Технологическая карта урока в 3 классе "Праздник глиняной игрушки"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока в 3 классе "Праздник глиняной игрушки"

Оценка 4.7
Разработки уроков
pdf
изобразительное искусство +2
3 кл
25.02.2018
Технологическая карта урока в 3 классе "Праздник глиняной игрушки"
Элементы росписи филимоновской игрушки
Праздник глиняной игрушки. Технологическая карта урока. 3 класс.pdf

Технологическая карта интегрированного урока изобразительное искусство, технология, музыка в 3 классе

 «Праздник глиняной игрушки»

ФИО учителя: Старикова Виктория Викторовна Раздел: «Народные промыслы. Глиняная игрушка» Тема: «Народные промыслы. Глиняная игрушка»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма проведения: творческая мастерская

Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы: Мультимедийная презентация «Путешествие по народным промыслам. Ярмарка игрушек»

Оборудование и материалы для учителя: АРМ учителя, карточки: «Элементы росписи глиняной игрушки: филимоновской, каргопольской, дымковской», «Символы в росписи глиняной игрушки», сундучок с карточками задач.  

Оборудование и материалы для учащихся: краски, кисти, баночка с водой, палитра, инструкционные карточки «Элементы и символы росписи глиняной игрушки: филимоновской,   каргопольской,   дымковской», «Символы росписи».

Цель для учителя: Создать условия для формирования у учащихся навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы.

Цель для учащихся: Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках, защитить проект «Глиняная игрушка».

Задачи:

1. Образовательная:  

- обобщить и систематизировать знания учащихся о таких народных промыслах как каргопольская, филимоновская и дымковская игрушки;  - совершенствовать навыки работы кистью; 

2. Развивающая:  

-  совершенствовать умение детей различать предметы народных промыслов по их характерным особенностям;

-  совершенствовать умение составлять рисунок на игрушке с использованием элементов народной традиционной росписи;

-  развивать умение при росписи игрушки напевать народные песни.

3. Воспитательная: 

-      воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером; - формировать отзывчивость на красоту росписи народных игрушек;  - воспитывать интерес и любовь к народным промыслам своей страны. 3. Мотивационная:

-      сформировать устойчивый интерес к изучению русского народного творчества. Воспитательная направленность урока: формирование эстетического вкуса учащихся на примерах народного искусства, народного творчества.

Планируемые результаты:

Предметные: 

-      развивать умения обобщать, систематизировать знания, полученные на уроках литературного чтения, изобразительного искусства, технологии и музыки.

-      умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать элементы этих качеств в практической работе.

-      иметь представление об особенностях народных глиняных игрушек.

Регулятивные УУД: 

-      определять последовательность решения задач;

-      принимать учебную цель;

-      планировать и организовывать практическую деятельность;   - самостоятельно контролировать свое время и уметь управлять им. Познавательные УУД:

-      научатся сравнивать между собой глиняные игрушки разных промыслов и находить отличие и сходство;

-      следовать по алгоритму при выполнении росписи опираясь на карточки «Элементы и символы росписи игрушек»;

-      структурировать имеющие знания по теме;

-      осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; - находить информацию для создания презентации для защиты проекта.  Коммуникативные УУД:

-      формулировать собственное мнение и рассуждать о необходимости изучения особенностей русской глиняной игрушки;

-      выслушивать чужое мнение, приводить аргументы в защиту своего мнения; -  рассуждать и вести диалог.

Личностные:

-      активизировать учебную познавательную деятельность;

-      развивать мелкую моторику рук, глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, художественный вкус, зрительную память, музыкальный слух;

-      формировать любовь, особое отношение к народному искусству, народному творчеству; -  развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач.

Образовательные интернет-ресурсы:

1.      Википедия. Статья «Народные художественные промыслы». [Электронный ресурс] Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/Народные_художественные_промыслы  

2.      Википедия. Статья «Каргопольская народная игрушка». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Каргопольская_игрушка  

3.      Каргопольская игрушка. Лепка из глины. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://glina.teploruk.ru/article/kargopolskaya.html 

4.      Каргопольская игрушка. Поморский сувенир. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pomorsv.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=275  

5.      Википедия. Статья «Филимоновская игрушка» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Филимоновская_игрушка  

6.      Земляки. Народные промыслы. Филимоновская игрушка. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=38  7. Википедия. Статья «Дымковская игрушка». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дымковская_игрушка

8.      Народные художественные промыслы и ремёсла Кировской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nhpko.ru/история-народных-промыслов/дымковскаяигрушка  

9.      Народный художественный промысел Дымковская игрушка. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dymkatoy.ru/Istoriya.htm

 


Ход урока:

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный этап

До урока дети рассаживаются за парты по группам.

Организуются три группы по 8-10 человек. В каждой группе столы поставлены таким образом, чтобы учащиеся сидели лицом друг к другу. 

Организует беседу с учащимися:

-Добрый день дорогие ребята, здравствуйте уважаемые гости.

-Сегодня необычный день. День, когда на улице не встретишь хмурых людей, когда нам хочется смеяться и шутить, петь и танцевать, а окружающие нас люди становятся симпатичнее и добрее. Ведь сегодня мы отправляемся в творческую мастерскую на «Праздник глиняной игрушки».

Приветствуют учителя.

Поют песню под руководством учителя музыки «Народная игрушка».

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Посмотрите, ребята, какой красивый нарядный сундучок. Мне кажется, он не простой, а может даже волшебный. Интересно, что же в нем находится? (лежат карточки с задачами урока) дети по одной достают, читают. Вывешиваю на доску).

 

Из каждой группы ребята достают карточки и читают их. 

1.      Вспомнить, какие элементы росписи изображали мастера на своих игрушках?

2.      Завершить роспись игрушек, придерживаясь традициям.

3.      Представить свои игрушки на ярмарке.

Вывешивают на доску.

3.Актуализация знаний

- Нам необходимо выполнить три задачи. Давайте спланируем, какая задача будет решена в первую очередь.

(Первая задача. Вспомним, какие элементы росписи изображали мастера на своих игрушках)

Ребята            предлагают    вариант             первой задачи.

4.Обобщение и систематизация знаний

-Я знаю, как мы вспомним. На доске изображены игрушки. Надо будет из предложенных карточек выбрать одну и прикрепить ее к соответствующей игрушке. 

Из каждой группы приглашаю детей, выходят к доске и распределяют карточки по промыслам. 

 

 

 

-Давайте проверим, правильно ли ребята справились с работой, или есть ошибки. 

-   Все правильно, молодцы.

-   А какие элементы росписи изображены на данных карточках?

 

-Эти рисунки не просто изображали мастера, а они что-то символизировали. Что? 

-Давайте назовем сходство в этих игрушках.

-Ну, а отличия -Молодцы.

Подвожу итог сказанного:

-Элементы росписи всех игрушек символизируют представление народа об окружающем мире. Древние знаки солнца, земли, воды есть во всех игрушках.

-Эту задачу мы с вами выполнили. Переходим к следующей. Какая следующая задача?

Вторая задача. Завершить роспись игрушек, придерживаясь традициям.

Если не справляются, прошу помощи у ребят.

 

-Круги, волнистые линии, полоски, точки, веточки кустиков, кресты… -Солнце, воду, землю, вспаханное поле, засеянное поле… - по образу, символике.

- по форме и цвету.

 

 

 

 

 

  -Завершить           роспись

придерживаясь традициям.

 

 

игрушек,

5.Применение знаний и умений в новой ситуации

-Мы с вами много узнали о филимоновской, каргопольской и дымковской игрушках на уроках изобразительного искусства, музыки, литературного чтения, технологии. И сегодня у нас остался еще один небольшой шаг к завершению нашего проекта. Это закончить роспись игрушек. 

-У вас на столах есть карточки с элементами и символами росписи. Вы продолжаете работать с ними. Немного хотела обратить ваше внимание на каргопольскую игрушку, так как мы лепили ее последней. 

-Символ солнца, конечно же –это круг, но можно изобразить солнце деталями, которые будут вписаны в представляемый круг.

-Для каргопольской игрушки используем приглушенные цвета. 

-А как мне сделать красный цвет приглушенным? 

Показ учителем элемент солнца на игрушке.

-вспомните правила по ТБ при работе с красками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

добавить черный цвет, или белый Ребята наблюдают за правилами росписи символов каргопольской игрушки.

.

 

 

 

-открываем все краски.

- приступаем к росписи игрушек

-не забываем оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность

-напоминаю, что роспись начинайте с крупных цветовых пятен, тонкие полоски и темные точки наносим в последнюю очередь.

В процессе практической работы проходит физкульт минутка. -Заканчиваем роспись. И несем игрушки на ярмарку представлять своё творчество. Убираем рабочее место.

Ребята открывают краски и приступают к завершению росписи своих игрушек.

В процессе практической работы ребята расписывают игрушки и поют песню «Родина»

 

 

Ребята несут свои игрушки на ярмарку и поют песню «Ярмарка» под руководством учителя музыки.

 

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Используя презентацию «Ярмарка» «проходим» по ярмарке и встречаем мастеров глиняных игрушек.

- Ну-ка мастера филимоновской игрушки расскажите нам о своем промысле.  -А вот и мастера каргопольской игрушки. Представьте нам свой промысел. 

Идем дальше. Встречаем мастеров дымковской игрушки.

-мастера дымковской игрушки, теперь вы нам расскажите о своих игрушках.  

 

 

Ребята представляют филимоновскую игрушку используя презентацию. Ребята представляют каргопольскую игрушку используя презентацию.

 

Ребята представляют дымковскую игрушку используя презентацию.

7.Рефлексия

Ну и в конце сыграем в игру «Верю-не верю» 

1.        Самая простая и примитивная роспись у каргопольской игрушки

2.        Все филимоновские игрушки были свистульками

3.        В каргопольской игрушке любимы образ конь-Палкан

4.        Дымковские и филимоновские игрушки расписывались яркими красками.

5.        У каргопольской игрушки приземистые формы

6.        Филимоновскую       игрушку         лепили            из           белой,             вязкой податливой глины.

Прошу ребят продолжить игру и задать свои вопросы.

-Все поработали на отлично. Спасибо за работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята тоже задают свои вопросы. Выставка работ на ярмарке.

 

 

-Вот и подошел к концу наш праздник. Но мы не прощаемся с народными промыслами, а продолжим их изучать дальше.  Подошла пора прощаться с вами Только светлой будет в сердце грусть. Пусть всегда гордится мастерами Щедрая и песенная Русь.

Приглашаем всех на ярмарку, чаепитие. Поем песню «Ярмарка»

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта интегрированного урока изобразительное искусство, технология, музыка в 3 классе «Праздник глиняной игрушки»

Технологическая карта интегрированного урока изобразительное искусство, технология, музыка в 3 классе «Праздник глиняной игрушки»

Регулятивные УУД: - определять последовательность решения задач; - принимать учебную цель; - планировать и организовывать практическую деятельность; - самостоятельно контролировать свое время и уметь управлять…

Регулятивные УУД: - определять последовательность решения задач; - принимать учебную цель; - планировать и организовывать практическую деятельность; - самостоятельно контролировать свое время и уметь управлять…

Народные художественные промыслы и ремёсла

Народные художественные промыслы и ремёсла

Ход урока: Этап урока

Ход урока: Этап урока

Обобщение и систематизация знаний -Я знаю, как мы вспомним

Обобщение и систематизация знаний -Я знаю, как мы вспомним

Применение знаний и умений в новой ситуации -Мы с вами много узнали о филимоновской, каргопольской и дымковской игрушках на уроках изобразительного искусства, музыки, литературного чтения,…

Применение знаний и умений в новой ситуации -Мы с вами много узнали о филимоновской, каргопольской и дымковской игрушках на уроках изобразительного искусства, музыки, литературного чтения,…

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Технологическая карта урока в 3 классе "Праздник глиняной игрушки"

Технологическая карта урока в 3 классе "Праздник глиняной игрушки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018