Технологическая карта урока технологии в начальной школе
Оценка 4.7

Технологическая карта урока технологии в начальной школе

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
технология
1 кл
08.01.2017
Технологическая карта урока технологии в начальной школе
Представлена технологическая карта по технологии в 1 классе. Тип урока: изучение нового материала. В данном уроке подробно описан процесс поэтапного вырезания симметрией аппликации "Пальма" из цветной бумаги с целью развития художественных и творческих способностей ребёнка, знакомство с такими понятиями, как "аппликация" и "симметрия".
bondareva_tehnologiya_2_gotovoe.docx

Технологическая карта урока технологии в начальной школе

Тип урока:Изучение нового материала

Учитель:_Игошина А.А._____________________________

_____________________________

Тема урока

Вырезанная из бумаги аппликация. Симметрия.

Цель

Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изготовление аппликации «Пальма».

Задачи

 

Образовательные: 1) познакомить с понятием «симметрия»; расширить знания детей о видах  аппликации и способах ее выполнения;

2) закрепить навыки организации рабочего места, анализа конструкции изделия, планирования работы, выполнения работы по плану;

3) закрепить навыки выполнения технологических операций:  разметки деталей  по шаблонам; вырезания деталей из бумаги  по криволинейному контуру; наклеивания мелких деталей из бумаги на картон;

Развивающие:способствовать развитию логического, образного, художественного мышления; устной речи, мелкой моторики, пространственного воображения, глазомера.

Воспитательные: способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать:

Уметь:

Иметь представление:       

Формируемые УУД:

Личностные УУД;

Регулятивные УУД;

Коммуникативные УУД;

Познавательные УУД.

Основные понятия

Аппликация, симметрия.

Межпредметные связи

Математика, литература, музыка, русский язык, окружающий мир.

Оборудование

 

 

 

 

Оборудование учителя:

образец аппликации«Пальма», пооперационная последовательность выполнения изделия – предметная технологическая карта; слайдовая презентация:образцы аналогичных   работ по теме урока; иллюстративный материал к водной беседе; план практической  работы; критерии оценок; новые термины (словарная работа); правила безопасной работы режущими и колющими инструментами.

Оборудование учащихся:

Материалы: желтый картон, цветная бумага для аппликаций, клей.

Инструменты:ножницы, карандаш, ластик, кисточкадля клея.

Приспособления:клеенка (или газета), салфетки для удаления клея (лоскутики ткани), коробочка для мусора.

Литература, интернет-ресурсы

Литература:

Цирулик, Н.А..  Технология. 1 класс [Текст]:поурочные планы по учебнику «Умные руки» , 2013. – 55 с. 

Ход урока

Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

 

 

Время

Предметные

УУД

 

I. Организация класса на работу

 

 

 

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

 

Приветствует детей, психологически  настраивает учащихся на урок,  организует внимание учащихся.

-Мы пришли сюда учиться,

 Не лениться, а трудиться.

 Работаем старательно,

 Слушаем внимательно.

Здравствуйте, ребята! Встаньте из-за парт, выровняйтесь, покажите мне свою готовность к уроку, приведите в порядок свое рабочее мест.

 

Приветствуют учителя,  включаются в учебную деятельность.

 

 

 

1 мин

 

 

II. Формулирование темы урока, постановка цели

 

 

2 мин.

Организовать формулирование темы и   цели урока учащимися.

 

Организует формулирование  темы и цели  урока, обозначает основные образовательные задачи (узнаем, что такое симметрия, изготовим симметричную аппликацию «пальма»), выясняет практическую значимость изделия

- Рассмотрите работы, представленные на слайде.

В какой технике выполнены эти работы? (аппликация).

-Ребята, кто из вас знает, что такое аппликация? (Ответы детей)

-Верно ребята.

Аппликация в переводе «прикладывание». Это очень древний вид искусства, интересный вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу – фон.

При этом материалом – основой служит дерево, плотная бумага или картон. Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству,применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания картин. При создании аппликации для вырезания деталей часто используется прием симметрии.

Кто знает, что такое симметрия? (Ответы детей)

- Сегодня мы рассмотрим понятие «симметрия», будемучится вырезать симметричные детали, развивать навыки работы с ножницами и клеем, изготовим симметричную аппликацию.

-А для того чтобы все поставленные задачи реализовать, нужно быть активным и внимательно слушать.

С помощью учителя формулируют тему и  цель урока,

высказывают свое мнение  о практической значимости изделия

 

Регулятивные УУД:

-уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя

 

 

III.Вводная беседа

 

 

3-5 мин.

Познакомить с понятием «симметрия»; сформировать представления об аппликации.

Способство-вать развитию образного, логического и художественного мышления; устной речи; пространственного воображения.

 

Выясняет степень усвоения ранее изученного материала для связи с новой темой через систему вопросов; сообщает новые знания, используя межпредметные связи с изучаемыми дисциплинами; углубляет, систематизирует ранее полученные знания; использует ИКТ, сопровождает беседу иллюстративным материалом, организует детей на самостоятельный поиск информации.

-Ребята, посмотрите на слайд, на нем вы видите разные виды аппликаций.

-(Перечисляю, показываю картинки и немного рассказываю о представленных видах аппликаций).

   - Послушайте песенку «Чунга-чанга». Что вы представляете себе, слушая эту песенку?       - Какой характер музыки передает ее содер­жание? (Веселый, задорный)

- Как вы думаете, о какой стране идет речь? Если вы были внимательны, то услышали, что речь идет о кокосах и бананах. А пальмы с этими плодами растут только в теплых стра­нах, на берегу океана.

Участвуют в диалоге, наблюдают,  слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

 

Знать:

виды изучаемыхматериалов,ихсвойства и названия

 

 

Познавательные УУД:

добыватьновыезнания из совместной беседы, обобщать полученнуюинформацию.

Личностные УУД:      -называтьиобъяснятьсвои чувства от прослушивания музыки  и просмотра видов аппликаций,объяснять  своё  отношениек ним.

 

 

IV. Подготовка к практической работе

 

 

 

4-5 мин.

Закрепить навыки организации рабочего места, анализа конструкции изделия, планирования работы, выполнения работы по плану.

Показывает образец изделия; определяет его назначение, конструкцию: количество частей, деталей, способы их соединения,  приемы украшения; выявляет материалы, инструменты и приспособления; проводит чтение графического изображения изделия;

составляет краткий план работы;

проводит физминутку

а) Анализ образца изделия

Откройте страницу 10 учебника. Рассмотрите аппликацию. Что напоминает вам эта картинка? Можно ли сказать, что она является иллюстрацией песни, которую мы слушали? (Да). Почему?

   - Почему для основы (фона) выбрали бумагу оранжевого цвета? (Жара, много солнца.)

   - Как называются деревья, на которых рас­тут кокосы? (Пальмы.)

-Мы рассмотрели аппликацию, определили ее фон.

Давайте рассмотрим аппликацию «Пальма»

   -Из каких частей состоит аппликация? (Из двух – основы и сюжетной картинки - аппликации).

Сколько деталей в сюжетной картинке – аппликации (две пальмы и кокосы).

- Как присоедены пальмы и кокосы  к основе, к фону? (приклеены)

  - Из каких деталей состоит пальма? (Ствол, пять резных листьев, плоды.)

Обратите внимание на ствол пальмы. Ка­кую геометрическую фигуру он напоминает? (Перевернутые треугольники.)

   - Какого цвета дерево? (Ствол - коричнево­го, листья – зеленого, кокосы – коричневого, темного цвета.)

-  Обратите внимание на способ вырезания деталей. Он называется симметричным. Что это значит? (Это значит, что вырезая де­таль по сложенной заготовке, а потом рас­крыв ее, получим зеркальное отражение од­ной части в другой).

-А какие симметричные детали вы можете найти в природе?(ответы детей)

- Как соединяются детали аппликации с основой (фоном)? (с помощью клея, неподвижно).

- Какие материалы использованы?(Бумага, клей)

- Какие необходимы инструменты? (Ножницы, карандаш, ластик, кисточка для клея)

-Какие приспособления нам необходимы? клеенка (или газета), салфетки для удаления клея (лоскутики ткани), коробочка для мусора.

Проанализировали работу, теперь давайте составим план её выполнения.

б) Составление краткого плана работы

План:

1. Складывание заготовок для симметричного вырезания

 2.Разметка деталей аппликации.

3.Вырезание деталей.

4.Компоновка  деталей на фоне.

5.Наклеивание деталей на фон.

6. Высушивание аппликаций под грузом.

-Мы определили, по какому плану будем работать, а теперь давайте немного отдохнем.

 

в) Проведение физминутки

-Итак, мы отдохнули а теперь нужно проверить вашу готовность к уроку.

Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, разбираются в графической схеме,

составляют план практической работы, выполняют

физминутку

 

Знатьконструк-циимногоде -тальные, способы разметки и сборки деталей, виды отделки.

Уметь:анализиро-вать,планирова -

тьпредсто-ящуюпрактичес-куюработу;

спомощьюучителярешатьдоступные конструкторско-техно-

логическиезадачи.

Коммуникативные УУД:

-вступатьвбеседуиобсуждение,донестисвою позициюдо  других, слушатьипониматьречь других,

уметь  сотрудничать, уважительноотноситьсякпозициидругого.

Регулятивные УУД:

-учитьсявысказыватьсвоёпредположение(версию)наоснове коллективногообсуждениязаданий,

проговариватьпоследовательностьдействийнауроке;

– с  помощьюучителя объяснятьвыбор наиболееподходящих для выполнениязаданияматериаловиинструментов;

 

 

 

 

V. Организация  рабочего места

 

 

3 мин.

Закрепить навыки организации рабочего места;

выявить знания о

правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены

Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов  и приспособлений.

Проводит инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе; выявляет режущие и колющие инструменты; обучает правилам безопасной работы режущими и колющими инструментами

   - Прежде чем приступить к работе, давайте проверим готовность к уроку. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и проверяйте, всё ли у вас есть на партах.

Чтоб работа закипела,

Приготовьте всё для дела,

Будем клеить, мастерить –

Всё должно в порядке быть.

Ножницы, бумагу, клей

Клади на место поскорей.

Не забудь про карандаш –

Он в труде помощник наш.

Линейку, ластик положи,

В порядке вещи содержи.

Все готовы? Молодцы!

 - Сначала необходимо подготовить детали аппликации: вырезать листья, затем – ствол и кокосы. Для этого повторим инструкцию по технике безопасности при работе с ножница­ми.

Правила безопасной работы ножницами:

1.                           Перед работой проверьте исправность ножниц.

2.                           Используйте ножницы только по назначению.

3.                           Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4.                           Не работайте ножницами с ослабленным креплением.

5.             Работайте ножницами только на своем рабочем месте.

6.             Следите за движением лезвий во время работы.

7.             Подавайте ножницы в закрытом виде кольцами вперед.

8.             Не оставляйте на столе ножницы в раскрытом виде.

9.                После выполнения работы ножницы кладите на стол кольцами к себе.

10.    Не играйте с ножницами, не подносите их близко к лицу.

11.            Не держите ножницы концами вверх.

12.            После работы уберите ножницы в укладку или чехол сомкнутыми лезвиями вниз.

-Как нужно правильно работать с клеем? (Клей-карандаш закрывать, мыть руки после работы с ним).

-Применяйте все правила, и ваша работа принесет вам лишь удовольствие.

-Мы подготовились к практической работе, а теперь можно к ней приступить.

 

Оборудуют  рабочий  стол  в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами

Уметь:организовы-ватьрабочееместо и поддерживатьпорядокна нём во  времяработы.

 

Регулятивные УУД: учиться  готовитьрабочееместо, объяснятьвыбор наиболееподходящего оборудования для выполнениязадания.

 

 

VI. Практическая работа

 

 

25-30 мин.

Учить вырезать симметричные детали. Закрепить навыки:  разметки деталей  по шаблонам; вырезания деталей из бумаги  по криволинейному контуру; наклеивания мелких деталей из бумаги на картон;

Способство - вать воспитанию общей культуры труда;  художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.

Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж (с чего начать работу); организует текущий инструктаж с  опорой на пооперационную технологическую карту); предупреждает возможные ошибки и намечает  пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит пооперационный контроль.

 

-Оценивать работу буду по следующим критериям:

1)                 ровное вырезание;

2)                 аккуратное склеивание;

3)                 творческий подход к оформлению.

Придется хорошо постараться.

 Внимательно посмотрите на заготовки, которые я вам приготовила. Цветные прямоугольники - это ствол, листья, а  кокосы готовые.

Также на ваших партах лежат шаблоны листьев пальмы в форме полуовала, которые нужно будет обвести.

-Мы будем делать только одну пальму, поэтому нам нужен будет 1 ствол, 5 листьев и 5 кокосов.

Практическую работу выполняем по составленному плану.

1. Складывание заготовок для симметричного вырезания

-Берем заготовку ствола, это коричневыйпрямоугольник, складываем его пополам.

Берем все заготовки листьев и складываем их также. Посмотрите, как это делаю я.

2.Разметка деталей аппликации.

Далее берем шаблон полуовал, прикладываем его на край листа, обводим его  карандашом на изнаночной (не цветной) стороне.Убираем шаблон в сторону или отдаем соседу по парте. Размечаем 5 листов.

3.Вырезание

Берем в руки ножницы, не забываем про технику безопасности, и аккуратно вырезаем листья по обведенному полуовалу. Далее берем заготовки и вырезаем зубчики, режем или кончиками ножниц или серединойножниц, если кончики не смыкаются(показ).

4.Компоновка  деталей на фоне.

Вырезанные детали  мы прикладываем к основе (фону). Сейчас мы скомпонуем нашу композицию. Разложите ваши детали так,  как в учебнике или на слайде.

5.Наклеивание деталей на фон.

Сейчас берем в руки клей, не забываем про правила работы с клеем, намазываем все детали полностью, хорошо промазываем края деталей на макулатурной бумаге. Приклеиваем сначала ствол в центр листа. Потом листья и кокосы, как показано в учебнике.

6. После завершения работы аппликацию необходимо высушить под грузом.

Наше занятие подходит к концу. Сейчас посмотрим ваши аппликации.

Выполняют практическую работу  самостоятельно или под руководством учителя,

осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту

Уметь:правильноработать ручнымиинструментами;выполнятьэкономную и рациональную разметкудеталей по шаблонам, аккуратновыполнятьсборкудеталей, реализовыватьтворческий замыселвсоответствиис заданнымиусловиями.

Регулятивные УУД: учиться проговариватьпоследовательностьдействийнауроке;выполнятьпрактическую работупо  плану;предлагать свои конструкторско-технологические приёмыиспособы выполненияотдельныхэтапов изготовления изделий; осуществлятьконтрольточностивыполнения технологических операций

 

 

VII. Подведение итога урока. Рефлексия.

 

 

3 мин.

Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения.

Организовать самооценку учебной деятельности

Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения;

выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу согласно критериям; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились, где в дальнейшем можно применить полученные знания и практические умения.Организует самооценку учебной деятельности.

Выставка работ детей

-Выйдите, пожалуйста, к доске те, кому я положила звёздочку. Вы получаете «5». Мне очень понравились ваши работы. Молодцы!  Сейчас выйдете те, кому я положила квадратики. Вы получаете «4», у вас тоже получились хорошие работы, видно, что вы старались. А те ребята, кому я положила треугольники, постарайтесь обязательно завершить работу.

- Какие трудности встретились в практической работе?

-Все ли поставленные задачи выполнены?

   - Расскажите, что вам понравилось в вашей работе. Какие ошибки вы допустили? Что бы вам хотелось исправить или дополнить?

   - В ходе работы мы закрепили представле­ние об аппликации; продолжили знакомство, с какими фигурами? (с симметричными фигу­рами)

-Если вам понравился сегодняшний урок, давайте друг другу похлопаем, если нет, потопаем.

   - Работали вы дружно, помогая друг другу советами, выполняя правила по технике безопасности, пользуясь планом. Молодцы!

 

Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и  самооценку учебной деятельности

 

Регулятивные УУД: учитьсясовместносучителеми другимиученикамидавать

эмоциональнуюоценкудеятельности классанауроке; вдиалогесучителемучитьсявырабатыватькритерииоценки иопределятьстепеньуспешностивыполнениясвоейработыиработывсех,исходяизимеющихсякритериев.

 

 

VIII. Уборка рабочих мест

 

 

2 мин.

Способство-вать воспитанию общей культуры труда, умению  быстро и организованно убрать рабочееместо

Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах,

организует дежурных на уборку мусора и сбор раздаточного материала.

-Давайте приведем свое рабочее место в порядок. Кто напомнит, как правильно убрать свое рабочее место?

- Теперь уберите все ваши инструменты в ваши папки, клей закройте, на перемене вымойте руки. Не забудьте убрать всю лишнюю бумагу и вытрите салфеткой клей. Мне понравилось с вами работать. Спасибо вам, урок закончен. До свидания.

 

Наводят порядок на рабочем столе

 

Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочееместо

 

 


 

Технологическая карта урока технологии в начальной школе

Технологическая карта урока технологии в начальной школе

Оборудование Оборудование учителя: образец аппликации«Пальма», пооперационная последовательность выполнения изделия – предметная технологическая карта; слайдовая презентация:образцы аналогичных работ по теме урока; иллюстративный материал к водной беседе;…

Оборудование Оборудование учителя: образец аппликации«Пальма», пооперационная последовательность выполнения изделия – предметная технологическая карта; слайдовая презентация:образцы аналогичных работ по теме урока; иллюстративный материал к водной беседе;…

При этом материалом – основой служит дерево, плотная бумага или картон

При этом материалом – основой служит дерево, плотная бумага или картон

Закрепить навыки организации рабочего места, анализа конструкции изделия, планирования работы, выполнения работы по плану

Закрепить навыки организации рабочего места, анализа конструкции изделия, планирования работы, выполнения работы по плану

Проанализировали работу, теперь давайте составим план её выполнения

Проанализировали работу, теперь давайте составим план её выполнения

Правила безопасной работы ножницами: 1

Правила безопасной работы ножницами: 1

Способство - вать воспитанию общей культуры труда; художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия

Способство - вать воспитанию общей культуры труда; художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия

Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения

Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017