Технологическая карта урока по окружающему миру
Класс:3
Система обучения: Перспективная начальная школа
Тип урока: комбинированный
Тема урока Свойства полезных ископаемых.
Цель урока Создать условия для изучения свойств полезных ископаемых, их использовании. Способствовать формированию необходимости бережного отношения к природе, интереса к профессии людей, добывающих полезные ископаемые.
Планируемые результаты
Личностные Развивают навыки сотрудничества со сверстниками, доброжелательность, самостоятельность: прививать любовь к окружающему миру.
Предметные Понимают необходимость изучения окружающего мира; умение выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Метапредметные (УУД)
Регулятивные Принимают учебную задачу, анализируют и самостоятельно заполняют таблицы; безошибочно применяют усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умеют рефлексировать свои действия.
Поцелуева Марина Ивановна,
учитель начальных классов
Технологическая карта урока по окружающему миру
Класс:3
Система обучения: Перспективная начальная школа
Тип урока: комбинированный
Тема урока
Цель урока
Планируемые результаты
Личностные
Предметные
Свойства полезных ископаемых.
Создать условия для изучения свойств полезных ископаемых, их использовании. Способствовать
формированию необходимости бережного отношения к природе, интереса к профессии людей,
добывающих полезные ископаемые.
Развивают навыки сотрудничества со сверстниками, доброжелательность, самостоятельность:
прививать любовь к окружающему миру.
Понимают необходимость изучения окружающего мира; умение выражать свое отношение к
прочитанному, услышанному, увиденному; умение пользоваться справочными источниками для
получения дополнительной информации.
Метапредметные (УУД)
Регулятивные
Познавательные
Принимают учебную задачу, анализируют и самостоятельно заполняют таблицы; безошибочно
применяют усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умеют
рефлексировать свои действия.
В ходе опытов выявляют свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование
человеком; вовлекают обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу.
Коммуникативные Проявляют интерес к общению, формируют умения учебного сотрудничества – умение
договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности,
делают выводы.Межпредметные
связи
Литературное чтение, русский язык.
Литература
Учебник окружающий мир О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова – М.: Академкнига/Учебник, 2013
Этапы
урока,цели
Организацио
нный момент
Цель:
создание
благоприятно
й
психологическ
ой атмосферы,
включение в
учебную
деятельность
Актуализаци
я
и
фиксировани
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формирование УУД
Слушают учителя и
настраиваются
на
работу
Личностные:
выражают
позитивное отношение к
предстоящей работе
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки.
Настроенье каково?
Тихо девочки за парты сели,
Тихо мальчики за парты сели.
На меня все поглядели.
В мире много интересного,
И порою неизвестного.
Давайте, будем начинать
Мир чудесный открывать!
Ребята, посмотрите, пожалуйста, видеоролик, но
при этом будьте внимательны и наблюдательны.
(Просмотр видео) (слайд №2)
О чем был этот фрагмент?
Предполагаемые
ответы:
«Красивые места
планеты»
Познавательные: логические:
анализ, составление целого из
частей,
установление
причинноследственных связейе
индивидуаль
ного
затруднения
Цель:
повторение
опорных
понятий
ранее
усвоенных
учебных
действий,
подготовка
мышления
и
Целеполаган
ие
Цель:
выявление
затруднений и
постановка
цели
Обратить внимание на великолепие архитектуры.
Как бы назвали фильм?
Что понравилось?
Как вы считаете,
строительстве этих сооружений?
Вы ощутили восхищение? Находились в гармонии с
самим собой и с окружающим миром? Красивые
места радовали ваш глаз и создавали хорошее
настроение.
что использовали при
Очень красиво, радует
глаз,
поднимается
настроение, хочется там
побывать.
Коммуникативные:
сотрудничество в сборе
информации
полезные ископаемые,
Посмотрите на доску и прочитайте опорные слова.
Вам чтонибудь известно о этих словах?
Опорные слова:
использование, свойства.(слайд №3)
Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
Тема нашего урока «Полезные ископаемые».(слайд
№4)
Выберите из перечисленного ниже то утверждение,
которые вы можете взять для себя по этой теме:
знаю все;
знаю, но не все;(слайд №5)
Читают
Отвечают
Регулятивные:
принятие
учебнопознавательной задачи
и её сохранение,Что еще мы можем узнать о полезных ископаемых?
(Чему я буду учиться?)
Какую цель поставим перед собой на уроке?
(Узнать свойства полезных ископаемых)
Необходимы ли знания по этой теме?
Где мы ими можем воспользоваться?
Что и кто поможет достичь нашей цели? (учитель,
учащиеся, учебник).
Что называют полезными ископаемыми? (слайд
№6)
Для чего необходимы полезные ископаемые?
(слайд №7)
Где производится добыча полезных ископаемых?
(слайд №8)
Что называют месторождением? (слайд №9)
Спланируем нашу деятельность.
Посмотрите на доску и определите, в правильном
ли порядке стоит последовательность? А в каком
порядке мы будем работать?
1Работа в микрогруппах.
2Знакомство с новыми словами.
3 Выступление групп.
4Поиск информации.
5Деление на группы.
6Практическая работа
7Подведение итогов
(слайд №10)
Отвечают
Учатся ставить цель и
задачи
Учатся
планировать
учебную деятельность,
Планировани
е
предстоящей
деятельности
Цель:
составление
плана
действий
Регулятивные: планирование
учебной деятельностиКакая ступенька в плане будет первая?
Вторая?
Третья? и т.д.
Верно, молодцы!
Посмотрите на слайд, нас с вами получилась
лесенка успеха, с помощью которой мы будем
соблюдать алгоритм работы.
действовать по плану
(слайд №11)
1 Знакомство с новыми
словами
2 Деление на группы
3 Работа в микрогруппах
4 Поиск информации
5 Практическая работа
6Выступление групп
7 Подведение итогов
Регулятивные:
свою
организовывать
деятельность и деятельность
учащихсяРеализация
построенного
проекта
Цель:
организация
построения
нового знания
Итак, первый пункт нашей работы это Знакомство
с новыми словами.
Ребята, посмотри на доску, человек какой
профессии занимается изучением природных
богатств? Для того чтобы узнать как называется эта
профессия, давайте разгадаем ребус:
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г. (ГЕО земля, ЛОГОС учение,
от греч.) (слайд № 12)
Какое слово получили?
Кто же такой геолог? Чем он занимается?
Ответить нам поможет небольшой видеофрагмент,
из которого вы узнаете, кто такой геолог и чем он
занимается.(слайд № 13,14)
геолог— это специалист по изучению
Ребята,
состава и строения горных пород с целью поисков и
разведки месторождений полезных ископаемых.
Мы с вами будем самыми настоящими геологами, а
что же мы с вами будем изучать, отгадайте загадки:
1)Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)(слайд № 15)
Слушают
Отгадывают ребус
Смотрят
видеофрагмент
Познавательные: логические:
анализ, синтез, классификация2)Он очень прочен и упруг,
С известняком он родственник
Бывает серый, красный, желтый, белый
В метро, дворцах
он превосходный. (Мрамор) (слайд № 16)
3)Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.( Песок)
Отгадывают загадки
Регулятивные:уметь
организовывать
свою
деятельность и деятельность
учащихсяСмотрят иллюстрации
(слайд № 17)
4)Если встретить на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу. (Глина)
(слайд № 18)
Назовите, какие отгадки мы с вами назвали?
Значит, что мы будем изучать на уроке? (Известняк,
мрамор, песок, глина) (слайд № 19)
У нас будет 4 группы геологов, которые будут
изучать определенное полезное ископаемое.
Прежде чем, мы приступим к работе, мы немножко
Отгадывают загадки
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в
устной формеОтвечают на вопросы
учителя
Регулятивные:уметь
действовать по алгоритму
отдохнем и выполним физминутку: Встаньте,
пожалуйста, ребята и повторяйте движения под
музыку.
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой). (слайд №20)
Молодцы, теперь приступаем к плану нашей
работы.
Для начала развернемся каждый к своей группе, 1
парта повернется ко 2, 3 к 4 и т.д и получите
задания с определенным полезным ископаемым.
Теперь у нас с вами 4 группы геологов. Вам
предстоит пройти определенные задания, для этого
вы должны работать сообща, проявлять смекалку и
быстроту действий.
Давайте вспомним, какие правила мы должны
соблюдать при работе в группе.1.Работать сообща;
2.Выслушивать каждого члена группы;
3.Не перебивать;
4.Выбрать отвечающего от группы.
Молодцы! Соблюдая все эти правила, вы сможете
продуктивно поработать в своих группах.
Итак, первое задание.
Каждая группа получает определенное полезное
ископаемое. (слайд №21)
Вместо пропусков вставить подходящие по смыслу
слова.
1. _______ кристаллическизернистая
метаморфическая карбонатная порода.
Благодаря тесному сцеплению зерен кальцита
между собой порода хорошо полируется. В
технике и строительстве _______ называют
любую карбонатную породу, удовлетворительно
поддающуюся полировке. (Мрамор) (слайд № 22)
2.Образуется при разрушении различных горных
пород, например, гранита. ___________ состоит
из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно
скрепленные между собой.
Поэтому____________, в отличие от песка,
нельзя пересыпать. Сырая ________________
обладает связывающим свойством. (Глина)
(слайд № 23)
Выполняют физминутку
Познавательные:
своей
ориентируются в
системе
знаний:
самостоятельно предполагают,
какая информация нужна для
решения учебной задачи
Определяют
работы в группе
план3. Образовался из остатков крошечных и более
крупных морских организмов. Чаще всего это
камень белого или светлосерого цвета,
состоящий из мелких частичек, скрепленных
между собой. Под действием уксусной кислоты
вскипает, на его поверхности образуются
пузырьки, и слышится шипение. Разновидность
________________. (Известняк) (слайд № 24)
4. _____ — осадочная горная порода, а также
искусственный материал, состоящий из зёрен
_______ пород. Очень часто состоит из почти
чистого минерала кварца. (Песок) (слайд № 25)
Если группы готовы, покажите свою готовность
(Дети берутся за руки и поднимают руки вверх,
показывая готовность)
Слушаем отвечающих, и задаем вопросы, если что
то не понятно.
Молодцы, ребята! Очень хорошо справились с
заданием!
Выстраивают алгоритм
работы:
Необходимо
правильно распределить
работу.
Будем выслушивать
мнение каждого.
Следовать плану и
следить за временем
Коммуникативные: доносят
свою позицию до других:
оформляют свои мысли в
устной и письменной речи с
учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
Выполнение задания
я предлагаю
работу
вам провести
Теперь
исследовательскую
помощью
инструктивной карточки. Вам нужно заполнить
информацию о своем полезном ископаемом.
сНазвание полезного
ископаемого________________
Твёрдое или жидкое
___________________________
Цвет ___________________________
Плотное или рыхлое (или
пластичное)______________
Прозрачное или непрозрачное
__________________________
Горючее или негорючее
___________________________
Применение (в строительстве, топливо, для
получения металлов)__________________
– Давайте проверим, как вы выполнили работу.
Один отвечающий выходит и зачитывает
получившиеся ответы.
– Молодцы!
После каждого выступления, добавляет учитель:
(Известняк в Алтайском крае добывают в Горно
Алтайске и Манжероке (обжигают, получают
известь)
Мрамор в Ороктойском месторождении (среднее
течение Катуни), им отделана станция метро в
Москве Таганская.
Песок и глина повсюду. Недалеко от Славгорода,
между Славгородом и Яровым есть карьер, где
Познавательные:
самостоятельно осуществляют
поиск
необходимой
информации (из материалов
учебника, рассказа учителя, по
воспроизведению в памяти).
Выступление в группах,
оценивают,
анализируют,
обобщение
Регулятивные: осуществлять
самоконтроль
за ходом
выполнения
и
работы
полученного результата;
контроль, коррекция, оценка;добывают песок и глину.)
Какой вывод мы можем сделать?
Какая была цель?
Что узнали?
Как можем мы оберегать природу и ее полезные
ископаемые?
А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили
информацию о полезных ископаемых.
Узнай полезное ископаемое по описанию: (слайд №
26)
Молодцы! Поднимите руку те, кто ни разу не
ошибся? Кто допустил 12 ошибки?
А сейчас мы с вами узнаем, кто у нас самый
эрудированный! Прочитайте задачи на слайде
подумайте в группе и ответьте на этот вопрос.
(слайд № 27)
Молодцы, ребята! Очень умные и творческие
геологи! А теперь последнее испытание для вас.
– Теперь, вы отправляетесь в самостоятельный
поиск.
– Возьмите на столе карточку для самостоятельной
работы и выберите правильный ответ.
Выполнение карточки
волевая саморегуляция в
ситуации затруднения.
Проверка работы
Познавательные: рефлексия
способов и условий действий;
контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
1.
Люди,
какой профессии отыскивают
месторождения полезных ископаемых в природе?
1) учителя;
2) геологи;3) строители.
2.Какие из полезных ископаемых используются в
строительстве?
1) песок, глина;
2) гранит, нефть;
3) каменный уголь, уксус.
3. Какие из полезных ископаемых служат
топливом?
1) оловянная и медные руды;
2) каменный уголь, природный газ;
3) графит, мрамор.
4. Какие полезные ископаемые добывают при
помощи буровых установок?
1) мрамор, гранит;
2) природный газ, нефть;
3) золото,
5.3ачем мы собираем металлолом?
1) мы сохраняем запасы руды;
2) очищаем территорию от мусора;
3) участвуем в соревновании между классами и
школами.
– Проверьте, правильно ли вы выполнили это
задание.
– А теперь переверните листики. Закрасьте
звездочку красным цветом, если вы выполнили
работу верно, синим – если допустили ошибки.
(На доске правильные ответы. Озвучивание ответов
Слушают
дополняют
учителя,
Делают
анализируют
деятельность на уроке
вывод,
свою
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в
устной форме
Делают вывод, обощают
Регулятивные:
действовать по алгоритму
уметь
Выполняют
самостоятельно задание
по карточке, опираясь
на ранее полученные
знания и жизненный
опыт
Познавательные: логические:
анализ, составление целого из
частей,
установление
причинноследственных связейгруппы)
Ребята, вы проявили смекалку, ответственность и
отличную работу в группах.
Вы успешно
преодолели все испытания геолога!
И за вашу ответственность, творческую, поисковую
и трудную работу
я хочу вручить вам
удостоверение геолога. Оно подтверждает, что вы
перенесли все испытания достойно и отлично
справились с ними! (слайд № 33)
Проверка выполнения
работы,
обобщают,
дополняют ответы
Регулятивные: умение
оценивать свою деятельность и
деятельность товарищей
Оценивают работу
Познавательные:
формулировать
уметь
несложные
выводы,
основываясь на проведённом
опыте
Подведение
итогов.
Цель:
дать оценку
успешности
Достигли ли мы цель урока?
Какое испытание для вас оказалось сложным?
Как считаете, знания, полученные на сегодняшнем
уроке, пригодятся в жизни?
Кто решил для себя выбрать профессию геологов?
Специалистов такой профессии готовят в
Анализ
работы
проделанной
Регулятивные: выделение и
осознание того, что усвоено на
уроке, осознание качества и
уровня усвоенного.
Личностные: самооценка.достижения
цели
университетах. Но для вас это пока будущее.
И наверняка ктото выберет себе другой путь. Но
пусть в вашей памяти останется наш урокпоиск, с
трудными задачами с которыми вы прекрасно
справились.
Рефлексия.
Цель:
оценивать
свой вклад в
общий
результат
деятельности
На удостоверении «Юных геологов» попрошу
нарисовать смайлик, который соответствует вашему
настроению. (слайд № 34)
Поднимите удостоверения те дети, которым на
уроке было всё понятно.
А сейчас те дети, кто хочет больше узнать по этой
теме.
А были у нас такие ребята, которые ничего не
поняли?
Анализ
работы
проделанной
Регулятивные:
результатов
оценивание
Домашнее
задание
Сообщить учащимся о домашнем задании,
разъяснить методику его выполнения
Записывают
задание
дом.
Учебник стр.25 задания №1,2
По желанию:
Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас
полезном ископаемом.
Попробуйте выяснить, какие материалы (из
изученных сегодня)
были использованы длястроительства нашей школы
Спасибо за урок! (слайд № 35)