Технологическая карта урока "Оркестр русских народных инструментов" 4 класс.Технологическая карта урока
.
Тема: «Оркестр русских народных инструментов».
Место урока в системе уроков: шестой урок 2 четверти, 4 класс 2 урок в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на расширение музыкальных интересов путём знакомства с оркестром русских народных инструментов.
Технологическая карта урока
.
Тема: «Оркестр русских народных инструментов».
Место урока в системе уроков: шестой урок 2 четверти, 4 класс 2 урок в
разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
организовать деятельность учащихся, направленную на
расширение музыкальных интересов путём знакомства с оркестром русских
народных инструментов.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
способствовать развитию музыкальноэстетического чувства,
проявляющегося в заинтересованном отношении к русским народным
инструментам;
расширить знания в области истории становления в России оркестра
русских народных инструментов;
воспитывать чувство гордости за свою Родину, осознание своей
этнической и национальной принадлежности.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
создать условия для развития умений устанавливать связь между
русскими народными инструментами и устным народным творчеством;
способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные
знания, делать необходимые выводы об особенностях оркестра русских
народных инструментов;
формировать активность во взаимодействии петь хором, вести диалог,
слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
продолжить формирование вокальнохоровых навыков и навыков
слушателя;
актуализировать знания о группах русских народных инструментов;
создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению
разновидностей русских народных инструментов.
1Музыкальные материалы: русский народный наигрыш «Полянка»,
хороводная, звучание русских народных инструментов, песня «Моя Россия»
слова Н. Соловьева, музыка Г. Струве, презентация.
Основные понятия темы: русские народные инструменты: домра,
балалайка, гусли, рожок, жалейка, свирель, трещотки, бубен, ложки, баян,
гармонь; оркестр, скоморохи, инструменты: струнные, духовые, клавишно
духовые, ударные.
Оборудование:
компьютер
мультимедийный проектор
экран
фортепиано
интерактивный комплекс (презентация по теме
. mail
. ru / public
/ MJGh
/ Hu
:// cloud
1 hq 8 YtP ;
https
игразакрепление «Музыкальные инструменты русского народного
оркестра» и музыкальная игра «Третий лишний», созданные на сайте
LearningApps.org)
раздаточный материал: карточки с изображением русских народных
инструментов, схемаэталон размещения народных инструментов,
листы самооценки.
Этап урока
Организацио
нно
мотивационн
ый этап
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Вход в класс под русский народный
наигрыш «Полянка». (Слайд 1)
Учащимся предлагается сесть по
группам при помощи выбора
матрёшек разного цвета (2 группы).
Музыкальное приветствие.
В школе прозвенел звонок,
Он зовет нас на урок!
Много нового узнать,
В путешествие позвать!
Получив целевую установку,
ребята слушают учителя,
приветствуют и отвечают на
вопросы учителя.
Выработка на личностно значимом
уровне внутренней готовности
выполнения нормативных
требований учебной деятельности.
Личностные:
понимание значения и функций
музыки в жизни людей, общества,
в своей жизни;
Коммуникативны
уметь совместно соблюдать
правила поведения и общения на
уроке, в группе и следовать им.
2Этап
целеполагани
я.
Этап
планировани
я.
У.: Сегодня, ребята, я приглашаю
вас вместе со мной и нашими
гостями в очередное путешествие
по удивительному миру музыки,
чтобы расширить свои познания. Вы
готовы?
У.: А чтобы узнать тему урока, я
предлагаю вам отгадать загадку:
Бубен есть. Трещотка, дудка,
Балалайка, гусли, домра,
Есть баян и вот гармошка,
Даже расписные ложки,
Все играют звонко, дружно,
Слушать их не надоест,
Отгадать, ребята, нужно
Что же это … наш ОРКЕСТР.
У.: Ребята, как вы думаете, о каком
оркестре пойдет сегодня речь на
нашем уроке? Что такое оркестр?
Какие виды оркестра вы знаете?
Чтобы достичь своей цели, что
необходимо сделать? (ответы
учащихся).
У.: Верно, ребята, сегодня на уроке
мы продолжим раскрывать тайны
звучания народных инструментов, и
узнаем когда и кем был создан
первый оркестр русских народных
инструментов. Итак, тема нашего
урока, «Народные инструменты
России. Оркестр русских
народных инструментов» (Слайд
2)
У.: С глубокой древности до наших
дней живут рядом с человеком
музыкальные инструменты. Как они
появились? Откройте учебник на
странице 62 и найдите ответ.
У.: К сожалению, история не
Ответы детей ( об оркестре и
русских народных инструментах,
входящих в его состав, их
звучании)
называют тему урока;
указывают цель урока.
Учащиеся составляют план
действий по достижению
поставленной ими цели; слушают
учителя, анализируют
информацию и отвечают на
вопросы.
Личностные:
привлечение жизненно
музыкального опыта;
Познавательные
умение структурировать знания,
умение осознанно строить речевое
высказывание;
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и
одноклассниками.
Регулятивные:
планируют свои действия в
соответствии с поставленной
задачей;
Познавательные:
логической цепи рассуждений;
Коммуникативные:
сотрудничество в поиске и выборе
информации;
Личностные:
расширение представлений о
музыкальной культуре своей
Родины.
3Работают с учебником.
Ответы детей.
сохранила имена народных
умельцев, смастеривших первые
музыкальные инструменты, но
первыми исполнителями на
народных инструментах были
странствующие, бродячие актеры,
потешавшие народ пением и
плясками. Как их называли? (Слайд
3), ответ детей – скоморохи.
И только в конце 19 века возник
первый Оркестр русских народных
инструментов под руководством
балалаечника Василия Васильевича
Андреева, который после успешных
концертов в России и за рубежом
получил название «Великорусского
оркестра». Важно запомнить, что
благодаря В.В. Андрееву
народные инструменты
сохранились и приобрели
популярность. (Слайд 4).
У. Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.
У. Я загадаю вам загадки про
инструменты русского народного
оркестра, и мы услышим, как они
звучат.
Слушайте внимательно загадки
и дружно называйте отгадки!
(Слайды 515)
У. Вижу все вы музыканты,
уникальные таланты, вот для вас,
4детвора, музыкальная игра.
Звучит «Хоровод». У. предлагает
назвать жанр музыки, какие
инструменты солируют? (Слайд 16)
У.: Молодцы, определили ведущие
инструменты, именно они являются
музыкальными символами России,
ведь недаром говорят: балалайка и
гармонь разжигают в нас огонь. Это
очень важно – знать историю своей
Родины. Помнить, любить и уважать
традиции своего народа. Ведь от
каждого из нас зависит, в какой
стране мы будем жить: сильной или
слабой, доброй или злой, красивой
или нет. Сейчас каждый из вас
может объясниться в любви к
России. (Слайд 17). Исполнение
песни «Моя Россия», авторы:
Соловьева Н., Струве Г.
(Приложение №1)
У. Все инструменты русского
народного оркестра, как и
симфонического можно разделить
на четыре группы.
У. Струнные инструменты.
Почему они так называются?
У. –Духовые инструменты. А им
дали такое название почему?
У. А какие инструменты
зазвучат, если по ним ударишь или
потрясешь их?
У. В русском народном оркестре
также есть клавишные духовые
инструменты. Почему назвали их
именно так?
Обучающиеся отгадывают загадки
о народных инструментах.
Определяют жанр музыки и
солирующие инструменты
(хороводная; балалайка и
гармонь).
Исполняют песню «Моя Россия».
5По наличию времени проводится
игразакрепление «Музыкальные
инструменты русского народного
оркестра»http://LearningApps.o
rg/watch?v=pbmopiyst16
Постановка проблемной ситуации
через игру «Третий лишний».
http://LearningApps.org/watch?
v=p34dcghen16
У. По какой характеристике,
какому признаку определили
«лишний» инструмент?
Д. – Эти инструменты называются
струнные, т.к. звук у них
извлекают при помощи щипка за
струны.
Д. – Духовыми их называют
потому, что звук извлекают путем
выдувания из них воздуха.
Д. – Это ударные инструменты.
Д. – Воздух в них поступает
благодаря мехам, звук извлекают
путем нажатия на
клавиши(кнопки).
Участвуют в игре «Третий
лишний».
Д. По способу извлечения звука.
6Закрепление.
7Этап
самоконтрол
я,
взаимоконтр
оля.
Учитель организовывает
деятельность по применению новых
знаний. Работа в группах с
дифференцированными заданиями.
(Приложение №2)
Этап
рефлексии.
Оборудование: набор картинок с
русскими народными
инструментами; схема размещения
народных инструментов; р.н.п. «Во
поле берёза стояла», «А я по лугу».
(Слайд 18) самопроверка по
эталону (на экране расположение
групп инструментов русского
народного оркестра), вторичное
прослушивание мелодий.
Организуется рефлексия и
самооценка учениками собственной
учебной деятельности на уроке.
Учитель предлагает нарисовать
матрёшкам глазки и ротик, которые
соответствуют их настроению и
заполнить «Лист самооценки».
(Приложение №3)
Домашнее задание.
Учитель предлагает нарисовать
дома один из музыкальных
инструментов и устроить в классе
выставку рисунков.
Благодарит всех за урок.
Учащиеся выбирают вариант
задания для своей работы: коллаж
музыкальных инструментов,
р.н.песню; организуют
выступление (защиту) своего
коллажа, оформляют работу на
доске и проверяют по эталону.
(Приложение №4)
Учащиеся заполняют «Лист
самооценки».
Коммуникативные:
формирование умения
планировать учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками;
Познавательные:
поиск и использование в
практической деятельности
информации о музыке;
Регулятивные:
собственных действий в процессе
решения задач.
Личностные:
понимают значение знаний для
человека;
Регулятивные:
адекватно оценивают свою работу.
Записывают домашнее задание.
8Приложение №1
«Моя Россия»
слова Н. Соловьева, музыка Г. Струве
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.
Для меня Россия белые берёзы,
Для меня Россия утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша это я с друзьями.
Солнце светит, ветры дуют,
9Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.
Приложение №2
Работа в группах с дифференцированными заданиями:
Задание, вариант №1
1.
Прослушать русскую народную песню «Во поле берёза стояла».
Выбрать из набора картинок инструменты, которые звучали в этой
2.
мелодии.
Создать оркестр, разместив русские народные инструменты на свои
3.
оркестровые места по эталону.
Защита работы: перечислить выбранные инструменты и определить, к
4.
каким группам они относятся.
5.
Проверка работы. Самооценка.
Задание, вариант №2
1.
Прослушать русскую народную песню «А я по лугу».
Выбрать из набора картинок инструменты, которые звучали в этой
2.
мелодии.
Создать оркестр, разместив русские народные инструменты на свои
3.
оркестровые места по эталону.
10Защита работы: перечислить выбранные инструменты и определить, к
4.
каким группам они относятся.
5.
Проверка работы. Самооценка.
Задание, вариант №3
1.
Прослушать русскую плясовую «Кадриль».
Выбрать из набора картинок инструменты, которые звучали в этой
2.
мелодии.
Создать оркестр, разместив русские народные инструменты на свои
3.
оркестровые места по эталону.
Защита работы: перечислить выбранные инструменты и определить, к
4.
каким группам они относятся.
5.
Проверка работы. Самооценка.
Приложение №3
Узнал чтото новое
Научился
Я
Расстроился
Получил радость
11Удивился
Ничего не понял
Приложение №4
Приложение №5
Самоанализ урока музыки в 4 классе
https://cloud.mail.ru/public/Jow6/4MDe8mSap
12