Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты
Оценка 5

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
16.08.2018
Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты
технологическая карта урока по биологии 5 класс Грибы паразиты по программе Пасечника ФГОС. Урок открытия нового знания. Содержит пояснительную записку и сценарий урока. Урок предполагает работу с карточками разного уровня сложности, интерактивной доской. Работа на уроке ведется в рабочих тетрадяхтехнологическая карта урока биология 5 класс ФГОС по программе Пасечник В
технологическая карта урока ГРИБЫ - ПАРАЗИТЫ 5 класс.docx
Пояснительная записка Тема урока Класс  Программа, автор , учебник Технологическая карта урока Грибы ­ паразиты 5 класс  1.   Программа   :   Пасечник   В.В.,   Латюшин   В.В.,   Швецов   Г.Г.   Рабочие   программы.   Биология   5­9   класс. Составитель      Г. М. Пальдяева. – М: Дрофа, 2012 год.    2. Учебник:  В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения, Москва Дрофа 2015 год.     Глава 3 Царство Грибы. Парграф 16. Грибы­паразиты стр 81­ 85 3 Рабочая  тетрадь к учебнику В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения, Москва Дрофа 2015 год. Стр.        35­36 Место урока в теме, курсе  Цель урока  Тип урока Методы  и приемы организации  учебной деятельности Формы работы  Необходимое оборудование Глава 3. Царство Грибы. Параграф 16. Грибы­паразиты стр. 81­ 85 Педагогическая : обучающиеся научатся отличать грибы – паразиты от других представителей Царства  Грибы . Дидактическая : сформулировать представления о грибах­паразитах. Развивать навыки сравнения объектов.  На основе анализа подвести к выводу о роли грибов­паразитов в природе и жизни человека. Урок открытия нового  знания Словесные, наглядные, частично­поисковые   (связанные с изучением дополнительного материала по теме),  проблемный метод (при решении проблемных заданий),   Технологии: элементы технологии развития критического мышления, элементы проблемной технологии, ИКТ,  элементы технологии обучения в сотрудничестве. Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая Компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки, карточки с индивидуальными заданиями, задания для  тестовой проверки знаний, дополнительные тексты грибы­паразиты, презентация, флеш­анимация 1 Виды деятельности Планируемые результаты Предметные Научится давать  определения понятий:   паразит; сравнивать симбиоз  и паразитизм; приводить  примеры паразитических  грибов; определять по  внешним признакам  растения вид заразившего  его гриба, описывать  строение гриба трутовика;  приводить доказательства  отрицательного влияния  грибов паразитов на  растения. Получит возможность  научиться различать грибы –  паразиты от других видов  грибов. Находить информацию о  грибах анализировать,  оценивать её и переводить из одной формы в другую. Коммуникативн ые Формулировать  собственные  высказывания в  рамках учебного  диалога,  используя  термины;  организовывать  учебное  взаимодействие  в группе;  выступать перед  аудиторией Познавательные Давать  определения  понятий,  сравнивать и  делать выводы  на основе  сравнения;  устанавливать  соответствие  между  объектами и их  характеристика ми; готовить  сообщения и  презентации. Метапредметные Регулятивные Самостоятельно  определять цель  учебной  деятельности;  осуществлять  целенаправленны й поиск ответов  на поставленные  вопросы;  выполнять  задания в  соответствии с  целью;  проводить  самопроверку,  взаимопроверку  и корректировку учебного  задания.  Личностные Формирование  познавательного интереса  к изучению биологии;  представление о роли  грибов­паразитов в  природе; осознание  необходимости борьбы с  грибами­паразитами для  сохранения урожая и  поддержания здоровья  лесного сообщества;  умение применять  полученные знания в  практической  деятельности; умение  соблюдать дисциплину на  уроке, уважительно  относиться к учителю и  одноклассникам. Формирование умений  построения и реализации  новых знаний: изучение  содержания параграфа  учебника, работа с текстом,  биологическими терминами,  схемами, иллюстрациями.  Развитие навыков  структурирования и  систематизации содержания  параграфа; умение  устанавливать причинно­ следственные связи, заполнять  таблицы и делать описания,  давать характеристики  биологических объектов:  индивидуальное заполнение  сравнительной таблицы при  консультативной помощи  учителя, последующим  выступлением и  с   взаимопроверкой;  индивидуальное выполнение  тестовых заданий с  последующей  взаимопроверкой. Постановка  проблемы, гипотезы решения  проблемы, работа с  2 материалами на доске, с флеш­ анимацией,  видеофрагментами,    преобразование информации  из одного вида в другой,  оценка и самооценка своих  знаний и эмоционального  состояния. Этапы урока Задачи этапа Содержание  и деятельность учителя Деятельность  Формирование УУД СЦЕНАРИЙ УРОКА 3 1.Мотивация к учебной деятельности учащихся. Цель: создать условия  для возникновения  внутренней  потребности,  включения в учебную  деятельность, вызвать  интерес. 1. Организовать  актуализацию к  учащимся со  стороны учебной  деятельности 2. Создать условия  для возникновения  внутренней  потребности  включения в учебную деятельность  Коммуникативные :  планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками Познавательные : умение осознанно и  произвольно строить речевое  высказывание,  структурирование знаний. Личностые:  формирование  познавательного интереса к  изучению биологии; обучающихся Подготовка класса  к работе. Организация вни­ мания. Самопроверка  готовности к уроку. Ученики встали. Слушают. Поднимают руки,  отвечают на  вопросы. Дают  полные ответы.  Задумываются о  профессиях. Учитель создаёт благоприятный  психологический настрой на работу. Прозвенел уже звонок. Встаньте ровно и  красиво. Здравствуйте, ребята. Я всех вас  рада видеть. Садитесь. Готовность к уроку:  тетрадь, учебник, дневник  и пенал с ручкой  и цветными карандашами.       Каждый ученик хочет за свою работу  получить хорошую отметку.  На каждом  этапе урока вы будете оценивать себя, и в  конце урока обобщите результат и поставите себе оценку.  (Видео леса со звуками). Прислушайтесь.  ­Что вы слышите? ­ Поднимите руки, кто  бывал в лесу?­ Что вы там делали?  (слайд 1­3). Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами  побываем не только в лесу, но и в поле, в  саду. Вы побываете в роли агрономов,  лесников, врачей, учителей. Человеку любой профессии нужны знания.  ­Давайте проверим, как вы запаслись  знаниями? 4 2. Актуализация знаний  и фиксация затруднений  в пробном действии. Цель: подготовка  мышления учащихся и организация осознания ими внутренней  потребности к  построению нового  способа действий 1.Установить  правильность,  полноту и  осознанность  выполнения  домашнего задания  учащимися 2.Выявить пробелы в знаниях и способах  деятельности и  определить причины  их возникновения 3.Устранить в ходе  проверки  обнаруженные  пробелы Познавательные :  анализируют объекты и  ситуации, выделяют  особенности, устанавливают  причинно­следственные  связи, умеют строить  логическую цепь  рассуждений, доказывать  свою точку зрения. Регулятивные :  умение организовать  выполнение заданий учителя,  дополнять ответы  одноклассников.  Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками. Личностные     :  умение соблюдать  дисциплину на уроке,  уважительно относиться к  учителю, и одноклассникам. ­ Какое царство живых организмов вы  изучаете? (Грибы) Карточка № 1 (слайд4 ).   Вставь  пропущенное слово: 1. Мукор – это гриб …..  (сапрофит) 2. Пеницилл  размножается ……(спорами)  3. Дрожжи – это ……. (микроскопические)  грибы, имеющие форму …….(шара)  Отвечают на  вопросы. Выполняют задания письменно и сдают  их на проверку  учителю. 4. Дрожжи используют в  ….  (хлеб) 5. Споры пеницилла созревают в …  (кисточках)  6. Пеницилл – это …… гриб.  (лекарственный) 7. Дрожжи размножаются …..  (почкованием) Кто желает , может получить задания  повышенной сложности Карточка 3 (красная ) 5 минут Приложение 1 Сбор заданий на карточках. Итог  (выставление оценок учителем после  проверки). Выбирают задания  определенного  уровня сложности. 5 3. Целеполагание и  мотивация Цель: сформулировать и согласовать тему и  цель урока, построить  план достижения цели. 1.Обеспечение  мотивации учения,  принятие ими целей  урока 2.Актуализация  личностных смыслов, опорных знаний и  способов действий Проблемный вопрос:  На какие группы по типу питания можно  разделить грибы? (сапрофиты и паразиты). Какую из этих групп мы изучили?  (сапрофиты). Что осталось неизученным?  (грибы­паразиты).  ­ Определите тему урока (тема: грибы­ паразиты). (слайд 5).   Рабочая тетрадь стр.  35 Ставим дату. ­   Определите   цель   урока   с   помощью вопросов: с чем? (познакомиться  с грибами­ паразитами),   что?   (выяснить   условия   их жизни, питание,   значение в природе и для человека), как? (как происходит заражение), какие?   (какие   меры   борьбы   с   ними   нужно использовать).  (слайд 6­7). А теперь оцените себя рядом с темой урока : если вы самостоятельно сформулировали  тему урока и цели, закрасьте кружок  красным. Если вы не смогли самостоятельно сформулировать тему урока, но принимаете  и понимаете ее, закрасьте кружок зеленым .  Если вы не поняли тему урока закрасьте  кружок синим. Прочитайте тему урока.  Знакомо ли вам слово паразиты?  Вспомните, какие организмы называют  паразитами? (организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред).   Грибы­паразиты   могут   поражать   разные организмы,   но   мы   разберем   только Отвечают на  вопросы. Сапрофиты и  паразиты Грибы­паразиты  Цель  урока: 1. Познакомиться  с грибами­ паразитами. 2. Выяснить  условия их жизни,  питание,  значение в природе и для  человека. 3. Как происходит  заражение? 4. Какие меры  борьбы с ними  нужно  использовать? Оценивают себя Организмы,  питающиеся за счет живых организмов,  нередко нанося им  вред. Познавательные :  умение оперировать  основными понятиями,  формулирование  познавательной цели;  развитие способности  анализировать полученную  информацию, выполнять  недостающие компоненты,  сравнивать и  классифицировать изучаемые процессы. Развитие умения  построения логической цепи  рассуждения. Коммуникативные:  формулировать собственные  высказывания в рамках  учебного диалога, используя  термины; организовывать  учебное взаимодействие . Регулятивные :  умение видеть проблему,  ставить цель, планировать  пути решения проблемы,  умение организовать  выполнение заданий учителя. Личностные:  умение соблюдать  дисциплину на уроке,  уважительно относиться к  учителю, и одноклассникам. 6 4. Реализация построенного проекта. Цель: апробация  способа действия,  направленного на  решение  проблемной  ситуации, его  вербальное  фиксирование. 1.Определяют  средства (учебник,  тетрадь) 2.Формулируют шаги для реализации 3. Реализация в  соответствии с  планом 4.Усвоение нового  способа действий во  внешней речи (пары,  группы, фронтально) 5.Усвоение  правильности и  осознанности  изучения темы паразитов,   поселяющихся   на   различных растениях.                   (слайд 8  Видео Грибы паразиты) . Как можно определить наличие болезни ?  И у грибковых заболеваний растений есть  свои признаки, которые вы должны знать.  ­Какой план изучения грибов­паразитов  можно составить? 1. Название гриба­паразита. 2. На ком паразитирует. 3.   Какой   вред   наносит.   Методы   борьбы   и профилактики. (слайд 9). ­Как   можно   быстро   систематизировать большой   объем   информации?   Мы   будем систематизировать в виде таблицы. Открываем рабочую тетрадь стр. 35. Задание № 55  (слайд10). Работа с учебником стр. 82­84 1 группа изучает паразиты злаковых культур  стр. 82 учебника Грибы­паразиты –  это грибы,  питающиеся  органическими  веществами живого организма. По признакам  Работа с таблицей в рабочей тетради  стр. 35 2 группа изучает паразиты деревьев стр. 82  учебника. 3. группа изучает грибковые заболевания  Работают в  группах, заполняют таблицу Один человек  с  Познавательные:  формирование основ поиска  и выделения информации в  тексте учебника, умение  извлекать знания из рассказа  учителя, видеосюжета,  докладов одноклассников;  развитие способности  анализировать и  систематизировать  полученную информацию,  развитие умения построения  логической цепи  рассуждения.  Коммуникативные:  формулировать собственные  высказывания в рамках  учебного диалога, используя  термины; организовывать  учебное взаимодействие в  группе; выступать перед  аудиторией Уметь работать в паре и  группе, точно и полно  выражать свои мысли. Регулятивные : 7 группы  отчитывается,  другие –  дополняют. Сообщение  учащегося  уметь видеть проблему,  ставить цель, планировать  пути решения проблемы,  умение организовать  выполнение заданий учителя, умение контролировать и  корректировать свою  деятельность. Личностные:     осознание необходимости  борьбы с грибами­паразитами для сохранения урожая и  поддержания здоровья  лесного сообщества; умение  применять полученные  знания в практической  деятельности;   умение соблюдать  дисциплину на уроке,  уважительно относиться к  учителю, и одноклассникам. овощных и плодовых растений .                       стр. 83­84 учебника. (слайд 11). Отчет в группах  Грибы­ паразиты зерновых культур  (слайд 12­16). Грибы – паразиты  деревьев (слайд 17­19). Грибы­паразиты   овощных   и   плодовых культур (слайд 20­27). Оцените работу вашей группы и поставьте  себе оценку рядом с таблицей пользуясь  цветными карандашами  красный кружок ­  у вас не было затруднений, зеленый – если у  вас были затруднения, но вы с ними  справились. Физкультминутка «Грибы­ягоды» (видео) (слайд 28). Сообщение ученика:  «Распространение и  меры борьбы с заболеваниями» Все грибные заболевания распространяются  очень быстро, потому что ветер, осадки и  насекомые легко переносят мельчайшие  споры с больных растений на здоровые.  Заражение растений грибами­паразитами  наносит большой ущерб сельскому  хозяйству. Поэтому очень важно принимать  профилактические меры, а в случае  появления заболеваний как можно быстрее  начинать борьбу с ними. Что можно  использовать? Фунгициды  (от лат. fungus — 8 Усвоение учащимися нового способа  действия 5.Первичное закрепление знаний  с проговариванием во внешней  речи. Цель: организовать  решение учащимися  практико­ ориентированных  заданий с целью  выявления границ  применимости нового  знания Отгадывают  загадки гриб и лат. caedo — убиваю) – вещества,  убивающие грибы­паразиты. (слайд 29­32). Приложение 2  Отгадать загадки (слайд 33­34). А) Весь грибок с пчелиный бок А растет на весу и совсем не в лесу         (спорынья)  Б) Конское копыто – к дереву привито     (трутовик) В) Это что за дело: просо обгорело. И в метелках сажа,  И на листьях даже                                   (головня) Г) На березе я расту Не щажу её красу Чахнет деревце, скрипит Вот такой я паразит.  (чага) Д)Нету у нас ножки Только фиолетовые рожки. Если нами закусить Часа можешь не прожить. (спорынья ) Е) Без зубов, а дерево грызёт (трутовик) Сообщение  учащегося о грибах­паразитах  помощниках человека (слайд 35­38). Приложение 3 Сообщение  учащегося Познавательные :  умение оперировать  основными понятиями;   развитие умения построения  логической цепи  рассуждения. Коммуникативные:  умение формулировать   собственные высказывания  в  рамках учебного диалога,  используя термины  (смысловое чтение выступать перед аудиторией,  грамотно читать. Регулятивные :  умение контролировать и  корректировать свою  деятельность. Личностные :  осознание необходимости  борьбы с грибами­паразитами для сохранения урожая и  поддержания здоровья  лесного сообщества; умение  применять полученные  знания в практической  деятельности;  умение соблюдать  дисциплину на уроке,  9 6. Самостоятельная   работа с проверкой по эталону Цель : включение  нового знания в  систему знаний,  повторение и  закрепление ранее  изученного при  выполнении заданий  практико­ ориентированного,  познавательного и  компетентностного  характера. 7.Контроль и  самооценка знаний и  способов действия Коррекция знаний и  способов действий. Цель: зафиксировать  новое изученное на  уроке, соотнести с  поставленной  целью   и способствовать  самооценке своей  деятельности. Организовать:  1.Самостоятельное  выполнение типовых  заданий на новый  способ деятельности 2.Сопоставление  работы с эталоном  для самопроверки 3.Рефлексия  деятельности 1.Выявление  качества и уровня  усвоения знаний и  способов действий 2.Выявить  недостатки в знаниях и способах действий  учащихся 3.Установить  причины  недостатков  4.Обеспечить  развитие  Рубрика верю не верю ­ карточка № 2 1. Головня – это гриб поражающий клубни  картофеля  2. Плодовое тело трутовика имеет форму  рожка 3. Грибные  заболевания распространяются  ветром, насекомыми 4. Мукор – это гриб – паразит 5. Фитофтора – это гриб, поражающий  клубни картофеля, томата. 6. Спорынья – это плесневый гриб. (слайд 39­40). Приложение 4 А теперь оцените  : если вы не сделали ни  одной ошибки, закрасьте кружок красным.   Если вы сделали 1­2 ошибки, закрасьте  кружок зеленым . Если вы сделали  3­4  ошибки закрасьте кружок синим. Работа на интерактивной доске с флеш­ анимацией по теме грибы­паразиты  Работа по  карточкам с  взаимопроверкой и  выставлением  оценок  по  критериям Работа у доски по  желанию уважительно относиться к  учителю, и одноклассникам. Познавательные:  давать определения понятий,  сравнивать и делать выводы  на основе сравнения;  устанавливать соответствие  между объектами и их  характеристиками.  Регулятивные :  умение контролировать и  корректировать свою  деятельность, осознавать  усвоенное, волевая  регуляция в ситуации  затруднения. Коммуникативные:  формулировать собственные  высказывания в рамках  учебного диалога; грамотно читать. Личностные :  умение соблюдать  дисциплину на уроке,  уважительно относиться к  учителю, и одноклассникам. (слайд  41). Давайте вернемся к теме урока и задачам, Отвечают на  вопросы  10 8. Подведение итогов  занятия, информация  о домашнем задании Цель: организовать  обсуждение и запись  домашнего задания.  Обеспечение  понимание детьми  цели, содержания и  способов выполнения  домашнего задания. 8. Рефлексия  деятельности  способности к  оценочным  действиях 1.Повторение и закрепление ранее изученного  и подготовка  к изучению следующих разделов курса. 2.Организовать  обсуждение и запись  домашнего задания Организация  самооценки учащимися результатов   учебной  деятельности  которые мы с вами  поставили. (слайд  42). Оцените свою работу на уроке и поставьте  себе оценку. Если у вас все кружки красные  –оценка 5; если есть зеленые­ оценка 4;      если два и более синие­ оценка 3.   (слайд   43). Домашнее  задание   Параграф 16.  Задание 57 (решите  кроссворд).   Существуют ли грибы­ хищники? (слайд  44). Учитель предлагает учащимся выразить свое эмоциональное отношение к уроку: сегодня я узнал… • • мне было сложно понять… • могу рассказать о… • я понял, что… • я не понял, что… • теперь я могу… • меня удивило… • мне захотелось… Оценивают  и сдают тетради учителю. Записывают  домашнее задание Высказывают  свое  отношение к уроку. Познавательные:   контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные   формулировать собственные  высказывания в рамках  учебного диалога, используя  термины (смысловое чтение)  грамотно читать. Личностные:  самооценка на основе  успешности; адекватное  понимание причин  успеха/неуспеха в учебной  деятельности;  умение  соблюдать дисциплину на  уроке, уважительно  относиться к учителю, и  одноклассникам.            теперь я знаю, что (слайд  45). Ресурсы и источники:  11 Фунгициды http://www.floriculture.ru/rast/yhod/care/pic/maksim.gif  Зерноочистительная машина http://old.shkomplekt.ru/opisanie/140/МОС­9Н  Физкультминутка, видео «Грибы­паразиты», видео «Звуки природы» youtube.com Картинки грибов – паразитов  http://ljrate.rupost1469858272; 0_869f5_6d52be28_XL; 7e7c5b8a6a6f9f530cb046074123759b4;  1331093492_image060 12

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты

Технологическая карта урока по биологии Грибы паразиты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2018