Класс: 4
Тема: «На пути к единству»
Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.
Планируемые результаты
Предметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам урока; познакомится с историей праздника «4 ноября» и с событиями 1612 года в нашей стране.
Личностные: поддерживать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
Понятия: народное единство, смутное время, ополчение, гарнизон
Тип урока: комбинированный
Оборудование: УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, История 4кл. ч.2; учебная презентация; рабочие тетради
Конспект урока по истории. Тема: «На пути к единству»
Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни
страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью
Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.
Планируемые результаты
Предметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам
урока; познакомится с историей праздника «4 ноября» и с событиями 1612
года в нашей стране.
Личностные: поддерживать интерес к предмету; воспитывать
самостоятельность; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей.
Понятия: народное единство, смутное время, ополчение, гарнизон
Тип урока: комбинированный
Оборудование: УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, История 4кл. ч.2; учебная
презентация; рабочие тетради.
Карточки с понятиями и датами
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Карточка с д/з
Вре
мя,
мин
1
Этапы
урока
Организация
начала
занятия
Фотография доски
Содержание
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Приветствие
учителя.
Положительный
эмоциональный
настрой
Л:
самоопределение
К: умение
переключать вид
деятельности
Приветствует
учащихся,
создание
положительной
мотивации
учащихся на
уроке
Словесный:
слово учителя
Здравствуйте ребята! Меня зовут
Екатерина Владимировна, сегодня я
проведу у Вас урок истории. В
течение урока, за каждый
правильный ответ, я буду
раздавать смайлики. По итог урока
поставим оценки.
Для каждого очень важно знать
историю своей Родины. История –
это память народа о том, кто мы, где
наши корни, каков наш путь?
Наша великая Родина имеет славную
богатую событиями героическую
историю. Народам нашей страны на
протяжении столетий приходилось
сражаться с многочисленными,
сильными и жестокими врагами,
чтобы отстоять свободу и
1Актуализация
опорных
знаний
5
независимость своей Родины.
Вспомните тему прошлого урока:
«Подвижники Руси и
землепроходцы»
Сейчас Вам предстоит работа в
группах (по 4 человека).
Разгадайте кроссворд правильно, нам
откроется тема сегодняшнего
урока (приложение 1).
у нас открылось слово Единство
2
7
Постановка
темы и цели
урока
Усвоение
новых знаний
и способов
действий
Откройте учебник на странице 40 и
прочитайте тему урока.
А теперь давайте поставим цели
урока:
познакомится с историей праздника
«День народного единства»
узнать о событиях конца XVI
начала XVII веков
Ребята, а что такое «единство»?
Назовите дату праздника? (4 ноября
наша страна отмечает День
народного единства). Этот праздник
связан с событиями 1610 1613
годов.
.. окунемся в ту эпоху и посмотрим,
какой же была Москва конца XVI
начала XVII веков.
В начале 17 века голод и
междоусобные войны разоряли
Формулирует
задание для
работы в парах.
Актуализирует
опорные знания
учащихся
творческим
задание.
Проводит
параллель с
ранее изученным
материалом
Контролирует
выполнение
работы
Словесный:
слово учителя
Практический:
работа с
кроссвордом
Наглядный:
карточки с
кроссвордом
Работа по
учебнику.
Определение
темы и целей
урока
Словесный:
учебный диалог
Наглядный:
учебник на
печатной
основе
Практический:
работа с
учебником
Работа с
понятием
«единство»
Работа по теме
урока (доносит
новую
информацию)
Работа с понятие
«гарнизон»
Информация по
теме урока
Называют тему
прошлого урока
В группах
разгадывают
кроссворд.
П: осознавать
познавательную
задачу;
осуществлять
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации.
К: владеть
диалогической
формой
коммуникации;
допускать
возможность
различных точек
зрения
Постановка
темы и цели
урока
Р:
сохраннее
учебной задачи
Определение
понятию
«единство»
Узнают новую
информацию
Определение
понятию
«гарнизон»
Узнают новую
информацию
Определение
2
П: работа с
различными
источниками
информации;
анализ, синтез,
аналогия;
подведение под
понятия;
К: выражение
своих мыслей с
достаточнойстрану. Она стала в этих условиях
лёгкой добычей для врагов. Русская
земля на северо – западе и западе
была занята поляками. Крепости
Смоленск и Великий Новгород были
захвачены. Даже в столице был
польский гарнизон.
Как вы понимаете, что такое
гарнизон? (войсковое
подразделение, обороняющее какой
либо объект)
России угрожала потеря
независимости.
В Москве умер царь Иван IV, в
Угличе загадочно погиб царевич
Дмитрий (младший сын Ивана
Грозного). С кончиной бездетного
царя – Федора Ивановича прервалась
династия Рюриковичей.
Прямых наследников престола не
оказалось. В России началась борьба
за власть.
Настало в стране Смутное время...
Подерите однокоренные слова к
слову «смута» (смутьян, мутный,
мутить, омут)
Предположите, что означает
«смутное время»?
В стране царил беспорядок и раздор.
Объявились самозванцы, выдававшие
себя за спасшегося в Угличе
царевича Дмитрия.
В борьбе за освобождение
проявились лучшие черты русского
народа: стойкость, мужество,
самопожертвование, верность
родине.
Летопись Смутного времени
навсегда оставила в народной памяти
имена участников народно –
освободительной борьбы: патриарха
Гермогена, героев освободительного
движения Козьмы Минин и Дмитрия
Пожарского
Посмотрите на слайд. Что на нём
изображено? (монастырь)
Название монастыря мы узнаем,
разгадав ребус… (Троице Сергиев)
В смутное время ТроицеСергиев
6
понятий
«смута»,
«смутное время»
(по учебнику
стр.40)
полнотой и
точностью;
аргументация
своего мнения и
позиции в
коммуникации;
учёт различных
мнений,
координирование
в сотрудничестве
разных позиций
Работа с
понятиями
«смута»,
«Смутное
время». Работа с
учебником (стр
40)
Словесный:
слово учителя,
учебный диалог
Практический:
работа с
понятиями
Наглядный:
учебник, ТСО
Информация по
теме урока
Формулирует
задание
Работа с
Отгадывание
ребуса
Узнают новую
информацию
Работа по
П:
структурирование
знаний;
осознанное
построение
3монастырь выдержал 16 месяцев
осады польскими войсками. К концу
осады живых осталось немного. Но
они отказались от предложения
поляков сдаться.
В учебнике на странице 41 найдите
раздел «Календарь памятных дат».
По цепочке начиная со 2 ряда, 1й
парты начнём читать…(по
предложению).
Молодцы!
Сейчас я раздам Вам карточки с
зданием. Ваша задача в парах
заполнить пропуски по
прочитанному тексту (проверка
фронтальная по эталону)
Приложение 2
1) 2 марта
2) Гермогена
3) грамоту
4) первое народное ополчение
5) Москву
6) поляками
7) темницу
8) грамоты
9) церквях
10) освобождению Отечества.
Как вы понимаете слово
«ополчение»? (войско, собираемое в
помощь регулярной армии путём
добровольного привлечения широких
народных масс)
Какой подвиг совершил патриарх
Гермоген?
А сейчас давайте встанем и немного
отдохнём (видео)
Молодцы! Присаживайтесь.
Физминутка
1
4
Одна из грамот патриарха Гермогена
дошла до Нижнего Новгорода и
пробудила патриотические чувства
других людей.
Ребята, «патриотические чувства»
это какие?
учебником (стр.
41)
Формулирует
задание.
Контролирует
выполнение
парной работы и
осуществляет
фронтальную
проверку
задания
Работа с
понятием
«ополчение»
Побуждает
учащихся к
высказыванию
своего мнения
Наглядный:
ТСО, учебник,
карточки
заданием
Словесный:
слово учителя;
учебный диалог
Практический:
работа с
учебником,
выполнение
задания по
карточкам
Осуществление
контроля
выполнения
упражнений
Наглядный:
ТСО
Практический:
выполнение
упражнений
Побуждает
учащихся к
высказыванию
своего мнения
Информация по
теме урока
учебнику
(читают
материал на стр.
41)
Выполнение
задания в паре
(работа с
карточками по
прочитанному
материалу)
Выполняют
проверку
задания
Определение
понятия
«ополчение»
Отвечают на
вопрос учителя;
высказывают
свое мнение
речевого
высказывания;
работа с
различными
источниками
информации;
анализ, синтез,
аналогия;
извлечение из
текста
необходимой
информации
К: выражение
своих мыслей с
достаточной
полнотой и
точностью;
аргументация
своего мнения и
позиции в
коммуникации;
учёт различных
мнений,
координирование
в сотрудничестве
разных позиций
Выполнение
упражнений по
эталону (видео)
Отвечают на
вопрос учителя.
Рассуждают,
анализируют
Узнают новую
информацию
П:
структурирование
знаний;
осознанное
построение
речевого
4Гражданин Нижнего Новгорода,
мудрый Козьма Минин призвал
сограждан не пожалеть добра на
защиту Отечества (т.е. заступится,
защитить). Быстро собрали второе
народное ополчение во главе с
князем Дмитрием Пожарским (на
месте, где создавалось второе
народное ополчение, был установлен
памятник Козьме Минину и
Дмитрию Пожарскому).
Местом сбора Русских войск со всех
городов стал Ярославль (к ним
присоединились города Владимир,
Кострома, Москва и Ярославль).
Польский гарнизон засел в Кремле и
удерживал его около двух месяцев.
Но, в конце концов, голод заставил
врагов сдаться. Ополчение Минина и
Пожарского освободило Москву от
врагов и вскоре вся Русская земля
была освобождена от польских
захватчиков.
В учебнике на странице 43
прочитаем по цепочке, начиная с
третьего ряда. Будьте внимательны,
я задам вопросы по прочитанному
материалу.
1. Для чего собирались
выборные люди?
2. Где собирались?
3. По настоянию, какого
патриарха был избран
молодой боярин на престол?
4. Как звали этого боярина?
5. Какое событие произошло в
1613 году?
4
Работа с картой
Словесный:
слово учителя,
учебный диалог
Наглядный:
ТСО
Работа по
учебнику
(читают
материал на стр.
41)
Отвечают на
вопросы учителя
Осуществляет
контроль в
работе учащихся
с учебником
(стр. 43)
Проводит
проверку
усвоения
учащимися
прочитанного
материала
Обобщение
знаний
4
Откройте рабочую тетрадь на
странице 23. Прочитайте задание под
номером 3.
Что необходимо выполнить?
Сейчас Вам предстоит работа в
парах, соотнесите изображения и
названия городов и составьте устное
описание о событиях в Смутное
время в каждом городе.
Назовите название города первого
(второго, третьего, четвертого)
изображения?
Контролирует
выполнение
парной работы и
осуществляет
фронтальную
проверку
задания
Наглядный:
рабочая
тетрадь
Словесный:
слово учителя
Выполнение
задания в
рабочей тетради
на странице 43 в
парах
Выполняют
фронтальную
проверку
задания
5
высказывания;
анализ, синтез,
аналогия
К: выражение
своих мыслей с
достаточной
полнотой и
точностью;
аргументация
своего мнения и
позиции в
коммуникации;
учёт различных
мнений,
координирование
в сотрудничестве
разных позиций
П:
структурирование
знаний; анализ,
синтез, аналогия;
извлечение из
текста
необходимой
информации
К: выражение
своих мыслей с
достаточной
полнотой и
точностью.
П: анализ, синтез,
аналогия;
К: учёт различных
мнений,
координирование
в сотрудничестве
разных позицийИтог урока
4
(выступают 4 ученика, остальные
дополняют ответ).
Молодцы.
Сейчас мы выполним несколько
заданий и проверим, как Вы усвоили
новую тему.
1. выберите правильный ответ:
«Почему престол опустел?»
а) У царя Фёдора не было детей, его
младшего брата убили
б) Престол захватили шведы и
поляки
в) Царь Фёдор отказался от престола
2. ответьте на вопрос: «Какая
еще беда обрушилась на Русь»
(голод)
3. соедините человека с его
4.
ролью в освобождении Руси
во время смуты (приложение
3)
закончите предложение:
«Когда народное ополчение
двинулось к Москве, это был
… год» (1612)
5. Когда в нашей стране
празднуется день
освобождения от польских
захватчиков?
а) 23 февраля
б) 4 ноября
в) 12 июня
Молодцы!
Давайте обобщим наш урок и
подведём итог. Сформулируйте
вывод по уроку.
Подсчитаем Ваши смайлики и
поведём итог по оценкам.
Домашнее задание. Р.т. стр. 4243
(все)
Спасибо за урок! До свидания.
Я раздам Вам на парты смайлики,
Ваша задача дорисовать веселую или
грустную мордочку у смайлика. Это
будет соответствовать Вашему
настроению на сегодняшнем уроке.
Информация
о д/з
Рефлексия
1
1
Р: контроль,
коррекция,
оценка
П: обобщение;
аналогия;
классификация
Выполняют
задание
Проводят
обобщение,
формулируют
вывод урока
Подводят
оценочный итог
совместно с
учителем
Практический:
выполнение
задания в
рабочей
тетради
Формулирует
задание.
Контролирует
выполнение
задания
Наглядный:
ТСО
Словесный:
слово учителя;
учебный диалог
Практический:
выполнение
задания
Побуждает
учащихся к
высказыванию
своего мнения
Подводит
оценочный итог
урока
Комментирует
д/з
Организация
эмоциональной
рефлексии
учащихся
Записывают д/з
Оценивание
собственного
эмоционального
состояния на
уроке
Приложение 1
Л:
самоорганизация
Л: самооценка на
основе критерия
успешности
1. Какой митрополит собрал летописи разных княжеств в общую историю страны?
62. 1 марта 1564 года вышла в свет первая русская печатная книга …
3. Где поставлен памятник Ивану Федорову?
4. При Иване Грозном в России в 1564 впервые появилось важнейшее дело
5. Исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой подробную
запись исторических событий. Запись событий начинается словами: «в лето …»
6. Посмотрите на картинку и напишите, кто изображён на иконе?
Приложение 2
1)____________ день памяти патриарха 2) _________, главы русской церкви в Смутное время. Он отказался
подписать 3)__________ польскому королю, в которой бояре просили дать королевича на русское царство. По зову
патриарха добровольцы – 4)____________________________________ пришли на помощь столице и
осадили5)____________, захваченную 6)____________. Патриарха Гермогена заключили в 7)____________ и
уморили голодом. Но 8)_____________ его читали во всех 9)____________, рассылали по всей Руси. Слово
патриарха звало к 10)________________________________.
Деятель
1. Козьма Минин
2. Дмитрий Пожарский
3. Патриарх Гермоген
Приложение 3
Роль в истории
А. Призвал сограждан не пожалеть добра на защиту Отечества (т.е.
заступится, защитить)
Б. Отказался подписать грамоту на царствование польского королевича
В. Встал во главе войск народного ополчения
7