Технологическая карта урока «Салфетка в технике ручной вышивки».
Оценка 5

Технологическая карта урока «Салфетка в технике ручной вышивки».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
технология
5 кл
23.03.2017
Технологическая карта урока «Салфетка в технике ручной вышивки».
Урок «Салфетка в технике ручной вышивки». Этот вид рукоделия живет, меняется и продолжает радовать рукодельниц всех возрастов и занятий. Практически все виды вышивки — рисование иглой. Они дают столько же возможностей для самовыражения Процесс выполнения вышивок увлекателен. Занятие вышиванием развивает эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие, творческое отношение к труду. Вышивка дело кропотливое. Для вышивки необходимо много терпения и времени. А так же знаний.
Технологическая карта урока «Салфетка в технике ручной вышивки»..docx

Технологическая карта урока.

Предмет: технология         Класс:  5  Учебник (УМК):  Синица Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Яковенко О.В. «Технология»

      Тема урока:  «Салфетка в технике ручной вышивки». 

Тип урока:  урок изучения нового материала

Оборудование:  мультимедиа, образцы ручных стежков

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные УУД:

-имеют понятие «ручные стежки», создание изделия с применением ручных стежков;

-умеют выполнять базовый стежок «шов вперед игла»;

познавательными УУД:

умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Понимания понятия:

«шов шнурок»

«петельный стежок»

«крестообразный стежок»

«стебельчатый стежок»

«тамбурный стежок»

Технология выполнения ручных стежков.

Влияние ручных швов на декоративную отделку изделий.

1 уровень — узнавание

Регулятивные

Планирование собственной деятельности.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Личностные

Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в паре.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

 

 

 

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

 

Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

Включение в учебную деятельность на уроке:

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности   «надо».

2.  Организовать деятельность учащихся по установок тематических рамок «могу».

·         3. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность «хочу».

  • - Приветствие!
  • Проверка готовности учащихся к уроку

·         Проверка готовности учащихся к уроку.

Я рада увидеться с вами сегодня вновь. Какое у вас настроение? (хорошее) Заниматься творчеством нужно с хорошим настроением, тогда и изделия получаются красивыми и добрыми. Сегодня мы с вами будем заниматься рукоделием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-эмоциональный настрой на урок положительный

Формируемые способы деятельности:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия: -помощь учителю в проверки явки на урок

Формируемые способы деятельности: -выявление к готовности к уроку

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: -активное слушание учителя, выдвижение предложений о теме урока

Формируемые способы деятельности:

- формулирования собственных ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия: -слушание собеседника

Формируемые способы деятельности:

-построение понятных для собеседника высказываний

Актуализация знаний

·         -организовать актуализацию изученных способов действий,

·         -актуализировать мыслительные операции,

·         -предъявить задания, близкие жизненному опыту детей

·         -зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний

·         -организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании

Звучит  песня «Веселый портной»

На экране слайд, изображающий предметы для ручного шитья.

 

Слайд №1

 

 

Учащимся предлагаю  назвать изображенные на экране предметы.

- Для чего нужны эти предметы?

Учащиеся называют предметы,.

 

Ребята обратите внимание

на экран. Что вы видите? В какой технике они исполнены?

А какие швы вы здесь видите? 

 

Слайд №2

 

 

Какие ключевые слова мы

получили. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

 

Что еще мы можем сегодня на уроке узнать о вышивке?  

 

 

 

Слайд №3

 

 

 

И так,  тема нашего урока:

·         «Салфетка в технике ручной вышивки». 

Сейчас мы научимся выполнять башкирские узоры на салфетке. Будем использовать тамбурный шов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся называют предметы,.

 

Предполагаемые ответы:

-пришивание пуговицы, заплатки, шитье одежды для кукол.

 

 

Салфетки.

 

В разной технике. Ручной, машинной вышивки.

 

 

 

 

 

Техника исполнения

ручных стежков

Какие бывают вышивки. История вышивки.

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

- взаимодействуют с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности:

- продолжение развития умения исполь­зовать простые речевые средства для пе­редачи своего мнения

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-активизация имевшихся ранее знаний

-активное погружение в тему

-высказывание различных вариантов ре­шения данной проблемы

Формируемые способы деятельности:

-умение слушать в соответствии с целевой установкой

-принимать и сохранять учебную цель и задачу

-дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Практический этап

Проблемное изложение нового знания

·         зафиксировать причину затруднения

·         сформулировать и согласовать цели урока

·         организовать уточнение и согласование темы урока

·         организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала

·         организовать фиксацию преодоления затруднения

  Прежде  чем приступить к работе, давайте поближе познакомимся с самой вышивкой с ее историей.

 

Слайд №4

 

 

 

 

 

 

 

Скажите все ли вышивки одинаковые  в разных частях нашей Родины

Давайте посмотрим, как украшали вышивкой одежду у нас в Башкортостане

Башкирское народное декоративно - прикладное искусство богато разнообразием видов: ткачество, вышивка, аппликация.

 

Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, серцевидных фигур.

 

Обратите внимание на одежду башкирской женщины. Как они украшены?

 

Это безрукавки, полуолы черного цвета, отделанные монетами. Обратите внимание на передники, платки, вышитые руками мастериц, налобные повязки, кисеты.

Слайды 5-6

 

 

Какие виды вышивки вы знаете?

Для чего служит вышивка?

 

Слайд №7

 

 Картинки по запросу презентация ручные стежки и строчки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девочки, есть ли в вашем доме изделия с вышивкой?

 

Слайд №8

 

 

Давайте дадим определение стежка, строки, шва, длина стежка

 

Слайд №9

 

 

 

Сообщение о русской вышивке:

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это - фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

 

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек - крестьянок. Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения.

И т.д.

 

Сообщение о башкирском   орнаменте:

Взгляни на глобус;
Вот он, шар земной!
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.

 

Искусство башкир вбирало в себя особенности культуры разных эпох и донесло до нас свои лучшие традиции. В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющие своеобразный и важный слой художественной памяти народа.

Башкирский орнамент всегда симметричен, узоры располагаются либо бордюрами, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используется все эти примеры одновременно.

В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает:

красный – цвет тепла и огня
желтый – цвет изобилия и богатства
черный – цвет земли и плодородия
зеленый – цвет вечной зелени,
белый - чистота помыслов, миролюбие
синий – цвет свободолюбия,
коричневый – цвет старости увядания.
  И т.д.

 

 

 

 

вспоминают вышитые изделия, называют их

 

 

 

 

 

 

Дают определение: Стежка, строчки, шва.

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

- самостоятельное определение темы уро­ка

- осознание целей и задач обучения

- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

 Формируемые способы деятельности:

-формирование умения учиться высказы­вать своё предположение на основе рабо­ты с материалом учебника

-формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

-формирование умения слушать и пони­мать других

-формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

-формирование умения работать в парах, в группах

Познавательные УУД

Осуществляемые действия :

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятель­ности

-   творческая переработка изученной информации поиск в традиционных источниках

-поиск в Интернет источниках

- развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

- развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

- развитие умения осуществлять поиск не­обходимой информации, используя до­полнительные источники информации

- развитие умения строить простые рассуж­дения

Формируемые способы деятельности:

-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 

Физкультминутка

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

 Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

Слайд №9

 Физкультминутка Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего  угла в левый нижний в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Первичное закрепление

·         зафиксировать во внешней речи алгоритм выполнения …

·         организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах)

Рассмотреть растительные элементы на рисунке (через рисунок они понимают,  что им необходимо узнать технологию выполнения ручных стежков

 

 Слайд №10

 

 

 

 

 

 

Слайд №11

 

 

 

Вспомнить виды ручных стежков и дать определение им.

 

Слайд  №12

 

 

·         Предлагаю сформулировать алгоритм выполнения ручных стежков (4 шва)

 

Прежде. чем мы перейдем к непосредственно к выполнению вышивания салфетки,

предполагаю выполнить следующее задание:

  • Восстановить схему выполнения «шов вперед игла»

 

 

 

Слайд №13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты исследования записывают в таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют  «шов вперед игла»

Личностные УУД

Осуществляемые действия

- осмысление темы нового материала и ос­новных вопросов, подлежащих усвоению

- применение на практике и последующее повторение нового материала

-  осознание своих возможностей.

 

Формируемые cпособы деятельности

-формирование умения выказывать своё oтношение к новому материалу, выражать свои эмоции

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной дея­тельности

-формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой cитуацией

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия

-формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничест­во и кооперацию с учителем и сверстни­ками

Формируемые способы деятельности

-формирование умения строить речевое высказывание

Практическая работа «Выполнение салфетки в технике ручной вышивки тамбурным швом башкирского орнамента».

·         тренировать способность к самоконтролю и самооценке

·         проверить умения работать по алгоритму

·         организовать самостоятельную работу учащихся

·         организовать самопроверку самостоятельной работы

·         по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок

·         по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха

·         Сегодня мы с вами делаем практическую работу: «Выполнение салфетки в технике ручной вышивки тамбурным швом башкирского орнамента».

 

·         Инструменты и приспособления для вышивки,

Слайд  №14

 

·         Правила  ТБ

Слайд  №15

 

·         Как правильно сидеть при вышивании и держать руки.

·         Выполнение практической работы:

·         Перевод рисунка на ткань,

·         Подбор цвета узора

·         Вышивание рисунка

 

 

 

 

 

Выбирают:

  • ткань
  • нитки
  • иглы
  • пяльца

 

рассказывают ТБ

 

 

 

 

Показывают и рассказывают

 

Выполняют практическую работу.

 

 

Анализируют работы друг друга  (взаимоконтроль), сравнивая с эталоном.

Личностные УУД

 

Осуществляемые действия:

-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

- выдвижение гипотез, основанных на жиз­ненном опыте учащихся

- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

-   осознание своих возможностей.

Формируемые способы деятельности:

-применение на практике полученных знаний и последующее повторение

 

 

 

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  -самоконтроль выполнения задания

-взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности:

--планирование своего действия в соответ­ствии с поставленной задачей и условия­ми ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

 

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятель­ности

-усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получе­ния информации

Формируемые способы деятельности:

-умения структурировать знания

-выбор наиболее эффективных способов решения задач

-построение логической цепи рассуждений

 

Рефлексивно-оценочный этап

Инструктаж по выполнению ДЗ

 

·         включить новый способ действий в систему знаний

·         тренировать способность применять новый алгоритм действий

·         Инструктаж  учителя по выполнению домашнего задания

·         задание учащимся на подготовку к следующему уроку

·         Продолжить вышивание орнамента, соблюдая ТБ.

 

·         Получить оценку родителей по выполнению вышивки

 

·         Выполнить презентацию «виды орнаментов

·          

·          

 

 

 

Записывают Д/З в дневник

Познавательные УУД

Осуществляемые действия :

-отработка алгоритма по изученной теме «Выполнение салфетки»

-творческая переработка изученной информации поиск в традиционных источниках

-поиск в Интернет источниках

Формируемые способы деятельности:

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

-поиск и выделение информации

Коммуникативные УУД

Формируемые способы деятельности:

-формирование умений полно и точно выражать свои мысли

Осуществляемые действия:

-оценка и самооценка учебной деятельности

-обобщение и систематизация знаний

-учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Рефлексия учебной деятельности на уроке

·         организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

·         организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока

·         организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

·         по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

Подведем итог урока.  Что нового вы сегодня открыли для себя. Пригодятся ли вам полученные знания?

С каким настроением вы уходите с урока?

Сегодня мы с вами начали вышивку салфетки. У нас есть еще время ее закончить на следующих уроках. Ведь мы с вами знаем пословицу:

 « Поспешишь, людей насмешишь». Мы с вами делаем подарок маме - самому любимому человеку. А значит должны выполнять его как? (аккуратно). Чтобы маме было приятно.

-Какое изделие мы выполняли на уроке?

- Каким швом вышивали рисунок?

·         Понравилось вам на уроке? Вы мне тоже очень понравились, понравились и ваши салфетки. Хочется закончить урок пословицей «Маленькое дело - лучше большого безделья»

·         выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

Мы узнали новое об истории создания инструментов для ручных работ; научились выполнять ручные швы; работать с таблицами. Нам пригодится это для повседневной жизни

 

Выполнила Сливинская Н.А.


 

Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока.

Этапы урока Цель этапа

Этапы урока Цель этапа

Актуализация знаний -организовать актуализацию изученных способов действий, · -актуализировать мыслительные операции, · -предъявить задания, близкие жизненному опыту детей · -зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний…

Актуализация знаний -организовать актуализацию изученных способов действий, · -актуализировать мыслительные операции, · -предъявить задания, близкие жизненному опыту детей · -зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний…

Слайд №3 И так, тема нашего урока: · «Салфетка в технике ручной вышивки»

Слайд №3 И так, тема нашего урока: · «Салфетка в технике ручной вышивки»

Проблемное изложение нового знания зафиксировать причину затруднения · сформулировать и согласовать цели урока · организовать уточнение и согласование темы урока · организовать подводящий или побуждающий…

Проблемное изложение нового знания зафиксировать причину затруднения · сформулировать и согласовать цели урока · организовать уточнение и согласование темы урока · организовать подводящий или побуждающий…

Это безрукавки, полуолы черного цвета, отделанные монетами

Это безрукавки, полуолы черного цвета, отделанные монетами

Девочки, есть ли в вашем доме изделия с вышивкой?

Девочки, есть ли в вашем доме изделия с вышивкой?

Физкультминутка Из - за парт мы выйдем дружно,

Физкультминутка Из - за парт мы выйдем дружно,

Слайд №11 Вспомнить виды ручных стежков и дать определение им

Слайд №11 Вспомнить виды ручных стежков и дать определение им

Слайд №13

Слайд №13

Как правильно сидеть при вышивании и держать руки

Как правильно сидеть при вышивании и держать руки

Инструктаж по выполнению ДЗ · включить новый способ действий в систему знаний · тренировать способность применять новый алгоритм действий ·

Инструктаж по выполнению ДЗ · включить новый способ действий в систему знаний · тренировать способность применять новый алгоритм действий ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017