Технологическая карта урока по русскому языку "Три склонения имени существительного" в 5 классе
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
30.10.2018
Технологическая карта урока по русскому языку "Три склонения имени существительного" в 5 классе представляет собой разработку урока в соответствии с требованиями ФГОС. Поможет учителю "видеть" весь урок в целом, планировать этапы урока технологически удобно и методически верно. Позволяет редактирование и использование собственных учительских методических приемов, индивидуально подходящих и актуальных для определенного контингента учащихся.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Технологическая карта урока _Три склонения имен существительных_Петрухина Ирина Геннадьевна_.docx
Технологическая карта урока
Петрухина Ирина Геннадьевна, учитель русского языка высшей квалификационной категории
Класс: 5
Тема: Три склонения имён существительных
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: актуализировать знания об известных обучающимся признаках, по которым существительные распределяются на три группы по
типу склонения.
Предметные: совершенствовать умение определять падеж, род и склонение имен существительных.
Метапредметные:
развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
уметь грамотно и связно излагать свои мысли;
извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения
(ознакомительным, детальным).
Личностные:
формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
уметь слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Регулятивные:
овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом.
Планируемые результаты деятельности на уроке:
учащиеся совершенствуют умение определять склонение имен существительных;
применять правило о правописании Ь у существительных 3го склонения.
Методы и формы:
диалоговый, поисковый, эвристический;
индивидуальная, в парах, групповая, фронтальная.
План урока:
Организационный момент – 2 мин.
Основная часть
Актуализация знаний – 3 мин.
Постановка проблемы урока. Формулировать тему урока, планирование деятельности – 5 мин.
Построение творческого проекта (лингвистическая сказка) – 10 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи – 15 мин.
Самостоятельная работа с самопроверкой – 79 мин. Заключительная часть – 3 мин.
Рефлексия. Самооценка – 3 мин.
Карта хода урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Организационный
момент
Проверка готовности к уроку
Здравствуйте, ребята!
Кто из вас любит…
У кого…
Психологический настрой
учащихся на урок.
Работа с эмоциональными
сигналам.
Личностные УУД:
Внимание
Уважение к окружающим
Эмоциональный настрой на урок
Откройте тетради, запишите
сегодняшнюю дату.
Записывают в тетрадь
На доске:
Без грамматик.. не изучишь и
математик…
Как вы понимаете смысл этой
пословицы?
Что нужно знать, чтобы правильно
написать окончания существительных в
этой пословице?
Формулируют значение пословицы
Вставляют пропущенные буквы,
объясняют написание окончаний
существительных
Актуализация
знаний
(на основе
изученной темы)
Давайте вспомним, о чем мы с вами
говорили на предыдущих уроках, в
форме опорных схем:
И.п.
Р.п.
Д. п.
Отвечают на вопросы
Заполняют схему (двое у доски)
Коммуникативные УУД:
1.Владеть монологической и диалогической речью.
2.Адекватно использовать речевые средства для
решения задач.
Личностные УУД: 1.Самоконтроль
Познавательные УУД:
1.Проверка изученного.
2. Умение систематизировать знания.
В.п.
Т. п.
П.п.
ЧАСТИ речи
I.
II.
III.
Постановка
проблемы урока
Ребята, мы с вами продолжаем работу
по изучению имени существительного.
Формулирование
темы урока,
планирование
деятельности
А теперь посмотрите на доску.
Какой частью речи являются данные
слова? На какие 3 группы можно их
распределить?
Доч.., яг..да, з..мля, ст..кан,
к..лендарь, со..нце, ст..на, зм..я,
обл..ко, дич...
Проверка
Имена существительные.
Распределяют слова по группам.
Регулятивные УУД:
1.Высказывать предположения на основе
наблюдений;
2. Формулировать тему урока, проблему;
3. Самостоятельно планировать деятельность.
Познавательные УУД:
1.Анализировать информацию, выявлять главное,
систематизировать.
2. Работать с орфограммами. Коммуникативные УУД:
1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим
мнением и высказывать свое.
Может быть, вы уже догадались о
теме нашего сегодняшнего урока?
Да, вы правы, запишите тему урока
Определение цели урока
Записывают дату и тему урока
Три склонения имён
существительных
А каковы будут цели нашего урока?
Цели:
А для чего нужно знать, к какому
склонению относится
существительное?
1)Вспомнить, как определяются
склонения существительных.
2) Научиться определять склонение
существительных.
Отвечают на вопросы, получают
жетоны
Построение
проекта выхода из
затруднения и
реализация
Работа в группах
Ребята, вы смогли правильно
распределить имена существительные.
Я предлагаю в сказочной форме
объяснить, как существительные на 3
склонения поделились. Есть желающие
это сделать? Можно использовать
диалог, вводить сказочных героев.
Какие сказочные зачины вам
известны?
Прочитайте, что у вас получилось.
Проверьте себя, верно ли вы
распределили.
«Жилибыли…», «В некотором
царстве, в некотором
государстве…» и т.д.
Придумывают лингвистическую
сказку (по желанию)
Познавательные УУД:
1.Выделять главное, извлекать информацию;
2.Анализировать, сравнивать, устанавливать
закономерности;
3. Преобразовывать информацию из одной формы в
другую.
Коммуникативные УУД:
1.Строить связанное монологическое высказывание
в учебнонаучном стиле.
2. Договариваясь, проектировать в группе учебную
деятельность. Работа с учебником.
Чтение сказок.
Откройте, пожалуйста, страницу 62 –
63 учебника и прочитайте
теоретический материал. Напоминаю:
«!» знал, «+» новое, «?» вызывает
вопрос, «» думал иначе.
Читают правило на стр.62 63 и
отвечают на вопросы.
3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и
представлять их в устной и письменной форме.
4. Слушать и слышать других, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
1.Искать пути решения проблемы.
Физкультминутка
Проверка:
Что вы знали?
Что для вас новое?
Какой вопрос возник при чтении
теории?
Молодцы, ребята! Вы хорошо
поработали, пришло время отдохнуть и
заодно проверить, как вы усвоили
материал.
Лингвистическая разминка.
Я называю существительное, если
1 скл. – поднимается первый ряд и
поднимает руки вверх.
2 скл. – поднимается второй ряд и
поднимает руки вверх.
3 скл. поднимается третий ряд и
поднимает руки вверх.
1 скл. река, дедушка, деревня.
Выполняют гимнастику.
Познавательные УУД:
1.Проверка знаний и умений.
Личностные УУД:
1.Снять напряжение и утомление на уроке. 2 скл. – дом, облако, море.
3 скл. – ночь, степь, мышь.
Первичное
закрепление
изученного с
проговариванием
во внешней речи, с
самопроверкой по
эталону
Работа в парах. Взаимопроверка.
Выполняют задание в парах.
Познавательные УУД:
Задание: Выпишите существительные,
распределяя их в 3 столбика по типам
склонений.
Составление алгоритма:
1.Поставить в начальную форму
(И.п., ед.ч.).
Но чтобы выполнить данное задание,
мы должны с вами составить алгоритм.
2.Определить род.
Составление алгоритма
3.Выделить окончание.
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой
информации, понимать основную.
2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать
выводы.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в
другую.
Три поросенка, п..сать мелом на
д..ске, уг..стить к..нфетой,
любоваться новой книгой, п..строить
ш..лаш(?), пок..рмить мыш(?), много
туч(?).
Проверка, проговаривание слов
согласно алгоритму.
Оцените работу своего товарища на
листах самооценки по пятибалльной
системе.
Наблюдение и сравнение
Изучение склонений имен
существительных играют важную роль.
В задании вы увидели орфограммы.
Какие? От чего зависит правописание Ь
4.По роду и окончанию определить
склонение.
Коммуникативные УУД:
1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе
учебной деятельности и речевой практики.
2.Слышать и слушать других, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять
контроль.
Оценивают работу товарища.
«Ь после шипящих на конце
слова»
Пишется Ь:
У сущ. 3 склонения.
Не пишется Ь:
У сущ. 1 и 2 склонения
У сущ. в Р.п. мн.ч. у имен существительных?
Сформулируйте правила и приведите
примеры из выполненного задания.
Промежуточный
контроль
Тест «Третий лишний»
Выполняют задание.
Познавательные УУД:
1.День, тень, пень.
2.Стена, доска, ложь.
Самопроверка.
1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать
выводы; 3.Камыш, тишь, мышь.
4. Озеро, яблоня, дерево
2. Проверка знаний и умений.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельная
работа
Самостоятельная работа.
Каждый самостоятельно работает.
1.Осуществлять самоконтроль.
На партах лежат карточки с заданием.
Самооценка.
1 (базовый уровень)
Определите склонение, раскройте
скобки и выделите окончание.
Товарищ(?), крыша, карандаш(?),
доч(?), ведро, окно, трава, ноч(?),
яблоня, малыш(?), камень, счастье,
радость, много задач(?), возле
училищ(?)
2 (повышенный уровень)
Определите склонение, падеж,
выделите окончание у имён
существительных. Вставьте
пропущенные буквы.
Лунные ноч(?) коротки. Скоро
первые лучи со...нца заглянули в
палатку и разбудили меня. Мой
товарищ(?) забрался под плащ(?) и
крепко спал. Я взял мяч(?) и вышел
из дома. Поглядел на шалаш(?), где
спал сторож(?). Я пош…л на
реч(?)ку. На берегу от ветра шуршал
камыш(?). Итог урока.
Рефлексия
Проверка.
Молодцы, а теперь оцените свою
работу в «Оценочных листах» по
пятибалльной шкале.
Итак, подведем итог нашей работы.
Какую цель ставили на урок?
Добились мы поставленной цели?
На доске или слайде:
Сегодня на уроке я научился…
Какие трудности встретились?
Своей работой на уроке я …
Оцените свою работу на уроке.
Прокомментируйте.
Учитель выставляет отметки за
конкретные виды работы отдельным
ученикам на основе их самооценки.
Сдайте, пожалуйста, оценочные
листы.
Регулятивные УУД:
Повторить склонения имен
существительных.
1.Соотносить цели и результаты своей
деятельности.
Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу в
«Оценочных листах» и сдают на
проверку учителю.
2. Определяют степень успешности работы
согласно критериям.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе
учебной деятельности и речевой практики.
2. Слышать и слушать других, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
3. Строить связанное монологическое высказывание
Познавательные УУД:
1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать
выводы.
Домашнее задание
Домашнее задание дается на выбор
Записывают домашнее задание.
Регулятивные УУД:
Упр. 519 или 520 (на выбор
письменно), упр. 518 (подготовиться
к диктанту)
1.Соотносить цели и результаты своей
деятельности.
2. Планировать тему, проблему следующего урока.
Технологическая карта урока по русскому языку "Три склонения имени существительного" в 5 классе
Технологическая карта урока по русскому языку "Три склонения имени существительного" в 5 классе
Технологическая карта урока по русскому языку "Три склонения имени существительного" в 5 классе
Технологическая карта урока по русскому языку "Три склонения имени существительного" в 5 классе
Технологическая карта урока по русскому языку "Три склонения имени существительного" в 5 классе
Технологическая карта урока по русскому языку "Три склонения имени существительного" в 5 классе
Технологическая карта урока по русскому языку "Три склонения имени существительного" в 5 классе
Технологическая карта урока по русскому языку "Три склонения имени существительного" в 5 классе
Технологическая карта урока по русскому языку "Три склонения имени существительного" в 5 классе
Технологическая карта урока по русскому языку "Три склонения имени существительного" в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.