Технологическая карта урока по химии "Кислоты и щелочи" (по УМК Сфера, 9 кл)
Оценка 4.7
Рабочие листы +1
doc
химия
9 кл
28.11.2017
В Технологической карте уроке прописаны: тема, класс, тип урока, используемая технология, цели урока-образовательные, развивающие, воспитательные, планируемые результаты-личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Технологическая карта урока содержит полное описание деятельности учителя и обучающихся на уроке в соответствии с этапами урока, инструктивный материал к лабораторной работе, а также рабочую карту обучающегося.
tekhnologich_karta_uroka.doc
Технологическая карта урока
Предметная область: химия
Класс: 9
Тема: Кислоты и щелочи
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Используемая технология: технология проблемнодиалогического и исследовательского обучения;
Цели урока:
Образовательные:
Организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию таких понятий как кислоты и щелочи.
Изучить общие свойства растворов кислот и щелочей с позиции ТЭД.
Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.
Развивающие:
Воспитательные:
Способствовать проявлению творческих способностей обучающихся, умению самостоятельно и в коллективе работать над поставленными задачами.
Развивать умения выделять главное, существенное в изучаемом материале.
Развивать умение работать в коллективе, сформировать у обучающихся способность к адекватному самоконтролю и самооценке.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, проявлять толерантное отношению к другой точке зрения.
Познавательные: уметь оперировать понятийным аппаратом химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать
причинноследственные связи, исследовать;
Регулятивные: уметь действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Этапы урока
Организационны
й момент.
Повторение
1.
пройденного
материала
Содержание
Сегодня мы снова постараемся получить знания в ходе исследования,
организовав для этого минилаборатории, в которых будут трудиться
научные сотрудники, знатоки свойств веществ и теории электролитической
диссоциации. Поэтому мы распределились по группам и приступаем к
работе.
Для того чтобы приступить к работе, нам необходимо повторить основные
положения и понятия теории электролитической диссоциации.
Поработаем фронтально
1. Что такое электролиты?
2. Какие вещества относятся к электролитам?
3. Какие вещества относят к сильным электролитам. Примеры
4. Какие вещества относят к слабым электролитам. Примеры.
5. Как по уравнению диссоциации их отличить друг от друга?
Распределяются по группам
Деятельность обучающихся
1. Электролиты – это водные растворы, которые проводят электрический
ток.
2. К электролитам относятся растворы кислот, солей и щелочей.
3. Сильные электролиты диссоциируют полностью, в растворе нет молекул.
Азотная к/а,серная, соляная, бромоводородная, щелочи, почти все раств соли
4. Слабые электролиты диссоциируют неполностью, в растворе есть и молекулы
и ионы. Серная к/а, угольная, кремниевая, нераств основ.
5. В уравнениях диссоциации сильных электролитов присутствует знак , →
например: HCl
В уравнениях диссоциации слабых электролитов – знак обратимости , ↔
например: HF ↔ H+ + F.
→ H+ + Cl ; 2.Мотивация и
актуализация
учебной
деятельности
учащихся.
3.Целеполаган
ие, создание
проблемной
ситуации
сейчас момент интеграции с биологий
К каким негативным последствиям может привести
чрезмерное употребление КокаКолы и Фанты?
Что изображено на рисунке?
За счет чего выживают птицы, питающиеся падалью, ведь в
их организм попадают миллиарды микробов?
Вспомним определение кислоты по составу.
утверждение в рабочей карте
Мы будем исследовать кислоты с позиции ТЭД и не только
кислоты, но и щелочи.
Вспомним определение щелочи по составу.
утверждение в рабочей карте
Дополните
Дополните
Давайте сформулируем тему урока.
А каковы будут задачи урока, цель? Каких сведений нам не
хватает для полной характеристики кислот и щелочей, как
электролитов?
Посмотрите демонстрационный опыт и наблюдения занесите в
таблицу.
Название
индикатора
Соляная
кислота
Серная
кислота
Гидроксид
натрия
Гидроксид
кальция
Индикаторная
бумага
красная
малино
вый
малино
вый
Метиловый
оранжевый
красный
Фенолфт
аленин
б/ц
синий
синий
синяя
синяя
желтый
желтый
красный
Лакмус
красная
красный
б/ц
красный
ортофосфорной кислоте. Это опасная пищевая добавка: костная
ткань теряет кальций, а в почках формируются камни.
отвечат,… в нем находится соляная кислота
концентрация соляной к/ы в растворе желудочного сока животных
больше
Кислота – сложное вещество, состоящее из атомов______ и кислотного
___________
Щелочи – _____________ основания, сложные вещества, состоящие из
атомов ____________ и _______группы
Кислоты и щелочи, как электролиты
(Общие химические свойства кислот и щелочей)
Индикаторная
бумага
Метиловый
оранжевый
Фенолфт
аленин
Лакмус
Название
индикатора
Соляная
кислота
Серная
кислота
Гидроксид
натрия
Гидроксид
кальция
Какой вопрос возникает из анализа таблицы?
Для ответа на данный проблемный вопрос необходимо
вспомнить (с.34 учебника). 1) Дополните предложение
проверка устно
Почему растворы разных кислот / щелочей одинаково изменяют
окраску индикаторов.
Растворы кислот реагирут с ____________, стоящими в ряду
апряжений до ___________,
с
________________ и __________________.
с ____________ металлов, 4. Этап
открытия
нового знания
3) каковы условия течения реакций в растворах электролитов
до конца
Итак, тема урока кислоты и щелочи, как электролиты, а цель
урока скрыта в разрешении проблемного вопроса
Проблемный? Почему растворы разных кислот / щелочей
одинаково изменяют окраску индикаторов, т.е.? надо выяснить
с точки зрения ТЭД, почему кислоты и щелочи проявляют общие
хим свойства
Тема и цель записываются в карте
Предлагаю запись:
H+ ; SO4
2– ; Cl–; Ba2+; OH.
Что вы видите в данной записи?
По какому признаку определили?
Формулы, каких веществ можно составить из данных катионов и
анионов? Прошу записать на доске
Сформулируйте определение о сотаве кислот и щелочей с
позиции ТЭД? Проверка по слайду
Закочите уравнения диссоциации кислот и оснований.
проверка по слайду
Проанализируйте их и предложите гипотезу о зависимости
свойств от ионного состава
Посмотрим,
подтверждаются предположения опытными
данными. Найдем противоречия между предполагаемыми и
экспериментальными данными и сформулируем их как
проблемы и попытаемся их решить.
Лабораторная работа . Проговоривают правила ТБ при
Растворимые основания реагирут с оксидами ___________________ ,
_______________________.
образование осадка, газа или воды
Тема: кислоты и щелочи, как электролиты.
Цель: Выяснить с точки зрения ТЭд, почему кислоты и щелочи
проявляют общие хим свойства
Ионы, катионы, анионы, простые ионы, сложные ионы
ионы – потому, что данные частицы имеют заряд;
катионы – ионы с положительным зарядом,
анионы – ионы отрицательным зарядом, и т.д.
кислоты и щелочи
Кислотыэто электролиты, которые при диссоциации образуют
катионы водорода и анионы кислотных остатков.
Щелочиэлекторлиты, которые при диссоциации образуют
катионы металла и гидроксиданионы.
HF → __H+____ + ___F-____
HNO3 → __ H+_ + ___ NO3
-____
H2SO4 → _2 H+___ + __ SO4
2-
_____
NaOH → _Na+_____ + __OH-
____
Ca(OH)2 → Ca2+ ____ + 2OH-
______
Ba(OH)2 → Ba2+ ____ + 2OH-
______
Гипотеза: 1 вариантесли растворы кислот/щелочей содержат
одинаковые ионы, то, возможно, они имеют общие химические
свойства; 2вариантвозможно растворы кислот проявляют общие
свойства за счет наличия катиона водорода, а щелочи – гидроксид
аниона работе с к/ами и щелочами.
Цель: выявить общие свойства растворов кислот
Ход работы: (все наблюдения заносим в табл)
1. Прилейте в 1ую пробирку раствор серной кислот, во 2ую
раствор соляной кислоты (по 1 мл).
2. Прилейте рр гидроксида натрия к серной кислоте, а рр
гидроксида кальция к рру соляной к/ы
3. Прилейте в 3ю пробирку раствор серной кислот, в 4ую
раствор соляной кислоты (по 1 мл). и в каждую прилейте рр
карбоната натрия.
4.,В пробирку № 5 прилейте раствор гидроксида натрия, а в № 6
гидроксида кальция и к ним в пробирки добавьте рр сульфата
меди.
Сделайте выводы по ходу работы (вставьте пропущенные
слова):
Анализ сокращенных ионных уравнений по слайду
Проверка выполнения выводов по слайду.
Мы с вами выдвигали гипотезу:
Опроверглась или подтвердилась она
1.Тест ЭП
5. Осознание,
осмысление
учебного
материала
6. Первичное
закрепление
изученного на
уроке
материала
(Составьте возможные уравнения реакций взаимодействия
перечисленных веществ с раствором серной кислоты.)
признак
Лабораторная работа
Цель: выявить общие свойства растворов кислот
№ пробирки/
Реагенты
1/ H2SO4 + NaOH
2/ HCl + Ca(OH)2
3/ H2SO4 + Na2CO3
4/ HCl + Na2CO3
5/NaOH + CuSO4
6/Ca(OH)2 +CuSO4
Молекулярное и ионное
уравнение
1) Растворы кислот и щелочей можно определить по изменению
__________ индикатора.
2) Это объясняется наличием в кислотах иона _______, а в щелочах
____________________.
3) Если в реакции участвует электролит, то процесс сводится к
взаимодействию ионов______________ или _____________________
Гипотеза: если растворы кислот/щелочей содержат одинаковые
ионы, то, возможно, они имеют общих химических свойств
1) SiО2
А
2) LiОН
3) Ва (NО3)2
4) НСI
5) К2О
6) К2 SiО3
7) Н NО3
8) Fе(ОН)3
К
А
С
Л
И
О
Й 7. Рефлексия
8 Домашнее
задание
В колонке Самооценка проставьте итоговые баллы
параграф 11, вопросы 13
подсчитывают баллы
записывают в дневники Тема урока:_________________________________________________________________________
Цель
Рабочая карта урока
Выполнение заданий учащимися
(1 правильный ответ – 1 балл)
1) Кислота – сложное вещество, состоящее из атомов___________________ и кислотного _________________
Само
оценк
2/
2.
Пояснения к
заданиям
1.Вставьте
пропущенные
слова
2.Заполнить
табл.
Индикаторная
бумага
2)Щелочи – ________________ основания, сложные вещества, состоящие из атомов ____________ и ___________группы
Название
индикатора
Соляная
кислота
Серная
кислота
Фенолфталенин Лакмус
Метиловый
оранжевый
Вставьте
3.
пропущенные
слова
4. Определения с
позиции ТЭД
5. Закочите
уравнения
диссоциации
кислот и
оснований.
Гидроксид
натрия
Гидроксид
кальция
4. Растворы кислот реагирут с ____________, стоящими в ряду апряжений до ___________, с ____________ металлов, с
________________ и __________________.
5. Растворимые основания реагирут с оксидами ___________________ , _______________________.
6. Кислотыэто электролиты, которые при диссоциации образуют катионы ____________ и анионы
___________________________.
7. Щелочиэлекторлиты, которые при диссоциации образуют катионы ______________ и ______________анионы.
HF
→
______ + _______
NaOH
→
______ + ______
HNO3
→
____ + _______
Ca(OH)2
→
____ + ______
H2SO4
→
____ + _______
Ba(OH)2
→
____ + ______
3/
1/
5/
2/
2/
2/
6/ 3. Лабораторная
работа
Лабораторная работа . Проговорите правила ТБ при работе с к/ами и щелочами.
Цель: выявить общие свойства растворов кислот
Ход работы: (все наблюдения заносим в табл)
1. Прилейте в пробирку раствор серной кислот (1мл) и рр гидроксида натрия (1мл)
2. В пробирку № 2 раствор соляной кислоты (1 мл). и рр гидроксида кальция (1мл)
3. Прилейте в пробирку № 3 раствор серной кислоты, а в № 4 раствор соляной кислоты (по 1 мл). и в каждую прилейте
рр карбоната натрия.
4. В пробирку № 5 прилейте раствор гидроксида натрия, а в № 6 гидроксида кальция и к ним добавьте рр сульфата меди.
№ пробирки/
Реагенты
1/ H2SO4 + NaOH
Молекулярное и ионное уравнение
признак
2/ HCl + Ca(OH)2
3/ H2SO4 + Na2CO3
4/ HCl + Na2CO3
5/NaOH + CuSO4
6/Ca(OH)2 +CuSO4
4. Вставьте
пропущенные
слова
1) Растворы кислот и щелочей можно определить по изменению _____________________________ индикатора.
2) Это объясняется наличием в кислотах иона ______________, а в щелочах _____________________________.
3) Если в реакции участвует электролит, то процесс сводится к взаимодействию ионов______________ или
_____________________
Подведём итоги урока
Выводы
7. Закрепление
изученного
Выполнение теста ЭП
14/
5/
5/
Критерии перевода баллов в оценку:
47 – 40 балла – 5;
Самооценка. Итого баллов: 47/
Оценка за урок: 39 – 29 баллов– 4;
28 – 17 баллов – 3.
Технологическая карта урока по химии "Кислоты и щелочи" (по УМК Сфера, 9 кл)
Технологическая карта урока по химии "Кислоты и щелочи" (по УМК Сфера, 9 кл)
Технологическая карта урока по химии "Кислоты и щелочи" (по УМК Сфера, 9 кл)
Технологическая карта урока по химии "Кислоты и щелочи" (по УМК Сфера, 9 кл)
Технологическая карта урока по химии "Кислоты и щелочи" (по УМК Сфера, 9 кл)
Технологическая карта урока по химии "Кислоты и щелочи" (по УМК Сфера, 9 кл)
Технологическая карта урока по химии "Кислоты и щелочи" (по УМК Сфера, 9 кл)
Технологическая карта урока по химии "Кислоты и щелочи" (по УМК Сфера, 9 кл)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.