Технологическая карта урока по окружающему миру

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока по окружающему миру Класс:3 Система обучения: Перспективная начальная школа Тип урока: комбинированный Тема урока Свойства полезных ископаемых. Цель урока Создать условия для изучения свойств полезных ископаемых, их использовании. Способствовать формированию необходимости бережного отношения к природе, интереса к профессии людей, добывающих полезные ископаемые. Планируемые результаты Личностные Развивают навыки сотрудничества со сверстниками, доброжелательность, самостоятельность: прививать любовь к окружающему миру. Предметные Понимают необходимость изучения окружающего мира; умение выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации. Метапредметные (УУД) Регулятивные Принимают учебную задачу, анализируют и самостоятельно заполняют таблицы; безошибочно применяют усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умеют рефлексировать свои действия.
Иконка файла материала Технологическая карта урока по окружающему миру полезные ископаемые Поцелуева М.И.docx
Поцелуева Марина Ивановна,  учитель начальных классов Технологическая карта урока по окружающему миру Класс:3 Система обучения: Перспективная начальная школа Тип урока: комбинированный Тема урока Цель урока Планируемые результаты Личностные Предметные Свойства полезных ископаемых. Создать условия для изучения свойств полезных ископаемых, их использовании. Способствовать  формированию необходимости бережного отношения к природе, интереса к  профессии людей,  добывающих полезные ископаемые.   Развивают  навыки сотрудничества со сверстниками, доброжелательность, самостоятельность:  прививать любовь к окружающему миру. Понимают необходимость изучения окружающего мира; умение выражать свое отношение к  прочитанному,  услышанному, увиденному; умение пользоваться справочными источниками для  получения дополнительной информации. Метапредметные (УУД) Регулятивные Познавательные Принимают  учебную задачу, анализируют  и самостоятельно заполняют  таблицы;  безошибочно  применяют усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных  учебных задач; умеют   рефлексировать свои действия. В ходе опытов выявляют свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование  человеком;  вовлекают обучающихся  с помощью постановки опытов в исследовательскую работу. Коммуникативные Проявляют интерес к общению, формируют умения учебного сотрудничества – умение  договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности,  делают выводы.Межпредметные  связи Литературное чтение, русский язык. Литература Учебник окружающий мир О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова – М.: Академкнига/Учебник, 2013 Этапы урока,цели Организацио нный момент Цель: создание благоприятно й психологическ ой атмосферы, включение   в учебную деятельность Актуализаци я и фиксировани     Деятельность учителя Деятельность  учащихся Формирование УУД Слушают   учителя   и настраиваются на работу   Личностные:    выражают позитивное   отношение   к предстоящей работе Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Все ль у вас, друзья, в порядке? Есть учебники, тетрадки. Настроенье каково? Тихо девочки за парты сели, Тихо мальчики за парты сели. На меня все поглядели. В мире много интересного, И порою неизвестного. Давайте, будем начинать Мир чудесный открывать! Ребята,   посмотрите,   пожалуйста,     видеоролик,   но при   этом   будьте   внимательны   и   наблюдательны. (Просмотр видео) (слайд №2) ­О чем был этот фрагмент? Предполагаемые ответы: ­   «Красивые   места планеты» Познавательные:  логические: анализ,   составление   целого   из частей, установление причинно­следственных связейе индивидуаль ного затруднения Цель: повторение опорных понятий ранее усвоенных учебных действий, подготовка мышления   и   Целеполаган ие Цель: выявление затруднений   и постановка цели ­Обратить внимание на великолепие архитектуры. ­Как бы назвали фильм? ­Что понравилось? ­Как   вы   считаете, строительстве этих сооружений? ­Вы ощутили восхищение? Находились в  гармонии с самим   собой   и   с  окружающим   миром?    Красивые места     радовали   ваш   глаз   и   создавали   хорошее настроение.   что   использовали   при   ­Очень  красиво,  радует глаз, поднимается настроение, хочется там побывать. Коммуникативные: сотрудничество   в   сборе информации   полезные   ископаемые, ­Посмотрите на доску и прочитайте опорные слова. ­Вам что­нибудь известно о этих словах?     Опорные   слова: использование, свойства.(слайд №3) ­ Кто сможет сформулировать тему нашего урока?  ­Тема нашего урока «Полезные ископаемые».(слайд №4) ­Выберите из перечисленного ниже то утверждение, которые вы можете взять для себя по этой теме: ­знаю все; ­знаю, но не все;(слайд №5) Читают Отвечают Регулятивные:  принятие учебно­познавательной   задачи и её        сохранение,­Что еще мы можем узнать о полезных ископаемых? (Чему я буду учиться?)   ­Какую   цель   поставим   перед   собой   на   уроке? (Узнать свойства полезных ископаемых) ­Необходимы ли знания по этой теме?  ­Где мы ими можем воспользоваться? ­Что и кто поможет достичь нашей цели? (учитель, учащиеся, учебник).   ­Что   называют   полезными   ископаемыми?  (слайд №6) ­Для   чего   необходимы   полезные   ископаемые? (слайд №7) ­Где   производится   добыча   полезных   ископаемых? (слайд №8) ­Что называют месторождением? (слайд №9) ­Спланируем нашу деятельность.                                  ­Посмотрите на доску  и определите, в правильном ли   порядке   стоит   последовательность?  А   в   каком порядке мы будем работать?  1­Работа в микрогруппах. 2­Знакомство с новыми словами. 3­ Выступление групп. 4­Поиск информации. 5­Деление на группы. 6­Практическая работа 7­Подведение итогов (слайд №10)  Отвечают Учатся   ставить цель и задачи    Учатся     планировать учебную   деятельность, Планировани е предстоящей деятельности Цель: составление плана действий Регулятивные:  планирование учебной деятельности­Какая ступенька в плане будет первая? ­Вторая? ­Третья? и т.д. ­Верно, молодцы! Посмотрите   на   слайд,     нас   с   вами   получилась лесенка   успеха,   с   помощью   которой   мы   будем соблюдать алгоритм работы. действовать по плану (слайд №11) 1 Знакомство с новыми  словами 2 Деление на группы 3 Работа в микрогруппах 4 Поиск информации 5 Практическая работа 6Выступление групп 7 Подведение итогов Регулятивные: свою организовывать деятельность   и   деятельность учащихсяРеализация построенного проекта Цель: организация построения нового знания Итак, первый пункт нашей работы это ­ Знакомство с новыми словами. Ребята,   посмотри   на   доску,   человек   какой профессии   занимается   изучением   природных богатств? Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус: ГЕ + , КОЛОС ,+ Г. (ГЕО­ земля, ЛОГОС­ учение, от греч.) (слайд № 12) ­Какое слово получили? ­Кто же такой геолог? Чем он занимается? Ответить   нам  поможет  небольшой  видеофрагмент, из которого вы узнаете,  кто такой геолог и чем он занимается.(слайд № 13,14)  геолог—  это   специалист   по   изучению Ребята, состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.  ­Мы с вами будем самыми настоящими геологами, а что же мы с вами будем изучать, отгадайте загадки:   1)Покрывают им дороги,                                   Улицы в селении,                                             А еще он есть в цементе,                                  Сам он – удобрение. (Известняк)(слайд № 15) Слушают    Отгадывают ребус Смотрят видеофрагмент Познавательные:  логические: анализ, синтез, классификация2)Он очень прочен и упруг,                              С известняком он родственник                                 Бывает серый, красный, желтый, белый          В метро, дворцах  он превосходный. (Мрамор) (слайд № 16) 3)Он очень нужен детворе,                            Он на дорожках во дворе.                                          Он и на стройке и на пляже,                         И он в стекле расплавлен даже.( Песок)               Отгадывают загадки Регулятивные:уметь организовывать свою   деятельность   и   деятельность учащихсяСмотрят иллюстрации (слайд № 17)    4)Если встретить  на дороге,                     То увязнут сильно ноги.                                 А сделать миску или вазу­                             Она понадобится сразу. (Глина) (слайд № 18) ­Назовите, какие отгадки мы с вами назвали?  Значит, что мы будем изучать на уроке? (Известняк,  мрамор, песок, глина) (слайд № 19) ­У   нас   будет   4   группы   геологов,   которые   будут изучать определенное полезное ископаемое.  Прежде чем,  мы приступим к работе, мы  немножко Отгадывают загадки Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной формеОтвечают   на   вопросы учителя Регулятивные:уметь действовать по алгоритму отдохнем   и   выполним   физминутку:   Встаньте, пожалуйста,   ребята   и   повторяйте   движения   под музыку. Мы геологами станем Да? – да! ( хлопок над головой). Будут все гордится нами. Да? – да! ( хлопок над головой). Что ждет нас впереди? Высокая гора (показывают руками), Бурная река (показывают руками) Ее мы обойдем (топают ногами), Ее мы проплывем (плывут), Все мы сможем, все сумеем И своей достигнем цели. Да? – да! ( хлопок над головой).  (слайд №20) ­Молодцы,   теперь   приступаем   к   плану   нашей работы.  Для начала развернемся каждый к своей группе, 1 парта   повернется   ко   2,   3   к   4   и   т.д   и   получите задания с определенным полезным ископаемым. ­Теперь   у   нас   с   вами   4   группы   геологов.   Вам предстоит пройти определенные задания, для этого вы должны работать сообща, проявлять смекалку и быстроту действий. Давайте   вспомним,   какие   правила   мы   должны соблюдать при работе в группе.1.Работать сообща; 2.Выслушивать каждого члена группы; 3.Не перебивать; 4.Выбрать отвечающего от группы. ­Молодцы! Соблюдая все эти правила, вы сможете продуктивно поработать в своих группах. ­Итак, первое задание. Каждая   группа   получает   определенное   полезное ископаемое. (слайд №21)  ­Вместо пропусков вставить подходящие по смыслу слова. 1.  _______ ­ кристаллически­зернистая  метаморфическая карбонатная порода.  Благодаря тесному сцеплению зерен кальцита  между собой порода хорошо полируется. В  технике и строительстве _______ называют  любую карбонатную породу, удовлетворительно  поддающуюся полировке. (Мрамор) (слайд № 22) 2.Образуется при разрушении различных горных  пород, например, гранита. ___________ состоит  из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно  скрепленные между собой.  Поэтому____________, в отличие от песка,  нельзя пересыпать. Сырая ________________  обладает связывающим свойством. (Глина)  (слайд № 23) Выполняют физминутку Познавательные: своей ориентируются   в   системе знаний: самостоятельно   предполагают, какая   информация   нужна   для решения учебной задачи   Определяют   работы в группе план3. Образовался из остатков крошечных и более  крупных морских организмов. Чаще всего это  камень белого или светло­серого цвета,  состоящий из мелких частичек, скрепленных  между собой. Под действием уксусной кислоты  вскипает, на его поверхности образуются  пузырьки, и слышится шипение. Разновидность  ________________. (Известняк) (слайд № 24) 4. _____ — осадочная горная порода, а также  искусственный материал, состоящий из зёрен  _______ пород. Очень часто состоит из почти  чистого минерала кварца. (Песок) (слайд № 25) Если   группы   готовы,   покажите   свою   готовность (Дети   берутся   за   руки   и   поднимают   руки   вверх, показывая готовность) Слушаем отвечающих,  и задаем вопросы, если что­ то не понятно. Молодцы,   ребята!   Очень   хорошо   справились   с заданием!  Выстраивают   алгоритм работы:  Необходимо правильно распределить работу.   ­Будем   выслушивать мнение каждого.   ­Следовать   плану   и следить за временем Коммуникативные:  доносят свою   позицию   до   других: оформляют   свои   мысли   в устной   и   письменной   речи   с учётом   своих   учебных   и жизненных речевых ситуаций. Выполнение задания   я   предлагаю   работу вам   провести ­Теперь исследовательскую   помощью инструктивной   карточки.   Вам   нужно   заполнить информацию о своем полезном ископаемом.     сНазвание полезного  ископаемого________________  Твёрдое или жидкое  ___________________________  Цвет ___________________________  Плотное или рыхлое (или  пластичное)______________   Прозрачное или непрозрачное  __________________________   Горючее или негорючее  ___________________________  Применение (в строительстве, топливо, для  получения металлов)__________________   – Давайте проверим, как вы выполнили работу.  ­Один   отвечающий   выходит   и   зачитывает получившиеся ответы.   – Молодцы!  После каждого выступления, добавляет учитель: (­Известняк в Алтайском крае добывают   в Горно­ Алтайске   и   Манжероке   (обжигают,   получают известь) ­ Мрамор­ в Ороктойском месторождении (среднее течение   Катуни),   им   отделана   станция   метро   в Москве Таганская. ­Песок и глина­ повсюду. Недалеко от Славгорода, между   Славгородом   и   Яровым   есть   карьер,   где Познавательные: самостоятельно   осуществляют поиск необходимой информации   (из   материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).   Выступление в группах, оценивают, анализируют, обобщение   Регулятивные:  осуществлять самоконтроль за   ходом выполнения и работы   полученного результата; контроль,   коррекция,   оценка;добывают песок и глину.) ­Какой вывод мы можем сделать?  ­Какая была цель? ­Что узнали? ­Как   можем   мы   оберегать   природу   и   ее  полезные ископаемые? А   сейчас   мы   с   вами   проверим,   как   вы   усвоили информацию о полезных ископаемых. Узнай полезное ископаемое по описанию: (слайд № 26)  Молодцы!   Поднимите   руку   те,   кто   ни   разу   не ошибся? Кто допустил 1­2 ошибки? ­­А   сейчас   мы   с   вами   узнаем,   кто   у   нас   самый эрудированный!   Прочитайте   задачи   на   слайде подумайте   в   группе   и   ответьте   на   этот   вопрос. (слайд № 27) Молодцы,   ребята!   Очень   умные   и   творческие геологи! А теперь последнее испытание для вас.  –   Теперь,   вы   отправляетесь   в   самостоятельный поиск.   – Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы и выберите правильный ответ. Выполнение  карточки волевая   саморегуляция   в ситуации затруднения. Проверка работы Познавательные:  рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 1.   Люди,   какой   профессии   отыскивают   месторождения полезных ископаемых в природе?   1) учителя;   2) геологи;3) строители.    2.Какие   из   полезных   ископаемых  используются   в строительстве?   1) песок, глина;   2) гранит, нефть;   3) каменный уголь, уксус.    3.   Какие   из   полезных   ископаемых   служат топливом?   1) оловянная и медные руды;   2) каменный уголь, природный газ;   3) графит, мрамор.    4.   Какие   полезные   ископаемые   добывают   при помощи буровых установок?   1) мрамор, гранит;   2) природный газ, нефть;   3) золото,   5.3ачем мы собираем металлолом?   1) мы сохраняем запасы руды;   2) очищаем территорию от мусора;    3)   участвуем   в   соревновании   между   классами   и школами.    –   Проверьте,   правильно   ли   вы   выполнили   это задание.  –   А   теперь   переверните   листики.   Закрасьте звездочку   красным   цветом,   если   вы   выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.  (На доске правильные ответы. Озвучивание ответов Слушают дополняют   учителя, Делают   анализируют деятельность на уроке вывод, свою   Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Делают вывод, обощают Регулятивные: действовать по алгоритму  уметь Выполняют  самостоятельно задание по   карточке,   опираясь на   ранее   полученные знания   и   жизненный опыт Познавательные:  логические: анализ,   составление   целого   из частей, установление причинно­следственных связейгруппы) ­Ребята, вы проявили смекалку, ответственность и отличную   работу   в   группах.     Вы   успешно преодолели все испытания геолога! ­И за вашу ответственность, творческую, поисковую и   трудную   работу     я   хочу   вручить   вам удостоверение  геолога.  Оно  подтверждает,  что  вы перенесли   все   испытания   достойно   и   отлично справились с ними! (слайд № 33)         Проверка   выполнения работы, обобщают, дополняют ответы   Регулятивные: умение  оценивать свою деятельность и деятельность товарищей Оценивают работу Познавательные: формулировать   уметь несложные выводы,   основываясь   на   проведённом опыте Подведение итогов. Цель: дать   оценку успешности ­Достигли ли мы цель урока? ­Какое испытание для вас оказалось сложным? ­Как считаете, знания, полученные на сегодняшнем уроке,  пригодятся в жизни?  ­Кто решил для себя выбрать профессию геологов? Специалистов   такой   профессии   готовят   в Анализ работы   проделанной Регулятивные:  выделение   и осознание того, что усвоено на уроке,   осознание   качества   и уровня усвоенного. Личностные: самооценка.достижения цели университетах. Но для вас это пока будущее. И наверняка кто­то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок­поиск, с трудными   задачами   с   которыми     вы   прекрасно справились.  Рефлексия.  Цель: оценивать свой   вклад   в общий результат деятельности На   удостоверении   «Юных   геологов»   попрошу нарисовать смайлик, который соответствует вашему настроению. (слайд № 34) ­Поднимите   удостоверения   те   дети,   которым   на уроке было всё понятно.  ­А сейчас те дети, кто хочет больше узнать по этой теме. ­   А   были   у   нас   такие   ребята,   которые   ничего   не поняли? Анализ работы   проделанной Регулятивные: результатов  оценивание Домашнее задание  Сообщить   учащимся   о   домашнем   задании, разъяснить методику его выполнения Записывают задание   дом. Учебник стр.25 задания №1,2 По желанию: Подготовить   сообщение   о   заинтересовавшем   вас полезном ископаемом. Попробуйте   выяснить,   какие   материалы   (из изученных   сегодня)     были   использованы   длястроительства нашей школы Спасибо за урок! (слайд № 35)