Цель: знакомство обучающихся с разнообразием мира домашних животных
Задачи:
Образовательная: расширить и систематизировать представления учащихся о том, какие бывают домашние питомцы; познакомить детей с правилами ухода за кошкой и собакой; раскрыть связь между требованиями по уходу и условиями, необходимыми для жизни животных.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3»
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Технологическая карта урока по окружающему миру
Тема урока: «Почему мы любим кошек и собак?»
1 «В» класс
Дата проведения: 02.04.2019
Учитель: Апалькова Елена НиколаевнаБугульма, 2019
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока: знакомство обучающихся с разнообразием мира домашних животных;
Задачи:
Образовательная: расширить и систематизировать представления учащихся о том, какие бывают домашние
питомцы; познакомить детей с правилами ухода за кошкой и собакой; раскрыть связь между требованиями по уходу и
условиями, необходимыми для жизни животных; устанавливать последствия действий человека и домашнего питомца.
Развивающая: развивать мышление, учить анализировать, сравнивать, работать самостоятельно и в парах.
совершенствовать умение классифицировать объекты животных по заданному признаку, давать название группе
объектов;
Воспитывающая: воспитывать бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них;
воспитывать милосердие, сочувствие бездомным животным.
Планируемые результаты:
Личностные
: формировать уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли
обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; формировать эстетические
потребности, ценностей и чувств; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Регулятивные: ориентироваться в учебнике; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих
действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
логические – осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по
воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и
учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его
правила и условия; строить понятные речевые условия.Формы работы: фронтальная, работа в парах;
Методы: проблемный, частичнопоисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный;
Оборудование: учебник “Окружающий мир» А.А.Плешаков, 1 класс; компьютер и медиапроекционное
оборудование; карточки с предметами ухода за кошкой и собакой.
Ход урока
Этапы урока
1. Орг. момент
2.Актуализация
знаний
Деятельность учителя
Заливистый школьный звонок
Позвал нас на урок
Будьте внимательны,
А ещё старательны.
Подарите друг другу улыбку, ведь
она улучшает настроение, а с
хорошим настроением
любая работа спорится!
Прежде чем начать изучение нового
материала нам нужно повторить то,
что изучали на предыдущем уроке.
Загадка.
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет!
Рухнул мост и щепок нет.
– Какая фразаподсказка помогает
запомнить цвета радуги?
– Кто назовет цвета радуги по
порядку?
Деятельность ученика
Дети приветствуют учителя.
Проверяют свою готовность
к уроку.
УУД
Личностные: обоснование
выбора своего способа
решения
Регулятивные:
саморегуляция,
целеполагание,
Регулятивные: целеполаган
ие, прогнозирование;
Радуга
Каждый охотник желает
знать, где сидит фазан
Красный,
оранжевый,
желтый, зеленый, голубой,
Познавательные:
выбор
наиболее
эффективных
способов решения задач в
зависимости от конкретныхсиний, фиолетовый
условий.
Коричневый
Белый
Малиновый
Черный
Кошка
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество в поиске и
выборе информации.
Личностные: обоснование
выбора своего способа
решения
«Третий
лишний»
Игра
(приложение 1)
У вас на партах разложены
карточки, на которых записаны по
три цвета в строчке. Вы должны
подчеркнуть тот цвет, которого нет
в радуге:
Оранжевый, коричневый, желтый.
Зеленый, голубой, белый.
Фиолетовый, малиновый, желтый.
Красный, черный, синий.
Поменяйтесь
проверьте друг друга.
Молодцы! Вы хорошо запомнили
цвета радуги.
Сегодня сама Мудрая Черепаха
принесла для нас загадки.
Отгадайте их.
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки!
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
листочками,
Постановка
3.
учебной задачиИ запел на все лады.
Кошка
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
К своим ласкается,
На чужих ругается
Лежит – молчит,
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
Предположите, о ком сегодня
пойдёт речь на уроке.
Прочитайте тему урока на с.42.
Прочитайте, какие учебные задачи
мы поставим перед собой.
Сегодня на уроке мы будем
говорить о любимцах, живущих с
нами под одной крышей – о кошках
и собаках, научимся, как нужно
ухаживать за собакой и кошкой,
узнаем много интересного и
полезного для нас.
Ребята, послушайте стихотворение,
и вы поймёте, о ком сейчас пойдёт
разговор.
В день, наверно, раз по десять,
Раз по триста каждый месяц,
Регулятивные:
продуктивное
использование
действий;
учебных
Собака
Собака
Читаю учебные задачи
Коммуникативные:
участвуют в диалоге,
формулируют собственную
позицию.
Личностные: Обоснование
выбора своего способа
решения.
Формирование
уверенности в собственных
знаниях.
4.Решение
учебной задачиэтомто
сейчас
об
Больше тыщи раз в году
В переулке и саду,
На вокзале, Во дворе,
На мосту, На пустыре,
На бульваре, На проспекте
Вам встречались звери эти. Может,
даже вы видали
На ошейниках медали?
А скажите, вам известны
Их отвага, ум и честь?
Вот
И пойдёт у нас рассказ.
– О ком же мы сейчас будем
говорить?
– Правильно. Разговор мы начнём
про собак.
– Что вы знаете о собаках?
– Сейчас на земном шаре нет такого
места, где бы рядом с человеком не
жила собака. Она помогает людям
во всем. У собак очень много
профессий. Одни используются как
ищейки, а другие как охотничьи.
Собаки работают в вооруженных
силах, помогают охранять границу,
находить по следу преступников,
разыскивать
и
наркотики.
взрывчатку
О собаках
Личностные: Обоснование
выбора своего способа
решения.
Формирование
уверенности в собственных
знаниях.Слушают рассказ учителя
Рассматривают иллюстрации
Есть породы, которые помогают
сопровождать слепых, есть собаки
спасатели, которые разыскивают
человека под снежной лавиной или
вытаскивают из воды.
До сих пор собаки помогают людям
пасти стада. А на Крайнем Севере и
сейчас ездят на собачьих упряжках.
Но прежде всего любая собака,
даже самая маленькая,
это
преданный и бескорыстный друг,
который рядом и в радости, и в
несчастье.
15 тыс.лет назад из волка
получилось домашнее животное –
собака. Постепенно были выведены
различные
собачьи породы.
Большинство должны были
выполнять разнообразные задачи.
Одни использовались как пастушьи,
другие как охотничьи. Одни
породы сопровождают слепых,
другие – полицейских, без ездовых
собак вряд ли справились на
Крайнем Севере. Их используют,
если нужно переехать жить в другое
место или привезти добычу:
тюленей, белого медведя, оленя,
необходимую
Познавательные:
извлекать
информацию;
развивать
наблюдательность,
уметь анализировать и
делать выводы;
Личностные: Обоснование
выбора своего способа
решения.
Формирование
уверенности в собственных
знаниях.рыбу. Собачьи упряжки были и
остаются важным видом транспорта
в Арктике.
Декоративные
собаки
предназначены для удовлетворения
эстетических
потребностей
человека. Большинство из них
содержат дома.
Что касается
содержания собак, то здесь часто
совершают ошибки. Собакам нужно
сбалансированный корм.
Сюда
относятся мясо и кости, а также
растительная пища – овсяные
хлопья и овощи. Собак не следует
перекармливать. Они ежедневно
нуждаются в движении.
На
прогулке у собак должно быть
время узнать последние «новости».
У них очень чуткий нос, и они
рыскают вокруг.
Во время войны собаки доставляли
важные сведения, выносили раненых
с поля боя. Первыми в космосе
побывали собаки – Белка и Стрелка.
Все это было увековечено в
памятниках собакам:
– памятник Белому Биму Черное
Ухо (г. Воронеж)
О собаках
Рассказывают то,
известно
что
необходимую
Познавательные:
извлекать
информацию;
развивать
наблюдательность,
уметь анализировать иделать выводы;
О кошке
Предполагают
Делятся своими знаниями
Личностные: Обоснование
выбора своего способа
решения.
Формирование
уверенности в собственных
знаниях.
Личностные: Обоснование
выбора своего способа
решения.
Формирование
уверенности в собственных
знаниях.
– памятник преданности собаки (г.
Тольятти)
– памятник собакекосмонавту (г.
Ижевск)
– памятник служебным собакам
МВД России (г. Новосибирск)
Ребята, о каком животном можно
так сказать:
«Животное с
«бархатными
лапками».
– А почему говорят, что лапки у них
бархатные?
– Что вы знаете об этих животных?
определить
время, когда человек приручил
кошку.
Кошки очень умные, чистоплотные
животные. Они постоянно чистятся
и вылизывают свою шерсть. Это
единственное животное, у которого
Кошка –
отсутствует запах.
острой
обладает
наблюдательностью,
легко
приспосабливается к условиям
обитания, поддаётся выучке и
дрессировке.
Невозможно
Сегодня на земном шаре
насчитывается около 40 мл. кошек.
Несмотря на долгую жизньверевочке!
рядом с человеком, кошки не
растеряли своих диких повадок.
Как ловко котенок ловит бумажку
на
Затаивается,
подкрадывается, мгновенно прыгает
– и игрушка в когтях. А когти у
кошек втяжные: подкрадываясь, они
убирают их в мягкие подушечки. Но
уж если запустят в добычу – не
вырваться. До сих пор главные
«профессии» кошки – охотник и
охранник. Подсчитано, что одна
кошка, охотясь на мышей, спасает
от них в год до 10 тонн зерна.
По
Кошки
поведению кошки
погоду.
можно предсказывать
Кошки предугадывают
землетрясение, извержение вулкана.
проявляют
необыкновенную чуткость
к
больным хозяевам, согревая их
своим телом. Как правило, кошка
устраивается рядом с больным,
дремлет, урчит, позволяет себя
гладить. От этого люди быстрее
идут на поправку.
Слушают рассказ учителя
необходимую
Познавательные:
извлекать
информацию;
развивать
наблюдательность,
уметь анализировать и
делать выводы;
Рассматривают иллюстрации
Коммуникативные:
участвуют в диалоге,
формулируют собственную
позицию.
Кроме того,
современные
кошки выступают в роли артистов в
Рассказывают о своихдомашних животных
цирке, в театре Ю. Куклачева,
снимаются в кино.
Охотником и охранником,
синоптиком и лекарем, артистом и
другом,
игрушкой и даже
живым ''будильником'' может
стать для вас кошка.
Ребята, у кого есть дома домашние
питомцы? Расскажите о них.
Физкультминутка Включает видеоролик
Выполняют движения
Личностные:
самоопределение
5.Первичное
закрепление
Рассмотрите рисунки на с.42
расскажите, как нужно ухаживать за
кошкой.
Рассмотрите рисунки на с.43
расскажите, как нужно ухаживать за
собакой.
А если ваш питомец заболел?
Домашние животные нуждаются в
заботе человека. Если мы решили
завести кошку или собаку, нужно
создать для них хорошие условия
жизни.
На каждую парту раздаются
рисунки с предметами ухода за
кошками и собаками. (приложение 2
По рисунку рассказывают о
правилах ухода за кошкой
По картинку рассказывают о
правилах ухода за собакой
Нужно обратиться к
ветеринару
Коммуникативные:
участвуют в диалоге,
формулируют собственную
позициюРебята, а сейчас у вас работа в
парах. На партах лежат рисунки с
предметами ухода за кошками и
собаками.
Внимательно
рассмотрите рисунки и обсудите
друг с другом как называются эти
предметы и для чего они
предназначены.
– Ребята, решите, кто из вас двоих
будет рассказывать.
Выйдите к доске те ребята, у кого
есть предметы ухода за кошкой.
Выйдите к доске, у кого есть
предметы ухода за собакой.
Выполняют задание на стр.27.
Рассмотрите рисунок. Кто из ребят
правильно гуляет с собакой?
Какое правило забыл один из
мальчиков?
Почему опасно гулять с собакой без
намордника и поводка?
Беседа “Откуда появляются
бездомные животные?”
Мы только что с вами узнали, как
нужно заботиться о собаках и
Рассматривают
изображения,
называют
предметы и для чего
предназначены
Мальчик,
находится справа
который
Он вывел собаку без
намордника и поводка
Собака может броситься на
человека
Когнитивные:
продуктивное
использование
действий;
учебных
Регулятивные:
самоконтроль.Когнитивные:
продуктивное
использование
действий;
учебных
кошках.
Взяв в дом животное, помни – это
член твоей семьи и его нельзя
выгнать на улицу
А сейчас давайте внимательно
послушаем стихотворение Агнии
Барто “Уехали”.
Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком
Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс.
И вдруг приехал грузовик,
И всех ребят увёз.
Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано по утру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.
Слушают стихотворениеОн был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый день лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили о нём
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо,
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
– Что можно сказать об отношении
ребят к щенку?
Любили ли они его?
Заботились о нем?
Как заботились?
– Что случилось потом?
Почему щенок остался один?
– Как переживал щенок расставание
с ребятами?
– Чем закончилась история с
щенком?
Регулятивные:
самоконтроль.
– Кормили
молоком,
вставали ночью и тайком к
нему бежали босиком – ему
пощупать нос.
Ребята уехали
Он целый день лежал
пластом, он не хотел махать
хвостом, он даже есть не
мог.
Ребята вспомнили о нем,
вернулись и, скорее всего,
забрали щенка с собой.
Когнитивные:
продуктивное
использование
действий;
учебных
Коммуникативные:
участвуют в диалоге,
формулируют собственную
позицию.– Какой можно сделать вывод
из этого стихотворения?
Как вы думаете, почему так много
на улицах бездомных кошек и
собак? Откуда они появились?
– Действительно, бездомные
появляются изза
животные
равнодушия людей,
изза их
безразличия. Каждое выброшенное
на улицу животное это чьето
предательство.
Сначала люди
приручают животных, начинают
заботиться о них, а потом им это
надоедает,
животных просто
выгоняют из дома.
– Как можно позаботиться о
бездомных собаках и кошках?
– Люди, неравнодушные к
судьбам бездомных собак и кошек,
создают приюты для них. Конечно,
это не родной дом для животных, но
Надо не забывать о тех, кому
мы уделяли внимание, о ком
мы заботились. Мы в ответе
за тех, кого приручили. Но
не всегда так бывает…
Регулятивные: целеполаган
ие, прогнозирование;
Из ответов детей: Построить
большой дом, куда поселить
всех бездомных собачек и
кошек
Познавательные:
выбор
эффективных
наиболее
способов решения проблем;6.Итог урока.
Рефлексия
все же лучше, чем если его, этого
дома, совсем нет. Чтобы в нашем
городе было меньше покинутых
собак и кошек, не забывайте
заботиться о своих четвероногих
друзьях, любите их, выполняйте все
обязанности по уходу за ними.
– Итак, ребята, подошел к концу
наш урок. Как же нужно ухаживать
за кошками и собаками?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вы захотели бы рассказать,
своим родным и близким дома?
Вы правы, ребята, надо всегда
помнить слова французского
писателя Антуана де Сент
Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого
приучили.
Отвечают на вопросы
Регулятивные: целеполаган
ие, прогнозирование;
Познавательные:
выбор
эффективных
наиболее
способов решения проблем;
Личностные:
Подчеркните тот цвет, которого нет в радуге:
Оранжевый, коричневый, желтый.
Зеленый, голубой, белый.
Фиолетовый, малиновый, желтый.
Красный, черный, синий.
Подчеркните тот цвет, которого нет в радуге:
Оранжевый, коричневый, желтый.
Зеленый, голубой, белый.
Фиолетовый, малиновый, желтый.
Красный, черный, синий.
Подчеркните тот цвет, которого нет в радуге:
Оранжевый, коричневый, желтый.
Зеленый, голубой, белый.
Фиолетовый, малиновый, желтый.
Красный, черный, синий.Подчеркните тот цвет, которого нет в радуге:
Оранжевый, коричневый, желтый.
Зеленый, голубой, белый.
Фиолетовый, малиновый, желтый.
Красный, черный, синий.
Подчеркните тот цвет, которого нет в радуге:
Оранжевый, коричневый, желтый.
Зеленый, голубой, белый.
Фиолетовый, малиновый, желтый.
Красный, черный, синий.
Подчеркните тот цвет, которого нет в радуге:
Оранжевый, коричневый, желтый.
Зеленый, голубой, белый.
Фиолетовый, малиновый, желтый.
Красный, черный, синий.
Подчеркните тот цвет, которого нет в радуге:
Оранжевый, коричневый, желтый.
Зеленый, голубой, белый.
Фиолетовый, малиновый, желтый.
Красный, черный, синий.
Подчеркните тот цвет, которого нет в радуге:
Оранжевый, коричневый, желтый.
Зеленый, голубой, белый.
Фиолетовый, малиновый, желтый.
Красный, черный, синий.
Подчеркните тот цвет, которого нет в радуге:
Оранжевый, коричневый, желтый.
Зеленый, голубой, белый.
Фиолетовый, малиновый, желтый.
Красный, черный, синий.
Подчеркните тот цвет, которого нет в радуге:
Оранжевый, коричневый, желтый.
Зеленый, голубой, белый.
Фиолетовый, малиновый, желтый.
Красный, черный, синий.