Технологическая карта урока ОБЖ на тему «Смерчи»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок «Смерчи» - урок ОНЗ (открытия нового знания), цели которого приобщение школьников к безопасному поведению в социуме, способствующему утверждению среди обучающейся молодежи здорового образа жизни; формирование у обучающихся представления о строении, особенностях и географии смерчей; обучение правилам безопасного поведения в случае возникновения ОПЯ
Иконка файла материала СМЕРЧИ конструкт урока.doc
Кадушина Вера Юрьевна, преподаватель – организатор ОБЖ, учитель, МКОУ «Староуткинская СОШ №13» Технологическая карта  урока ОБЖ Тема урока: «Смерчи» Класс: 7 Дата проведения: 15.01.2017 Тип урока: урок ОНЗ (открытия нового знания) Технология урока: системно­деятельностного подхода Цели урока:  приобщение   школьников   к  безопасному   поведению   в   социуме,   способствующему   утверждению   среди обучающейся молодежи здорового образа жизни; образовательная:  формировать   у     обучающихся   представление   о   строении,   особенностях   и   географии   смерчей, способствовать формированию умения устанавливать причинно­следственную связь, оценивать потенциально возможную опасность, обучать правилам безопасного поведения в случае возникновения ОПЯ (смерча); воспитательная:  формировать   основы   культуры   учебного   труда,  эстетическое   восприятие   природных   объектов, воспитывать   бережное   отношение   к   своей   жизни   и   жизни   окружающих,   создать   условия   для   развития любознательности, настойчивости в приобретении знаний;развивающая:    развивать  морально­психологическую   устойчивость   в   преодолении   трудностей,  познавательный интерес, творческую активность, умение  работать с  текстом учебника, выделять главную мысль, моделировать движение воздуха в смерче, создать условия для развития  коммуникативных способностей обучающихся. Предполагаемые результаты: Личностные регулятивные Метапредметные познавательные коммуникативны Предметные е Формировать • мотивированность и  Умение • планировать  • Владеть навыками  смыслового чтения; • Умение работать индивидуально, в  • Актуализировать знания  обучающихся о смерче, его  направленность на  активное участие в  свою  деятельность; • умение определять  понятия, группе, • формулировать  будущем в  общественной жизни; • осуществлять  контроль своей  • сравнивать  различные опасные  собственное  мнение. • заинтересованность  в личной  деятельности; • оценивать  безопасности; • ценностные  ориентиры  обучающихся; правильность  выполнения  учебной задачи ситуации, • обобщать, делать  самостоятельные  выводы, строить  логическое  рассуждение • Владение устной  речью,  монологической  речью последствиях, способах  защиты. • Применение  изученных  понятий в повседневной  жизни. • Формирование убеждения в необходимости соблюдения  правил безопасного  поведения,  профилактических• выбор профессии:  метеоролог, синоптик мероприятий Основные термины, понятия: ветер, смерч, торнадо, атмосферный вихрь, ураган, метеоролог Оборудование:  компьютер,   телевизор,   музыкальный   центр  (DVD­плеер),   видео,  презентация,   плакат,  раздаточный материал (иллюстрационный материал для создания плаката,  карандаши цветные, клей,  рюкзак с вещами, жетоны для Вре мя  рефлексии) Структура и ход урока  (Групп может быть 2 – 3 по 5 – 6 человек) Ход урока  (этапы) 1. Организац ионный  (мотиваци я учебной  деятельнос ти) Глубоко вдохнули и выдохнули Вам хорошо? (Хорошо) Деятельность учителя • Приветствует обучающихся; Содержание Деятельность обучающихся • Приветствуют учителя; 2­3 мин • определяет внешнюю готовность обучающихся к  работе; • эмоциональный настрой на работу:  Руки подняли вверх, • демонстрируют готовность к уроку; • эмоциональный настрой на работу2.  Актуализа ция знаний 4­5 мин И мне хорошо! Нам всем хорошо! • Организует самостоятельную деятельность  обучающихся по введению их в проблематику  урока, демонстрируя видеосюжет. Итак, из уроков географии … Перед вами модель  нашей планеты. Земля – это наш дом. Планета  Земля красива и многоцветна. Сама она и все, что  на ней, называется природой. Как вы уже знаете, в  древности философы выделили 4 природные  стихии…(Схема на доске) Включаются в самостоятельную деятельность:  • чем видеосюжет?»; демонстрируют готовность к уроку «О  • анализируют и делают вывод о том, какое  понятие скрыто «Смерчи»; • на основе сделанного вывода конструируют  тему урока  • Схема на доске: человек…(вода, воздух,  На схеме видно, как на планете в природе человек  взаимодействует со всеми стихиями. О какой  земля, огонь…) 1 слайд – стихии природной стихии мы сейчас поговорим более  подробно (1, 2 слайды) Игра «Какой бывает ветер». Исходя из  шкалы  Бофорта, которую уже изучили, определите силу  этого ветра…и баллы… Цель: в игровой форме показать, каким может  2 слайд – стихия ВОЗДУХ!быть ветер, его силу. Направляет движение рук, корпуса обучающихся  • Игра проводится по правилам «волшебных  словесными формулировками: • (легкий)  ветер гнет, колышет листочки –  превращений»: обучающиеся «превращаются» в деревья и выполняют движения под музыку работают кисти рук и пальцы; • (умеренный) ветер гнет веточки –  покачивание корпуса и рук; ( сильный)  ветер гнет деревья до земли – наклоны  корпуса и взмахи рук. • Ветер может быть и опасный. Вспомните  произведение  А. Волкова «Волшебник  изумрудного города». Бывают ли такие сильные  ветры, которые и вправду могли бы перенести  3.  Постановк а учебной  задачи 4­5 мин • Вспоминают и воспроизводят сюжет домик девочки Элли с места на место? Посмотрите  фрагмент мультфильма и скажите…   • Смотрят фрагмент мультфильма  «Земляничный дождь» в нашей жизни  возможны  ли такие дожди?  • Ставит проблемную задачу: Слышали про  «золотой» дождь?.. как вы думаете,  • Записывают в тетрадь: тему урока,  определение4.  «Открыти е нового  знания» бывает?.. вот сегодня на уроке мы и выясним,   бывает ли такое в жизни или это всего лишь   3 слайд – Смерчи 4 слайд – определение сказка? миф? • Задание по  группам: 1 группа. Найти в учебнике  ответ на вопрос: на  какой территории чаще всего возникает смерч?; 7­8 мин 2 группа. Найти в учебнике  ответ на вопрос:  сколько по времени может существовать смерч в  природе?; 3 группа. Найти в учебнике  ответ на вопрос: что представляет собой смерч? Проверяем вместе (на экране слайды.. 4, 5, 6) МОЛОДЦЫ! •  Вы   уже   знаете,   что    атмосферный     вихрь появляется   тогда,   когда   встречается   теплый   и холодный воздух. Если один из них будет очень– очень холодным, а другой – очень–очень теплым, то получится быстрый и сильный ветер, который и Читают текст в учебнике, отвечают на вопросы 5 слайд –  Наибольшее количество смерчей  фиксируется на североамериканском  континенте, в особенности в центральных  штатах США. Вторым регионом земного шара,  где возникают условия для формирования  смерчей, является Европа (кроме Пиренейского полуострова), и вся Европейская территория  России, за исключением северных областей. 6 слайд – Время образования вихря  исчисляется обычно минутами. Общее время  существования смерча исчисляется также  минутами, но иногда и часами. Рекордом  времени существования смерча можно считать  Мэттунский смерч, который 26 мая 1917 года  за 7 часов 20 минут прошёл по территорииможно назвать ураганом.  Это   будет   настоящий   вихрь,   сметающий   все   на США 500 км, убив 110 человек 7 слайд – Смерч представляет быстро  своем пути.  Очень сильный вихрь называется смерчем  в виде воздушного   столба,   который   очень   быстро вертится.   У   него   даже   есть   свой   «хобот»,   в который он втягивает все, что попадается на его пути. Вот такой же смерч и захватил домик Эли и вращающуюся воздушную воронку, свисающую  из облака и ниспадающую к земле в виде хобота перенес   его   в   волшебную   страну.   Иногда   смерч проносится   очень   быстро,   а   иногда   носится   по 8­9 слайды • Стараются выполнить модель смерча из листа  земле несколько часов. Ребята, давайте  на практике попробуем понять, как же зарождается смерч?         • Опережающее задание:  «Классификация смерчей» • Физ. минутка: Ветер дует нам в лицо и качает деревцо. Ветерок всё тише, тише –  бумаги (сворачивают кулёчек!) • Слушают спикера, записывают в тетради 10 слайд – Классификация смерчей (в тетрадь!) • Отдыхают, получают позитив для  продолжения урока Руки вверх – глубокий вдох. Затем – в стороны, взмах кистями. Снова вверх – глубокий вдох. ИДеревцо всё выше, выше… Ветер дышит, дышит и деревья всё колышет. вниз, продолжительный выдох.  • Садятся за парты. Ветер тише, тише, а деревья выше, выше. Сядем тише, тише • Систематизации материала – задание по   группам:  1. Создать плакат «Действия населения при  возникновении смерча», используя материалы  учебника, предложенные картинки, карандаши  цветные, клей…  Для эффективной работы в  группе предлагаю распределить роли: 2.  Собрать рюкзак для эвакуации • Защита плакатов, «рюкзака», обсуждение.  Комментарий учителя: плакаты хранятся в  кабинете и используются на следующем уроке в  качестве «помощника» при ответе на вопросы  7­8 мин 5.  Самостоят ельная  работа 7­8 мин 6. Включе  ние нового  знания в  систему  знаний,  повторение 11 слайд – Распределение по ролям:  • «мозговой центр» – подбирает материал, • креативная группа – распределяет материал  на плакате,  • художники – оформляют плакат • «Эвакуируемые» складывают нужные вещи – в рюкзак, ненужные в сторону, анализируют свой  выбор • От группы выходит один или несколько  человек, рассказывают порядок действий при  смерче согласно информации, оформленной на  плакате; • Из рюкзака на стол выкладывают вещи,  аргументируют свой выбор7.  Подведени е итогов  урока 2­3 мин 8.  Презентац ия  2­3 мин Задаёт вопросы: • Что нового узнали на уроке? Отвечают на вопросы фронтально: •  Что запомнилось?  • Где можно применить полученные знания?  «Спящий опрос» Руки положите на парту, голову на руки, глаза  закрыли. Я буду читать тест­утверждение, если вы согласны с утверждением – поднимаете руку.  Кладу на парту жетоны ученикам, ответившим  неправильно. У кого нет жетонов по результатам  опроса – получает «5». Чем больше жетонов – тем  ниже оценка. Итак, внимание! МОЛОДЦЫ!  Теперь  смело   можете  похвастаться своими знаниями и на уроке географии. Оценки за урок. • Инструкция по выполнению домашнего задания Тема «Смерчи» – ваш выбор: 1. Составить синквейн. • Ветер – это движение воздуха вдоль  поверхности Земли. • Чем меньше скорость ветра, тем больше  его сила. • В США смерчи называют торнадо.  • Смерч зарождается в грозовом облаке. • Смерч имеет разрушительную силу. • Смерч такой же вихрь, как и ураган. • Укрыться от смерча можно в подвале, овраге,  убежище. • Определяют объём домашнего задания; • выбирают задания; • записывают домашнее задание в дневникдомашнег о задания 9.  Рефлекси я 2. Нарисовать рисунок. 3. Написать эссе.  • Алгоритм оценки работы класса: «Я»  (как   чувствовал   себя,  с   каким   настроением работал, доволен ли собой),  «МЫ»   (комфортно   ли   было   работать   в   малой группе, какие затруднения были в общении), 1­2 мин • Определяют своё настроение – 12 слайд  • выбирают соответствующий жетон: «ДЕЛО»   (достиг   ли   цели   учения,   какие затруднения   возникли,   как   преодолеть   свои зелёный – «отличное», жёлтый – «хорошее», учебные проблемы). • Ребята, спасибо вам за сотрудничество! синий – «удовлетворительное», красный  – «могло быть лучше», Мы   надеемся,   что   вы   все   будете   выполнять правила   безопасности.  Определите   своё настроение,   выберите   соответствующий   жетон, «подарите» его нашему «Татошке». • оставляют жетон в коробкеИсточники информации: 1. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с. – (Сердце отдаю детям). 2.   Детская   мультимедийная   энциклопедия   пожарной   безопасности  [2011,   RUS]  РС  DVD  ООО   «Премьер­УчФильм» Формат: EХE Разработчик: http://uchfilm.com. (Природные ЧС. Ураганы, бури и смерчи). 3. Основы безопасности жизнедеятельности. 7кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. – 12­е изд., стереотип. –  М.: Дрофа, 2013. 4. Основы безопасности жизнедеятельности, 5­9 кл. Дидактические материалы / Латчук В.Н. и др. – М.: Дрофа; ДИК 2000. 5. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5 – 11 кл.: Метод. пособие /В.Н. Латчук, С.К.Миронов, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2002. 6. Основы безопасности жизнедеятельности, 5­8 кл. школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт. – сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006.  7.   Основы   безопасности   жизнедеятельности:   секреты   преподавания:   рекомендации,   конспекты   уроков,   разработки мероприятий / авт.­сост. Л. А.  Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.