Технологическая карта урока "Оркестр русских народных инструментов" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока "Оркестр русских народных инструментов" 4 класс.Технологическая карта урока . Тема: «Оркестр русских народных инструментов». Место урока в системе уроков: шестой урок 2 четверти, 4 класс 2 урок в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Тип урока: комбинированный Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на расширение музыкальных интересов путём знакомства с оркестром русских народных инструментов.
Иконка файла материала конспект.docx
Технологическая карта урока . Тема: «Оркестр русских народных инструментов». Место урока в системе уроков:  шестой  урок 2 четверти, 4 класс 2 урок в разделе  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Тип урока: комбинированный Цель   урока:    организовать   деятельность   учащихся,   направленную   на расширение музыкальных интересов путём знакомства с оркестром русских народных инструментов.  Задачи, направленные на достижение  личностных результатов:  способствовать развитию музыкально­эстетического чувства,  проявляющегося в заинтересованном отношении к русским народным  инструментам;  расширить  знания в области истории становления в России оркестра  русских народных инструментов;  воспитывать чувство гордости за свою Родину, осознание своей  этнической и национальной принадлежности. Задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов:  создать условия для развития умений устанавливать связь между  русскими народными инструментами и устным народным творчеством;  способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные  знания, делать необходимые выводы об особенностях оркестра русских  народных инструментов;  формировать активность во взаимодействии петь хором, вести диалог,  слушать собеседника, высказывать свою точку зрения. Задачи, направленные на достижение предметных результатов:  продолжить формирование вокально­хоровых навыков  и навыков  слушателя;  актуализировать знания о группах  русских народных инструментов;  создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению  разновидностей русских народных инструментов. 1Музыкальные материалы: русский народный наигрыш «Полянка»,  хороводная, звучание русских народных инструментов, песня «Моя Россия»  слова Н. Соловьева, музыка Г. Струве, презентация. Основные понятия темы:  русские народные инструменты: домра,  балалайка, гусли, рожок, жалейка, свирель,  трещотки, бубен, ложки, баян,  гармонь; оркестр, скоморохи, инструменты: струнные, духовые, клавишно­ духовые, ударные. Оборудование:  компьютер    мультимедийный проектор  экран  фортепиано  интерактивный комплекс (презентация по теме   .  mail    .  ru   /  public  /  MJGh        /  Hu   ://   cloud  1  hq   8  YtP  ; https   игра­закрепление «Музыкальные инструменты русского народного  оркестра» и музыкальная игра «Третий лишний», созданные на сайте  LearningApps.org)  раздаточный материал: карточки с изображением русских народных  инструментов, схема­эталон размещения  народных инструментов,   листы самооценки.  Этап урока Организацио нно­ мотивационн ый этап Содержание взаимодействия педагога и учащихся Деятельность учителя Деятельность ученика Вход в класс под русский народный наигрыш «Полянка». (Слайд 1)  Учащимся предлагается сесть по  группам при помощи выбора  матрёшек разного цвета (2  группы). Музыкальное приветствие.  В школе прозвенел звонок, Он зовет нас на урок!  Много нового узнать, В путешествие позвать! Получив целевую установку,  ребята слушают учителя,  приветствуют и  отвечают на  вопросы  учителя.  Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности  выполнения нормативных  требований учебной деятельности. Личностные: понимание   значения   и   функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; Коммуникативны уметь совместно соблюдать  правила поведения и общения на  уроке, в группе и следовать им. 2Этап  целеполагани я. Этап   планировани я. У.: Сегодня, ребята, я приглашаю  вас вместе со мной и нашими  гостями в очередное путешествие  по удивительному миру музыки,  чтобы расширить свои познания. Вы готовы? У.: А чтобы узнать тему урока, я  предлагаю вам отгадать загадку:  Бубен есть. Трещотка, дудка, Балалайка, гусли, домра, Есть  баян и вот гармошка, Даже расписные ложки, Все играют звонко, дружно, Слушать их не надоест, Отгадать, ребята, нужно Что же это   …    наш ОРКЕСТР. У.: Ребята, как вы думаете, о каком оркестре пойдет сегодня речь на  нашем уроке? Что такое оркестр?  Какие виды оркестра вы знаете? Чтобы достичь своей цели, что  необходимо сделать? (ответы  учащихся).  У.: Верно, ребята, сегодня на уроке  мы продолжим раскрывать тайны  звучания народных инструментов, и узнаем когда и кем был создан  первый оркестр русских народных  инструментов.  Итак, тема нашего  урока, «Народные инструменты  России. Оркестр русских  народных инструментов» (Слайд  2) У.: С глубокой древности до наших  дней живут рядом с человеком  музыкальные инструменты. Как они появились? Откройте учебник на  странице 62 и найдите ответ. У.: К сожалению, история не  Ответы детей ( об оркестре и  русских народных инструментах,  входящих в его состав, их  звучании) ­ называют тему урока; ­ указывают цель урока. Учащиеся составляют план  действий по достижению  поставленной ими цели; слушают  учителя, анализируют  информацию и отвечают на  вопросы.   Личностные:  привлечение жизненно­ музыкального опыта; Познавательные  умение структурировать знания,  умение осознанно строить речевое  высказывание; Коммуникативные: сотрудничество с учителем и  одноклассниками. Регулятивные:  планируют свои действия в  соответствии с поставленной  задачей; Познавательные: логической цепи рассуждений;  Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе  информации; Личностные:  расширение представлений о  музыкальной культуре своей  Родины.  3Работают с учебником. Ответы детей. сохранила имена народных  умельцев, смастеривших первые  музыкальные инструменты, но  первыми исполнителями на  народных инструментах были  странствующие, бродячие актеры,  потешавшие народ пением и   плясками. Как их называли? (Слайд 3), ответ детей – скоморохи.  И только в конце 19 века возник  первый Оркестр русских народных  инструментов под руководством  балалаечника Василия Васильевича  Андреева, который после успешных концертов в России и за рубежом  получил название «Великорусского  оркестра». Важно запомнить, что  благодаря В.В. Андрееву  народные инструменты  сохранились и приобрели  популярность. (Слайд 4). У. ­ Эх, оркестр народный, Раздольно – хороводный! Если грянет плясовую –  Я со всеми затанцую, Если песню грустную –  Грусть в душе почувствую! То он плачет, То хохочет –  С нами делает, Что хочет.  У. ­ Я загадаю вам загадки про  инструменты русского народного  оркестра, и мы услышим, как они  звучат.   Слушайте внимательно загадки  и дружно называйте отгадки!   (Слайды 5­15)     У. ­ Вижу все вы музыканты,  уникальные таланты, вот для вас,  4детвора, музыкальная игра.  Звучит «Хоровод». У. предлагает  назвать жанр музыки, какие  инструменты солируют?  (Слайд 16) У.: Молодцы, определили ведущие  инструменты, именно они являются  музыкальными символами России,  ведь недаром говорят: балалайка и  гармонь разжигают в нас огонь. Это  очень важно – знать историю своей  Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа. Ведь от  каждого из нас зависит, в какой  стране мы будем жить: сильной или  слабой, доброй или злой, красивой  или нет. Сейчас каждый из вас  может объясниться в любви к  России. (Слайд 17). Исполнение  песни «Моя Россия», авторы:  Соловьева Н., Струве Г.  (Приложение №1) У. ­ Все инструменты русского  народного оркестра, как и  симфонического можно разделить  на четыре группы.  У. ­ Струнные инструменты.  Почему они так называются?  У. –Духовые инструменты. А им  дали такое название почему?   У. ­  А какие  инструменты  зазвучат, если по ним ударишь или  потрясешь их? У. ­ В русском народном оркестре  также есть клавишные  духовые  инструменты. Почему назвали их  именно так? Обучающиеся отгадывают загадки о народных инструментах. Определяют жанр музыки и  солирующие инструменты  (хороводная; балалайка и  гармонь). Исполняют песню  «Моя Россия». 5По   наличию   времени   проводится игра­закрепление  «Музыкальные инструменты русского народного оркестра»http://LearningApps.o rg/watch?v=pbmopiyst16 Постановка   проблемной   ситуации через игру «Третий лишний». http://LearningApps.org/watch? v=p34dcghen16   У. ­ По какой характеристике,  какому признаку определили  «лишний» инструмент? Д. – Эти инструменты называются  струнные, т.к. звук у них  извлекают при помощи щипка за  струны. Д. – Духовыми их называют  потому, что звук извлекают путем  выдувания из них воздуха. Д. – Это ударные инструменты. Д. – Воздух в них поступает  благодаря мехам, звук извлекают  путем нажатия на  клавиши(кнопки). Участвуют в игре «Третий  лишний». Д.­ По способу извлечения звука. 6Закрепление. 7Этап  самоконтрол я,  взаимоконтр оля. Учитель организовывает  деятельность по применению новых знаний. Работа в группах с  дифференцированными заданиями.  (Приложение №2) Этап  рефлексии. Оборудование: набор картинок с  русскими народными   инструментами; схема размещения   народных инструментов; р.н.п. «Во  поле берёза стояла», «А я по лугу». (Слайд 18) ­ самопроверка по  эталону (на экране расположение  групп инструментов русского  народного оркестра), вторичное  прослушивание мелодий. Организуется рефлексия и  самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.  Учитель предлагает нарисовать  матрёшкам глазки и ротик, которые соответствуют их настроению и  заполнить «Лист самооценки».   (Приложение №3) Домашнее задание. Учитель предлагает нарисовать  дома один из музыкальных  инструментов и устроить в классе  выставку рисунков. Благодарит всех за урок. Учащиеся выбирают вариант  задания для своей работы: коллаж  музыкальных инструментов,  р.н.песню; организуют  выступление (защиту) своего  коллажа, оформляют работу на  доске и проверяют по эталону. (Приложение №4) Учащиеся заполняют «Лист  самооценки». Коммуникативные: формирование умения  планировать учебное  сотрудничество с учителем и  сверстниками; Познавательные:  поиск и использование в  практической деятельности  информации о музыке; Регулятивные: собственных действий в процессе  решения задач. Личностные: понимают значение знаний для  человека; Регулятивные: адекватно оценивают свою работу. Записывают домашнее задание. 8Приложение №1 «Моя Россия» слова Н. Соловьева, музыка Г. Струве У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи, На меня, Россия, ты похожа очень. Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная ­ Нет земли красивей. Для меня Россия ­ белые берёзы, Для меня Россия ­ утренние росы. Для меня, Россия, ты всего дороже, До чего на маму ты мою похожа. Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная ­ Нет земли красивей. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты, моя Россия, песни петь умеешь. Ты, моя Россия, неразлучна с нами, Ведь Россия наша ­ это я с друзьями. Солнце светит, ветры дуют, 9Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная ­ Нет земли красивей. Приложение №2   Работа в группах с дифференцированными заданиями: Задание, вариант №1 1. Прослушать русскую народную песню «Во поле берёза стояла». Выбрать из набора картинок  инструменты, которые  звучали в этой  2. мелодии.  Создать оркестр, разместив русские народные инструменты на свои  3. оркестровые места по эталону. Защита работы: перечислить выбранные инструменты и определить, к  4. каким группам они относятся. 5. Проверка работы. Самооценка. Задание, вариант №2 1. Прослушать русскую народную песню «А я по лугу». Выбрать из набора картинок  инструменты, которые  звучали в этой  2. мелодии.  Создать оркестр, разместив русские народные инструменты на свои  3. оркестровые места по эталону. 10Защита работы: перечислить выбранные инструменты и определить, к  4. каким группам они относятся. 5. Проверка работы. Самооценка.      Задание, вариант №3 1. Прослушать русскую плясовую «Кадриль». Выбрать из набора картинок  инструменты, которые  звучали в этой  2. мелодии.  Создать оркестр, разместив русские народные инструменты на свои  3. оркестровые места по эталону. Защита работы: перечислить выбранные инструменты и определить, к  4. каким группам они относятся. 5. Проверка работы. Самооценка. Приложение №3    Узнал что­то новое Научился      Я   Расстроился Получил радость 11Удивился   Ничего не понял Приложение №4   Приложение №5 Самоанализ урока музыки в 4 классе  https://cloud.mail.ru/public/Jow6/4MDe8mSap  12