Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4 г. Черепанова»
Учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
Гришина Елена Владимировна
Технологическая карта урока
Предмет: |
математика |
Уровень образования: |
начальное общее образование |
Тема |
Меры длины. Сантиметр |
Тип урока: |
урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Форма проведения: |
Урок-исследование |
Участники: |
Ученики 1 класса |
Цель |
Создание условия для введения общепринятой единицы измерения длины – сантиметр
|
Планируемый результат |
- формировать навык использования сантиметра, как единицы измерения длины; - организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться применять изученные старинные меры длины; - развивать вычислительные навыки; - развивать речь в форме построения высказываний, логических рассуждений и доказательств; -обогащать словарный запас новыми математическими терминами.
|
Формирование УУД Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
|
формировать интерес к учебному материалу; формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека.
формировать умение принимать учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя. -использование исторического материала -создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. |
Оборудование:
|
для учителя:
для учеников:
|
Ресурсы |
Медиапродукты: 1. авторская презентация .Презентация « Меры длины. Сантиметр» 2. Фрагмент мультфильма «38 ПОПУГАЕВ» 3. Физминутка Литература: 1) «Наименования мер длины, веса и денег в древнерусском языке» И.Н.Гермогенова (Якутский государственный университет). 2) "Старинные занимательные задачи" С.Н. Олехник, Ю.В. Нестеренко, М.К. Потапов "Наука" 1985.
|
Аннотация |
Урок проводится в кабинете, изучение нового материала и его закрепление проводится в форме исследования |
Этап урока |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
Формируемые УУД |
Комментарии |
1 этап Самоопределение к деятельности Цель: сформулировать тему и цель урока
|
Рассматривают полоски бумаги разной длины, карточки с заданиями для групп, высказывают свои предположения |
Подводит к формулировки темы и цели урока |
-Рассмотрите наборы на столах, у вас есть предположения, что это и для чего они нам нужны?
- Вы правы, сегодня мы будем учиться сравнивать и измерять предметы разной длины. Если мы будем измерять, значит, нам нужна мерка. Сегодня мы познакомимся с разными мерками, но вы сможете выбрать самую удобную.
|
Регулятивные УУД Формировать умение самостоятельно ставить учебные задачи, планировать работу
|
у детей на партах полоски бумаги разного цвета и длины (Приложение №1) |
2 этап Актуализация знаний Цель: закрепление изученных знания и подготовка к изучению нового материала |
Выполняют задания учителя |
Организует работу по закреплению изученного материала
Опора на знания «числового ряда»
|
-Сегодня в гости нас пригласили герои мультфильма «38 попугаев», они предлагают вам поиграть вместе с ними. Мартышка приготовила для вас математические выражения, найдите их значения. Слайд 2 (Приложение 3) Слонёнок вам предлагает найти лишнее в каждом ряду Слайд 3, 4 Мартышке понравилось с вами играть. Посмотрите, Каких чисел нет в этом ряду? -Что это за числа? -В каком порядке записаны эти числа? Слайд 5 |
Познавательные УУД Формировать умение —выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
—осознанного и произвольного построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
|
На слайдах выражения, значения которых надо найти, если значение найдено верно, то появляется следующее выражение. Такая работа позволяет совершенствовать навыки устного счёта. Игра «Пятый лишний» и «Какое следующее число» развивает внимание, логическое мышление. Работа с презентацией позволяет экономить время на уроке, активизировать внимание. |
3 этап Изучение нового материала Цель: -знакомство с новым понятием «сантиметр» - единицей измерения длины; -знакомство со станинными русскими мерами длины; - развитие практических умений в измерении длины различными мерками
4 этап Физминутка Цель: организация процесса релаксации
|
Сравнивают полоски по длине, рассуждают, самый большой красный -слонёнку, средний –синий- мартышке, а попугаю зелёный – самый короткий шарф.
С помощью ладони измеряют длину отрезков на доске, измеряют несколько учеников, результат получается разный.
Работают в группах
Отчёт групп по результатам
Просмотр фрагмента мультфильма
Приходят к выводу, что мерки должны быть одинаковы.
В ходе практической работы измеряют длину полоски единичным отрезком
Выполняют упражнения под музыку
|
Включает учащихся в практическую деятельность
Создаёт проблемную ситуацию для ввода понятия «меры длины»
Обращает внимание на слайд, где изображены старинные русские меры длины.
Контролирует работу групп
Включает учащихся к обсуждению проблемных вопросов
Организует практическую деятельность детей
Знакомит учащихся с прибором для измерения длины -линейкой.
Организует подвижный отдых на уроке
|
В подарок нашим героям мы приготовили «шарфики»- полоски из цветной бумаги. Подумайте, какой шарфик кому достанется. -Почему вы так решили? (потому что герои разные по величине) - Как сравнили «шарфики»? (наложили один на другой) А на доске начерчены отрезки, как сравнить? Можем ли наложить один на другой? (Наложить не можем, надо чем-нибудь замерить, предлагают верёвочкой, бантиком, указкой) В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины, как и при счёте, люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был локоть т.е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.) Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Использовали так же вершок, сажень, пядь, ладонь. Слайд 6
Работа в группах: 1 и 2 группы: Измеряют длину подоконника ладонями и локтями 3 и 4 группы: Измеряют ширину класса шагами и метрами 5 и 6 группы: Измеряют длину парты пядями и вершками. - Почему результат у групп получился разный? Зависит ли результат от мерки? Вывод: разные мерки, разные результаты.
Вернёмся к нашим героям. Давайте посмотрим ,как проводят время наши друзья. Слайд 7 гиперссылка на фрагмент мультфильма файл Avi -Что нужно делать , чтобы не ошибаться? ( использовать одинаковые мерки)
У вас на партах белый отрезок – мерка, длиной 1 см, с её помощью измерьте длину самого короткого «шарфа». Но каждый раз накладывать единичный отрезок неудобно. Как измерения сделать удобней? Инструмент, при помощи которого измеряют длины отрезков, называется линейкой. Слайд 8 Мы с вами уже пользовались линейкой, когда чертили лучи, прямые, отрезки. Чтобы получить нужный результат, надо уметь правильно ей пользоваться. Начало отрезка надо совместить с началом отсчёта линейки с меткой, обозначенной цифрой 0. Слайд 9
Слайд 10, гиперссылка на файл mp4
|
Регулятивные УУД
Формировать умение принимать учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия, в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.
Познавательные УУД постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД Формировать - умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей о математических явлениях;
- умение использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения. - навыки делового партнерского общения; Познавательные УУД —осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
|
Создаётся проблемная ситуация, в ходе которой дети пытаютя по-разному измерить отрезки на доске, вводится понятие «меры длины»
Изображения некоторых старинных русских мер длины на слайде позволяют детям представить себе как ими пользовались. Изображения красочные, доступны для детей данного возраста.
Группы получают задания на карточках (Приложение №2) В ходе практической работы выясняют, от чего зависит результат измерения.
Просмотр фрагмента мультфильма ещё раз убеждает детей, что результат измерений зависит от мерки, поэтому мерить надо единой меркой.
Выполняя практическую работу по измерению «шарфика» единичным отрезком длиной 1 см, убеждаются, мерка у всех одинаковая, результат тоже одинаковый. Но перемещать маленький отрезок по большой полоске не очень удобно, можно сбиться. При демонстрации на слайде способа измерения по линейке чётко видно, что начало отрезка совпадает с отметкой 0
Танцевальные движения под музыку, которые повторяют дети за героями видеоролика, позволяют отдохнуть всем группам мышц. |
5 этап Закрепление полученных знаний Цель : в практической деятельности научиться измерять и чертить отрезки с помощью линейки.
|
Выполняют измерения с помощью линейки.
Работают с заданиями учебника |
Организует практическую деятельность детей. |
- С помощью линейки измерьте длину красного и синего «шарфов», результаты измерения запишите в тетрадь. - Какие правила нужно помнить, чтобы измерения были точными? (Начало полоски совместить с отметкой 0 на линейке) -Измерьте длину предметов в сантиметрах с.66 в учебнике, полученный результат запишите в тетрадь. - Начертите в тетрадях отрезок такой же длины, что и самый длинный «шарфик» на ваших партах. Мартышка предлагает вам ещё задания: посмотрите, какая величина самая большая? (1 см, 9 см, 4 см) Слайд 11 - Что можно измерять сантиметрами? Посмотрите на экран. Перед вами дом, дорога, блокнот. Выберите тот предмет, который можно измерить сантиметрами. Слайд 12
|
Познавательные УУД —самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
|
Учащиеся закрепляют полученные знания, в ходе практической работы.
Для закрепления выполняется тестовая работа, где из трёх вариантов ответа предлагается выбрать один. Правильный ответ отмечается галочкой. |
6 этап Рефлексия Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.
7 этап Домашнее задание Цель: Организация самостоятельной работы дома.
|
Оценивают свою работу, используя методику «Светофор», поднимая круги разного цвета. |
Организует деятельность детей по самооценке
нацеливает на выполнение домашнего задания |
- Что нового узнали на уроке? -Чему научились? - С какой мерой измерения длины познакомились? - Пригодятся ли вам эти знания в жизни? - Людям каких профессий необходимо уметь точно выполнять измерения? - С какими трудностями вы столкнулись? Оцените свою работу на уроке: -Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет. -Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет. -Если не разобрались в теме, не всё поняли, вам ещё необходима помощь – красный цвет. Слайд 13 Дома измерьте длину вашей ручки и карандаша в сантиметрах и ладонях, результат запишите в тетрадь. Попросите измерить в ладонях крышку стола папу или маму, измерьте сами, сравните результат.
|
Регулятивные УУД Формировать -умение оценивать результат своих действий, внесение соответствующих коррективов под руководством учителя |
Учащиеся оценивают свою работу на уроке, изображения на слайде служат опорой для выбора ответа.
Домашнее задание нацеливает на практическую работу совместно со взрослыми. |
Приложение №2
Группа №1.
Длина подоконника ладоней.
|
Группа №4.
Ширина класса метров.
|
Группа №2.
Длина подоконника локтей.
|
Группа №5.
Длина парты пядей.
|
Группа №3.
Ширина класса шагов.
|
Группа №6.
Длина парты вершков.
|
Приложение №1
Приложение №3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.