Технологическая карта урока по теме «Аминокислоты» ( 10 класс, химия)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
10 кл
06.11.2017
Урок «Аминокислоты носит исследовательский характер. Неотъемлемой частью данного урока является выполнение лабораторного практикума, на который ложится основная нагрузка по освоению навыков исследовательской работы на уроках химии. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками, как ответ на проблемный вопрос.Данная разработка поэтапно показывает проведение урока по теме "Аминокислоты", сопровождается презентацией и инструкционными картами для проведения эксперимента
Технологическая карта урока.docx
Технологическая карта урока
по теме «Аминокислоты»
Фамилия, имя, отчество Гладких Л.Г.
Образовательное учреждение МБОУ «Лицей №3»
Предмет химия
УМК Н.Е.Кузнецова
Тема урока Аминокислоты
Класс 10
Тип урока Изучение нового материала
Цель: создать условия для развития универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения свойств изначения аминокислот через
организацию проблемноисследовательской деятельности на уроке, приобрести знания об аминокислотах как органических амфотерных
соединениях
Образовательные: научить определять принадлежность кислот к определенному классу органических соединений, составлять
структурные формулы по названиям кислот и называть кислоты по структурным формулам; составлять уравнения реакций, характеризующих
химические свойства аминоуксусной кислоты, использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Развивающие: развивать умения и навыки учащихся называть вещества по международной номенклатуре, писать структурные формулы,
уравнения химических реакций.
Воспитательные: прививать интерес к исследовательской работе, развивать самостоятельность суждений, стремление к сотрудничеству,
умение быстро и точно организовать свой учебный труд, работать с книгой, анализировать свои способности.
УДД: Личностные: связь изучаемого материала с жизнью позволяет сделать учение осмысленным, осознать значимость решения учебных задач,
увязывая их с реальными жизненными ситуациями.
Регулятивные: целеполагание, планирование путей достижение целей, построение логического рассуждения, установление причинно
следственных связей, сопоставление результатов.
Коммуникативные: учебное сотрудничество в поиске и сборе информации, коррекция своей деятельности, оценка действий партнера,
общение в монологической и диалогической формах.
Познавательные: осуществление информационного поиска, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении и свойствах, структурирование знаний, использование знаковосимволических средств для решения поставленных задач.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать химическую символику;
Уметь называть аминоуксусную и другие кислоты по международной и тривиальной номенклатуре; характеризовать связь между
составом, строением и свойствами кислот; составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислоты; использовать
приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Личностные: развитие личности ученика в процессе формирования предметных знаний и умений
Метапредметные: овладение учащимися способами деятельности: наблюдение, исследование, формулировка деятельности
Основные понятия: карбоксильная группа, аминогруппа, аминокислоты
Межпредметные связи: биология, ОБЖ
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Оборудование: растворы глицина, гидроксида натрия, кислот,растворы индикаторов, предметное стекло– на столах учеников
Ход урока. Дидактическая
структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1 этап.
Организационный
момент.
Мотивационный
момент.
Подготовка учащихся
к работе на занятии.
Обеспечение
мотивации и включение
в
учащихся
деятельность
на
личностно значимом
уровне.
Целевая установка.
Приветствие учащихся, проверка их
готовности к уроку.
Приветствие учителя.
Предприимчивые японцы давно заметили, что
добавление в пищу приправы из сушеных
водорослей усиливает ее к вкус и аромат. В
1909г. Японский ученый К. Икеда выяснил,
что причина такого действия приправы
кроется в содержащихся в водорослях
глутаминовой кислоте и ее солях. К.Икеда
запатентовал свое открытие. И теперь во всем
мире в качестве пищевых добавок,
усиливающих вкус и аромат продуктов,
используют глутаминовую кислоту ( Е620 ).
Глутамат натрия (Е621).
Предлагает ответить на вопросы
Как тема урока с изученными ранее классами
веществ?
Мы состоим из них, они для нас необходимы!
Они участвуют в синтезе мышечного белка, а
также оказывают воздействие на различные
процессы. Они полезны всем, кто ведёт
активный образ жизни, полезны во время диет
с ограничениями в питании.
Окаких веществах пойдет речь на уроке?
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы
слышите словосочетание «аминокислоты»?
Что знаете об АК из уроков биологии?
Что нового ожидаете узнать?
Слушают вопросы преподавателя.
Отвечают на вопросы преподавателя
высказывают свои предположения.
Записывают число и тему урока в
рабочей тетради.
Личностные: формирование
внутренней позиции
обучающегося на
положительное отношение к
труду.
Познавательные: понимать
заданный вопрос,
анализировать и обобщать
информацию.
Коммуникативные
умение слушать и понимать
речь других, выражать свои
мысли, владеть
диалогической формой речи,
строить понятные для
собеседника речевые
высказывания
Регулятивные
умение осуществлять
целеполагание, умение
самостоятельно
формулировать для себя
задачи в соответствии с
целью учебной деятельности. 2 этап. Актуализация
знаний.
Предлагает ответить на вопрос:
«Какова цель нашего урока?»
Редактирует и озвучивает цель урока.
Организует деятельность по ответам на
вопросы, связанные с аминокислотами
Организует деятельность по актуализации
понятий:
Аминогруппа
Карбоксильная группа
Функциональная группа карбоновых кислот
Функциональная группа аминов
Свойства карбоновых кислот
Формулируют цель урока.
Слушают вопросы учителя, во
фронтальном режиме отвечают на
вопросы учителя, контролируют
правильность ответов учащихся.
Познавательные:
Давать определение
понятиям, обобщать
понятия; осуществлять
сравнение и классификацию;
строить логические
рассуждения, устанавливать
причинноследственные
связи.
Регулятивные
Слушать в соответствии с
целевой установкой;
дополнять, уточнять ответы
одноклассников по существу
поставленного задания.
3 этап. Изучение
нового материала.
1. Организует изучение нового материала
(первичное усвоение новых знаний)
Объяснение темы происходит с применением
презентации объяснение по презентации.
Определить атомы каких элементов входят в
состав молекул АК, и последовательность их
соединения; вспомнить строение аминов и
карбоновых кислот.
Обосновывают выбор общего
решения или несогласия с мнением
других.
Регулятивные
Умение определять
собственные возможности
решения учебной задачи. Какой вид имеет функциональная группа
отвечающая за принадлежность веществ к
классу карбоновых кислот в органической
химии?
Организует деятельность по овладению
навыков смыслового чтения.
Номенклатура. Изомерия. Физические
свойства АК.
Учитывая особенности состава и строения
аминокислот, попытайтесь охарактеризовать
их кислотноосновные свойства.
Предложите химические реакции с помощью
которых можно доказать :
А) кислотный характер АК;
Б) основный характер АК;
Организует выполнение лабораторного
опыта.
Работа в парах по инструкции (организует
реализацию деятельности пар).
Учитель организует закрепление знаний по
данному пункту плана.
Дают определение АК.
Используют в учебных целях
информацию из текста.
Выполняют опыты, соблюдая
правила ТБ.
Составляют уравнения конкретных
химических реакций.
Делают вывод:
Аминокислоты, как
бифункциональные органические
соединения, вступают во все
химические реакции карбоновых
кислот и аминов, кроме этого, они
обладают и специфическими
свойствами, обусловленными
взаимным влиянием
функциональных групп в одной
Познавательные:
умение определять причинно
следственные связи.
Умение определять понятие.
: умение
Познавательные
проводить опыты, создавать,
применять и
преобразовывать знаки и
символы для решения
учебных и познавательных
задач. Реакция внутренней нейтрализации
Взаимная внутренняя нейтрализация
происходит только в молекуле тех
аминокислот, которые имеют в своем составе
одинаковое число аминогрупп и
карбоксильных групп. При этом
карбоксильная группа аминокислоты
отщепляет ион водорода, который затем
присоединяется к аминогруппе той же
молекулы по месту неподеленной
электронной пары азота.
Растворы всех ли АК будут иметь
нейтральную среду?
Работа по заданию: определите характер
среды в водных растворах АК
Зная структурную формулу аминокислот ,
подумайте , могут ли они соединяться друг с
другом ? Если да, то каким образом?
Важнейшим свойством аминокислот
является их способность вступать в
реакцию поликонденсации друг с
Коммуникативные: умение
распределять функции и
роли в
совместной деятельности,
осуществлять взаимный
контроль в совместной
работе.
молекуле
Ответы учащихся
Учащиеся
проделывают
лабораторный опыт и делают вывод:
среда растворов кислот зависит от
состава кислоты:
а) если число аминогрупп равно
числу карбоксильных групп, среда
раствора – нейтральная;
б) если число аминогрупп больше
числа карбоксильных групп, среда
раствора – щелочная;
в) если число аминогрупп меньше
числа карбоксильных групп, среда
раствора – кислая.
в
Записывают
тетрадях:
взаимодействие молекул АК друг с
другом.
Составляют схему образования
пептидов. другом.
4 этап. Закрепление
материала.
Организует закрепление нового материала
(первичную проверку понимания)
5 этап. Рефлексия
урока.
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Что вам было не понятно?
Регулятивные
Осуществлять само и
взаимоконтроль
Коммуникативные
продуктивно
взаимодействовать с
учителем и
одноклассниками.
Личностные:
адекватно понимать границы
собственного знания и
«незнания».
Регулятивные
умения определять причины
затруднений, анализировать
допущенные ошибки.
«Логическая цепочка»
Напишите уравнения реакций,
соответствующие следующей схеме
и укажите условия реакции:
СН3 – СН2 – СООН
– СООН
СООН дипептид
→ ClСН2 – СН2
→ NH2 СН2 – СН2 –
→
Определяют степень соответствия
поставленной цели и результатов
деятельности:
отмечают наиболее трудные и
наиболее понравившиеся эпизоды
высказывают оценочные
урока,
суждения.
Определяют степень
своего продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы,
интересные вопросы
одноклассников, участников
группы. Могут отметить
продуктивную работу группы
Задание на дом.
значение имеют
Какое практическое
аминокислоты?
поиск
информации в сети Интернет по значению
аминокислот.
Осуществить
Выполнить творческое задание в
программе «MS Power Point» по теме:
«Применение и биологическая функция
аминокислот» (по желанию).
Технологическая карта урока по теме «Аминокислоты» ( 10 класс, химия)
Технологическая карта урока по теме «Аминокислоты» ( 10 класс, химия)
Технологическая карта урока по теме «Аминокислоты» ( 10 класс, химия)
Технологическая карта урока по теме «Аминокислоты» ( 10 класс, химия)
Технологическая карта урока по теме «Аминокислоты» ( 10 класс, химия)
Технологическая карта урока по теме «Аминокислоты» ( 10 класс, химия)
Технологическая карта урока по теме «Аминокислоты» ( 10 класс, химия)
Технологическая карта урока по теме «Аминокислоты» ( 10 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.