Технологическая карта урока по теме "Задачи на уравнивания" (5 класс, математика)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В разработке просматриваются все УУД: регулятивные, личностные, коммуникативные, предметные. Вся деятельность учащихся на уроке ориентирована на успех. Слова Томаса Эдисона дают учащимся уверенность в том, что у них всё получится. На уроке предусмотрены игровые моменты, работа в группах. Учатся классифицировать задачи (на части, на уравнивание) и решать их на уровне идеи.
Иконка файла материала ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме Задачи на уравнивание.docx
Итоговое задание курсу «Преподавание математики в условиях введения ФГОС»  Трониной Елены Юрьевны, г. Новоуральск Технологическая карта урока Тема:  Задачи на уравнивание. Класс:  5 Учебник:  Математика, 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев, И.В. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. – 3­е изд. – М.: Просвещение, 2015. Тип урока: урок изучения нового материала. Цель урока: 1) Создание условий для расширения и углубления знаний о классах текстовых задач. 2) Развитие логического мышления при формировании первоначальных навыков решения простейших задач на уравнивание. Задачи урока:  ­ образовательные (формирование познавательных УУД): 1) раскрыть типичные черты задач на уравнивание;  2) познакомить учащихся с идеей уравнивания; 3) организовать реальную деятельность по  уравниванию величин, рассматриваемых в условии задачи. ­ воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; способствовать формированию: познавательного  интереса к предмету, умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты. ­ развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать умения анализировать,  классифицировать, выявлять связи; развивать коммуникативные навыки работы в группе. Планируемые результаты:  Предметные… Учащиеся получат представление о задачах на уравнивание, усвоят в процессе урока стратегию решения задач на уравнивание и  смогут применить её в стандартных (простейших) ситуациях. Метапредметные… Учащиеся научатся а) создавать схемы для решения задач; б) осуществлять сравнение и классификацию,  самостоятельно выбирая основания и критерии; в) строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;  г) работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; д) учитывать разные мнения и стремиться к  координации различных позиций.Этапы урока Формируемые результаты Деятельность учителя Деятельность обучающегося Приветствуют учителя, проверяют наличие  на столах необходимых учебных  принадлежностей; включаются в деловой  ритм урока 1. Организационны й блок.  Проверка  домашнего задания. Личностные: положительное отношение к обучению. Регулятивные: умение  настраиваться на учебное  занятие. Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками. Личностные: стремление  хорошо учиться. Регулятивные:  осуществление самоконтроля. Коммуникативные: умение  задавать вопросы. Познавательные: выделение  главного, установление  причинно­следственных  связей. Предметные: решать  текстовые задачи на части  арифметическим способом. Мотивационно­ориентировочная часть Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Создаёт благоприятный психологический настрой на работу. Предлагает проверить правильность выполнения  домашнего задания (№ 347 (б), 348 (в)), принять  участие в обсуждении решений.  Фронтальная и индивидуальная форма   организации деятельности. ­  Поднимите, пожалуйста, руки те, для кого  домашние задачи показались трудными?  ­ В чём заключалась трудность в решении задачи? ­ А кто решил задачи быстро и легко? Кто  может с уверенностью сказать: «Я смогу решить  любую простую задачу на части, аналогичную по  содержанию с теми, которые мы решали»? ­ Давайте попытаемся вместе сделать так, чтобы ­ Ученики поднимают руки. ­ Ученики объясняют трудности, с  которыми они столкнулись при решении  задач на части, задают вопросы.  ­ Ученики поднимают руки.каждый ученик класса смог сказать: «Я умею  решать задачи на части, они не составляют  для меня труда». I. Задачу 347 (б), к которой в учебнике  предлагается алгоритм действий, разберём  вместе. Напомню условие задачи: «Для кружка  детского творчества купили 60 листов серого и белого картона, причём серого в 3 раза  меньше, чем белого. Сколько купили листов  серого картона и сколько ­ белого?» Вопросы по задаче (фронтально):  1) Скажите, пожалуйста, какая из  предложенных схем на доске соответствует  условию этой задачи? Один отвечает, а  остальные, если согласны, то поднимают руки.  С  Б  ­ в 3 раза >  ? л. 60 л. ­ Участвуют в  беседе с учителем отвечают  на поставленные вопросы, комментируют  решение. Учащиеся, не справившиеся с задачей,  записывают результат в тетради .  Остальные проверяют или корректируют  свои записи. ­ Один ученик идёт к доске и указывает  соответствующую схему. Остальные  учащиеся соглашаются либо нет с его  выбором, аргументируя свою точку зрения. или П1 – (короче) <  в 2 раза  П2 ­  240 с. ? с. ? Параллельно вызывается второй ученик,  успешно решивший дома задачу № 348 (в), и  оформляет её на доске.  2) Сказано ли в задаче сколько частей  ­ Второй ученик оформляет на доске  решение задачи № 348 (в). ­ нет. ­ да.составляют листы серого и белого картона? 3) Можем мы сами ввести части?  4) Почему в учебнике предлагают принять  количество листов серого картона за 1 часть? 5) Сколько частей приходится на белый  картон? 6)Сколько частей приходится на весь картон? 7) Сколько листов приходится на 1 часть? 8) Сколько купили листов серого картона и  сколько белого? 9) Хорошо. А сколько белого?  ­ потому что, обычно за 1 часть  принимают меньшее количество. По  условию задачи количество листов белого  картона в 3 раза больше, чем серого. Значит  количество листов серого картона меньше, и мы их принимаем за 1 часть. ­ три. Т.к. его в 3 раза больше, чем одна  часть – это 1∙ 3=3части.     ­ Четыре, т.к. 1 + 3 = 4 части.                           ­ Т.к. на весь картон (на 60 листов )  приходится 4 части, то 1 часть будет в 4  раза меньше, чем 60, т.е.  60 : 4 = 15листов. ­ Т.к. 15 листов соответствует одной части, а мы приняли за одну часть количество  листов серого картона, то серого картона  купили 15 листов. ­ Т.к. количество листов белого картона  составляет 3 части, то 15 ∙ 3 = 45листов.    – Можно из общего количества картона  вычесть листы серого картона, т.е.           60­15=45 листов.  ­ Ответ: купили 15 листов серого и 4510) А кто иначе получил результат? листов белого картона. 11) Как сформулируем ответ? II. Задача 348 (в). Слушаем решение задачи,  предложенное учеником, условие которой:             «В книге две повести. Одна короче другой в 2  раза, а вместе они занимают 240 страниц.  Сколько страниц в каждой повести?» Личностные: уважение к  другим народам мира, к  личности и её достоинствам.  Регулятивные: Умение  строить жизненные планы. Коммуникативные:  адекватное использование  языковых средств для  отображения своих чувств,  2. Мотивация к  Учитель мотивирует учащихся, вместе с ними  определяет цель урока; акцентирует внимание  учащихся на значимость темы. Создание ситуации успеха на примере упорного труда Т. Эдисона, внёсшего ­ Каждый ученик сопоставляет своё  решение с решением, предложенным  учеником. ­ Эта задача на части. Введём части сами.  Т.к. 1­я повесть короче второй, то в ней  число страниц меньше. Тогда число страниц в 1­ой повести примем за 1 часть. Т.к. в 1­ ой повести страниц меньше, чем во второй в  2 раза, значит число страниц во второй  повести в 2 раза больше, чем в первой, т.е.  больше одной части в 2 раза: 1 ∙ 2=2 части.  Таким образом, вторая повесть составляет 2 части от общего количества страниц  книги. Обе повести составляют 1+2=3  части. Итак, на все 240 страниц книги  приходится 3 части. Значит, одна часть  книги будет составлять:  240 : 3=80  страниц, а это и есть число страниц в 1­ой  повести. Тогда число страниц во второй  повести: 240 – 80=160 страниц (или можно  найти ещё иначе:      80∙ 2=160 страниц).  Ответ: в 1­й повести 80 страниц, во 2­ой –  160 страниц.учебной  деятельности. мыслей. Познавательные: выделение  существенной информации. неоценимый вклад в развитие цивилизации, который предпринял тысячу безуспешных попыток, чтобы изобрести электрическую лампочку. – Он достоин аплодисментов! - Не отчаивайтесь, если вам не поддаётся какая-то задача или её решение оказалось неверным. Помните слова Томаса Эдисона: ­Ученики аплодируют упорству Эдисона и его великому изобретению и планируют свою  деятельность на уроке, ведущую к успеху. «Наиболее верный путь к успеху – всё время пробовать ещё один раз». Это должно быть девизом всей вашей жизни, и тогда вы будете успешны. Итак, мы ещё раз попробовали вместе решить задачи на части. …А значит стали ближе к успеху. - Нарисуйте смайлик на полях, если вы поняли как нужно было решить домашние задачи и если вы сможете себе с уверенностью сказать: «Да, я смогу решить подобную задачу на Личностные: устойчивая  учебно­познавательная  мотивация.        Регулятивные: умение  адекватно оценивать  правильность выполнения  действия и вносить  ­ Учащиеся рисуют в тетради смайлик.  ­ Учащиеся анализируют в группе текст3. Актуализация  знаний коррективы в исполнение как  в конце действия, так и по  ходу его реализации. Коммуникативные: брать  на себя инициативу в  организации совместного  действия. Познавательные:  осуществлять сравнение и  классификацию,  самостоятельно выбирая  основания и критерии. Личностные: проявление  внимания, желания узнать  больше.              Регулятивные: Умение  осознавать качество усвоения  учебного материала. Коммуникативные: умение  Предлагаются тексты части». Учитель предлагает дальнейшую работу в группах по 4 человека. Групповая форма организации деятельности. задач (проектируются на экран последовательно). Если задача является задачей на части, то в каждой группе учащиеся берутся за руки. Если задача не относится к таковой, то руки в стороны параллельно рукам соседних учеников в группе. Задачи: 1. Кусок полотна в 124 метра надо разрезать на две части так, чтобы длина одной части была на 12 м больше другой. По сколько метров полотна будет в каждой части? 2. Кусок ткани длиной 24 м надо разрезать на две части так, чтобы одна из них была в 3 раза больше другой. Какова длина каждой части? 3. У морского царя в подчинении 60 русалок, причём морских русалок на 22 больше, чем речных. Сколько морских русалок подчинялось морскому царю? шарфов и платков. Всего было представлено 138 изделий, причём шарфов в 5 раз больше, чем платков. Сколько шарфов представлено на распродаже? 4. В магазине проходила распродажа задачи и на языке жестов демонстрируют  своё решение. ­ Руки учащихся параллельны. ­ Учащиеся берутся за руки. ­ Руки учащихся параллельны. ­ Учащиеся берутся за руки. ­ Руки учащихся параллельны. ­ Учащиеся анализируют и называют  признаки ЗАДАЧ на ЧАСТИ (под № 2 и 4), предложенных в списке задач (больше в… раз).слушать и полно выражать  свои мысли. Познавательные: создавать  и преобразовывать модели и  схемы для решения задач. Личностные: развитие  мотивов к самообразованию.  Регулятивные:  самостоятельно обнаруживать  и формулировать учебную  проблему; определять цель  учебной деятельности. Коммуникативные:  эффективное групповое  обсуждение, обеспечение  обмена знаниями между  членами группы для принятия  эффективных совместных  решений.       Познавательные:  устанавливать причинно­ следственные связи; строить  логические рассуждения,  умозаключения и делать  выводы;   4.Создание  проблемной  ситуации,  затруднения  (выполнение  пробного действия) 5.Формулировка  проблемы,  постановка учебной  задачи (цели урока) 5. В первой бригаде рабочих в 2 раза меньше, чем во второй, а в третьей на 5 человек больше, чем в первой и второй вместе. Всего в трёх бригадах работают 215 человек. Сколько рабочих в каждой бригаде? Далее учитель раздаёт каждой группе тексты этих задач и предлагает группам ответить: 1) ПО КАКОМУ ПРИЗНАКУ они определяли ЗАДАЧИ на ЧАСТИ? Чем они отличаются от остальных предложенных задач? Что общего в схемах предложенных задач на части? Нарисовать схему к задачам на части. Учитель контролирует работу каждой группы. 2) Есть ли среди оставшихся задач схожие между собой по формулировке? Под какими номерами? Что общего в формулировках этих задач? Какова схема? ­ Составляют обобщённую схему данного  типа задач на части. I II  в … раз   >  ОБЩЕ Е кол- во ? ? ­ Учащиеся анализируют и выявляют  существенные признаки оставшихся  ЗАДАЧ (под № 1 и 3), схожих по  формулировке (на…больше). ­ Составляют обобщённую схему данного  типа задач на части. I II     на… > ОБЩЕ Е кол- во Максим Иван на 7 к.  > ? ? 25 к. ­ Каждая группа озвучивает своё решение  (возможно неверное, возможно подбором).  Учащиеся отвечают на вопросы учителя - Давайте смоделируем ещё одну задачу по новой схеме. Учитель приглашает двух учеников к доске. ­ Как решать задачи по новой схеме?Личностные: развитие  мотивов к самообразованию.  Регулятивные: умение  прогнозировать как  предвидения будущих  событий и развития процесса. Коммуникативные:  учитывать разные мнения и  обосновывать собственную  позицию. Познавательные: умение  наблюдать,  давать  определение понятиям;  выдвижение гипотез. 6. Планирование  решения учебной  задачи Показывает всем ученикам карандаши. Вместе считаем их количество. Далее учащиеся у доски поворачиваются спиной к классу. Учитель сообщает классу, что выдаёт каждому ученику карандаши, но так, что у одного из них на 7 карандашей больше, чем у другого. А вместе у них 25 карандашей. Предлагается учащимся определить количество карандашей у каждого. Ученики поворачиваются лицом к классу, держа карандаши за спиной, и вступают в обсуждение. Фронтальная форма организации деятельности. - Задание было одно, а выполнили по-разному. Какое решение можно считать верным? Чего НЕ знаем, чтобы прийти к единому верному решению задачи? - Сформулируйте, пожалуйста, вопрос урока. ­ Цель урока: НАУЧИТЬСЯ РЕШАТЬ  ЗАДАЧИ, в которых известно ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО двух величин и одна  величина больше другой НА…  ­ Мы познакомились с  комбинаторными задачами, задачами  на движение, задачами на части. ­ Формулируют выводы наблюдений… ­ На знак «=». ­ Группы учащихся предлагают разные  версии. - Тогда какова цель урока? ­ Записывают тему урока. ­ …значит надо что­то уравнять? - Что же это за новый класс задач? Какое название мы им сможем дать?- С какими классами задач мы уже знакомы с начала учебного года? при изучении - Мы уже говорили, как важно наблюдение математики. - Как держали руки, когда были озвучены формулировки задач № 1 и № 3? - На какой знак похожи были линии рук? Групповая форма организации деятельности. - Как может быть связан знак «=» с названием этого вида задач? Придумайте название этому классу задач, созвучное со знаком «=». - Сравните свою версию с правильной: Задачи на уравнивание. Не является ли само название подсказкой на вопрос урока «Как решать задачи по новой схеме?» 7. Открытие новых  знаний и способов  действий Личностные:  заинтересованность в  расширении и углублении  получаемых математических  знаний.               Регулятивные:  осуществляют итоговый и  пошаговый контроль по  результату. Операционно­познавательная часть Фронтальная форма организации деятельности. …Но что уравнять? Что мы можем уравнять в  нашей ситуации с карандашами у наших  учеников? ­ Как можно это сделать? ­ Количество карандашей у учеников. ­ у ученика, у которого больше  карандашей, забрать 7 карандашей или ­ ученику, у которого меньше,  добавить 7 карандашей.Коммуникативные:  учитывают разные мнения и  стремятся к координации  различных позиций в  сотрудничестве. Познавательные: строят  речевое высказывание в  устной и письменной речи.  Предметные:   Моделировать условие  задачи на уравнивание,  используя схемы; решать текстовые задачи   на уравнивание  арифметическим  способом, используя  различные зависимости  между величинами,  анализировать и  осмысливать текст задачи, переформулировать  условие,  извлекать необходимую  информацию.    ­ поровну. Одинаковое количество  карандашей. ­ уравнять количество предметов. ­ Учащиеся в группах определяют  дальнейший ход решения задачи. Свои  умозаключения предлагают в виде  оформленного решения задачи по  действиям (начиная с первого)  с  пояснениями на отдельных листах. ­ Далее группы осуществляют  самопроверку, сравнивая своё решение  задачи с ЭТАЛОНОМ решения.  Обсуждают наиболее сложные моменты. ­ Представители групп, решения  которых 1­м способом совпали с  ЭТАЛОНОМ, проговаривают свои  действия во внешней речи. …Остальные  слушают и корректируют свои действия  в письменной речи. ­…а раз уравняем, то у них будет карандашей…? ­ итак, ОСНОВНАЯ идея решения этих задач?  ­ ЗАЧЕМ?  Групповая  форма организации деятельности. ­  С какой целью мы это делаем? Что мы можем  предпринять дальше, чтобы ответить на вопрос  задачи?  ­ Каждая группа, опираясь на схему,  вырабатывает свою стратегию решения задачи,  начиная с уравнивания, и оформляет по  действиям с пояснениями на листах. ­ Сравните с ЭТАЛОНОМ решения (эталон  демонстрируется на экране): 1 способ  1) 25 – 7 = 18 (к.) – общее количество   карандашей у учеников, если бы у них было  поровну (без 7 карандашей). У каждого  столько, сколько у Максима. 2) 18 : 2 = 9 (к.) – у Максима. 3) 9 + 7 = 16 (к.) – у Ивана. Ответ: у Максима 9 карандашей, у Ивана –  16. Ученики показывают свои карандаши,  количество которых совпало с ответом.  Учитель демонстрирует наглядно все  действия задачи, которые проделали с  карандашами: 1) Забирает 7 карандашей у Ивана.  Показывает, что уравняли количество  карандашей так, что у Ивана стало столькоже карандашей, сколько у Максима. И общее  количество карандашей у учеников стало 18.  2)  Если мы это количество поделим пополам,  то получим количество карандашей у Максима. 3) По условию задачи у Ивана на 7 карандашей  больше. Вернём ему его 7 карандашей и получим 16.  Проверка: 9+16=25 (к.) Ответ: у Максима 9 карандашей, у Ивана –  16. 2 способ  1) 25 + 7 = 32 (к.) – общее количество   карандашей у учеников, если бы у них было  поровну. У каждого столько, сколько у Ивана. 2) 32 : 2 = 16 (к.) – у Ивана. 3) 16 ­ 7 = 9(к.) – у Максима. Проверка: 9+16=25 (к.) Ответ: у Максима 9 карандашей, у Ивана –  16. ­ Итак, мы ответили на вопрос урока: Как  решать задачи на уравнивание? ­ Теперь наша задача: Научиться решать эти  задачи.  «Если хотите научиться решать задачи, то  решайте их!» Д. Пойа. Работа в группах  ­Учитель предлагает учащимся в группах  придумать по схеме задачу на уравнивание и  решить её. ? ? ­ Представители групп, решения  которых 2­м способом совпали с  ЭТАЛОНОМ, проговаривают свои  действия во внешней речи. …Остальные  слушают и корректируют свои действия  в письменной речи. Учащиеся групп, успешно выполнившие  задание, рисуют смайлик на полях  своей тетради. ­ Да. Учащиеся каждой группы вместе  придумывают текст задачи и решают её.  Схему и решение оформляют на общем  листе. Затем сверяют с ЭТАЛОНОМ  решения в учебнике на стр. 93. Обсуждают  наиболее сложные моменты. Каждый  по­очереди рассказывают в группе 8. Воспроизведение  изученного и его  применение в  стандартных  ситуациях. Личностные: формирование  способности к саморазвитию и самообразованию.  Регулятивные: Умение  планировать свою  деятельность, использовать  приёмы самоконтроля,  адекватно оценивать  правильность выполнения  заданий. Коммуникативные: умение  устанавливать рабочие  отношения в группе,  эффективно сотрудничать и  способствовать продуктивной  кооперации; умениеотображать в речи (устной и  письменной) содержание  совершаемых действий. Познавательные: умение  преобразовывать модели и  схемы для решения задач;  смысловое чтение. Предметные: решать  текстовые задачи  на  уравнивание арифметическим  способом, анализировать и  осмысливать текст задачи, извлекать необходимую  информацию. Личностные: формирование  позитивной самооценки.  Регулятивные: Умение  самостоятельно адекватно  анализировать правильность  выполнения действий и  вносить необходимые  коррективы. Коммуникативные:  отображение в письменной  речи содержания совершаемых действий. Познавательные:  формирование  требовательного отношения к  себе и своему труду. Предметные: решение задачи. Учащиеся групп, успешно выполнившие  задание, рисуют смайлик на полях  своей тетради.   I    на 10 > 70 II      ­ Затем посмотреть ЭТАЛОН   решения задачи на  странице 93 учебника  которую по этой же схеме,  с этими же данными придумали авторы учебника.  Задача учебника:   В двух пачках всего 70  тетрадей, причём в первой на 10 тетрадей  больше, чем во второй. Сколько тетрадей в  каждой пачке?  Прочитать рассуждения авторов, которые они  приводят, решая задачу. Получили ли в ответе к  своей задаче числа 40 и 30, как в учебнике?  ­  Каждый учащийся самостоятельно  решает задачу. Самостоятельная работа учащихся Учитель даёт задание: 1) Смоделировать схему к задаче № 1  Кусок полотна в 124 метра  надо разрезать на две  части так, чтобы длина одной части была на 12 м  больше другой. По сколько метров полотна будет в каждой части? 2) Решить задачу № 1. ­ Учитель контролирует работу учащихся,  устанавливает причину допущенных ошибок. ­ Предлагает учащимся сравнить свою схему к ? ? ­ Сравнивают свою схему с эталоном. Если схема совпала с ЭТАЛОНОМ, то на  полях смайлик  9.  Самостоятельное  выполнение заданий под контролем  учителя.  Моделировать условие  задачи на уравнивание,  используя схемы; решать текстовые задачи   на уравнивание  арифметическим  способом, используя  различные зависимости  между величинами,  анализировать и  осмысливать текст задачи, переформулировать  условие, извлекать необходимую  информацию.    ­ Сравнивают своё решение с эталоном. Учащиеся, верно решившие задачу 1­ым способом, рисуют смайлик на полях  своей тетради. ­ Сравнивают своё решение с эталоном. Учащиеся, верно решившие задачу 2­ым способом, рисуют смайлик на полях  своей тетради. 124 м задаче с ЭТАЛОНОМ: I    на 12 м  > II      …Далее учитель предлагает на экране ЭТАЛОН  решения (два варианта решения – два способа  уравнивания): 1 способ:  1) 124 – 12 = 112 (м) – в обеих частях полотна,  если бы они были равными. 2) 112 : 2 = 56 (м) – в меньшей части. 3) 56 + 12 = 68 (м) – в большей части. Проверка: 56 + 68 = 124 (м). Ответ: 56 м и 68 м. 2 способ:  1) 124 + 12 = 136 (м) – в обеих частях полотна,  если бы они были равными. 2) 136 : 2 = 68 (м) – в большей части.  3) 68 ­ 12 = 56 (м) – в меньшей части. Проверка: 68 + 56 = 124 (м). Ответ: 68 м 56 м. 10. Контроль  знаний и умений  (проверка по  пройденному  материалу) Личностные: формирование  позитивной самооценки.  Регулятивные: Умение  самостоятельно адекватно  анализировать правильность  выполнения действий и  вносить необходимые  коррективы. Коммуникативные:  Рефлексивно­оценочная часть Далее учитель предлагает закрепить навык  решения задач на уравнивание и решить   задачу № 3    У морского царя в подчинении 60 русалок,  причём морских русалок на 22 больше, чем  речных. Сколько морских русалок подчинялось  морскому царю? ­ Подумать, какой способ уравнивания следует  применить, чтобы быстрее решить задачу.  ­ Решают самостоятельно в тетради.отображение в письменной  речи содержания совершаемых действий. Познавательные:  формирование  требовательного отношения к  себе и своему труду. Предметные: решать  текстовые задачи   арифметическим способом. Предметные: Моделировать  условие задачи на  уравнивание, используя схемы; решать текстовые задачи на  уравнивание арифметическим  способом, используя  различные зависимости между  величинами, анализировать и  осмысливать текст задачи. Сильным ученикам решить комбинированную задачу №5.  В первой бригаде рабочих в 2 раза меньше, чем  во второй, а в третьей на 5 человек больше,  чем в первой и второй вместе. Всего в трёх  бригадах работают 215 человек. Сколько  рабочих в каждой бригаде? ­ Учитель контролирует работу учащихся,  даёт необходимые пояснения,   устанавливает причины допущенных ошибок. ­ Проектирует на экран ответ к задачам. Ответ к задаче № 3: 41 морская русалка.   Ответ к задаче № 5:  35 человек в I бригаде,  70 человек во II бригаде, 110 человек в III бригаде.   ­ Сравнивают свой ответ с эталоном. При верном ответе рисуют на полях  смайлик  Личностные: осознание  успешности деятельности на  уроке.     Регулятивные: выделение  того, что усвоено и того, над  чем нужно ещё работать. Коммуникативные:  формирование основ  11. Рефлексия  учеником своих  действий и  самооценка (своих  Фронтальная форма организации деятельности. Учитель организовывает осмысление способов  достижения цели и анализ деятельности. Задаёт вопросы учащимся:  ­ Как называется класс задач, которые мы  решали на уроке? Учащиеся отвечают на вопросы  учителя. ­ задачи на уравнивание. ­ 1) на сколько одна величина (количество,действий, интереса  к изучаемому,  отношения к виду  учебной  деятельности). коммуникативной рефлексии. Предметные: Знать и  понимать алгоритм решения   задач на уравнивание  арифметическим способом. ­ Что фиксируется в схемах к задачам на  уравнивание? ­ Чтобы ответить на вопрос: Как решать  задачи по новой схеме? – Нужно ответить на вопрос: КАКОВА ОСНОВНАЯ ИДЕЯ  решения задач на уравнивание? Итак, алгоритм решения задач на  уравнивание: 1) Уравнять величины, чтобы было поровну  (вычитая от общего значения или прибавляя  к общему значению ровно столько на сколько  одна величина больше или меньше другой). 2) Поделить пополам найденное значение  после уравнивания. При этом понять:  БОЛЬШУЮ или меньшую величину  получили в результате деления. 3) К полученной меньшей величине  прибавляем то значение, на сколько она  меньше БОЛЬШЕЙ  величины. – Получаем  большую величину. ИЛИ из полученной  БОЛЬШЕЙ величины вычитаем то  значение, на сколько она больше меньшей  величины. – Получаем меньшую величину. ­ ИТАК, Цель урока была: НАУЧИТЬСЯ  РЕШАТЬ ЗАДАЧИ, в которых известно  ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО двух величин и одна  величина больше другой НА…  масса, стоимость и т.п.) больше (или  меньше) другой. 2) общее значение. ­ уравнять количество (вес, стоимость и  т.п.), прибавляя, либо вычитая.  ­Учащиеся вместе с учителем формулируют алгоритм решения задач на уравнивание. ­ поднимают руки. ­ Кто достиг цели? У кого в тетради смайлики по  ­ Обучающиеся отвечают на вопросыитогам решения к двум последним задачам?­ Эти  ученики достигли цели и заслуживают отличных  оценок.  учителя. ­ Что усвоили на уроке? ­ Над чем надо ещё поработать? ­ поднимают руки. Каждый смайлик в тетради – это маленькая ваша  удача.  Личностные: формирование  положительного мотива  обучения.   У кого есть хотя бы одна удача на уроке? ­ значит все сделали на уроке шаг на пути к  успеху. МОЛОДЦЫ! 12. Постановка  домашнего задания. ­ Помните слова Томаса Эдисона: «Каждая  неудавшаяся попытка – это ещё один шаг вперёд». «Наиболее верный путь к успеху – всё время  пробовать ещё один раз».  Я вам предлагаю дома попробовать решить три  задачи на уравнивание и сделать ещё один шаг к  успеху.  Комментирует домашнее задание. Слушают комментарии учителя и  записывают задание в дневники:                      93,  № 359 – 361 (а).