Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Причастный оборот"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Причастный оборот"Технологическая карта урока даёт подробное описание всех этапов постижения темы "Причастный оборот", включая актуализацию ранее изученого о причастии, создание проблемной ситуации, работу в группах, закрепление с использованием интерактивной мультимедийной таблицы и опорных сигналов, самостоятельную работу с проверкой по эталону. В ход урока изучения нового грамматического материала логично встраивается анализ средств выразительности речи и конструирование собственного высказывания обучающихся.
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока  Предмет Русский язык Возраст обучающихся: 7 класс  Тема урока: Причастный оборот. Цели урока: содержательная:  с помощью практических заданий подвести учащихся к  пониманию понятия «причастный оборот»   и правил обособления  причастного оборота;                                 деятельностная:   формировать у учащихся навыки работы в группах;    научить  выдвигать гипотезу и  обосновывать её, слушать  собеседника,  строить  высказывание;   формировать у учащихся навыки получения новых  знаний с опорой на ранее изученное;   формировать у учащихся практические  умения устанавливать связи причастия с определяемым  и зависимым  словами, определять границы причастного оборота.   развивающая:    формировать ключевые компетенции учащихся:  информационную (умение анализировать информацию),   проблемную и  коммуникативную. Оборудование: мультимедийная техника, интерактивная доска, ЭОР Единой  Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов, учебник «Русский язык» 7  класс. ­Авт.: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.; М., Просвещение, 2013. Деятельность учителя Деятельность  обучающихся 1.Организационный момент Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно ­ значимом  уровне. «Хочу, потому  что могу». Вступительное слово   учителя.   Сегодня на уроке очень важная тема: «Причастный  оборот». Она важна  даже для выпускников при  подготовке к ЕГЭ. Я хочу, чтобы у нас всё получилось. У вас, ребята,  уже есть хороший фундамент (знания о причастии),  на котором мы будем строить свои новые знания.  Давайте  настроимся на работу. Вижу, что все  готовы. Запись темы в рабочие тетради. II. Актуализация знаний Планируют  действия и  определяют цель. Ставят учебную  задачу. Соотносят то, что  уже известно  и  усвоено, с тем, что  ещё неизвестно.   Планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками (К). Целеполагание (Р). 1Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для  «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной  деятельности каждого учащегося. Задаю вопросы: Анализ  предложений. Учёт разных мнений. Выполнение  пробного учебного  действия.    Что вам уже известно о причастии?  На какие вопросы, исходя из темы урока, мы  сегодня должны получить ответы?  Записываю на доске вопросы, сформулированные  обучающимися:  Что такое причастный оборот?  Когда причастный оборот выделяется  запятыми? 1.Задание – ловушка (на  новую тему): на экране  отображены два предложения с причастными  оборотами (знаки препинания не расставлены). 1. Крик двигавшейся в стороне тучи диких  гусей отдавался в озере. 2. Бедная старушка лишённая последней  надежды уныло поплелась в хату.   2.Вопросы:  Как вы расставите знаки препинания в этих  предложениях?  Почему это у вас не получилось? III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»,  «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока: научиться  правильно выделять на письме причастный оборот. Решение УЗ (устных  задач) и обсуждение проекта их решения.     Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно  расставить знаки препинания в предложениях с  причастными оборотами?  (Версии  обучающихся.) Анализируя  предложения,  предлагают версии  выхода из  затруднения. Взаимодействуют с  учителем  во  фронтальном  режиме. Предлагают  варианты ответа,    Записываю на доске два предложения и предлагаю  обучающимся подумать, чем отличаются  Умение  анализировать  языковой материал  (П). Умение  формулировать своё мнение и слушать  собеседника (К). Умение выявлять  затруднения в  расстановке знаков  препинания в  предложениях (Р). Умение выдвигать  гипотезу и  обосновывать её  (П). Умение слушать  собеседника,  строить  высказывание (К). Умение выдвигать  гипотезу и  обосновывать её  2предложения друг от друга.         Предложения:   1. На столе лежало неотправленное письмо. 2. На столе лежало неотправленное мною  письмо.    Ввожу понятие  «причастный оборот», читаем  электронное гипертекстовое   определение. ­ Ребята, вспомните, что такое причастие? Сверьте  ответ с эталоном – всплывающей подсказкой.   1.Организую работу в группах (по 4 человека).  2. Предлагаю  интерактивную таблицу,  иллюстрирующую правила обособления причастного  оборота, содержащую  примеры и графические  схемы.  3.Ставлю перед обучающимися задачу: определить,  что такое обособление, в каком случае происходит  обособление в предложениях с причастными  оборотами.       4.Регулирую работу групп. объясняют,  приходят к выводу,  что предложения  отличаются  наличием в одном  из них зависимого  от причастия слова. Взаимодействуют с  учителем  во  фронтальном  режиме. Знакомятся с  понятием  «причастный  оборот», закрепляя  знание термина    «причастие",  проговаривают  определение. Обучающиеся во  фронтальном  режиме  выслушивают  ответы. Сверяют свой ответ   с эталоном  ­  всплывающей  подсказкой.    В группах  кооперируют усилия по решению учебной задачи.   Работая в группах,  анализируют  интерактивную  таблицу,  иллюстрирующую  правила  (П). Умение осознанно  строить речевое  высказывание (П).   Умение слушать  собеседника,  строить  высказывание (К). Умение  осуществлять  проверку знаний,  сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона (Р). Согласовывать  усилия по решению  учебной задачи,  договариваться и  приходить к общему мнению в  совместной  деятельности,  учитывать другие  мнения (К). 31.Организую обсуждение результатов работы  групп.      2.Организую обсуждение обобщающего вывода о  понятии «обособление» и случаях обособления  причастного оборота.      3.Предлагаю  обучающимся сверить свои ответы с эталоном, содержащимся в интерактивной  мультимедийной таблице.      4.Оцениваю результаты работы групп. обособления  причастного  оборота, с целью  определения  понятия  «обособление»,  выявления случаев  обособления  причастных  оборотов.  Согласуют между  собой действия.      Делают  обобщающий вывод.      Осуществляют  взаимоконтроль  процесса  выполнения задания.   Участвуют в  обсуждении  результатов работы  групп.  Представитель  каждой группы  озвучивает ответы,  подготовленные  группой, выводы о  правилах  обособления  причастного  оборота.    Прослушивают  ответы  представителей  каждой группы. Осуществлять  анализ объектов с  целью выявления  существенных  признаков (П).   Принимать и  сохранять учебную  цель (Р). Умение осознанно  строить речевое  высказывание,  обосновывать своё  мнение (П).  Строить  высказывания,  понятные для  партнёров.  Рефлексия своих  действий. Понимать  на слух ответы  одноклассников (К).  Осуществлять  пошаговый и  итоговый контроль  по результату. Обнаруживать  4IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в виде опорного  сигнала. Предлагаю обучающимся  закрепить полученные  знания по теме «Причастный оборот», выполняя  электронные задания, проговаривая вслух  правило обособления причастного оборота. Электронные задания: Вариант  1. Подобрать примеры к правилу  обособления причастного оборота.        Вариант 2. Найти в предложении причастие.  Выделить синим цветом определяемое им слово, а  зелёным – причастный оборот.        Вариант 3. Найти в предложении причастие.  Выделить синим цветом определяемое им слово, а  зелёным – причастный оборот.        Вариант 4. Расставить в тексте запятые.   2.Формирую группу экспертов для оценки  правильности ответов обучающихся.     Закрепляют  полученные знания  по теме  «Причастный  оборот»,  проговаривают  вслух  определение  «причастный  оборот» и правило  обособления  причастного  оборота.    Формулирование и  аргументация своего мнения.      Ученик­эксперт  красным цветом  правит ошибки и  комментирует свои  действия.         Контролируют  правильность  ответов  обучающихся. V. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже  умеет.   Организую деятельность обучающихся  по  применению новых знаний: 1.Диктую  3 предложения с причастными оборотами  и предлагаю выполнить грамматическое задание:  Закрепляют  полученные знания  по теме  «Причастный  отклонения и  отличия от эталона  (Р).   Выполнять типовые задания с  проговариванием  алгоритма вслух (П). Умение осознанно  строить речевое  высказывание (П).    Умение слушать  собеседника,  строить  высказывание (К).  Уметь слушать в  соответствии с  целевой установкой.  Принимать и  сохранять учебную  цель и задачу.  Дополнять, уточнять высказанные ответы  по существу  полученного задания (К).  Умение  анализировать и  делать выводы (П).   5выделить графически причастные обороты,  составить схемы предложений. 1. На стене, крашенной под кирпич, висел  поношенный серый плащ. 2. Стриженые кусты и невысокие деревца  образуют ведущую к усадьбе аллею. 3. Солнце перед самым закатом вышло из­за  туч, покрывающих небо.  2.Для самопроверки на доске  записываю эталоны, с  которыми будут сверяться обучающиеся: это  схематическое изображение пунктограммы  «Обособление причастного оборота» и примеры  (образцы).   X,/~~п.о.~~~/, … /~~~п.о.~~/ X… оборот» путём  самопроверки  по  эталону и образцу и  анализа правила  обособления  причастного  оборота.          Осуществляют  самопроверку,  пошагово сравнивая  с эталоном и  образцом. Осознание качества и уровня  освоения нового  материала.      Осуществлять  самоконтроль,  обнаруживать  отклонения и  отличия от эталона  и образца (Р). 3. Ребята, учтите, что в причастный оборот не  входит определяемое им существительное! Отредактируйте, пожалуйста, предложения, записав  их в исправленном виде. Упр.91 Взаимопроверка.   VI.Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: получить новое знание в системе знаний и повторения Для закрепления знаний предлагаю интерактивный    Закрепляют  полученные знания  текст с заданием: "Какие из причастных оборотов  нужно выделить запятыми? Почему?". http://school­ по теме  «Причастный  collection.edu.ru/catalog/res/27eb15b6­950d­4468­ оборот»,  90ae­dcbb3678d2de/?from=79d01730­0a01­00ee­00b5­ 5129c5112329&interface=teacher&class=49&subject=8 проговаривают  вслух  определение  Самый город раскинулся внизу над сонными, «причастный   заплесневевшими прудами, и к нему приходится  спускаться по отлогому шоссе, загороженному  оборот» и правило  обособления  традиционной "заставой". Серые заборы, пустыри  с кучами всякого хлама понемногу перемежаются причастного  с  подслеповатыми,  ушедшими в землю хатками.   оборота.   Деревянный        узкую     через      Формулирование      колесами,     речушку,        кряхтит, вздрагивая под      и аргументация     шатается,    своего мнения.  кучи ребят,  ползающих в уличной пыли.     старик.  Вонь,  грязь,      перекинутый        и     мост,        точно        дряхлый     Выполнять типовые  задания с  проговариванием  алгоритма вслух. Умение осознанно  строить речевое  высказывание (П).  Умение слушать  собеседника,  строить  высказывание (К).  Уметь слушать в  соответствии с  целевой установкой.  Принимать и  6Ребята,  обратите внимание на предложение текста.   ­Чем оно необычно?   ­Как автор характеризует мост? С кем сравнивает? (Отмечается использование средств  выразительности: олицетворение,  сравнительный  оборот.)      ­ Постройте предложения, используя  олицетворение и сравнительные обороты.   Контролируют  правильность  ответов  обучающихся.                 Анализируют  предпоследнее  предложение текста  интерактивного  задание. Строят  предложения,  используя  олицетворение и  сравнительные  обороты. VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности,  самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Задаю вопросы:  ­ Чего достигли на уроке?  ­ Что ещё нужно узнать?   ­ Все знают ответы на вопросы, которые мы  сформулировали в начале урока?  Что такое причастный оборот?  Когда причастный оборот выделяется  запятыми? ­ Мы на все вопросы ответили? ­ Довольны ли вы своей работой на уроке? Я тоже довольна: мы сегодня плодотворно  потрудились (узнали, что такое причастный оборот,  и научились выделять его в предложениях,  правильно ставить запятые). Осуществляют  рефлексию –  контроль и оценку  процесса и  результатов  деятельности.  Строят  монологическую  речь.    Осуществляют  самооценку  собственной учебной деятельности.             сохранять учебную  цель и задачу.  Дополнять, уточнять высказанные ответы  по существу  полученного задания (Р).  Анализ  предложения с  целью выявления  средств  выразительности  речи (П).  Умение  конструировать  предложения  олицетворениями и  сравнительными  оборотами (П). Умение  анализировать свои  действия, делать  выводы, подводить  итог, выявлять, чего  достигли (П).  Выражение своих  мыслей с  достаточной  полнотой и  точностью (К).  Самооценка  собственной учебной деятельности,  соотносят цель и  результаты, степень  7VIII. Домашнее задание:  Правила на стр.37,38; упр.90 ( списать, расставляя  пропущенные знаки препинания и обозначая  причастные обороты волнистой линией.) Объясняю суть домашнего задания. Желаю успеха.   их соответствия (Р). 8