ­  Самостоятель­ ное решение  творческих  задач; ­ Выбор  способа  выполнения  задания,  аккумулирован ие нужной  информации; ­ Умение  строить  логическую  цепочку  рассуждений; ­ Умение  осознанно и  произвольно  строить  речевые  высказывания Деятельность учителя ­ Организует начало учебной  деятельности; ­ Проверяет готовность обучающихся к  уроку; ­ Создает эмоциональный настрой на  совместную работу (см. Приложение) Деятельность учащихся ­ Готовятся к уроку; ­ Погружаются в благоприятную  атмосферу 4 Этап урока    . 1.Организационн о­мотивационный . » а в о т н о м р е Л   Ю М и и з э о п р и М «     : а м е т2. Актуализация  знаний (Слайд 1) (Слайд 2) (Слайд 3) 3. Историческая  справка (Слайд 4, 5) 4. Творческая  работа учащихся (Слайд 6, 7)  (можно включить музыкальное  сопровождение  на произведения  М.Ю.  Лермонтова) ­ Задает вопросы: 1. Что такое “изонить”? 2. Кто изобрел данную технику? 3. В какой стране появилась изонить? 4. Какие нитки используют в  ниточном дизайне? 5. Какой материал идет на основу  изделий в технике нитяная графика? 6. Где нашел свое применение  ниточный дизайн? 7. Какие элементы являются  главными в изонити? ­ Организует работу с ребусами; ­ Организует подводящий диалог,  пошагово подводит учащихся к  формулированию темы и цели урока ­ Задает вопросы: Что знаете о М.Ю. Лермонтове, его  увлечениях? ­ Проводит инструктаж по выполнению  учащимися творческой работы:  Называет учащимся задание  творческой работы;  Разъясняет задачи творческой   работы; Знакомит с объектами труда –  образцами работ выполненных  изонитью;  Предупреждает о соблюдении  правил безопасности с иглами и  ножницами, правилах правильной посадки во время работы.  Прежде чем приступить к работе,  необходимо помнить вам, ребята,  правила обращения с ножницами,  иглами. Отвечают на вопросы: 1­“Изонить” – это графический  рисунок, выполненный нитями в  определенном порядке на твердой  основе. 2­В Англии. 3­Английские ткачи придумали  особый способ переплетения ниток. 4­В работе используют обычные  швейные нитки, мулине, ирис, люрекс. 5­В технике нитяная графика  используют цветной картон или  бархатную бумагу. 6­Ниточный дизайн нашел свое  применение в рукоделии:  изготовление картин, открыток,  закладок и др. 7­Угол, окружность, дуга ­ Работают с ребусами, оценивают  личный опыт, делают выводы; ­ Слушают учителя, отвечают на  вопросы, формулируют тему урока ­ Отвечают, читают со слайда  «Историческую справку» о  Лермонтове ­ Вспоминают правила безопасности  с иглами и ножницами, правила  правильной посадки во время  работы. ­ Организуют рабочее место; ­ Готовят необходимые для  выполнения практической работы  материалы; ­ Выполняют практическую работу:  «Изготовление эскиза для  иллюстрации стихотворения» (работа в группах); «Изготовление иллюстрации к  стихотворению Лермонтова» (по  выбору) в технике нитяной графики 5 Предупреждает о возможных  затруднениях при выполнении  практической работы; ­ Контролирует выполнение учащимися практической работы; ­ Обходя рабочие места учащихся,  учитель контролирует правильность  выполнения приемов, соблюдение  техники безопасности. ­ Оказывает помощь слабо  подготовленным к выполнению задания  учащимся; ­ Осуществляет контроль  рационального использования  учащимися учебного времени; ­ Проводит заключительный  инструктаж:  Организует выставку выполненных  эскизов на доске;  Анализирует выполнение  самостоятельной работы;  Организует разбор типичных  ошибок учащихся;  Направляет учащихся на  формулирование способов  устранения ошибок ­ Показывает физические упражнения,  создает условия для снятия  переутомления у учащихся ­ Предлагает заслушать отчет групп; ­ Обобщает полученные результаты; ­ Слушает защиту проекта, анализирует, задает вопросы ??­ Какие этапы можно выделить в  работе над проектом? ­ Что необходимо сделать, чтобы  оформить книгу с иллюстрациями? ­ Как можно назвать вашу книгу? 5.  Физкультминутк а 6. Защита  творческих работ и коллективного  проекта по  произведениям  Лермонтова  М.Ю. (Слайд 8­17, 24) (Слайд 18­23) – дополнительно ­ Обсуждают, что получилось, что не  получилось, выявляют причины и  способы устранения; ­ Выполняют физические упражнения ­ Слушают учителя; ­ Защищают проект  ­ Слушают защиту проектов по  группам с использованием поэзии Лермонтова и ЭОР (Слайды 9­23, созданные  группами вместе с учителем); ­ Анализируют, задают вопросы; ­ Отвечают на вопросы учителя и  обучающихся; ­ Печатают титульный лист, стихи,  содержание книги (работа «редакции»  – группа учащихся из класса),  соединяют книгу 67. Рефлексия (Слайд 25) 8. Домашнее  задание  (Слайд 18­23) – дополнительно ­ Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока; ­ Дает объективную и  комментированную оценку  результатов коллективного и  индивидуального труда учащихся на  уроке «Было трудно, потому что………….. «Было интересно, потому что……… «Узнала ………….. «Я не знал, что……  «Я понял, что…… «Теперь я смогу…… «Хочу узнать…. ……. ­ Какие идеи у вас возникли, что бы  вы хотели вышить? ­ Посмотрите на свои работы и  скажите, какую из них вы считаете  самой красивой, запоминающейся,  аккуратной. ­ В чем отличие вышивки по ткани от вышивки по картону? ­ Инструктирует учащихся по  выполнению домашнего задания и  подготовке к следующему уроку ­ Проводят самооценку; ­ Оценивают работу одноклассников ­ Слушают инструктаж, осмысливают  домашнее задание; ­ Записывают домашнее задание в  дневник           Приложение     Учитель (вступление): Каждый из вас любит и по­своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами   и   красками,   палочкой   на   снегу,   мелом,   углем   и   многими   другими инструментами   и   материалами.   А   можно   выполнить   рисунок   нитью,   учась   при   этом прекрасно   владеть   иглой.   Сегодня   мы   с   вами   продолжим   знакомиться   с   видом декоративно­прикладного   искусства   нитяная   графика   или   изонить   (задает   вопросы учащимся).         Учитель  Сегодня   на   уроке   мы   отправимся   в   путешествие     в   мир   поэзии   М.Ю. Лермонтова, и поможет нам в этом волшебная изонить.  У   вас   было   задание:   разделившись   на   группы   по   желанию   придумать   иллюстрации   к стихотворениям М.Ю. Лермонтова. Перенести эскизы на картон или бархатную бумагу, используя приемы изонити (рисование нитью угла, окружности, дуги). Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием – придумали эскиз и сделали заготовку (учитель просматривает работы, комментирует их, выслушивает комментарии учащихся, наиболее качественно выполненные работы оцениваются).   М.Ю.   Лермонтов   ­   великий   русский   поэт.   Автор   знаменитых   стихотворений Историческая справка (рассказывают учащиеся) 7"Смерть поэта", "Бородино", драмы "Маскарад", романа "Герой нашего времени» и др.   Уже   в   детские   годы   у   Лермонтова   проявилась   такая   черта   его   характера,   как мечтательность,   склонность   к   фантазии.   Предметом   его   пристального   внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим душевным переживаниям. Особую роль в развитии поэта Лермонтова сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение.  Он играл на скрипке, фортепиано, рисовал, лепил, пытался сочинять музыку, был прекрасным математиком и шахматистом, с юных лет учился рифмовать слова.  Как настоящий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.  М.Ю. Лермонтов – художник, поэт, боевой офицер.     Учитель (подводя итог занятия): Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения нитей на картоне. Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста. Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться. С помощью этой технологии можно создавать великолепные открытки, обложки,   закладки,   декоративные   панно,   орнаменты.  У   каждого   из   нас   накопилось огромное количество компакт дисков, и мы ищем, куда бы их применить. В Интернете есть очень много примеров   их применения в технике изонить. А сегодня нам «помогли» в освоении этой техники стихотворения М.Ю. Лермонтова. Интересные факты: «Умные руки» всегда помогали голове думать. Так считали многие великие: Менделеев, Ньютон, Максвелл, Эйнштейн.        ***«И поехал профессор Браницкий с мыслью о любимых кристаллах в служебную командировку в США. А там попал на выставку современного искусства, увидел картины, выполненные   в   технике   изонить.   Дрогнуло   крепкое   мужское   сердце,   покорилось,   не устояло   перед   изысканностью   нитяных   шедевров.   Стал   он   сам   творцом   красоты,   даже книгу написал, представил схемы более 100 художественных творений.      ***Техники, развивающие мелкую моторику, в основном придумали математики. Сама природа,   наверное,   подсказывает   им,   как   оттачивать   логику,   ум,   чтобы   был   острый   и гибкий, память».          *** Английские ткачи, придумавшие технику, при которой набивается множество гвоздей, а их обвивает нить, создавая рисунок, наверное, представить себе не могли, что явятся   прародителями   художественных   произведений   самого   высокого   уровня.   Затем произошли   изменения:   принцип   сохранился   прежний,   но   в   ход   пошли   картон,   доски. Интерес   к   рукоделию   рос,   исчезал.   И   вот   Мэри   Буль,   английский   математик   и исследователь, при объяснении детям материала по геометрии начала использовать гвозди и нить, которой заполняла различные геометрические формы. У кого­то это переросло в творчество. Всем известно – творческий человек в процессе труда достигает наилучших результатов, ведь он не потребитель духовных и материальных ценностей, а их создатель. Произведения   М.Ю.   Лермонтова,   по   которым   можно   сделать   эскизы:  «Ангел», «Листок»,   «Тучи»,   «Парус»,   «Незабудка»   (СКАЗКА),   «Три   пальмы»   (ВОСТОЧНОЕ СКАЗАНИЕ), «Солнце», «Небо и звезды», «Звезда» (несколько стихотворений), «На севере диком…», «Осень», «Родина», «Кавказ», «Утес» и др. Несколько советов при работе изонитью: 8­ при выборе материалов следует учесть соотношение толщины основы и ниток (слишком толстый картон будет рвать нитки, а тонкий – будет рваться от ниток),           ­ нитки сильно не затягивать, а то основа может выгнуться и при приклейке порвется,           ­ нитки лучше брать не сильно длинные, т.к. с длинной ниткой  трудно работать и она быстро "обмахрится",           ­ если при вышивке случайно порвалась основа, то её можно подклеить не большим кусочком скотча. Примечание.  Занятие   с   детьми   «Изонитью»   способствует   умственному   и эстетическому развитию, расширяет кругозор, формирует творческое отношение к окружающей   жизни   и   нравственные   представления,   воспитывает   художественный вкус,   учит   наблюдать.   Техника   изонити   конечно   требует   усидчивости,   точности, ловкости   рук,   но   все   это   приобретается   в   процессе   занятий.   Ребенок   сначала рассматривает   образец,   анализирует   его   конструктивную   структуру,   приемы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, выбирает основу,   цвет   нити.   Техника   изонити   (нитеграфия   или   ниточный   дизайн)   содержит образовательный, развивающий и воспитывающий потенциал, располагает  большими учебными возможностями.  9

Посмотрите также