План урока по предмету «Технология»
Класс: 5
Раздел: Художественные ремесла.
Тема урока: Лоскутное шитье.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Цели урока:
Предметные цели:
1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы на универсальной швейной машине, с ножницами.
2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.
4. Способствовать осознанию основного технологического материала.
5. Способствовать формированию представления о лоскутном шитье.
6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.
7. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
· Раскрыть причины некачественной работы при выполнении машинных строчек
· Выяснить последствия неправильной работы при выполнении машинных строчек
8. Способствовать пониманию закономерности теории и практики
· Создать условия для выявления взаимосвязи между предметами технологии, рисовании
· Способствовать пониманию зависимости между предметами технологии, рисовании
Личностные цели:
1. Способствовать развитию речи обучающихся (обогащение и усложнение словарного запаса новыми техническими словами, ее выразительности и оттенков).
2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности обучающихся (учить анализировать свою работу, выделять главное при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с работой друзей по классу, строить аналогии, обобщать и систематизировать успехи в работе, доказывать и опровергать свою правоту, определять и объяснять технологические понятия при выполнении определённых операций, ставить и разрешать проблемы во время урока).
3. Способность к самооценке своих интеллектуальных для труда в различных сферах.
4. Способствовать развитию сенсорной сферы обучающихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы).
5. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук при раскладке и выкраивании, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при работе).
6. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к предмету «Технология».
7. Способствовать овладению всеми видами памяти обучающихся.
8. Способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающихся на теории и практике.
9. Способствовать осознанию необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
10. Способствовать формирования понимания бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам.
11. Способствовать формированию готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.
Метапредметные цели:
1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
3. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
4. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
Профориентационные цели:
1. Обобщить у обучающихся знания и сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
4. Воспитывать уважение к работающему человеку.
5. Сформировать представление о профессии портной, закройщик, оператор швейного оборудования.
Материально-техническая база:
1. кабинет технологии; швейная мастерская;
2. компьютер;
3. мультимедийный проектор;
4. экран;
5. универсальные швейные машины;
6. утюг;
7. инструменты, приспособления: карандаш, портновский мел, ножницы;
8. материалы: кусочки ткани, нитки.
Дидактическое обеспечение:
1. учебник: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс, Синица Н.В. – М: Вентана-Граф, 2013
2. рабочая тетрадь на печатной основе: Синица Н.В., Рабочая тетрадь 5 класс Москва: «Вента-Граф, 2013
3. дополнительная литература (словари, справочники):
мультимедийное приложение к разделу
учебно-техническая документация:
· технологические карты: эскиз изделия
· инструкционные карты: операционная карта
мультимедийное приложение
1. образцы объектов труда :готовые изделия
2. образцы поузловой обработки; детали изделия
3. материалы для контроля знаний обучающихся:
· карточки-задания: Лоскутное шитье
· тесты: задание №8
· ребус
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практические работы
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-практикум
Словарная работа на уроке: лоскутное шитье, печворк, универсальная швейная машина, цветовой спектр, цветосочетание
Ход урока
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|
Мотивационно-целевой этап |
||||
Организационный момент |
· Настройка обучающихся к учебной деятельности и на получение новых знаний, · создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс |
· Приветствие! · Проверка явки обучающихся, заполнение учителем классного журнала · Проверка готовности обучающихся к уроку · Настрой обучающихся на работу · Доведение до обучающихся плана урока |
Личностные УУД |
Осуществляемые действия: -эмоциональный настрой на урок положительный Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности |
Регулятивные УУД |
Осуществляемые действия: -помощь учителю в проверки явки на урок Формируемые способы деятельности: -выявление к готовности к уроку |
|||
Познавательные УУД |
Осуществляемые действия: -активное слушание учителя, выдвижение предложений о теме урока Формируемые способы деятельности: - формулирования собственных ожиданий |
|||
Коммуникативные УУД |
Осуществляемые действия: -слушание собеседника Формируемые способы деятельности: -построение понятных для собеседника высказываний |
|||
Проверка выполнения ДЗ |
· установление правильности и осознанности выполнения всеми обучающимися ДЗ, · устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях, · выяснение степени усвоения заданного на дом материала, определение типичные недостатков в знаниях и их причины ликвидация обнаруженных недочётов |
· Выявление факта выполнения ДЗ у всего класса, · Устранение типичных ошибок · Обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися · Формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще · Использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели ДЗ |
Личностные УУД |
Осуществляемые действия: -повторение ранее изученного материала Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности |
Регулятивные УУД |
Осуществляемые действия: -контролируют правильность ответов обучающихся Формируемые способы деятельности: -оценивают результаты по алгаритму -адекватное восприятие оценки учителя |
|||
Познавательные УУД |
Осуществляемые действия: -взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность Формируемые способы деятельности: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |
|||
Коммуникативные УУД |
Осуществляемые действия: - взаимодействуют с учителем во время опроса Формируемые способы деятельности: - продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения |
|||
Актуализация знаний |
· организовать актуализацию изученных способов действий, · актуализировать мыслительные операции, · предъявить задания, близкие жизненному опыту детей · зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний · организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании |
· Организация задания на повторение · Эвристическая беседа · Заслушивание сообщений обучающихся |
Личностные УУД |
Осуществляемые действия: -активизация имевшихся ранее знаний -активное погружение в тему -высказывание различных вариантов решения данной проблемы Формируемые способы деятельности: -умение слушать в соответствии с целевой установкой -принимать и сохранять учебную цель и задачу -дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Познавательные УУД |
Осуществляемые действия: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. |
|||
Практический этап |
||||
Проблемное изложение нового знания |
· зафиксировать причину затруднения · сформулировать и согласовать цели урока · организовать уточнение и согласование темы урока · организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала · организовать фиксацию преодоления затруднения |
· объяснение учителя с опорой на личные знания обучающихся заслушивание сообщений обучающихся |
Регулятивные УУД |
Осуществляемые действия: - самостоятельное определение темы урока - осознание целей и задач обучения - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению Формируемые способы деятельности: -формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника -формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей - формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план) -формирование умения слушать и понимать других -формирование умения формулировать свои мысли в устной форме -формирование умения работать в парах, в группах |
Познавательные УУД |
Осуществляемые действия : - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности - развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме - развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям - развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации - развитие умения строить простые рассуждения Формируемые способы деятельности: -формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
|||
Первичное закрепление |
· зафиксировать во внешней речи алгоритм выполнения задания · организовать усвоение обучающимися нового материала (фронтально, в парах или группах) |
· использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала. · обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны. · умение обучающихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями |
Личностные УУД |
Осуществляемые действия - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению - применение на практике и последующее повторение нового материала Формируемые способы деятельности -формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности -формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией |
Коммуникативные УУД |
Осуществляемые действия -формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками Формируемые способы деятельности -формирование умения строить речевое высказывание |
|||
Практическая работа «Изготовление изделия из лоскутов» с самопроверкой по эталону |
· тренировать способность к самоконтролю и самооценке · проверить умения работать по алгоритму · организовать самостоятельную работу обучающихся · организовать самопроверку самостоятельной работы · по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок · по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха |
· сообщение обучающимся названия практической работы; · разъяснение обучающимся задач практической работы; · ознакомление обучающихся с объектом труда - образцом; · ознакомление обучающихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления); · ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК); · предупреждение обучащихся о возможных затруднениях при выполнении работы); · инструктаж по технике безопасности. |
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД |
Осуществляемые действия: -проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности - выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала Формируемые способы деятельности: -применение на практике полученных знаний и последующее повторение
Осуществляемые действия: -самоконтроль выполнения задания -взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность Формируемые способы деятельности: --планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
Осуществляемые действия: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности -усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации Формируемые способы деятельности: -умения структурировать знания -выбор наиболее эффективных способов решения задач -построение логической цепи рассуждений |
Рефлексивно-оценочный этап |
||||
Инструктаж по выполнению ДЗ
|
· включить новый способ действий в систему знаний · тренировать способность применять новый алгоритм действий |
· инструктаж учителя по выполнению домашнего задания · задание обучающимся на подготовку к следующему уроку · сообщение о теме следующего урока |
Познавательные УУД |
Осуществляемые действия : -отработка алгоритма по изученной теме «Лоскутное шитье» -творческая переработка изученной информации поиск в традиционных источниках -поиск в Интернет источниках и электронных книгах Формируемые способы деятельности: -развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности -поиск и выделение информации |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
· организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке · организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока · организовать проведение самооценки учениками работы на уроке · по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности |
· рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока · объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке · выставление отметок в классный журнал и в дневники обучающихся |
Коммуникативные УУД |
Формируемые способы деятельности: -формирование умений полно и точно выражать свои мысли Осуществляемые действия: -оценка и самооценка учебной деятельности -обобщение и систематизация знаний -обучающиеся выражают свои эмоции по поводу урока |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.