Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
Урок построен на основе системно – деятельностного подхода, соответствует структуре занятия «открытия нового знания» и требованиям ФГОС НОО
Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.
Цель урока: Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Здравствуйте ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут
меня Е.А.
Все друг к другу повернитесь.
Все друг другу улыбнитесь.
Гости, рады Вам всегда.
Так начнём работать? Да! Садитесь
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Повернитесь друг к
другу. Возьмитесь за руки. И повторяйте за мной.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.
Если будет трудно я тебе помогу.
Ребята, начать наш урок я хотела бы вот с такой пословицы:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
Как вы ее понимаете?(Ответы детей)
Учитель: Наши знания – это богатство, которое мы складываем в
сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я сегодня пришла ни одна.
К вам на урок поспешила мудрая сова. Она приготовила для вас задания.
Ребята, вы знаете, что такое лаборатория? – (Ответы детей)
Учитель: Это учреждение, где проводятся различные исследования,
наблюдения, опыты, эксперименты. Сегодня наш класс превращается в
научную лабораторию, и вы сегодня не ученики, а научные работники
лаборатории.
И перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания.
Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу в нашей учебной
лаборатории.
Записывать результаты исследований мы будем на листах достижений. А
сейчас откройте тетради и запишите число. Классная работа. ( Слайд 1)
Запишите новое слово лаборатория .
На какой вопрос отвечает слово лаборатория?
Какой частью речи является слово лаборатория. (Ответы детей) (имя
существительное)
На какие вопросы отвечает существительное?
Как изменяются существительные? (По падежам и числам)
Как определяем падеж существительного? ( по вопросам)
Учитель: сегодня мы будем исследовать имя существительное и узнаем
новое о его признаках.
Ребята, а сейчас отгадайте мои загадки
1.Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.И весь луг стал светлосиний.
Серебром сверкает ...(иней) (Щелчок)
2. Все мы знаем, у него
Двадцать восемь дней всего!
Високосный год идёт
Лишний день ему несет! (февраль) (Щелчок)
3. Лёгкий, белый и пушистый,
А на солнышке искристый,
Лишь зимой у нас бывает
И в ладошке быстро тает. (Снег) ( Щелчок)
4. На берёзу птички сели.
И на белом заалели
Словно капельки зари
Чудо птички ... ! (Снегири) (щелчек)
5. На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая (Синица)
Молодцы! Посмотрите на экран. Составьте предложение .(2 человека)
Для птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно бедным
пернатым. Птицам зимой нужно помогать, делать для них кормушки и
регулярно насыпать туда корм.
(Щелчок слайд)
А теперь посмотрите внимательно на слова и скажите, что их объединяет?
К какой части речи относятся эти слова?
Иней, синица, февраль, человек, снег, снегирь,
(Ответы детей) (это имена существительные)
Докажите, что это имена существительные (отвечают на вопросы кто? что? и
обозначают предмет)
Распределите эти слова на две группы и запишите их в тетрадь. (дети
записывают) По какому принципу вы это сделали? (1 группа слова отвечают на вопрос
кто?, а вторая группа что? ).
Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (одушевленные)
А на вопрос что? (неодушевленные)
Исходя из этого материала, кто может сформулировать тему нашего урока?
Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Безусловно наша цель совместно открыть новые знания. А вот какова
предметная задача? Чему мы должны сегодня научиться в нашей
лаборатории? (Научиться различать одушевленные и неодушевленные имена
существительные) научимся использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности.
Сегодня мы должны исследовать имя существительное и найти различия
между одушевленными и неодушевленными именами существительными.
Проведём мини исследование.
Сделаем небольшое открытие,
За работу!
Задание №1 Найдите на столах карточки №1 и выполните
задания (Слайд4)
Прочитайте слова каждой группы и назовите признак, который объединяет
эти слова.
1 группа Продавец, лиса, жаворонок, ребёнок, шмель, жираф.
2 группа Книга, роза, берёза, иней, автобус, тюльпан.
___________________________________________
Какой можем сделать вывод? (1 группа – одуш., 2 – гр. – неодуш.)
Молодцы ребята!
Напишите фразу в карточку помощницу: (Слайд5)
Дополните предложения в карточке помощнице
Одушевленные имена существительные обозначают (живой предмет) и
отвечают на вопрос (кто?) , а неодушевленные обозначают (неживой предмет)
и отвечают на вопрос (что?).
Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании
№1 + ставите если с задание справился.
+ и если испытывал небольшие затруднения
если было трудно выполнять задание.
Но есть ещё одно правило, которое поможет в определении одушевлённости
и неодушевленности.Я приготовила задания, которые помогут нам в работе.
В конвертах лежат слова, которые нужно распределить на
одушевленные и неодушевленные имена существительные. Будете работать в
парах. Возьмите слова, положите их перед собой и прочитайте. На какие 2
группы можно распределить эти слова?
Капитан, чайка, айсберг, мышка, моряк, солнце, дельфин, медуза,
пароход, дым, кит, гусеница.
(дети делят)
А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась мудрая сова. Слайд 6.
Щелчок).
Одушевленные суще. Неодушевленные существительные
гусеница гусеница
мышка мышка
моряк книга
дельфин айсберг
медуза пароход
кит дым
капитан солнце
А вы к какой группе отнесли слово мышка?
А слово гусеница?
Почему слова гусеница, мышка записаны в 2 столбика?
Проанализируем решение Совы. (Ответы детей)
Учитель: Сова догадалась, что они могут быть и одушевленными и
неодушевленными.
Разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка? Слайд 6
(Щелчок).
мышка гусеницаживотное устройство часть
компьютера насекомое трактора
Теперь разберем слово – гусеница.
От чего зависит у этих слов признак одушевленности и неодушевленности?
(А признак одушевленности зависит от лексического значения слова в
предложении)
Как называются такие слова?
Как называются слова с несколькими значениями? (многозначные)
А ктонибудь из вас может еще привести примеры таких слов?
(Если дети не ответят показываю карточки –помощники с рисунками ,но без
слов)
(киви птица и фрукт, лисичка – гриб и животное, бабочка – насекомое и
галстук)
Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании
№2
Физминутка «Снеговик»
Глазами нарисуйте круги снеговика.
А какой у нас снеговик высокий (подтянулись)
А какой снеговик у нас красивый, добрый (погладили себя по голове)
А сейчас тихо сели.
Следующее задание.
Составьте устно предложения, в которых слова гусеницы будут иметь
разное лексическое значение.
1 вариант – слово гусеницы, которое относится к одушевленным
2 вариант – слово гусеницы, которое относится к неодушевленное
Зелёные гусеницы медленно передвигались по листочку.
Гусеницы танка очень мощные и имеют металлическую беговую
дорожку.
А теперь письменно в тетради составьте предложения со словом мышка.
1 вариант – со словом мышка, которое относится к одушевленным.2 вариант – со словом мышка – которое относится к неодушевленное
Запишите в тетрадь.
Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу в задании №3
Проверьте друг у друга это задание.
Зачитайте предложения вслух.(ответы детей)
Исследуем, что происходит с такими словами во множественном числе при
склонении.
Понаблюдайте, формы, каких падежей совпадают у одушевленных имен
существительных? (у В.п. и Р.п.)
А у неодушевленных имен существительных? (у Им.п. и В.п.)
Давайте сформулируем правило.
Во множественном числе у всех одушевленных имён существительных
форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, а у
всех неодушевлённых имён существительных форма винительного падежа
совпадает с формой именительного падежа.
6.Работа по учебнику.
Откройте учебник на с.54 и прочитаем с вами правило. ( Читает хорошо
читающий ученик)
Ребята, посмотрите на опорную схему и давайте еще раз сформулируем
правило: (слайд 7 щелчок)
ФИЗМИНУТКА
Физкультминутка:
Имя существительное
Очень удивительное
На вопросы кто и что?
Отвечать оно должно.
На вопрос кто? хлопок
На вопрос что? присесть и встать. Готовы?
Люстра, мальчик, окно, жираф, мама, книга.
Сообщение учителя
Уважаемые научные сотрудники, мои единомышленники! Помогите
выполнить следующее задание. Сейчас мы сделаем ещё одно открытие.
Задание № 4 (в парах)
Ребята мы выяснили , что имена существительные могут быть многозначными
и обозначать имена существительные и одушевленные, и неодушевлённые. А
сейчас на примере словосочетаний будете исследовать сочетание по
вопросам.
Напишите в каждом словосочетании вопрос.
(Кто?) Норка вылезла из (чего?) из норки и пошла к знакомой (к
кому?) норке.
(Куда?) В норку норкину вошла, (кого?) норку в (чем?) норке не нашла.
Какая пара выполнила задание, возьмитесь за руки и поднимите руки вверх.
(Проверяем) После проверки показать слайд
Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в
задании № 4
Задание № 5 (Слайд 9)
Составьте предложение, используя слова для справок:
Летит стая…. уток
Пасется стадо…. овец
Слова для справок: утки, овцы.
Как вы выполнили это задание?
Вы изменили форму слова. (утки – уток, овцы – овец)(Ответы детей)
Учитель: Вы поняли, что это существительные одушевленные, и окончания в
Р.п.
А теперь дополните предложение , подобрав подходящее по смыслу имя
существительное. (Щелчок слайда)
Бежит табун……….. (лошадей)
Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу в задании № 5
7. Итог урока: Уважаемые научные сотрудники, сделаем отчёт о
проделанной работе.
У вас на столах квадраты зеленый и красный.
Достигли мы цели урока, научились ли мы различать одушевленные и неодуш.
существительные ? (если да, то поднимите зеленый квадрат, если нет, то
красный).
Покажите зелёный квадрат те, кому легко было работать самостоятельно.
А теперь покажите красный, если кому было сложно?
Ребята, мне очень понравилось как вы работали и хочу подарить на память
вот эту сову.
Ведь сова – символ мудрости, знаний, ученья
Она вам желает в учёбе везенья
Останется с вами вот эта сова.
А я вам желаю ума и добра.