Технологическая карта урока по экологии на тему "нужны все на свете" 5 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология
5 кл
13.02.2018
Предмет, класс :экология , 5 класс
Автор УМК - В.А.Самкова.
Тема урока : «Цепи и сети питания: кто кого и что ест»
Цель урока: Сформировать у учащихся знания о пищевых цепях как цепях передачи вещества и энергии
Тип урока: Комбинированный урок
Ресурсы:УМК Л.И.Шурхал, В.А.Самкова. Экология. Живая планета; рабочая тетрадь; раздаточный материал с названиями животных и растений, формирующих определенные цепи питания; рисунки и фотографии растений, птиц, млекопитающих, насекомых и других животных, используемые при построении цепей питания; проектор, компьютер, мультимедийная презентация.
Основные понятия: пищевые связи, цепь питания, цепь выедания, цепь разложения, паразитическая цепь, пищевая сеть.
технологическая карта урока.doc
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Предмет, класс :экология , 5 класс
Автор УМК В.А.Самкова.
Тема урока : «Цепи и сети питания: кто кого и что ест»
Цель урока: Сформировать у учащихся знания о пищевых цепях как цепях передачи вещества и энергии
Тип урока: Комбинированный урок
Ресурсы:УМК Л.И.Шурхал, В.А.Самкова. Экология. Живая планета; рабочая тетрадь; раздаточный материал с
названиями животных и растений, формирующих определенные цепи питания; рисунки и фотографии растений, птиц,
млекопитающих, насекомых и других животных, используемые при построении цепей питания; проектор, компьютер,
мультимедийная презентация.
Основные понятия: пищевые связи, цепь питания, цепь выедания, цепь разложения, паразитическая цепь, пищевая сеть. Планируемые результаты
Предметные
Научатся
получат
возможность
научиться
определять цепь
и сеть питания,
различать звенья
цепи
классифицировать
цепи
составлять цепи и
сети питания
сравнение цепи,
делать выводы и
умозаключения на
основе сравнения
Метапредметные
Личностные
развитие мотивации к изучению в
дальнейшем
различных
естественных наук;
развитие любознательности и
формирование интереса к изучению
природы методами естественных
наук
творческих способностей
отношения к природе
развитие интеллектуальных и
ответственного
воспитание
учебника,
умение работать с разными
источниками
биологической
информации:
находить
биологическую информацию (в
научно
тексте
литературе,
популярной
биологических
словарях и
справочниках), анализировать и
оценивать
информацию,
преобразовывать информацию из
одной формы в другую
умение видеть проблему,
ставить вопросы,
выдвигать
гипотезы, давать определения
понятиям,
классифицировать,
делать выводы и заключения,
структурировать материал; Организационная структура урока
(Комбинированный урок)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
Мотивация
Приветствует. Создает для
учеников
проблемную
ситуацию.
Мотивирует обучающихся к
определению темы и к по
становке познавательной цели
урока.(путём
показа
мультфильма .)
предположите
сегодняшнего урока?
тему
Записывает тему урока на
доске.
Мы уже
знакомы с
некоторыми отношениями
встречающимися в живой
Вступают в полилог, высказывают
предположение
Регулятивные:
Целеполагание;
Планирование
Определяют тему урока
пищевые отношения, кто кого ест.
растения являются домом;
животные распространяют плоды и
семена, опыляют растения; природе, давайте вспомним
как связаны представители
разных царств
некоторые грибы «дружат» с
растениями , некоторые паразитируют
на них;
некоторые бактерии обогащают
почву азотом, другие – органическими
веществами
Участвуют
познавательной цели урока.
в
постановке
хорошо, сегодня мы более
подробно поговорим о
пищевых отношениях
с какой целью мы займёмся
этой проблемой?
Записывает цель урока на
доске.
Предлагает
проблемный ситуацию
обучающимся
я предлагаю,
вам
представить себе, что вы
изучить связи организмов и схему
передачи солнечной энергии.
высказывая
Выполняют задание:
предположения,
составляют цепь
(работа в паре с раздаточным
материалом)
Актуализация Зерно
воробей
насекомое
и вам
учёныеэкологи,
необходимо
объяснить
ребятам из детского сада, что
такое пищевая цепь ,используя
стихотворение «Хулиганы
воробьишки»
(раздаточный
материал у вас на столе):
же
–
Хулиганыворобьишки
превосходные
воришки.
Им зерно лишь подавай –
поуменьшат
урожай.
Вот китайцы подсчитали,
сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд, ждут –
каков
результат?
Поначалу, в самом деле,
закрома их пополнели.
А потом пришла беда –
ворота!
отворяйте
Все
урожай
насекомые
сожрали.
Их в таком большом числе
прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята не едят
совсем
зернато:
Им родители с полей тащат
мошек
червей.
посевы,
и Стало тут властям понятно –
надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев из
чужих
краев.
Если все с плеча рубить,
можно дело загубить.
вести
хорошо, а теперь попробуйте
дать определение понятию
«Цепь питания»
деятельность
Направляет
обучающихся, связанную с
постановкой проблемы,
и
путём её решения.
представьте её как цепочку
чего либо в обычной жизни,
например, цепочку муравьёв
на экологической тропе или
цепочку событий в жизни...
правильно, и передают
энергию
Организует
обсуждению материала
работу по
цепь питания это последовательность
организмов, которые друг другом
питаются
Вступают в полилог, высказывают
предположения, примеры. Выявление места и
причины затруднения
Предлагает
проблемный вопрос :
обучающимся,
Осуществляют поиск информации,
необходимой для решения вопроса,
обсуждают её между собой.
какие звенья входят в
пищевую цепь и что
произойдёт, если одно звено
исчезнет?
продуценты, консументы, редуценты;
возможно появится другое звено ,
заменяющее исчезнувшее
Составляют план работы и озвучивают
пункты плана урока работают с
учебником п. 12
Планирование
Обсуждение с учащимися
плана урока (определение
содержания
и
последовательности действий
для достижения поставленной
цели)
Что нам необходимо знать,
чтобы достичь поставленной
цели?
Записывает план урока на
доске. Работают с текстом учебника,
рисунками, раздаточным материалом,
осуществляют поиск информации,
необходимой для решения вопроса
своего варианта. Оформляют ответ в
рабочих тетрадях.
Реализация плана
виды цепей питания
звенья цепей питания
сети питания
распространение энергии
Организовывает работу по
и
поиску
обработке
информации.
Стимулирует активное
участие всех детей в
поисковой деятельности
Организует индивидуальную
работу с текстом учебника
разделив класс по вариантам.
I.
вариант пользуясь
учебника,
текстом
рисунками,
и
раздаточным
материалом предложите
схему цепи выедания.
Схему
оформить в
рабочей тетради
II.
вариант пользуясь
текстом
учебника,
и
рисунками,
Познавательные:
Формулирование
проблемы, поиск путей
решения;
Информационный
поиск;
Анализ с выявлением
существенных
и
несущественных
признаков, сравнение,
установление
причиннослед
ственных
обобщение
связей,
Личностные:
Ответственное
отношение к вы
полнению
учебных
задач; III.
раздаточным
материалом предложите
схему цепи разложения.
Схему
оформить в
рабочей тетради
вариант пользуясь
текстом
учебника,
рисунками,
и
раздаточным
материалом предложите
схему
паразитической
цепи. Схему оформить
в рабочей тетради.
заданию,
Организует
индивидуальную
работу учащихся для ответа
по
используя
алгоритм действий,
Организует коррекционную
работу по устранению
ошибок.
Открытие осуществляется в
несколько шагов, каждый из
которых завершается выводом
по проблеме и первичным
закреплением
Акцентирует внимание на
Первичное
закрепление
представляют результаты работы,
фиксируют на доске свое «открытие»,
выслушивают и дополняют ответы,
записывают результаты работы
одноклассников в рабочей тетради,
оценивают правильность
своих
выводов, решений,
осуществляют самопроверку и
полученных
взаимопроверку
результатов.
работают по алгоритму или
Познавательные:
Построение речевого
высказывания.
Личностные:
Ответственное
отношение к вы
полнению
учебных
задач;
Готовность к вос
научной
приятию
картины
мира, осознание ценности
каждого
живого
организма;
Уважительное
отношение к другому
человеку, его мнению.
выводе каждого отвечающего.
составляют план действий –алгоритм
и выполняют учебные действия.
I.
вариант
цепь выедания
Вариант
II.
цепь разложения
вариант
III.
паразитические цепи
первое
звено
растение(производитель)
всегда
Злаки – полевка – луговой лунь
Злаки – суслик – лисица – орел
Злаки – полевая мышь – степной хорек
– балабан
Трава – полевка – ласка
первое звено мертвые органические
остатки, как растительные, так и
животные
опавшая листва – дождевой червь –
крот
навоз – жукнавозник – славка –
ястребперепелятник
Паразитические цепи образуют
организмы, которые живут за счет
других организмов. Они используют
их в качестве среды обитания и
источника пищи. собака – блоха – простейшие –
бактерии
человек – аскарида – бактерии
корова – печеночный сосальщик –
бактерии
Организует работу в рабочих
листах с рисунком
Выполнят упражнения на
расслабление мышц глаз,
спины, кисти рук.
Повторяют упражнения за учителем
Организует самостоятельную
работ в рабочих листах
Выполняют задание в рабочих листах,
осуществляют взаимопроверку.
Физкультминутка
Самостоятельная
работа
с
самопроверкой по
эталону Включение в систему
знаний и повторение
Организует повторение и
закрепление
учебного
материала,
установление
связей между новым и ранее
изученным
материалом,
тренировку
навыков
использования нового знания.
Заполняют таблицу в рабочих листах
устанавливая связи между новым и
ранее изученным материалом
Таблица:
питания».
«Характеристика цепей
Цеп
ь
пит
ани
я
Началь
ное
звено
Последо
вательн
ость
звеньев
Роль в
экосис
теме
Приме
ры
цепей
питани
я
Оценивание
Выставляет и комментирует
отметки.
Высказывают оценочные суждения Рефлексия
Домашнее
задание
Предлагает вспомнить тему и
цели урока, соотнести с
планом урока и оценить меру
своего личного продвижения к
цели и успехи класса в целом.
Определяют степень соответствия
поставленной цели и результатов
деятельности: называют тему и задачи
урока, отмечают наиболее трудные и
наиболее понравившиеся эпизоды
урока.
Регулятивные:
Участие в подведении
итогов урока;
Самооценка.
часть
инвариантную
(соответствует
базовому
уровню) – параграф учебника
стр.8792
вариативную часть (учащиеся
могут выбирать задания из
предложенных учителем с
индивидуальных
учетом
возможностей)
94
96(литературная страничка и
вопросы к тексту)
стр.
Технологическая карта урока по экологии на тему "нужны все на свете" 5 класс
Технологическая карта урока по экологии на тему "нужны все на свете" 5 класс
Технологическая карта урока по экологии на тему "нужны все на свете" 5 класс
Технологическая карта урока по экологии на тему "нужны все на свете" 5 класс
Технологическая карта урока по экологии на тему "нужны все на свете" 5 класс
Технологическая карта урока по экологии на тему "нужны все на свете" 5 класс
Технологическая карта урока по экологии на тему "нужны все на свете" 5 класс
Технологическая карта урока по экологии на тему "нужны все на свете" 5 класс
Технологическая карта урока по экологии на тему "нужны все на свете" 5 класс
Технологическая карта урока по экологии на тему "нужны все на свете" 5 класс
Технологическая карта урока по экологии на тему "нужны все на свете" 5 класс
Технологическая карта урока по экологии на тему "нужны все на свете" 5 класс
Технологическая карта урока по экологии на тему "нужны все на свете" 5 класс
Технологическая карта урока по экологии на тему "нужны все на свете" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.