Технологическая карта урока "Реки России"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока "Реки России"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
8 кл
18.12.2018
Технологическая карта урока "Реки России"
Технологическая карта урока географии "Реки России" для 8 класса составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом и включает в себя: цели и задачи урока, методы и технологии урока. В структуре урока раскрыто взаимодействие педагога и обучающихся на уроке и формирование основных универсальных учебных действий. Ход урока предполагает основной методический материал для проведения урока.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ реки России.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ГЕОГРАФИИ  Разработчик:    Дмитриев Сергей Вячеславович,  МОУ Тверской лицей,   учитель географии г.Тверь УМК   Учебник «География России. Природа. Население» В. П.Дронов, В. Я.Ром. Из­во М. :Дрофа.2014 г.   Класс_______8 класс____________________________   Предмет ____география__________________________ Тема урока:__ «Реки России»___ Тип урока:___ Урок открытия  нового знания (введение  в тему «Внутренние воды») Цели и задачи  урока Цели:  1. Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации. 2. Сформировать представление о разнообразии внутренних вод России. 3. Пробудить интерес к познанию разнообразной природы России, через формирование научного мировоззрения. Задачи:    обучающая:  сформировать понятия «падение реки», «уклон реки», «режим реки», «питание реки»; применять полученные знания в различных ситуациях; развивающая:   формирование   картографических   умений, характеристики, умений самостоятельно работать с источниками информации;   воспитательная:   эстетическое   воспитание   на   основе     изустного   народного   творчества, развивать личностно­коммуникативные умения учащихся.   умение   вести   поиск,   анализ,   отбор   информации,   её   преобразование;  умений   определять   гидрологические Предметные:  знать понятия: режим и питание реки;  описывать режим рек России; объяснять зависимость питания и режима рек от климата. Метапредметные:   умение   использовать   обобщения,   устанавливать   аналогии,   классифицировать, владеть навыками анализа; устанавливать причинно­следственные связи. Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою  Планируемые результаты деятельность под руководством учителя,   работать в соответствии с поставленной задачей,  сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД: учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий; структурировать  знания; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения  необходимого результата.  Коммуникативные   УУД:   сотрудничество   с   учителем   и   одноклассниками   в   поиске   и   сборе информации, умение   выражать свои мысли, общаться на заданную тему. Личностные: развитие   устойчивой   познавательной   мотивации   и   интереса   к   изучаемой   теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению, формирование собственной целостной картины мира. исток,   устье,   речная   долина,   водораздел,   бассейн   реки,     водопад,     половодье,   паводок,   дельта, межень, питание реки;     падение реки – превышение истока над устьем (м), уклон реки – отношение падения реки к ее длине (см/км).  годовой сток – расход воды в реке за год твердый  сток – переносимый рекой материал ОПК, литература, математика Компьютер,  мультимедийный проектор, экран, авторские  презентации   «Своя игра­реки России», «Реки России», атлас для 8 класса, калькулятор, стеклянная чаша, камни, горох, песок, соль, вода  IT­урок на основе деятельностного подхода,  практическая работа  с картографическим тренингом и  математическими расчетами,  с элементами беседы и игры Информационно­систематизирующий     по   осмыслению   и   усвоению   нового   материала Методы обучения: частично – поисковый Методы познания: частично – поисковый, анализ и самоанализ знаний  Технология  развития критического мышления.  Проблемно – диалоговая технология Систематизация данных и информации Практико­ориентированный подход  развития аналитических навыков Основные понятия, используемые на уроке Организация пространства: Межпредметные связи Ресурсы   Формы организации познавательной   деятельности учащихся Методы обучения Технология обучения Технологии работы с  информацией Этап урока, цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательные Формируемые УУД Личностные Предметные Коммуникативные СТРУКТУРА УРОКА  Приветствие.  Включение  в деловой ритм, проверка  готовности рабочего места школьников к уроку.  Создание  благоприятной  атмосферы в классе и  настрой учащихся на  работу. Мотивация   учащихся   к учебной   деятельности   на личностно­значимом уровне   Современная   притча   ­ чаша знаний  Подготовка учащихся к работе, умение  организовывать  рабочее место   тему Определяют урока. Формулируют   цели урока   и   основное понятие урока. Слушать,   высказывать свою точку зрения Метапредметные Формирование  целостной научной  картины мира,  представлений о  закономерной связи и  познаваемости  явлений природы Умение анализировать материал в  соответствии с  целевой установкой  Организовывает  погружение в проблему,  используя изустное  народное творчество: приметы, поверья, легенды, заговоры Осознают ценность  географических  знаний, слушают  учителя и  осмысливают  сказанную  информацию Умение  самостоятельно  выделять  многогранность  ценность  географических  знаний  Организационн ый момент.  Включение  учащихся в  учебную  деятельность  урока. Мотивация и  целеполагание Введение в тему  урока и создание  условий для  осознанного  восприятия  нового материала. Актуализация  знаний. Подготовка  учащихся к  организации  осознания ими  внутренней  потребности        своим Управление умение настроением, выражать эмоции. Позитивное   отношение получению   знаний,   к познавательной деятельности.. Формирование  оценочного,  эмоционального  отношения к миру.  Осознают ценность  географических знаний Умение поддержать  разговор, включение в  беседу.  Формирование  оценочного,  эмоционального  отношения к миру.  Умение поддержать  разговор, включение в  Регулятивные Сотрудничеств о с учителем и  одноклассника ми  настраиваться  на  познавательную деятельность Умение  учащихся  ставить  учебные цели и  задачи урока Формулируют  учебную  проблему через вопрос.  Принимают и  сохраняют  учебную цель и  задачу. усвоения новых  знаний и умений.  Этап  осмысления/  Совместное  исследование  проблемы. Организовать  деятельность  учащихся по  изучению нового  знания и  способам  действий. Применение общего   способа действия   для решения частных   задач. Обеспечить в закрепление памяти   учащихся знаний и способов действий.   Организует проверку  известных понятий: найди соответствие. Организует усвоение  новых понятий урока:  падение, уклон, расход  воды на основе  картографического  тренинга Самостоятельная  работа – отвечают на  вопросы, решают  типовые задания  Осуществляют  пошаговый контроль  по результату. Отвечают на вопросы  Оценка и учет  характера сделанных  ошибок Вы –энергетики, надо  рассчитать падение и  уклон рек  Печора,  Индигирка, Терек.  Определите на какой  реке выгоднее строить  ГЭС? (работа в парах).   расход реки  Афиширование  результатов работы Устанавливает  осознанность восприятия: сформулируйте понятие  «Питание реки» и  беседу.  Осознанно строят  речевые высказывания  Ответственное  отношение к учебе. Аргументируют свою  точку зрения. Строят рассуждения,  понятные для  собеседника.  Умение слушать и  понимать речь других Сравнивать,  корректировать Анализ условий достижения  цели на основе  учёта  ориентиров в  новом учебном  материале  Самопроверка.  Отрабатывают  способ в целом, самостоятельно оценивать  правильность  выполнения  действия и  вносить  необходимые  коррективы. Использование  приобретенных знаний и умений   в практической  деятельности. Объяснять значение  понятий  Находить на карте  нужные объекты  внутренних вод. Выполнение  логических операций,  работа с информацией Применяют новый  способ выполнения  работы. Умение объяснять  явления, процессы,  связи и отношения,  выявляемые в ходе  исследования; Строить логическое  рассуждение. докажите, что источники питания рек зависят от  климата. сформулируйте понятие  «Режим реки» и  докажите, что режим рек зависит от климата.  Закрепление тяжелых  понятий темы: паводок,  половодье, межень. Активизирует знания  учащихся  через  игру   (Своя игра­ реки  России).  Организует рефлексию ­Что для вас сегодня на  уроке было открытием? ­ Какие приобретённые  знания с урока вам  пригодятся в  повседневной жизни.  Организует деятельность  по применению новых  знаний:  1.выполнить  практическую работу №7 «Сравнить реки  европейской и азиатской  части России»   на основе Рефлексия деятельности Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности Домашнее  задание Нацелить на осознанное  выполнение  домашнего  задания, записать  задание Осознание большого  разнообразия рек  России. Определяют уровень  достижений своих  результатов. Анализируют свою  работу на уроке  Записывают домашнее задание  Анализируют,  контролируют и  оценивают результат Рефлексия своих  действий Работа с информацией Использование  приобретенных знаний и умений   в практической  деятельности Преобразовани е практической  задачи в  познавательную . Осуществляют  самоценку  учебной  деятельности Самостоятель­ ность    управления  своей  деятельностью. инструктивной  карточки. 2. творческое  задание:   сделать буклет:  интересные факты о  реках России ХОД УРОКА I. Организационный момент.  (слайд 1.)  II.   Мотивация/целеполагание.  Современная   притча   ­  чаша  знаний:   взять   стеклянную   вазу/чашу,   наполнить   её камнями,  ­ полна ли чаша? ­ да, полна. Потом положить, фасоль, песок,  соль, воду.  Так и наш с вами урок – он как сосуд знаний: включает в себя  фундаментальные основы, новые понятия и термины, этнографические особенности, математические расчеты ­ наполняя наш урок разными сведениями, мы расширяем свое мировоззрение, кругозор, развиваем умения III. Актуализация и (слайд 2.)  С незапамятных времен вода для людей остается одной из самых необычных стихий. С ней связано немало примет, немало преданий, мифов и легенд. На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданным им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство» Для русских огонь, земля и особенно вода всегда были абсолютно дивными стихиями. Они были уверены, что вода произошла из волшебного источника. В русском фольклоре вода неразрывно связана с жизнью и смертью. Так, живая вода, по преданиям, могла излечить израненное тело.  Приметы, поверья, легенды:  Реки и криницы в народных легендах олицетворялись в виде девушек. В воду нельзя было плевать – «не плюй в колодец, случиться водицы напиться», «плевать в воду – все равно, что матери в глаза», «чист как родник»­ говорили о честных людях.  Раньше считалось: что засуха бывает из­за ведьм. Они  снимают с неба зарю, прячут ее в погребе в горшок. А в колодцах забивают руками ключи. Для того, чтобы вызвать дождь, нужно очистить криницу.  Около колодцев сажали вербу, чтобы злые духи не проникли в воду.  На Руси 9 декабря ходили слушать воду в колодце: коли водица тихая, не волнуется – зима предстоит тихая, если слышатся звуки,  надо ждать сильных вьюг и морозов. Заговоры:  Целебная силу вода получает при раскатах грома, в эти минуты надо спешить к родникам омываться. «С гуся вода,  с лебедя вода – с  тебя худоба» ­ таким заговором лечили больных  «Ангел воды дай красоту, здоровье, бодрость, убери морщины» просили девушки, умываясь водой Пословицы:  «Где кончается вода, кончается и земля»  «Вода ­ всему голова»  «Вода­ кровь матери­земли»  «За водопой деньги брать – вода пропадет»  «Вода – наша мама»  «Хлеб и вода­ казацкая еда». IV.Этап осмысления/ Совместное исследование проблемы. Изучение гидрологических характеристик рек. А) работа по понятиям ­установите соответствие: 1. Углубление в речной долине, по которому река постоянно продолжает течение, называется … (руслом); 2. Кратковременный подъём уровня воды в реке называется (паводком). 3. Это нагроможденье камней, пересекающих реку, образует на ней…(порог); 4. Место это очень мало, где река берёт своё начало … (исток); 5. Постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении, называется … (река); 6. Граница не на век, разделяющая бассейны двух или более рек … (водораздел); 7. Место это – финал, где река впадает в море или океан … (устье); 8. Реку и её притоки смело назови … (речной системой); 9. Площадь, с которой собирает воду река, называется … (бассейном реки); 10. Расстояние от истока до устья называется … (длиной реки); Б) формирование новых понятий:  падение реки – превышение истока над устьем (м), Определяем падение реки Волги: H истока=300 (228) м, Hустья = ­28 м. П=256м  уклон реки – отношение падения реки к ее длине (см/км). Определяем уклон  реки Волги: 32800 (25600):3531=9 (7) см/км  годовой сток – расход воды в реке за год  твердый сток ­  переносимый рекой материал. Река переносит не только воду с растворёнными в ней веществами, но и массу твёрдых частиц. Мелкие частицы (ил, песок, глина) переносятся рекой в потоке воды в взвешенном состоянии. Обломки горных пород река волочит или перекатывает по дну. Весь переносимый материал называют твёрдым стоком. Наибольший твёрдый сток среди наших рек имеет р.Терек – до 26 млн.т в год. Чем это можно объяснить? V. Применение общего способа действия для решения частных задач: 1. 10.11.15г. в Париже, г.Ле –Бурже состоялся саммит глав государств, решали проблему глобального потепления. Пришли к выводу, что  необходимо переходить на альтернативные источники эл/энергии, в том числе увеличивать долю производства на ГЭС и сокращать ТЭС  работающих на угле. Падение и уклон реки – определяют гидроэнергетический потенциал.  Решение проблемы! Вы –энергетики, надо рассчитать падение и уклон рек  Енисей, Амур, Индигирка. Определите на какой реке  выгоднее строить ГЭС? (работа в парах). Афиширование результатов река Енисей Амур Печора  Падение реки 1780 1930 630 Уклон реки 51,05 45,1 34 3487 км 2824 км 1 809 км Высота истока 1780/2580 м (615 м) 1930м (304 м) 630 Высота устья Длина реки 0 0 0 2.Задание. Установите соответствие между указанной рекой и типом питания: Реки: 1. Амур 2. Печора 3. Енисей 4. Днепр Преобладающее питание: А. дождевое; Б. снеговое; В. ледниковое; Г. подземное 5. Терек  Правильный ответ определить при просмотре слайда     (1 – а; 2 – б; 3 – б; 4 – б; 5 – в) Сформулируйте  понятие  «Питание реки» (поступление, приток в реку вод различного происхождения)  и докажите, что источники  питания рек зависят от климата. 3.Задание. Установите соответствие между указанной рекой и типом водного режима: Реки: 1. Волга 2. Амур 3. Обь 4. Северная  Двина Тип водного режима: А. весеннее половодье; Б. летнее половодье; В. паводочный режим; Г. зимнее половодье; 5. Терек. Д. равномерный сток в течение года. Правильный ответ определить при просмотре слайда      (1 – а; 2 ­ б; 3­ а; 4 – а; 5 – в) Сформулируйте понятие «Режим реки» (закономерные изменения состояния реки во времени, обусловленные физико­географическими  свойствами ее водосборного бассейна, в первую очередь климатом) и докажите, что режим рек зависит от климата. VI. Рефлексия деятельности Презентация  «Своя игра – реки России»  Есть в мире много всяких рек, Великих, сильных, полноводных,   Коварных,   тихих,   благородных.   Воспел   их   в   песнях   человек.   Есть   Дон,   Кубань,   Урал,   Ока.   Есть   Волга­матушка­река… (Приложение № 1.) ­ Что для вас сегодня на уроке было открытием? ­ Какие приобретённые знания с урока вам пригодятся в повседневной жизни. VII. Домашнее задание  В ходе  процесса реформирования российской электроэнергетики в декабре 2004 г. Была создана Федеральная   гидрогенерирующая компания (ОАО «ГидроОГК). Приоритетными задачами ее являются обеспечение надежной и  безопасной эксплуатации действующих гидроэлектростанций, завершение существующих строек, проектирование и  сооружение новых ГЭС. Составьте сравнительную характеристику рек европейской и азиатской частей России, сделайте  вывод и причинах сходства и  различия рек  и сделайте выбор из  2 вариантов  проектов размещения гидроэнергетических  сооружений. практическая работа №7  «Сравнить реки европейской и азиатской части России»  на основе инструктивной  карточки. 2. творческое  задание по желанию на время изучения всей темы:  сделать буклет  «Интересные факты о реках России» Заключительный этап урока: Существует поверье, что на Земле столько родников, сколько звезд на небе. И если вы расчистите родник, дадите ему новую жизнь, тут же на  небе вспыхнет новая звезда, которая  станет для Вас    путеводной на всю жизнь. Я желаю Вам  расчистить родник и  получить такую звезду в своей жизни. Список использованной литературы: 1. Технологическая карта урока по географии на тему "Реки России ...   2. Технологическая карта урока по теме: "Реки России". – Инфоурок     https://infourok.ru › География  https://infourok.ru › География 3.Технологическая карта урока «Богатство внутренних вод России ...https://урок.рф/library/tehnologicheskaya_karta_ 4.Конспект урока географии в 8 классе "Реки России" ­ география .    ttps://kopilkaurokov.ru/.../konspiekt_uroka_ghieoghrafii_

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"

Технологическая карта урока "Реки России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2018