Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология +1
8 кл
16.01.2019
Материал разработан для проведения урока в восьмом классе. В нем идет речь о строении клетки, а так же рассмотрено ее деление. Направлено на изучение внутреннего строения клетки. Этот урок проводится в комплекте с презентацией. В материале подробно рассмотрены этапы урока.
открытый урок органоиды клетки 8 кл..doc
Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний.
Технологическая карта урока биологии в 8 классе.
Тема урока «Органоиды клетки. Деление клетки.»
Цель урока: сформировать знания о особенности клеточного строения организма, структуры, функции, делении клетки.
Задачи урока:
личностного характера:
познавательного интереса;
Выстраивание у учащихся позитивного отношения к процессу обучения в целом, к содержанию конкретного урока, через поддержание у них
Наполнение учебного процесса внутренними смыслами, мотивами и определение роли учащихся на уроке;
Формирование самооценки у школьников.
Метапредметные задачи:
Формирование УУД метапредметного характера:
Регулятивные УУД: развитие умений ставить цели и задачи на уроке; планировать процесс реализации поставленных задач; развитие умений
организовывать процесс оценивания и контроля результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД: продолжить развитие таких познавательных процессов как обобщение, классификация, сравнение, установление
причинноследственных связей; развитие умений работать с текстом, выделять текстовые смыслы.
Коммуникативные УУД: продолжить развитие умений слушать, грамотно строить речь, формулировать понятия, аргументировать свою
позицию в решении учебных проблем, сотрудничать в групповой форме работы, проявлять толерантность в процессе диалога.
Предметные задачи:
сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная
мембраны, ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы);
сформировать представление о том, что клетка – главный структурный и функциональный элемент организма;
продолжить формировать умения распознавать структурные компоненты животной клетки в таблицах и т.д.
Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация: «Органоиды клетки», учебник, раздаточный материал.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1 Организационный
момент (24 мин)
Приветствует учащихся.
Проверяет подготовленность
к учебному занятию, создаёт
Стоя приветствуют учителя. Настраиваются на восприятие
материала урока.
Формируемые
УУД
Личностные:
самоопределение,
смыслообразование, 2 Этап
актуализации
знаний и
фиксирование
затруднений в
пробном учебном
действии
(5 — 7 мин)
исходную мотивацию на
процесс обучения через
эмоциональный настрой,
создание ситуации успеха,
Организует внимание и
создаёт перспективно
побуждающую мотивацию,
объясняя, что ожидает
учащихся на уроке.
Организует фронтальную
проверку освоения основных
понятий по теме клетка, с
помощью ответов на вопросы на
экране:
1. Как вы понимаете
выражение: «Клетка – это
наименьшая, структурная и
функциональная единица
живого»?
2. Назовите органические и
неорганические соединения
входящие в состав клетки?
3. Слоги спешили на урок и
перепутались. Поставьте их
на места, и какое они имеют
значение для клетки?
Мысомохро.
4. Сколько хромосом
содержат обыкновенная
клетка тела и половая
клетка человека?
Предлагает учащимся
вспомнить определение
понятия Клетка.
Кл тка — структурно
функциональная
элементарная единица
строения и
ее
мотивация на учебную
деятельность
Личностные:
самоопределение
смыслообразование,
мотивация.
Познавательные: умение
обобщать,
классифицировать,
сравнивать, устанавливать
причинноследственные
связи.
Коммуникативные:
умение слушать,
собеседника, умение
выстраивать вербально
свои мысли, проявлять
толерантность в процессе
диалога.
Отвечают на вопросы учителя.
1.Все органы и все ткани состоят из клеток
2.Неорганические: вода, минеральные соли. Органические:
белки, жиры и углеводы.
3.Хромосомынесут наследственную информации ДНК
4.46 хромосом содержит обыкновенная клетка и 26
половая клетка.
Участвуют в коррекции ответов
одноклассников.
Понимают, что не могут справиться с ситуацией, тем самым
фиксируя затруднение.
Отмечают особенности клеточного строения организма,
структуры, функции, делении клетки.
Характеризуют основные органоиды клетки.
Записывают в рабочих тетрадях тему 3 Целеполагание и
построение плана
реализации
поставленной цели
(4 — 5 мин)
4 Изучение нового
материала
жизнедеятельности всех
организмов (кроме вирусов).
А как вы думаете что мы
узнаем сегодня на уроке?
Чему мы научимся?
Организует процесс
целеполагания.
Организует беседу с
учащимися по построению
плана реализации поставленной
цели урока. Постановка
вопросов, обеспечение
готовности к усвоению нового
материала. Создает условия
для выявления «Чего мы ещё не
знаем?»
Проводит коррекцию ответов.
Слушает предположения
учащихся.
Ведёт эвристическую беседу
по решению проблемы.
Подводит учащихся к
пониманию того, что их знаний
не хватает для решения
учебной проблемы. Учитель
объявляет тему урока
«Органоиды клетки. Деление
клетки», просит записать в
тетрадь.
Рассказ педагога.
Все части и органы тела
человека построены из клеток.
Клетки обладают следующими
свойствами: они растут,
размножаются, участвуют в
обмене веществ, активно
реагируют на раздражение,
обладают способностью к
Включаются в процесс целеполагания.
Проговаривают шаги по реализации поставленной цели
урока.
Включаются в беседу
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают, выполняют необходимые задания.
Личностные:
смыслообразование,
познавательный интерес.
Регулятивные: умение
ставить цели и задачи на
уроке; планировать
процесс реализации
поставленных задач.
Познавательные:
установление причинно
следственных связей,
обобщение.
Коммуникативные:
умение слушать, грамотно
строить речь.
Личностные:
самоопределение,
ценностное отношение к
знанию, познавательный
интерес.
Познавательные:
обобщение, установление
причинноследственных
связей, логика изложения материала.
Коммуникативные:
умение слушать, грамотно
строить речь,
аргументировать свою
позицию в решение
учебной проблемы,
проявлять толерантность
в процессе диалога,
отстаивание своей
позиции.
регенерации и передаче
наследственной информации.
Все клетки разнообразны по
форме и размеру. Форма и
размеры клеток зависят от их
функции.
Так, например, существуют
клетки, имеющие форму
двояковогнутого диска
(эритроцит), или длинного
волокна (нервная клетка). По
форме выделяют клетки:
с отростками
веретенообразные
круглые
плоские.
Размеры клеток тела человека
варьируются от 2–7 мкм (у
тромбоцитов) до гигантских
размеров (до 140 мкм у
яйцеклетки).
Несмотря на такое
разнообразие все клетки тела
человека имеют единый план
строения. Основные части
клетки: ядро, цитоплазма и
клеточная мембрана.
Давайте более подробно
рассмотрим органоиды клетки
человека.
Ограничивает клетку от
окружающей среды клеточная
мембрана. Мембрана служит
защитной оболочкой клетки и
активно участвует в регуляции
обмена веществ между клеткой
и окружающей средой, а также
осуществляет связь с другими клетками.
Ядро – важная часть клетки,
оно содержит наследственную
информацию клетки.
Цитоплазма заполняет
большую часть клетки.
Цитоплазма состоит из двух
частей: жидкой части –
гиалоплазмы (основное
вещество цитоплазмы) и
органоиды.
Предложить учащимся самим
сформулировать определение
органоидов.
Органоиды – постоянные
структуры клетки,
выполняющие определенные
функции.
Задание 1:
1. Предложить учащимся найти
в учебнике и записать строение
и функции органоидов клетки.
Учитель организует
коллективную проверку
задания №1 на экране.
5 Этап первичного
закрепления
новых знаний (4
— 5 мин)
Находят в учебнике функции и строение органоидов клетки и
заполняют таблицу в тетради.
Заполняют таблицу «Органоиды клетки» (работа с
учебником – стр.4144)
Органоид
Функции
Эндоплазматическая
сеть
Особенности
строения
Сеть канальцев,
ёмкостей,
полостей
Ведёт наблюдение за работой
учащихся, помогает,
направляет
Рибосомы
Аппарат Гольджи
Самые
маленькие
органоиды
округлой формы
Трубочки и
цистерны(стопка
плоских цистерн)
Личностные:
смыслообразование.
Регулятивные: оценивание
и коррекция результатов.
Познавательные:
обобщение,
классификация,
сравнение, установление
причинноследственных
связей;
Коммуникативные:
умение слушать, грамотно
строить речь,
аргументировал свою
позицию в решение
учебной проблемы,
проявлять толерантность
в процессе беседы и
диалога.
Транспортная
(перемещение
синтезируемых
вв в клетке)
Образование
(биосинтез)
белка
Накопление и
транспортировка
веществ.
Формирование
лизосом. Митохондрии
Лизосомы
Клеточный центр
Состоит из двух
мембран,
внутренняя
образует складки
Округлые тельца
(пузырьки),
содержащие
ферменты.
Цилиндрической
формы
центриоли
Биологическое
окисление вв.
Образование
энергии (АТФ)
Расщепление
веществ.
Разрушение
структуры кки.
Клеточное
деление
Коллективно проверяют ответы таблицы с ответами на
экране. Напротив правильного ответа ставят плюсик.
Работают с учебными текстами.
Зарисовывают этапы деления клетки. Оформляют
полученные результаты в рабочих тетрадях.
Делают вывод о делении клетки.
Личностные:
смыслообразование,
познавательный интерес.
Познавательные:
сравнение, установлен
причинноследственных
связей; работа ( текстом,
выделение текстовых
смыслов,
Коммуникативные:
умение слушать, грамотно
строить речь,
аргументировать свою
позицию в решение
учебной проблемы,
сотрудничать в групповой
работе, проявлять
толерантность в процессе
беседы и диалога.
6 Изучение нового
материала
Изучение деления кки.
(Рассказ с использованием
рисунка на слайде +)
Деление — воспроизведение
дочерних клеток из
материнской. Лежит в основе
регенерации тканей и органов, а
также размножения и развития
организмов.
Перед делением ядро разбухает
и увеличивается в размерах.
Хромосомы скручиваются в
спираль и становятся
различимыми в оптический
микроскоп. Ядерная оболочка
исчезает. Органоиды
клеточного центра расходятся
к противоположным полюсам
клетки, а между ними
формируется «веретено»
деления. В следующей фазе
деления хромосомы
выстраиваются по экватору
клетки. Парные молекулы ДНК каждой хромосомы
связываются с
соответствующими
центриолями: одна молекула с
одной центриолью, а ее двойник
— с другой. Вскоре молекулы
ДНК начинают расходиться,
каждая к своему полюсу.
Образуются два новых набора,
состоящие из одинаковых
хромосом и одинаковых генов.
Хромосомы дочерних клеток
образуют клубки. Вокруг них
синтезируется ядерная
оболочка. Скрученные ранее в
спираль хромосомы полностью
раскручиваются и перестают
быть видимыми. После
формирования ядра
происходит деление
органоидов, Клеточная
мембрана впячивается внутрь
клетки и цитоплазма клетки
делится путем перетяжки.
Образуются две дочерние
клетки.
Организует самостоятельную
работу учащихся письменно.
Организует самостоятельную
проверку выполненного задания
сравнивания его с правильными
ответами на экране с
последующей коррекцией.
7 Этап
самостоятельной
работы по
образцу
(3 — 5 мин)
Выполняют письменно задание.
Проверяют правильность выполненного задания, сравнивая
результаты с образцом.
Оценивают свою работу.
Личностные:
познавательный интерес,
позитивное отношение к
учебной деятельности.
Регулятивные:
самооценивание,
самоконтроль,
самокоррекция.
Познавательные:
обобщение,
классификация,
сравнение, установление 8 Этап включения
полученных знаний
в систему уже
имеющихся
(5 — 7 мин)
9 Итоги урока.
Рефлексия.
(25 мин)
Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего
класса.
Отвечают на вопросы.
Проверяют друг у друга ответы. Ставят отметки.
Ответы :
1. Клеточная мембрана защищает клетку от окружающей
среды и обеспечивает избирательную проницаемость веществ
в клетку
2. Эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи участвуют
в транспорте веществ в пределах клетки, а клеточная
мембрана осуществляет перенос веществ внутрь и наружу
3. Митохондрии за счет окисления органических веществ
синтезируют молекулы АТФ, в которых накапливается
необходимая клетке энергия
4. Растворение отработанных веществ и частей клетки.
У животных с метаморфозом лизосомы участвуют в редукции
отдельных органов, например хвоста у головастиков.
В случае длительного голодания разрушают все органоиды,
кроме ядра, для поддержания жизни организма
5. Через клеточные мембраны соседних клеток,
цитоплазматические мостики и межклеточное вещество
Заполняют карту. Проводят самооценку.
Включаются в процесс рефлексии.
Прощаются с учителем.
Создаёт ситуацию успеха
через позитивную оценку
деятельности учащихся и
авансирование их
интеллектуальных
возможностей.
Подводит учащихся к выводу
о значимости полученных
знаний об органоидах клетки и
ее делении.
Выдает карту с тестом
1. Какая часть клетки
выполняет защитную функцию?
2. Чем представлена
транспортная система клетки?
3. Какие органоиды и каким
образом обеспечивают клетку
энергией для осуществления
ее жизненных функций?
4. В чем состоит функция
лизосом?
5. Как осуществляется
взаимодействие клеток друг
с другом и органоидов внутри
клетки?
Критерии оценивания – «5» ни
одной ошибки, «4» 1 ошибка,
«3» 2 ошибки, «2» 45
ошибок
Оценивает работу учащихся.
Включает учащихся в процесс
рефлексии (устно) по форме
«закончи предложение».
«У меня больше всего
получилось.... Мне предстоит
поработать над …
причинноследственных
связей;
Личностные: позитивное
отношение к знанию и
процессу обучения.
Регулятивные: оценивание
и контроль, результатов,
рефлексия. Сегодня на уроке меня
удивило... На уроке мне было...
В процессе работы в группе я
чувствовал...». Прощается с
учащимися.
Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)
Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)
Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)
Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)
Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)
Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)
Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)
Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)
Технологическая карта урока по теме: Строение клетки. Деление клетки. (8 класс биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.