Технологическая карта урока
Педагог : Авагина Елена Николаевна(учитель 1кв.кат.ГБОУ лицей №408)
Предмет: русский язык 5 класс
Тема урока: «Безличные глаголы»
Тип урока: усвоение нового материала
Цели деятельности учителя: создание условий для решения учебной задачи,
поиск и открытие нового способа действия
Задачи образовательные: познакомить учащихся с понятием «безличный глагол»;
морфологическими, словообразовательными, синтаксическими особенностями безличных
глаголов; формировать умение находить безличные глаголы, использовать их в речи.
Развивающие: развивать коммуникативную, информационную, рефлексивную компетенцию;
творческие способности, развитие устной и письменной речи; развитие навыков работы с
книгой, поэтическим текстом, словарём.
Воспитательные: воспитание эстетического восприятия, любви к родному языку, к родному
краю.
Планируемые результаты и уровень усвоения в соответствии с ФГОС:
Предметные : распознают безличные глаголы, приводят соответствующие примеры, создают
синквейн.
Метапредметные
ЛУУД: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного
«знания» и «незнания»
ПУУД: умеют заменять термины определениями, строят речевые высказывания в устной и
письменной речи
РУУД : сравнивают результат своей деятельности с заданным эталоном, обнаруживают
отличия
КУУД: демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные
взаимоотношения Методы: частично-поисковый, творческий, ИКТ
Приёмы: необычное начало, творческое задание, итоговый опрос Ресурсы: презентация,
учебник, карточки, словари, фонограмма «Звуки природы»
Дидактические средства:
Для учителя: фонограмма, оценочные листы, опорная таблица на доске, презентация,
диагностический лист настроения «Радуга», раздаточный материал солнышки, соломенное
Солнышко как символ тепла, радости и приближения весны.
Для учеников: словари на каждую группу, карточки для индивидуальной работы и работы в
группах, цветные стикеры для рефлексии, рабочие тетради, учебник 5 класса под редакцией
М.М.Разумовской, П.А.Леканта М.2013г. № Этапы урока
Методы, содержание урока
1 Организационный
момент
Звучит классическая музыка «Звуки весны»
Добрый день, сегодня чудесный весенний
день! Вслушайтесь, как пробуждается
природа. Символом нашего урока будет
Солнышко, и каждый из вас, ребята, нарисует
своё весеннее солнышко. А пока проверим
Деятельность
учителя
Приветствует
класс,
настраивает
учащихся на
проверку
домашнего
задания,
которое
служит
Деятельность
учащихся
Приветствую
т учителя,
настраивают
ся на
изучение
новой темы,
этому
способствует
музыкальное
УУД
Метапредметн
ые
ЛУУД: дают
адекватную
самооценку
учебной
деятельности,
осознают
границы домашнее задание.
(Слайд №1 «Верба»)
цель слайда: создание весеннего
настроения, вхождение в тему, общий
настрой
фундаментом
для изучения
нового
материала
сопровожден
ие «Звуки
весны»
2 Проверка
домашнего
задания
На столах лежат карточки, необходимо
вспомнить теоретический материал и ответить
на 5 вопросов. (Слайд №2) Цель слайда:
ответить на вопросы
1 Самостоятельная часть речи,
обозначающая действие? (глагол)
2 Как называется начальная форма
глагола? (инфинитив)
3 Какого вида бывают глаголы?
(совершенного и несовершенного)
Проверяют
правильность
выполнения
Д.з.,
используя
приём
взаимопрове
рки
Ведет
проверку
домашнего
задания, с
целью
выяснить
насколько
хорошо
учащиеся
усвоили
морфологиче
ские
признаки
глагола
Выявляет
уровень знаний
собственного
«знания» и
«незнания»
КУУД:
демонстрирую
т способность
к эмпатии,
стремление
устанавливать
доверительны
е
взаимоотноше
ния
Метапредметн
ые
КУУД:
планирование
учебного
сотрудничеств
а с учителем и
сверстниками;
оценивание
работы
ПУУД:
логические –
анализ
объектов с
целью
выделения
признаков;
ЛУУД:развити учащихся
4 Какие три наклонения глагола есть в
русском языке?
(условное/сослагательное,
повелительное, изъявительное)
5 Синтаксическая роль глагола в
предложении чаще всего (сказуемое)
А теперь поменяйтесь карточками, проведите
взаимопроверку, пользуясь ответами на
(Слайде №3), если у вас 5 правильных
ответов поставьте «5», одна ошибка «4», две
ошибки «3». Соответственно, если больше
двух ошибок, необходимо дома подготовиться
для повторного теста.
е
орфографичес
кой зоркости,
умение
обнаружить
ошибки с
целью
исправления
3
Подготовка
учащихся к
работе на
основном
этапе
изучения
темы
(слайд №4) цель: зрительное восприятие
картины весны на фоне звучания весенних
ручейков
За окном сейчас весна, март месяц. Какие
признаки весны вы можете назвать? (ответы
детей: становится воздух теплее, светит
солнышко, дни становятся длиннее, тает
Формулирует
проблемный
вопрос,
оптимизирует
внимание
учащихся,
для
самостоятель
ного
определения
темы урока
Работают в
тетрадях,
определяют
тему урока,
находят
безличные
глаголы в
поэтических
строчках,
знакомятся с
новыми
Предметные:
Знакомятся с
новыми
понятиями
ЛУУД:
анализируют,
дополняют
ответы
КУУД:
формулируют
цели и задачи понятиями,
применяют
навык
поисковой
деятельности
, работают со
словарём
урока,
выводы,
делятся
впечатлениям
и
снег, появляется первая травка, в воздухе
пахнет весной, настроение радостное)
Посмотрите, пожалуйста, на доску, на ней
записаны несколько признаков весны: (слайд
№5)
«Мело, мело по всей земле, во
все пределы» (Б.Пастернак)
Весной рано светает
Потеплело
К полуночи ещё морозит
Какая часть речи присутствует во всех
предложениях? (глагол)
Скажите, какое же лицо действует в этих
предложениях? (ребята приходят к выводу, что
не могут определить лицо)
Как же можно назвать глаголы без лица?
(безличные)
Совершенно верно! Сформулируйте тему урока «Безличные
глаголы». Откройте тетради, запишите число,
классная работа и тему урока. (слайд№6)
Задание ученику: найти в толковом словаре
Ожегова определение, что значит
безличный? (слайд№7)
Сформулируйте цели урока, сравните,
правильно ли вы сформулировали их. (слайд
№8)
Уметь находить в предложении и
тексте безличные глаголы
Определять их синтаксическую роль
Учиться правильно употреблять их в
речи
5 Этап усвоения
новых знаний и
способов
действий
Физкультминутка «Зарядка для глаз»
поморгать 10 раз, зажмуриться и представить
порхающую бабочку, вытянуть ладошку, пусть
ваша воображаемая бабочка «сядет» на
Применяет
здоровье
сберегающие
технологии
«зарядка для
Фантазируют
, приём
зрительного
рисования
картинки
РУУД:
целеполагание
;
коммуникатив
ные: (часто
применяем
такой метод),
с целью
умения
абстрагирова
ться и
переключить
ся с одного
вида
деятельности
на другой.
Закрепляют
изученный
материал,
работая в
группах
глаз»
Активизирует
закрепление
изученного
материала,
знакомит с
новым
понятием
«односоставн
ые
предложения
»
Осуществляе
т, контроль
за работу в
группах,
напоминает
правила
работы в
группах
постановка
вопросов;
ПУУД:
общеучебные -
самостоятельн
ое выделение-
формулирован
ие
познавательно
й цели;
ЛУУД :
формулирован
ие проблемы,
фантазируют,
представляют
КУУД: работа
в группах
Межпредметные:
связь с
предметом
литература
ладошку. Представьте какого цвета у неё
крылышки, загадайте желание и…взмахните
рукой легонько, пусть летит, а вместе с ней
исполнится и ваше желание (слайд №9)
Работа с учебником (учебник под редакцией
Разумовской М.М.) стр. 235 №663. Работа в
парах. Задание: установите, в каких
предложениях личные глаголы выступают в
безличном значении. Выписать предложения,
где есть безличные глаголы, выполнить
синтаксический разбор, сделать вывод о том.
какие это предложения?
(ОДНОСОСТАВНЫЕ) Слайд №10
№663
1.Ветер клонит деревья.
Его клонило в сон.
2.Зазвенели бубенчики.
В ушах зазвенело.
3.Пахнет луговыми травами.
Черёмуха пахнет приятно.
Работа в группах по 4 человека ( слайд №1112)
Прозвучало над ясной рекою.
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою
Засветилось на том берегу.
1.Прочитать выразительно отрывок из
стихотворения А .Фета
2. Какие глаголы использует А.Фет и
почему?
3.Сделайте вывод о том, каково значение
этих глаголов?
4. Назовите, какой вид тропа использует
поэт?
Вывод: А.Фет использует олицетворение,
изображая закат. Это помогает передать
явления природы, различные состояния и переживания
6
Закрепление
материала
Прочитайте определение параграфа №84.
Запишите вывод в тетрадь для теории (слайд
№13)
Действие происходит само по себе, без
действующего лица, употребляются только
А)В ИЗЪЯВИТЕЛЬНОМ наклонении и имеют
форму для каждого времени:
Форму 3 лица ед.ч.(наст./буд.времени)
темнеет будет темнеть
Форму среднего рода ед.ч.
(прош.времени)
темнело
В условном наклонении в одной форме:
темнело бы
Актуализируе
т полученные
ЗУН на уроке
Работают в
тетради для
теории
( материал
накапливаетс
я с 5 по 8
класс)
РУУД :
планирование,
прогнозирование;
ПУУД:
моделировани
е, логические-
решение
проблемы,
построение
логической
цепи
рассуждений,
доказательств
о, выдвижение
гипотез и их
обоснование;
КУУД :
инициативное
сотрудничеств
о в поиске и
выборе
информации 7
Рефлексия
В неопределённой форме
темнеть
Вы заметили, ребята, что символом ВЕСНЫ
является СОЛНЫШКО. Оно нас сегодня
согревало и радовало. У вас на столах лежат
солнышки, нарисуйте настроение, как усвоен
материал и работа в целом. (слайд № 14)
1) Я ВСЁ понял, я сегодня очень
старался
2)Понимаю, но необходимо ещё поработать
3)Плохо понял материал, надо обратиться к
объясняет
принцип
рефлексии
Раскрашивают
солнышки,
анализируют
степень усвоения
ЗУН
ЛУУД:
самооценка
КУУД:
доброжелател
ьное
сотрудничеств
о с классом и
педагогом
РУУД :
прогнозируют
трудности в
освоении
нового
материала учебнику, необходима консультация
Эти солнышки мы наклеим на «Радугу
настроения» слайд №15
8
Домашнее
задание
Учить теорию, ПР 84, №662, задание
творческое составить синквейн на тему
«Весна»
Объясняет
выполнение
домашней
работы
Вспоминают
определение, что
такое синквейн
РУУД:
контроль,
коррекция,
выделение и
осознание
того, что уже
усвоено и что
еще подлежит
усвоению,
осознание
качества и
уровня
усвоения;
ЛУУД :
самоопределе 1
0
Подведение
итогов
Объявление оценок
Всем солнечного настроения, спасибо!
Объявляет
оценки,
поясняет,
хвалит
Записывают Д.з,
оценки в дневник
ние
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.