Технологическая карта урока по русскому языку

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные» Урок построен на основе системно – деятельностного подхода, соответствует структуре занятия «открытия нового знания» и требованиям ФГОС НОО Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания. Цель урока: Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Иконка файла материала Приветствие учащихся.docx
Здравствуйте ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут  меня Е.А. Все друг к другу повернитесь. Все друг другу улыбнитесь. Гости, рады Вам всегда. Так начнём работать? Да! Садитесь Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Повернитесь друг к  другу. Возьмитесь за руки. И повторяйте за мной. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.  Если будет трудно ­ я тебе помогу.             Ребята, начать наш урок я хотела бы вот  с такой пословицы: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". Как вы ее понимаете?(Ответы детей) Учитель:­  Наши знания – это богатство, которое мы складываем в  сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я сегодня пришла ни одна.  К вам на урок поспешила мудрая сова. Она приготовила для вас задания. ­ Ребята, вы знаете, что такое лаборатория? – (Ответы детей) Учитель: Это учреждение, где проводятся различные исследования,  наблюдения, опыты, эксперименты. Сегодня наш класс превращается в  научную лабораторию, и вы сегодня не ученики, а научные работники  лаборатории.  И перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания.  Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу в нашей учебной  лаборатории. Записывать результаты  исследований мы  будем на листах достижений. А  сейчас откройте тетради и запишите число. Классная работа. ( Слайд 1) ­Запишите новое слово    лаборатория . ­На какой вопрос отвечает слово лаборатория? ­ Какой частью речи является слово лаборатория.  (Ответы детей) (имя  существительное)  ­ На какие вопросы отвечает существительное? ­  Как изменяются существительные? (По падежам и числам) ­ Как определяем падеж существительного? ( по вопросам) Учитель: ­ сегодня мы будем исследовать имя существительное и узнаем   новое о его признаках. Ребята, а сейчас отгадайте мои загадки 1.Ранним утром во дворе Лёд улёгся на траве.И весь луг стал светло­синий. Серебром сверкает ...(иней)          (Щелчок)  2. Все мы знаем, у него Двадцать восемь дней всего! Високосный год идёт ­  Лишний день ему несет! (февраль)               (Щелчок) 3. Лёгкий, белый и пушистый, А на солнышке искристый, Лишь зимой у нас бывает И в ладошке быстро тает. (Снег)    (  Щелчок) 4. На берёзу птички сели.  И на белом заалели Словно капельки зари Чудо ­  птички ... ! (Снегири)     (щелчек) 5. На кормушку к нам зимой Прилетает птица С жёлтой грудкой пуховой –  Шустрая (Синица) ­Молодцы! Посмотрите на экран. Составьте предложение .(2 человека) ­  Для птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно бедным  пернатым. Птицам зимой нужно помогать, делать для них кормушки и  регулярно насыпать туда корм. (Щелчок слайд) ­А теперь посмотрите внимательно на слова и скажите, что их объединяет? ­К какой части речи относятся эти слова? Иней, синица,  февраль, человек,  снег, снегирь,  (Ответы детей)  (это имена существительные) ­ Докажите, что это имена существительные (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет) ­ Распределите эти слова на две группы и запишите их в тетрадь. (дети  записывают)­ По какому принципу вы это сделали? (1 группа слова отвечают на вопрос  кто?, а вторая группа  что? ). ­ Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (одушевленные) ­ А на вопрос что? (неодушевленные) ­ Исходя из этого материала,  кто может сформулировать тему нашего урока? Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Безусловно наша цель совместно открыть новые знания. А вот какова предметная   задача?  Чему   мы   должны   сегодня   научиться   в   нашей лаборатории? (Научиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные)  научимся  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. ­ Сегодня мы должны исследовать имя существительное и найти различия   между  одушевленными и неодушевленными именами существительными. Проведём мини­ исследование.  Сделаем  небольшое открытие, За работу! Задание №1        Найдите на столах карточки №1  и выполните  задания (Слайд4) Прочитайте слова  каждой группы и назовите признак, который объединяет  эти слова.   1 группа        Продавец, лиса, жаворонок, ребёнок, шмель, жираф.  2 группа         Книга, роза, берёза, иней, автобус, тюльпан. ___________________________________________ Какой можем сделать вывод? (1 группа – одуш., 2 – гр. – неодуш.) ­Молодцы ребята! Напишите фразу в карточку ­ помощницу: (Слайд5) ­Дополните предложения в карточке­ помощнице Одушевленные имена существительные обозначают (живой предмет) и  отвечают на вопрос (кто?) , а неодушевленные обозначают (неживой предмет)  и отвечают на вопрос (что?). Возьмите свой  лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании  №1    + ставите если с задание справился.           + и­ если испытывал небольшие затруднения           ­ если  было трудно выполнять задание. Но есть ещё одно правило, которое  поможет в определении одушевлённости  и неодушевленности.Я приготовила задания, которые помогут нам в работе. В конвертах лежат слова, которые нужно распределить на  одушевленные и неодушевленные имена существительные. Будете работать в  парах. Возьмите слова, положите их перед собой и прочитайте. На какие 2  группы можно распределить эти слова? Капитан, чайка, айсберг, мышка, моряк, солнце, дельфин, медуза,  пароход, дым, кит, гусеница.  (дети делят) ­ А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась мудрая сова. Слайд 6. Щелчок). Одушевленные сущ­е.                                    Неодушевленные существительные гусеница                                                                            гусеница                            мышка                                                                               мышка моряк                                                                                 книга дельфин                                                                             айсберг медуза                                                                                пароход кит                                                                                      дым  капитан                                                                            солнце  ­А вы к какой группе отнесли слово мышка? ­А слово гусеница?             ­ Почему слова  гусеница, мышка  записаны в 2 столбика?  ­ Проанализируем решение Совы. (Ответы детей) ­Учитель: Сова догадалась, что они могут быть и одушевленными и  неодушевленными.  Разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка? Слайд 6  (Щелчок).                мышка                                         гусеницаживотное           устройство                                            часть                             компьютера               насекомое       трактора                          Теперь разберем слово – гусеница. ­ От чего  зависит у этих слов признак одушевленности и неодушевленности?  (А признак одушевленности зависит от лексического значения слова в  предложении) ­ Как называются такие слова?  ­ Как называются слова с несколькими значениями? (многозначные)      ­ А кто­нибудь из вас может еще привести примеры таких слов? (Если дети не ответят показываю карточки –помощники с рисунками ,но без  слов) (киви ­ птица и фрукт,  лисичка – гриб и животное,  бабочка – насекомое и  галстук) Возьмите свой  лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании  №2 Физминутка «Снеговик»  Глазами нарисуйте круги снеговика. ­А какой у нас снеговик высокий (подтянулись) ­А какой снеговик у нас красивый, добрый (погладили себя по голове) ­ А сейчас тихо сели. ­Следующее задание. ­ Составьте устно предложения, в которых  слова гусеницы  будут иметь  разное лексическое значение.  1 вариант – слово гусеницы, которое относится к одушевленным  2 вариант – слово гусеницы, которое относится к   неодушевленное ­Зелёные гусеницы медленно передвигались по листочку.  Гусеницы танка очень мощные и имеют металлическую беговую  дорожку. А теперь письменно в тетради составьте предложения со словом мышка. 1 вариант –  со словом мышка, которое относится к одушевленным.2 вариант – со словом мышка – которое относится к  неодушевленное Запишите в тетрадь. Возьмите свой  лист достижений и оцените свою работу в задании №3 ­ Проверьте друг у друга это задание.  ­Зачитайте предложения вслух.(ответы детей) ­ Исследуем, что происходит с такими словами во множественном числе при  склонении. ­ Понаблюдайте, формы, каких падежей совпадают у одушевленных имен  существительных? (у В.п. и Р.п.) ­ А у неодушевленных имен существительных?  (у Им.п. и В.п.)  Давайте сформулируем правило. ­Во множественном числе у всех одушевленных имён существительных  форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, а у всех неодушевлённых имён существительных форма винительного падежа  совпадает с формой именительного падежа. 6.Работа по учебнику. Откройте учебник на с.54 и прочитаем с вами правило. ( Читает хорошо  читающий ученик) ­Ребята, посмотрите на опорную схему и давайте еще раз сформулируем  правило: (слайд 7 щелчок)              ФИЗМИНУТКА Физкультминутка:  Имя существительное Очень удивительное На вопросы кто и что? Отвечать оно должно. На вопрос кто?­ хлопок На вопрос что?­ присесть и встать. Готовы? ­Люстра, мальчик,   окно, жираф, мама, книга. Сообщение учителя ­ Уважаемые научные сотрудники, мои единомышленники! Помогите  выполнить следующее задание.­ Сейчас мы сделаем ещё одно открытие. Задание № 4  (в парах)              ­Ребята мы выяснили , что имена существительные могут быть многозначными и обозначать имена существительные и одушевленные, и неодушевлённые. А  сейчас на примере словосочетаний будете исследовать сочетание по  вопросам. Напишите в каждом словосочетании вопрос. (Кто?) Норка вылезла из (чего?)  из норки  и пошла к знакомой  (к  кому?) норке. (Куда?) В норку  норкину  вошла, (кого?) норку в (чем?) норке  не нашла.  Какая пара выполнила задание, возьмитесь за руки и поднимите руки вверх.  (Проверяем) После проверки показать слайд Возьмите свой  лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в  задании № 4 Задание № 5     (Слайд 9)          ­Составьте предложение, используя слова для справок: Летит стая….          уток Пасется стадо….    овец Слова для справок: утки, овцы. ­ Как вы выполнили это задание? ­Вы  изменили форму слова. (утки – уток, овцы – овец)(Ответы детей) Учитель: Вы поняли, что это существительные одушевленные, и окончания в   Р.п.  ­А теперь дополните  предложение , подобрав подходящее по смыслу имя  существительное. (Щелчок слайда) Бежит табун……….. (лошадей)    Возьмите свой  лист достижений и оцените свою работу в задании № 5 7. Итог урока: ­ Уважаемые научные сотрудники, сделаем отчёт о  проделанной работе. ­У вас на столах квадраты зеленый и красный. Достигли мы цели урока, научились ли мы различать одушевленные и неодуш.  существительные ? (если да, то поднимите зеленый квадрат, если нет, то  красный). Покажите зелёный квадрат те, кому легко было работать самостоятельно. А теперь покажите красный, если кому было сложно? ­Ребята, мне очень понравилось  как вы работали и хочу подарить на память  вот  эту  сову.  Ведь сова  – символ мудрости,  знаний, ученья Она вам желает в учёбе везенья Останется с вами вот эта сова. А я вам желаю ума и добра.