Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
22.11.2018
Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"
Публикация является частью публикации:
Антонимы 2 кл. русс.яз..docx
Тема урока: Антонимы Цель: создание  условий  для  знакомства учащихся с понятием «Антонимы". Задачи:  ­ познакомить детей с антонимами, показать их роль  и значение в нашей речи; формировать умение находить слова с  противоположным значениями, подбирать антонимы . ­ развивать наблюдательность, устную речь обучающихся, расширять словарный запас детей,  их творческие и  познавательные способности. ­ воспитывать любовь к родному  языку и слову, чувство прекрасного.  Планируемые результаты: Предметные: создать условия для развития у учащихся умения: ­ подбирать антонимы к словам ; ­ работать со словарем; Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе. Личностные: Коммуникативные  УУД: Познавательные УУД: Уметь анализировать объекты Регулятивные УУД: Выделять общие признаки Формулировать понятие Сравнивать объекты (находить общее и отличия). Обобщать Искать  информацию в словаре антонимов. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать  последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной  оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Этапы работы Ход урока 1. Организационный  момент Цель данного этапа:  создание благоприятной  эмоциональной  атмосферы, подготовить учащихся к восприятию  темы урока и создать  условия для успешной  реализации намеченных  целей. ­ Ну­ка, проверьте, друзья! Все ли на месте, все ли в порядке: Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!  ­ Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста! Чтобы урок прошел интересно, я приготовила для вас много заданий.Они лежат у вас на столах.  Что еще понадобится  нам на уроке? Аккуратность, трудолюбие… ­ Работать мы будем на рабочих листах, вспомним правила посадки при письме. ­ Прошу вас оформить запись начала урока. ­ С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми) ­ Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его  исследователями. ­ А что значит исследовать?  (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать,  выполнять различные задания, делать выводы). ­ Чтобы увидеть результаты нашей работы, в течение урока мы будем отмечать свои  успехи на рабочем листе. 2. Актуализация знаний. Цель данного этапа для  учеников: повторить  изученные словарные  слова. Цель данного этапа для  учителя: создание  условий  для  актуализации опорных  знаний обучающихся по  теме "Синонимы» ­ Поиграем! Приготовили веера! Город, снег, дождь, камыш, груз, мороз, арбуз, глаз. Как произносится парный согласный на конце слова? Какой звук слышится? ­ Покажите буквы, которые обозначают эти звуки. 1.Чистописание Догадайтесь, какие буквы будем писать на чистописании ­ Спишите с доски, продолжив закономерность : сзс З зсз С сзс З ­ Перед работой разогреем пальчики, ведь сильный холод их заморозил. Пальчиковая разминка Раз, два, три, четыре, пять.  Вышли пальчики  гулять. Будет все у нас в прядке, если делаешь зарядку. ­ Написали красиво по образцу. Обменялись тетрадями и простым карандашом  подчеркните самое красивое написание у соседа. ­ Каждое слово в русском языке многогранно, к каждому слову нужно быть предельно  внимательным.Посмотрите на слова, я хочу проверить ваше внимание. На доске  написаны слова:  ТРУД, ПЛАКАТЬ, РАБОТА, РЫДАТЬ, СМЕЛЫЙ, ХРАБРЫЙ. ­ В какое  из данных слов начинается на один и тот же звук. (Труд) ­  В этом слове 2 слога, безударный и ударный гласные звуки обозначаются одной и той  же гласной буквой. (Плакать) ­ Напишите слово, в котором 2 слога, букв больше, чем звуков, первый звук согласный,  звонкий, твердый, непарный. (Рыдать) ­ Это слово заканчивается на  непарный всегда звонкий согласный звук, а начинается на  непарный, всегда глухой,  твердый звук. (Храбрый) А теперь продолжите задание   с оставшимися словами. ­ На какие группы вы можете разбить эти слова? ­  Распределите слова на 3 грамматические группы. ( Что?  Какой?  Что делать?). Что? Какой? Что  делать? ­Какие слова вы записали в 1 группу? (Труд, работа) ­ Во 2 группу? (Смелый, храбрый) ­ В 3 группу?  (Рыдать,  плакать)) ­ А что еще заметили? (эти слова­синонимы) Правило о синонимах 2. Игра «Найди друга» ­ карточки. огонь                       друг       чистый                   воин бросать                  грязный    приятель                пламя красный                 горе шагать                  идти печаль                    алый солдат                   аккуратный враг                        кидать  Все ли слова нашли свою пару?  Что вы можете сказать о лишних словах?  Сформулируйте тему урока. Запишем её!  Что вы уже знаете об антонимах?  Что хотели бы узнать? Знаем Хотим узнать Узнали 3. Формулирование  проблемы, планирование  деятельности. 4. Изучение нового  учебного материала Цель: найти признаки  антонимов, искать   информацию в  словаре антонимов. Слова , противоположные  по значению Почему так называются? Какие особенности антонимов? Для чего нужны слова­антонимы? Сформулируйте задачи урока. Школьники заканчивают предложения:  Дать определение понятию антонимы;  Находить антонимы в группе слов  Пользоваться словарем антонимов. ­ Итак, мы с вами должны сегодня узнать,  в чем особенность антонимов.  Посмотрим, чем они интересны. Будем находить их в тексте и учиться  пользоваться словарём антонимов. Открытие новых знаний Вернемся к таблице. ­ Подберите к каждой группе слов антонимы. Работа со словарем (работа в парах) ­ Ребята, скажите, зачем нам нужны словари? ­ На уроках мы с вами уже работали со многими словарям: толковым,  орфографическим, словообразовательным. ­  А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем ­ словарем антонимов. ­  Какие знания вам помогут при работе со словарем? ( Знание алфавита). труд работа дело лень ­ Проанализируйте группы слов. Что вы  можете сказать о словах в каждой группе?  Оцените себя с помощью сигнальных карточек . Молодцы! смелый храбрый отважный трусливый плакать рыдать реветь смеяться Происхождение слова «антоним» ­ Я,  готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «антоним»  произошло от  древне­греческих слов «анти»­«против» и «онима»­ «имя». У. ­ А теперь послушайте стихотворение в исполнении ребят и найдите слова с  противоположным значением. Слушайте внимательно, потом запишите в тетрадь.  Задание №3. Театрализация: У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко,  А мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко,  А улитка – далеко. А телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А цыплёнок – тем, что очень Велико и тяжело.  А котёнку всё равно. ­ Кислое, зачем оно? ­ Что вы? – шепчет червячок  ­ Сладкий у него бочок. ­Прочтите  пары слов, которые вы записали. (по цепочке) Низко – высоко. Близко – далеко. Мало – велико. Кислое – сладкое.  ­Проверьте, вот что должно у вас быть записано.  ­Прочтите  пары слов, которые вы записали. (по цепочке) Оцените себя с помощью сигнальных карточек . Молодцы! На уроке  мы исследуем проблему: для чего нужны антонимы? У. ­ Антонимы в большом количестве встречаются в пословицах и поговорках.  Задание 4.Работаем в парах. На карточках написаны пословицы. Найдите в них  антонимы и выпишите их: Об учебе: Корень учения горек, да плод его сладок. Глупый ищет место, а умного и в  углу видно. Ученье ­свет, а неученье –тьма. Умный любит учиться, а дурак учить. С  умным можно и найти и потерять. О труде: Работать — день коротать; отдыхать — ночь избывать. Маленькое дело лучше большого безделья. Лето припасает ­ зима поедает. Хорошие люди умирают, а дела их  живут. Горька работа, да хлеб сладок.  О дружбе: Больше друзей — больше и врагов. Бойся друга, как врага. Легче друга  потерять, чем найти. Легко друзей найти, да трудно сохранить.  О чем пословицы 1 (2,3) ряда. Подберите антонимы к этим словам! Оцените себя с помощью сигнальных карточек . Молодцы! Давайте отдохнем! Физминутка ­ Ребята, какое сейчас время года? (весна). ­ Какое явление природы можно наблюдать весной? (дождь) ­Многие писатели, поэты, композиторы посвятили свои творения временам года.  Мы сейчас отдохнём под музыку П.И. Чайковского. Музыка Представьте что в нашем классе­дождь. Встаньте, протяните руки и покажем, как  он начинается, усиливается и заканчивается. А сейчас, ребята, мы отправимся на  прогулку. Представьте, что мы надели куртки, шапки, перчатки и выходим на улицу. Откроем зонтики и покружимся с ними. Потопаем по лужам. Стряхнем  дождевые капли с одежды. Брызнем друг в друга. Вдохнем свежий, влажный воздух  и медленно выдохнем.Но вот, к сожалению, время прогулки заканчивается и мы,  отдохнувшие, с массой положительных эмоций, набравшись сил и энергии,   возвращаемся в класс и продолжаем работу. Учимся применять правило 1.Работа по учебнику. – Откройте учебник на странице 62. Прочитайте правило. Совпал ваш вывод с выводом автора учебника? ­Напомните, какие вопросы мы ставили в начале изучения темы «Антонимы».  Что такое антонимы?  Почему они так называются? ­  Ответили мы на эти вопросы? 2.Выполнение упражнения №1 на стр. 63. Прочитайте пословицы и выпишите антонимы парами. 3.Взаимопроверка. 4. Выполнение упражнения №2 на стр. 63. Подберите антонимы к ловам и запишите их парами. 5. Выполнение проекта «Науки и антонимы». Дети получают конверты со словарем  антонимов, листы для работы над проектом и картинки со словами­антонимами. Подобрать и написать антонимы и картинки по определенному школьному предмету. А теперь подведём итоги.Что же вы узнали сегодня на уроке? Что нового вы для себя  открыли? Знаем Хотим узнать 1.Антонимы  ­ это слова  Почему так называются? Узнали От древне­греческих слов  5. Закрепление учебного  материала. Цель : нахождение  синонимов 6. Организация  рефлексивной  деятельности  учащихся. Подведение итогов  урока. 7. Задания на дом Цель : научиться  самостоятельно и с  помощью словаря  подбирать синонимы. противоположные по  значению Какие особенности антонимов?  Для чего нужны слова  антонимы? «анти»­«против» и  «онима»­ «имя». ­ Какая учебная задача была поставлена на уроке?  Достигли мы цели?  Какое открытие сделали сегодня на уроке? Что было неожиданным?  Чему научились?  Какие новые слова изучали на уроке? Что особенно понравилось?  Как вы можете  оценить свою работу на уроке?(с помощью смайликов) Выберите для себя задание. Упр.3 (с.63­уч.) Упр.4(с.63­уч.) ­ Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне  хотелось бы, чтобы вы научились пользоваться этим богатством в своей речи. Спасибо  за урок!

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2018