Технологическая карта урока обществознания 5-й класс
Тема урока |
Семейное хозяйство |
|||||
Дата урока |
13/11/2017г. |
|||||
Тип урока |
Урок «открытия нового знания» |
|||||
Цель урока |
Создать условия для формирования представлений о значении как самого труда в семье для удовлетворения основных потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности, так и о важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации
|
|||||
Образовательные
|
Презентация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prezentacii.com/obschestvoznanie/262-prezentaciya-semeynyy-byudzhet-konspekt.html
|
|||||
План урока |
1. Создание семьи. 2. Права детей и обязанности родителей. 3. Виды семей |
|||||
методы
и формы |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная, в паре |
|||||
Основные понятия |
Домашнее хозяйство, ресурсы, потребности
|
|||||
Оборудование: к уроку; учебник Обществознание 5 класс под ред. Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; рабочие листы |
||||||
Эпиграф к уроку: «Дом вести - не руками трясти» |
||||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
||||
Научатся: характеризовать семейно-правовые отношения. Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения, работать с новыми понятиями |
развивать умение анализировать текст, иллюстрации, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания; формировать умение работать в паре.
|
Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности
|
||||
Организационный этап |
||||||
Включить обучающихся в учебную деятельность |
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, мне, нашим гостям. Кому вы с утра подарили свою улыбку, значит, вы любите и уважаете этих людей! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами. А какое настроение у вас, ребята? Назовите тот цвет смайлика, который соответствует вашему настроению. (Дети называют цвет смайлика) СЛАЙД 1 |
|||||
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности |
||||||
Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала |
- О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? (о семье) Давайте вспомним признаки семьи Семья, чаще всего, объединяет кровных……..Члены семьи ведут ………хозяйство. Их объединяет …… Семья выполняет несколько основных функций в государстве – репродуктивную (воспроизводство потомства) и …..детей. Поэтому государство заботиться о семье. Предоставляя различные……. Любовь, единолично, внимание, льготы, родственники, совместно, ненависть, воспитание, близкие, дальние, помощь, В текст вставь нужные слова, которые записаны внизу. Обрати внимание, что из предложенных слов нужно выбрать то, которое подходит по смыслу предложения (слова записаны в именительном падеже). (Выполняют задание) СЛАЙД 2-9
|
|||||
Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого сформулировать тему урока, цель и план урока, а также подвести обучающихся к проблемному уроку |
- Посмотрите на слайд, какой признак семьи объединяет все эти картинки? (совместное ведение хозяйства) СЛАЙД 10
Построение учебной задачи -Какова же тема урока? (Ученики называют тему: Семейное хозяйство.). СЛАЙД 11 Возьмите рабочие листы и запишите дату и ему урока. (записывают) А что мы должны узнать сегодня? (дети перечисляют). Молодцы, а теперь давайте сформулируем цель урока. Цель урока СЛАЙД 12
- А эпиграфом нашего урока станет русская народная пословица «Дом вести, не руками трясти» СЛАЙД 13 - В конце урока вы скажете, как эти слова связаны с темой сегодняшнего урока |
|||||
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала |
Чтобы достичь нашу цель, мы будем работать по плану План урока: СЛАЙД 14 1. Семейные обязанности 2. Какой он – настоящий хозяин дома? 3. Правила ведения хозяйства
1. Семейные обязанности - Учитель: Давайте вспомним известную детскую сказку С.Я. Маршака «Терем - теремок». «Мышка-норушка – толокно толчет, Вопрос: А как это можно связать с нашим уроком? (высказываются) Учитель:
Правильно – это распределение обязанностей в семье. - Ребята, а теперь поработаем с учебником стр. 33 и выполните и объясните схему в рабочем листе: СЛАЙД 15-17
- Совместный труд удовлетворяет необходимые для жизни потребности: в пище, одежде, жилье, отдыхе, общении, творчестве. От труда всех членов семьи зависит ее благополучие, тепло и уют в доме. СЛАЙД 18 Ребята, а что облегчает нам работу в домашнем труде? ( Высказываются)- СЛАЙД 19 Какой он - настоящий хозяин дома? СЛАЙД 20 - А теперь давайте вспомним героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и мультфильма «Трое из Простоквашино». (Просмотр картинок из одноименных мультфильмов). СЛАЙД 21 - И старуха, и кот Матроскин одинаково заботились об улучшении своего домашнего хозяйства.
- В текст попали лишние буквы. Если вы сумеете их вычеркнуть, то узнаете, как называют хозяина, у которого в доме порядок и уют, подсказка на странице 35 (Рмбадчмибтдмебдлмбьдмнбдый)- СЛАЙД 22 называют - Правильно, рачительный. СЛАЙД 23 А какой он, рачительный хозяин дома? Поработаем с учебником на стр. 35: найдем и запишем в рабочий лист качества рачительного хозяина (бережливый, экономный, старательный, усердный, заботится о порядке в доме, планирует домашние дела, рассчитывает расходы на покупки) СЛАЙД 24-25 Физкультминутка: 3. Правила ведения хозяйства - Ребята, благополучие семьи зависит не только от выполнения трудовых обязанностей, большого заработка. Семейное хозяйство необходимо вести по правилам. Об этом говорит и значение слова «Экономика». В переводе с греческого «ойкос» - дом, «номос» - правило, закон. СЛАЙД 26-27 Сформулируйте определение термину экономика (Правила ведения хозяйства). СЛАЙД Запишем в рабочий лист. Ведение домашнего хозяйства по правилам позволяет экономить семейные ресурсы, которые как правила, ограничены А что такое ресурсы? СЛАЙД 28-29 Найдем на стр. 37. (запасы средств, используемые для ведения хозяйства).Запишем в рабочий лист - Какие семейные ресурсы бывают? (учебник 37) СЛАЙД 30
|
|||||
Этап закрепления новых знаний и способов действия |
||||||
Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания |
- Ребята, нам пришло письмо, которое адресовано 5 классу. Пишут нам мальчишки с соседней школы, ваши сверстники, которые еще не рассмотрели тему «Семейное хозяйство» и обращаются к нам за помощью. Поможем им? Для этого вам нужно выполнить задание на листах. Вы должны выполнить просьбы и записать в листы. Эти ответы мы и отправим ребятам. 1. Ребята, разработайте правила ведения домашнего хозяйства (Приложение 2) СЛАЙД 31 - В помощь я даю отрывки древних исторических документов: «Поучение детям» XII в, в котором дает советы великий князь Владимир Мономах и свод житейских правил и наставлений «Домострой» XVI в., составленный священником Сильвестром. Вам нужно выбрать правила, которые нужны сегодня в домашнем хозяйстве, изменить на современный лад, если потребуется и записать. 2. Ребята, наша семья трехпоколенная: бабушка, дедушка, мама, папа, я и сестра. Мы ждем гостей. Предложите вариант распределения обязанностей по организации их встречи (Приложение 3) СЛАЙД 32 Проверить обучающихся по выполнению заданий, собрать листы. - Молодцы ребята, мы очень помогли ребятам. Очень хорошо потрудились. Не изменилось у вас настроение? Покажите символ, который сейчас соответствует вашему настроению СЛАЙД 33 Давайте вернемся к нашему эпиграфу. СЛАЙД 34 - Что означает эта пословица? (Высказываются) |
|||||
Этап информации о домашнем задании |
||||||
Обеспечить понимание цели, содержание способов выполнения домашнего задания |
- Всем: § 4, задания на рабочем листе; - По выбору: - Рассказ о роли техники в быту; - Составить проект «Экономия семейных ресурсов; - нарисовать рисунки к данной теме СЛАЙД 35 |
|||||
Этап подведения итогов |
||||||
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся |
- Всем: § 4, задания на рабочем листе; - По выбору: - Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого сегодня можно выделить на уроке? Оцените свою работу (Учащиеся, поясняя, сами себе выставляют оценки) |
|||||
Этап рефлексии СЛАЙД 36 |
||||||
Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества |
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
- На память о сегодняшнем уроке я хочу подарить Вам домовят. Как и известно домовой- это душа дома, покровитель жилища. Домовой - идеальный домохозяин, вечный хлопотун. Он любит порядок, тепло, уют. Не зря у многих семей есть такой оберег. Я желаю, чтобы эти домовые принесли в Ваш дом успех, достаток, благополучие. |
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.