Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" 4 класс. Урок закрепления и обобщения. Цель данного урока - развить умение определять форму глагола, ставить глагол в неопределённую форму, писать слова с орфограммой-буквой ь в неопределённой форме глагола на -чь.
Иконка файла материала технологическая карта.doc
Тема урока: «Неопределённая форма глагола ». Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Технологическая карта урока русского языка Цель  урока:  развитие   умений   определять   форму   глагола,   ставить   глагол  в   неопределённую   форму,   писать   слова   с   орфограммой­буквой  ь  в неопределённой форме глагола на ­чь. Задачи урока:     Образовательная: обобщить и закрепить знания о глаголах неопределённой формы, совершенствовать  умение  отличать глаголы в неопределённой  форме от других глаголов по вопросам. Развивающая: способствовать развитию речи учащихся, творческого воображения, внимания, памяти, умения мыслить, рассуждать, делать выводы. Воспитательная: формировать потребность грамотно писать, воспитывать учебную активность, навыки самоконтроля и самооценки, умение  работать в группе, коллективно, индивидуально. Формы работы:  коллективная, групповая, индивидуальная Методы: проблемно­поисковый, словесный (беседа, диалог, обсуждение) Оборудование: проектор, презентация.   ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные:         ­ воспитание положительной мотивации к учению         ­ проявлять интерес к изучению темы;         ­ формирование осознания ответственности ученика за общее дело. Регулятивные:         ­ самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке;         ­ выполнять задания в соответствии с целью;         ­ выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;­ самостоятельно формировать выводы на основе наблюдений и сравнений;         ­ высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом         ­ проводить самооценку, самоконтроль выполняемой деятельности.     Познавательные:        ­ определять глаголы среди других частей речи и обосновывать свое мнение;        ­ формирование логических умений: анализа, синтеза, сравнения; обобщение и             классификация, доказательство;          ­ развивать внимание,  мышление, память, устную речь, обогащать словарный запас;        ­ находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,           полученную на уроке;         ­ делать выводы в результате совместной работы класса;         ­ понимать  смысл предложенных заданий, в т.ч. заданий развивающих смекалку;        Коммуникативные:          ­ донести свою позицию до других;          ­ оформлять свою мысль в устной форме;          ­ слушать и понимать друг друга;          ­ оценка действий одноклассников;          ­ уметь сотрудничать с одноклассниками в парах, группах. Этап урока Цель этапа Деятельность учителя ХОД УРОКА I. Орг . момент.  Эмоциональный  настрой учащихся. Включение  учащихся в  деятельность ­Здравствуйте! ­ Я рада приветствовать вас на уроке.  ­ Улыбнитесь друг другу и настройтесь на  Деятельность ученика ­ приветствуют  учителя Формируемые УУД, формы оценивания Личностные: формирование интереса и  желания учиться. Регулятивные: волевая саморегуляция.Мотивация  учащихся к  учебной  деятельности.                        II. Минутка  чистописания.  Словарная работа Проверить  знания замены  им.сущ. на  глаголы в  неопр. форме III.Актуализация  знаний о глаголе Фронтальная  работа.  хорошую плодотворную работу. Готовы?  Девиз нашего урока: « Учись, смекай,  активным будь! И к знаниям откроешь путь!» ­ Как вы понимаете эти слова? ­ Я желаю вам сегодня быть активными,  внимательно слушать, думать и приобретать  новые знания и  закреплять уже знакомые  вам.  Без знаний никуда. Они вам обязательно  пригодятся в вашей дальнейшей учёбе и  вообще в жизни.  ­ Открываем тетради. Записываем число,  классная работа.  ­ Прописываем заглавную и строчную букву  Ч. ( Слайд 2). ­( Слайд 3).Запишите глаголы в  неопределённой форме, однокоренные  данным именам существительным.  Подчеркните безударные гласные в корне.  Какие из них надо запомнить, а какие можно  проверить? Подчеркните ь на конце глаголов. Проверка. Мечта – Барабан – Сочинение – Мороз –   ­ С какой темой вы работали на прошлом  уроке?  ­ Дайте определение по схеме Какие глаголы мы называем – глаголами  неопр.формы ( Слайд 4) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со  сверстниками. ­ да ­ предположения  детей ­ открывают тетради, записывают ­ записывают  Регулятивные: Оценивание результата. Оценка словарной работы. Нарисовать  кружок на полях: ­ зеленый – все правильно; ­ желтый – 1­2 ошибки; ­ красный – более 2­х ошибок. Мечтать Барабанить Сочинять Морозить ­ неопределенная  форма глагола ­ отвечают Личностные: Формирование интереса к  изучению родного языка Регулятивные: Определение темы урока и  формулирование целей деятельности на  уроке Познавательные: Умение структурировать знания; контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;– Приведите примеры, подтверждающие, что глаголы   изменяются   по   числам   и   по временам; в прошедшем времени – по родам. ­ ( Слайд 5)У глагола принес неопределенная  форма: 1) нес                             3) нести 2) принесет                   4) принести –  Какой   глагол   в   неопределённой   форме выбрали? –  Почему,   ведь   здесь   два   глагола   в неопределённой   форме   –  нести,  принести? Какой выбрать?  – Сформулируйте тему и задачи урока.  Сейчас я буду называть глаголы. Как только  вы услышите  неопределённую  форму(начальную ) глагола ­ делаете  хлопок. Если другая форма глагола, то  просто топаете.  Гудят, бежать, читает. сшить, Шить, выучит, нарисовать, позвал, гореть,  заберут, списать, стеречь, прячут, испечь. ­С какой целью мы выполнили такую  физминутку? Работа в учебнике. IV.  Динамическая пауза Узнавание  на  слух глаголов  неопред. формы V. Повторение Установление  повторение орфограмм, выделение морфологических признаков глагола; овладение логическими действиями  анализа и синтеза признаков глагола Коммуникативные: уметь выражать свои  мысли ­ нести ­Сначала надо задать вопрос к слову, а  затем такой же  вопрос – к  неопределённой  форме. ­Научиться находить (образовывать)  неопределённую  форму глагола. ­ отдохнули, но и  показали умение   отличать глаголы  неопр. формы от других глаголов. (что делать ?) играть, Познавательные: Понимать и выполнятьВключение новых  знаний в систему  знаний.                     правильности и  осознанности  усвоения  учебного  материала;  выявление  пробелов и  неверных  представлений  и их коррекция VI. Изучение  нового. Первичное закрепление с  проговариванием  Включение  нового знания в  систему знаний, повторение и  закрепление  раннее  1) (Слайд 6) Упр. 372.  Прочитайте. Найдите  четвёртый лишний глагол в каждой группе.  Почему он лишний? Объясните. 1) играть, гулять, думал, петь; 2) читает, пишет, считает, дружить; 3) привезти, привести, отпустил,  вынести; 4) рассказал, поссорил, расцвести,  рассадил –   дуть, Спишите глаголы (без лишних), напишите, на  какой вопрос они отвечают. Укажите время и число глаголов. Выделите суффиксы –ть,    ­ти и глагольные суффиксы перед ­ть. 2)  Упр.373. Запомни глаголы на  –ять в неопределенной форме. Сеять, веять, маяться, Чуять, чаять, каяться, Лаять, хаять и лелеять, И надеяться, и реять. ­ Беседа о лексическом значении глаголов. Веять    обдувать   дуновением; маяться  –   томиться,   мучиться;  чуять  – чувствовать,   ощущать; (устар.)   – ожидать,   надеяться;   отсюда  нечаянно  – неожиданно;  каяться  –   признавать   свою ошибку,  вину;  хаять  (простореч.)  – ругать, бранить;  лелеять  –   нежить,   заботливо ухаживать; реять – 1) летать плавно, парить; 2) медленно развеваться. (Слайд 8) Упр. 374. Прочитайте, устно поставьте вопрос к  каждому глаголу. Образуйте от каждого  глагола неопределенную форму.  замечаю –  живёт –   чаять  смысл предложенных заданий Регулятивные: Учиться работать по  предложенному учителем плану, Развивать способность к самоконтролю Коммуникативные: Учиться работать в  паре, активно участвовать в обсуждениях Обогащать словарный запас учащихся Личностные: Осознавать  роль языка и речи в жизни людей гулять, думать  неопр.ф. (что делает?)   читает, пишет,  считает наст. вр.  ед.ч. (что сделать?)  привезти, привести,  вынести неопр.ф. (что сделал?)  рассказал, поссорил,  рассадил прош.вр.,  ед.ч., м.р. Познавательные: Расширение кругозора  учащихся; самостоятельно находить  варианты решения учебной задачи; понимать смысл предложенных заданий, в  т.ч. заданий развивающих смекалку; тренировать воображение, смекалку,  замечатьжить чувствовать глядеть рассвирепеть беречь надеяться испечь везти дружить течь ­  На   конце   после  ч написали ь. ­ Да, здесь есть  шипящий. память. Регулятивные: Умение взаимодействовать  с одноклассниками Коммуникативные: Умение  договариваться, находить общие решения; слушать и понимать речь других; учиться  работать в группе Личностные: Понимание того, что  правильная устная и письменная речь есть  показатели индивидуальной культуры,  которую необходимо развивать Оценивание работы. Солнышко. ­ Для обозначения  мягкости согласного [т'] на письме. изученного при  выполнении  заданий  практико­  ориентированно го,  познавательного ­ и  компетентностн ого характера чувствуют –   гляжу –   рассвирепел –    берегут –  надеюсь – испечем – везём –  дружим –  течёт­   Вопросы после записи. –  Как   вы   записали   слова  испечь,  беречь, течь? – Это орфограмма? Почему?  Комментарий учителя. –  Звук  [ч']  мягкий,   и   мягкий   знак   в   этих словах не указывает на мягкость согласного, не играет роль разделительного, а указывает на   неопределённую   форму   глагола.   Это грамматическая роль  ь. Откуда же взялся  ь после  ч?   Это   наследство   древнерусской орфографии. – А для чего нужен ь в глаголах с суффиксом ­ть? Это тоже орфограмма. Коллективное чтение правила про себя и вслух. – О каких глаголах говорится в правиле? – Что говорится? – Приведите примеры слов. – Как обозначена орфограмма?  Упр.   375.   Определи,   какими   частями   речи являются  эти слова.  Обозначь орфограмму­ букву  ь  после  ч  в   неопределенной   форме глагола. Стричь, печь, лечь, течь, мочь, увлечь.­ Это может быть  имя  существительное  женского рода и  глагол в  неопределённой  форме. ­ Печник сложил  новую печь. Мама  будет печь пироги.  Запись: Печь  (сущ.),  печь  (гл.   в   н.ф.;   что   делать?), течь (сущ.), течь (гл. в н.ф., что делать?) –  Сколько вопросов можно задать к словам течь  и  печь?   Какие   это   могут   быть   части речи?  (течь)   –  Составьте  предложения,   в которых  слово  было   бы   печь  сначала существительным, а потом глаголом. Упр. 376. Поставь глаголы в неопределенную форму. Рассуждай так: стригу (что делаю?) – (что делать?) стричь. Стерегу, (не)сожгу,   берегу, (не)бережешь, текут, лягу, могут.  Выполняется по заданию самостоятельно. Взаимопроверка в парах. ( Слайд  Стеречь,   беречь,   не   сжечь,   испечь,   не беречь, течь, лечь, смочь.   испеку, VII. Физминутка VIII. Итог урока.  Тест.  Проверить как  дети для себя  усвоили  материал ( по  их мнению) Встать, распрямиться, Подтянуться. Присесть, подняться, наклониться, Распрямиться, повернуться, улыбнуться,  тихо сесть. ­ Какие глаголы вы услышали? Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работали? Тест. 1. Глаголы в неопределенной форме отвечают  на вопросы:  А) что делают? Что сделают? Б) что делать? Что сделать? В) что делали? Что сделали? 2. Неопределенная форма глагола имеет  Глаголы  неопр.формы ­ неопред. форма  глагола ­ отвечают на тест ­ Б) ­ В) Упражнения направленные на снятие  мышечной усталости. Регулятивные: Самостоятельно оценивают  свою деятельность Коммуникативные: Обогащают свою речь,  развивают её Личностные:  Понимание того, что устная и письменная  речь есть показатель культуры человека­ Б) ­ Бежать ­ Летать ­ Убрать  ­ прыгать, вставать,  беречь, расскзать.      Самооценка.  Высказывание детей. суффиксы:  А) –ют­, ­ут­ Б) ­л В) –ть­, ­ти­ 3. В неопределенной форме глаголов после  буквы ч пишется: А) ъ; Б) ь; В) ничего не пишется. 4. Образуй от глаголов неопределенную  форму. Бежал­ Летаешь­ Уберу­  5. Подчеркни глаголы в неопределенной  форме. Любит, вышел, прыгать, вставать, прочитали,  знает, беречь, определила, рассказать. ­ Домашнее задание стр.129­130 №3 ( Слайд  12) Оцените каждый собственную деятельность  на уроке  Покажите пальчики «5»  ­ кому  было интересно на уроке, он со  всеми заданиями легко  справился. «3» – кто узнал что­то новое для себя, но  были небольшие трудности при выполнении «1» – кому было не интересно, по многим  вопросам испытывал затруднения интересно  на уроке ­ Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных  заинтересованных детей. А если у кого­то  IX.Рефлексия Организовать  рефлексию и  самооценку  учениками  собственной  учебной  деятельности на уроке  : способность к самооценке Личностные   на основе критериев успешности учебной  деятельности;  Регулятивные   учителем ориентиры действия в новом учебном материал  : учитывать выделенныечто­то не получилось – не беда. Вы всё равно  узнали, что­то новое, значит, стали умнее. ­ Всем спасибо за урок