Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология +1
8 кл
16.01.2019
Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)
Материал разработан для проведения урока в восьмом классе. В нем идет речь о строении клетки, а так же рассмотрено ее деление. Направлено на изучение внутреннего строения клетки. Этот урок проводится в комплекте с презентацией. В материале подробно рассмотрены этапы урока.
открытый урок органоиды клетки 8 кл..doc
Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний. Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Органоиды клетки. Деление клетки.» Цель урока: сформировать знания о особенности клеточного строения организма, структуры, функции, делении клетки. Задачи урока: личностного характера: ­ познавательного интереса; ­ ­ Выстраивание у учащихся позитивного отношения к процессу обучения в целом, к содержанию конкретного урока, через поддержание у них  Наполнение учебного процесса внутренними смыслами, мотивами и определение роли учащихся на уроке; Формирование самооценки у школьников. Метапредметные задачи: ­ Формирование УУД метапредметного характера: ­ Регулятивные УУД: развитие умений ставить цели и задачи на уроке; планировать процесс реализации поставленных задач; развитие умений  организовывать процесс оценивания и контроля результатов учебной деятельности. ­ Познавательные УУД: продолжить развитие таких познавательных процессов как обобщение, классификация, сравнение, установление  причинно­следственных связей; развитие умений работать с текстом, выделять текстовые смыслы. ­ Коммуникативные УУД: продолжить развитие умений слушать, грамотно строить речь, формулировать понятия, аргументировать свою  позицию в решении учебных проблем, сотрудничать в групповой форме работы, проявлять толерантность в процессе диалога. Предметные задачи: ­ сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная  мембраны, ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы);  ­ сформировать представление о том, что клетка – главный структурный и функциональный элемент организма;  ­ продолжить формировать умения распознавать структурные компоненты животной клетки в таблицах и т.д.  Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация: «Органоиды клетки», учебник, раздаточный материал. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1 Организационный  момент (2­4 мин) Приветствует учащихся. ­ Проверяет подготовленность  к учебному занятию, создаёт  Стоя приветствуют учителя. Настраиваются на восприятие  материала урока. Формируемые  УУД Личностные:  самоопределение,  смыслообразование, 2 Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии (5 — 7 мин) исходную мотивацию на  процесс обучения через эмоциональный настрой,  создание ситуации успеха, ­ Организует внимание и  создаёт перспективно­ побуждающую мотивацию,  объясняя, что ожидает  учащихся на уроке. ­  Организует фронтальную  проверку освоения основных  понятий по теме клетка, с  помощью ответов на вопросы на экране: 1. Как вы понимаете  выражение: «Клетка – это  наименьшая, структурная и  функциональная единица  живого»? 2. Назовите органические и  неорганические соединения  входящие в состав клетки? 3. Слоги спешили на урок и  перепутались. Поставьте их  на места, и какое они имеют  значение для клетки?      Мы­со­мо­хро. 4. Сколько хромосом  содержат обыкновенная  клетка тела и половая  клетка  человека? ­  Предлагает учащимся  вспомнить определение  понятия Клетка.  Кл тка — структурно­ функциональная  элементарная единица  строения и  ее мотивация на учебную  деятельность Личностные:  самоопределение смыслообразование,  мотивация. Познавательные: умение  обобщать,  классифицировать,  сравнивать, устанавливать причинно­следственные  связи. Коммуникативные:  умение слушать, собеседника, умение  выстраивать вербально  свои мысли, проявлять  толерантность в процессе  диалога. Отвечают на вопросы учителя. 1.Все органы и все ткани состоят из клеток 2.Неорганические: вода, минеральные соли. Органические:  белки, жиры и углеводы. 3.Хромосомынесут наследственную информации ДНК 4.46 хромосом содержит обыкновенная клетка и 26  половая клетка. ­ Участвуют в коррекции ответов одноклассников. ­ Понимают, что не могут справиться с ситуацией, тем самым фиксируя затруднение. Отмечают особенности клеточного строения организма,  структуры, функции, делении клетки.  Характеризуют основные органоиды клетки. Записывают в рабочих тетрадях тему 3 Целеполагание и  построение плана  реализации  поставленной цели  (4 — 5 мин) 4 Изучение нового  материала жизнедеятельности всех  организмов (кроме вирусов). ­ А как вы думаете что мы  узнаем сегодня на уроке?  ­ Чему мы научимся?  ­ Организует процесс  целеполагания. ­ Организует беседу с  учащимися по построению  плана реализации поставленной  цели урока. Постановка  вопросов, обеспечение  готовности к усвоению нового  материала. Создает условия   для выявления «Чего мы ещё не знаем?» ­ Проводит коррекцию ответов. ­ Слушает предположения  учащихся. ­ Ведёт эвристическую беседу  по решению проблемы. ­ Подводит учащихся к  пониманию того, что их знаний  не хватает для решения  учебной проблемы. Учитель  объявляет тему урока  «Органоиды клетки. Деление  клетки», просит записать в  тетрадь. Рассказ педагога.  Все части и органы тела  человека построены из клеток.  Клетки обладают следующими  свойствами: они растут,  размножаются, участвуют в  обмене веществ, активно  реагируют на раздражение,  обладают способностью к  Включаются в процесс целеполагания. ­ Проговаривают шаги по реализации поставленной цели  урока. ­ Включаются в беседу Отвечают на вопросы учителя. Слушают, выполняют необходимые задания. Личностные:  смыслообразование,  познавательный интерес.  Регулятивные: умение  ставить цели и задачи на  уроке; планировать  процесс реализации  поставленных задач.  Познавательные:  установление причинно­ следственных связей,  обобщение.  Коммуникативные:  умение слушать, грамотно строить речь. Личностные:  самоопределение,  ценностное отношение к  знанию, познавательный  интерес.  Познавательные:  обобщение, установление  причинно­следственных  связей, логика изложения материала.  Коммуникативные:  умение слушать, грамотно строить речь,  аргументировать свою  позицию в решение  учебной проблемы,  проявлять толерантность  в процессе диалога,  отстаивание своей  позиции. регенерации и передаче  наследственной информации.  Все клетки разнообразны по  форме и размеру. Форма и  размеры клеток зависят от их  функции.  Так, например, существуют  клетки, имеющие форму  двояковогнутого диска  (эритроцит), или длинного  волокна (нервная клетка). По  форме выделяют клетки: ­ с отростками ­ веретенообразные ­ круглые  ­ плоские.  Размеры клеток тела человека  варьируются от 2–7 мкм (у  тромбоцитов) до гигантских  размеров (до 140 мкм у  яйцеклетки).  Несмотря на такое  разнообразие все клетки тела  человека имеют единый план  строения. Основные части  клетки: ядро, цитоплазма и  клеточная мембрана.   Давайте более подробно  рассмотрим органоиды клетки  человека.  Ограничивает клетку от  окружающей среды клеточная  мембрана. Мембрана служит  защитной оболочкой клетки и  активно участвует в регуляции  обмена веществ между клеткой  и окружающей средой, а также  осуществляет связь с другими клетками.  Ядро – важная часть клетки,  оно содержит наследственную  информацию клетки.  Цитоплазма  заполняет  большую часть клетки.  Цитоплазма состоит из двух  частей: жидкой части –  гиалоплазмы (основное  вещество цитоплазмы) и  органоиды. Предложить учащимся самим  сформулировать определение  органоидов. Органоиды – постоянные  структуры клетки,  выполняющие определенные  функции. Задание 1: 1. Предложить учащимся найти  в учебнике и записать строение  и функции органоидов клетки. Учитель организует  коллективную проверку  задания №1 на экране. 5 Этап первичного  закрепления  новых знаний (4  — 5 мин) Находят в учебнике функции и строение органоидов клетки и заполняют таблицу в тетради.  Заполняют таблицу «Органоиды клетки» (работа с  учебником – стр.41­44) Органоид Функции  Эндоплазматическая сеть Особенности  строения  Сеть канальцев,  ёмкостей,  полостей ­ Ведёт наблюдение за работой  учащихся, помогает,  направляет Рибосомы  Аппарат Гольджи Самые  маленькие  органоиды  округлой формы  Трубочки и  цистерны(стопка плоских цистерн) Личностные:  смыслообразование.  Регулятивные: оценивание и коррекция результатов. Познавательные:  обобщение,  классификация,  сравнение, установление  причинно­следственных  связей; Коммуникативные:  умение слушать, грамотно строить речь,  аргументировал свою  позицию в решение  учебной проблемы,  проявлять толерантность  в процессе беседы и  диалога. Транспортная  (перемещение  синтезируемых  в­в в клетке) Образование  (биосинтез)   белка Накопление и  транспортировка веществ.  Формирование  лизосом. Митохондрии  Лизосомы  Клеточный центр Состоит из двух  мембран,  внутренняя  образует складки Округлые тельца (пузырьки),  содержащие  ферменты. Цилиндрической  формы  центриоли Биологическое  окисление  в­в.  Образование  энергии (АТФ) Расщепление  веществ.  Разрушение  структуры к­ки. Клеточное  деление Коллективно проверяют ответы таблицы с ответами на  экране. Напротив правильного ответа ставят плюсик. Работают с учебными текстами. ­ Зарисовывают этапы деления клетки. Оформляют  полученные результаты в рабочих тетрадях. ­ Делают вывод о делении клетки. Личностные:  смыслообразование,  познавательный интерес.  Познавательные:  сравнение, установлен  причинно­следственных  связей; работа ( текстом,  выделение текстовых  смыслов,  Коммуникативные:  умение слушать, грамотно строить речь,  аргументировать свою  позицию в решение  учебной проблемы,  сотрудничать в групповой  работе, проявлять  толерантность в процессе  беседы и диалога. 6 Изучение нового  материала Изучение деления к­ки.  (Рассказ с использованием  рисунка на слайде +) Деление — воспроизведение  дочерних клеток из  материнской. Лежит в основе  регенерации тканей и органов, а также размножения и развития  организмов. Перед делением ядро разбухает и увеличивается в размерах.  Хромосомы скручиваются в  спираль и становятся  различимыми в оптический  микроскоп. Ядерная оболочка  исчезает. Органоиды  клеточного центра расходятся  к противоположным полюсам  клетки, а между ними  формируется «веретено»  деления. В следующей фазе  деления хромосомы  выстраиваются по экватору  клетки. Парные молекулы ДНК каждой хромосомы  связываются с  соответствующими  центриолями: одна молекула с  одной центриолью, а ее двойник — с другой. Вскоре молекулы  ДНК начинают расходиться,  каждая к своему полюсу.  Образуются два новых набора,  состоящие из одинаковых  хромосом и одинаковых генов.  Хромосомы дочерних клеток  образуют клубки. Вокруг них  синтезируется ядерная  оболочка. Скрученные ранее в  спираль хромосомы полностью  раскручиваются и перестают  быть видимыми. После  формирования ядра  происходит деление  органоидов, Клеточная  мембрана впячивается внутрь  клетки и цитоплазма клетки  делится путем перетяжки.  Образуются две дочерние  клетки. ­ Организует самостоятельную  работу учащихся письменно. ­ Организует самостоятельную  проверку выполненного задания сравнивания его с правильными ответами на экране с  последующей коррекцией. 7 Этап самостоятельной  работы по  образцу (3 — 5 мин) ­ Выполняют письменно задание. ­ Проверяют правильность выполненного задания, сравнивая  результаты с образцом. ­ Оценивают свою работу. Личностные:  познавательный интерес,  позитивное отношение к  учебной деятельности. Регулятивные:  самооценивание,  самоконтроль,  самокоррекция.  Познавательные:  обобщение,  классификация,  сравнение, установление 8 Этап включения  полученных знаний  в систему уже  имеющихся (5 — 7 мин) 9 Итоги урока. Рефлексия. (2­5 мин) Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего  класса. Отвечают на вопросы. Проверяют друг у друга ответы. Ставят отметки. Ответы :  1. Клеточная мембрана защищает клетку от окружающей  среды и обеспечивает избирательную проницаемость веществ  в клетку 2. Эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи участвуют  в транспорте веществ в пределах клетки, а клеточная  мембрана осуществляет перенос веществ внутрь и наружу 3. Митохондрии за счет окисления органических веществ  синтезируют молекулы АТФ, в которых накапливается  необходимая клетке энергия 4. Растворение отработанных веществ и частей клетки.  У животных с метаморфозом лизосомы участвуют в редукции отдельных органов, например хвоста у головастиков.  В случае длительного голодания разрушают все органоиды,  кроме ядра, для поддержания жизни организма 5. Через клеточные мембраны соседних клеток,  цитоплазматические мостики и межклеточное вещество Заполняют карту. Проводят самооценку. Включаются в процесс рефлексии. ­ Прощаются с учителем. ­ Создаёт ситуацию успеха  через позитивную оценку  деятельности учащихся и  авансирование их  интеллектуальных  возможностей. ­ Подводит учащихся к выводу  о значимости полученных  знаний об органоидах клетки и  ее делении. ­ Выдает карту с тестом 1. Какая часть клетки  выполняет защитную функцию? 2. Чем представлена  транспортная система клетки? 3. Какие органоиды и каким  образом обеспечивают клетку  энергией для осуществления  ее жизненных функций? 4. В чем состоит функция  лизосом? 5. Как осуществляется  взаимодействие клеток друг  с другом и органоидов внутри  клетки? Критерии оценивания – «5» ­ ни одной ошибки, «4» ­ 1 ошибка,  «3» ­ 2 ошибки, «2» ­ 4­5  ошибок ­ Оценивает работу учащихся. ­ Включает учащихся в процесс  рефлексии (устно) по форме  «закончи предложение». «У меня больше всего  получилось.... Мне предстоит  поработать над … причинно­следственных  связей; Личностные: позитивное  отношение к знанию и  процессу обучения.  Регулятивные: оценивание и контроль, результатов,  рефлексия. Сегодня на уроке меня  удивило... На уроке мне было...  В процессе работы в группе я  чувствовал...». ­ Прощается с  учащимися.

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)

Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2019