Технологическая карта урока обучение грамоте

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта по обучению грамоте "Звук и буква Щ, щ" составлена в соответствии ФГОС на основе УМК "Школа России" к учебнику Горецкого. В работе прописаны УУД, деятельность учителя и предполагаемая деятельность обучающихся. К технологической карте прилагается презентация на тему "Звук и буква Щ, щ".
Иконка файла материала Звук и буква Щ.docx
Тема: «Согласный звук [щ]. Буква Щ щ.» Цели: познакомить со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает. Задачи:    научить отличать звук [щ] и букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой; развивать словесно­логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся. Этапы урока Организационный  момент Актуализация  знаний  Формулирование  темы и целей  урока Деятельность учителя Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Будьте все внимательны, Умны и старательны. Глубоко сейчас вздохнем И работать все начнем. ­ Для начала давайте вспомним, что мы изучали на прошлом  уроке.  Откройте учебник на странице 61. ­ Вспомните, с какой буквой мы знакомились на прошлом  уроке? ­ Посмотрите на ленту букв в учебнике. Задайте по ленте букв  вопросы своим одноклассникам.  ­ Приступаем к изучению новой буквы. А тему нашего урока  нам поможет определить один сказочный герой. А что это за  герой, вы сейчас мне сами скажете, отгадав загадку.  Уплетая калачи,  Едет парень на печи. Едет прямо во дворец. Кто же этот молодец?   ­ Знаком ли вам этот сказочный герой? ­ Из какой он сказки?  ­ Кто автор этой сказки?  ­ Вспомните, кого выловил Емеля в проруби? ­ Ребята, а кто­нибудь из вас видел щуку? Какая она? ­ Щука – хищная рыба с удлиненным телом (иногда ее длина  Предполагаемая деятельность учащихся  Дети открывают учебник. ­ На прошлом уроке мы познакомились с буквой  «Э». Дети задают по очереди вопросы по ленте букв  своим одноклассникам.  Дети слушают и отгадывают загадку. ­ Емеля. ­ «По щучьему велению…» ­ Русская народная сказка. ­ Щуку. Дети описывают щуку, делятся впечатлениями.достигает 1,5 метра) с большой головой, с мощной нижней  челюстью и зубы у нее страшные, вся пасть в зубах, даже на  языке и небе. ­ А почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?  ­ Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть –  познакомит она нас  с новым звуком и буквой. Вы уже  догадались, с каким? Определите тему нашего урока. ­ Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Объяснение  нового материала. 1. Выделение нового звука.    – Произнесите слово щука, выделяя в нём первый звук.    – Назовите выделенный звук и дадим ему характеристику. Какой он? (согласный) ­ А теперь давайте определим, какой он звонкий или глухой  (глухой). И, наконец, мы должны сейчас с вами выяснить звук [щ,]  твердый или мягкий. ­  Какой звук   слышите после [щ] в слове щука? Но как  произносим [щ]? мягко ­ Каким цветом будем обозначать в схеме?      ­ Составим схему слова щука. ­ В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. Название одной из  них подскажет нам сам Емеля. (Слово Емеля поместить под  картинкой). – Прочитайте его имя на доске.  ­ Сколько в слове слогов? (Слайд 9) – Произнесите слово по слогам. (Е­МЕ­ЛЯ). – Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы. (Слайд 10) ­ Она исполнила его три желания. ­ Буква Щ и звуки, которые она обозначает. ­ Познакомиться с буквой Щ и звуками, которые она обозначает. Учиться читать слоги, слова,  предложения с этой буквой. Дети произносят слово щука, выделяют первый звук «Щ». ­ Согласный. ­ Глухой. ­ Звук у. Но звук произносится мягко. ­ Зелёным. Ребята выходят по очереди к доске, берут нужную  карточку и характеризуют звук). Дети читают имя сказочного героя. ­ Три слога. Дети произносят слово по слогам.  Слушают вопрос учителя и правильно называют  нужный звук.1. Согласный звук 3 слога, 2. Гласный звук 2 слога, 3. Добавим новый звук. – Какое слово получилось?  – Составим схему слова лещ.       Слайд 3. (На карточках , затем проверка, аналогичная  слову щука). – Как произносится звук [щ] в начале и в конце слов?    ­ С каким звуком мы знакомились сегодня на уроке? – Дайте  характеристику звука [щ].  ­ Посмотрите на нашу ленту букв и скажите, по своей  характеристике на какой звук похож звук [щ]? Вывод:  Звук [щ] – согласный, глухой непарный,  мягкий  непарный. Физминутка ­ Хлопните в ладоши, если услышите звук [щ'] в словах и  топайте ногами, если такого звука нет: шелк, шептать, щекотать,  щелкунчик, цапля, честный, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы.  2. Знакомство с буквой Щ. ­ Звук [щ] на письме обозначается буквой Щ.  – На какую букву похожа Щ? Чем отличаются? ­ На что похожа буква Щ? Буква Щ поможет нам  Чистить зубы по утрам. Ш и Щ – родные сестры, Но у  Щ есть хвостик острый.   1. Чтение слогов и слов. ­ Продолжаем нашу работу. Откройте учебник на стр. 63. ­   Прочитайте   слоги   и   слова   на   стр.63   учебника.   Читаем   по цепочке. ­ С какими гласными буква щ не образует слоги?  ­ А вот почему, я вам сейчас расскажу. ­ л ­ э ­ щ ­ Лещ. Ребёнок выходит к доске и составляет схему слова.  ­ Мягко. ­ [щ]  ­ Звук [щ] – согласный, глухой непарный,  мягкий  непарный. ­ На звук [ч] . Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [щ'] в  словах и топают ногами, если такого звука нет.  Ответы детей. ­ На щётку. Открывают учебники на странице 63. Дети читают слоги и слова по цепочке. ­ я,ю,ы. Первичное  закреплениеСказка про шипящие.  Жили­были на свете шипящие ж, ш, ч, щ. А неподалеку жили  гласные у, ю, ы, и, а, я. Жили очень дружно, и вот однажды  решили буквы поиграть в прятки, выпало вадить шипящим,  остальные побежали прятаться, сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут, но шипящие во все щели заглянули хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих, вот только  никак не могут найти три гласные ы, ю, я. Искали – искали, с  ног сбились, до вечера проискали, и вот, спотыкаясь,  обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать.  Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и  видят, что ы, ю, я как ни в чем не бывало сидят, смеются,  смотрят телевизор, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие  – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. ­ Итак, давайте ещё раз вспомним характеристику звука [щ']? ­   Именно   потому,   что   звук   Щ   итак   мягкий   всегда,   рядом   с буквой   ща  не  могут  стоять  буквы   Я,  Ю.  Отсюда  и   правило, которое мы сейчас прочитаем и должны запомнить.  ­ Прочитайте правило правописания ча, ща, чу, щу. 2. Нахождение буквы щ в тексте. ­ А теперь прочитайте стихотворение  в азбуке на этой же странице.   ­ Назовите мне слова, в которых встретился звук Щ. ­   Продолжаем   работать.   Приготовили   простые   карандаши.   Читаем скороговорку и подчёркиваем  опасные места на новые правила ча­ща, чу­щу.  ­ Какую новую информацию вам надо запомнить и применять  при написании слов? (Правило ещё раз) Физминутка ­ Звук [щ] – согласный, глухой непарный,  мягкий  непарный. Читают правило в учебнике вслух. Повторяют  хором вслух. Читают стихотворение про себя, затем один ребёнок читает вслух.  ­ Щука, щётка, щекочет. Дети читают скороговорки и подчёркивают простым карандашом сочетания чу­щу, ча­ща. Повторяют правило.Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок всё тише­тише, Деревцо всё выше­выше. 3. Чтение загадок и выполнение теста. ­ Продолжим работу. Азбука стр.64.  ­ Как можно назвать одним словом капусту, лук, морковь?  ­ Какой суп не бывает без капусты? (щи) ­ Какой суп не бывает без свеклы? (борщ) ­ Итак, урок подходит к концу.  ­ Скажите, с какой буквой мы сегодня знакомились? ­ Для того, чтобы проверить, как вы запомнили характеристику  звука, который даёт буква Щ, выполним следующую работу.  Подпишите листочки с заданием. И ответьте на вопросы теста. ­ Отложите листочки. Придвиньте к себе листочки с текстами.  Найдите и зачеркните в тексте все буквы Щ. ­ Выполните взаимопроверку. – С каким звуком познакомились на уроке?  ­ Дайте характеристику этого звука. ­ Щука волшебница приготовила сюрприз. Перед вами на парте  лежат листочки двух цветов – красные и желтые. Вы должны  выбрать один из них и показать мне. Если вы чувствуете себя  хорошо, комфортно, то показываете листочки желтого цвета,  если нет – красного. ­ Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось? ­ спасибо. Урок окончен. Дети читают вслух загадки. ­ Овощи. ­ Щи. ­ Борщ. ­ С буквой Щ. Дети подписывают работы и отвечают  самостоятельно на вопросы теста.  Читают текст, зачёркивают в тексте букву Щ. Выполняют взаимопроверку в парах.  ­ Сегодня на уроке мы познакомились со звуком  ­ Звук [щ] – согласный, глухой непарный,  мягкий  непарный. Хоровое проговаривание характеристики звука [щ]. Дети показывают кружочек соответствующего  цвета. Высказывания детей. Итог урока. Рефлексия