Технологическая карта интегрированного урока изобразительное искусство, технология, музыка в 3 классе
«Праздник глиняной игрушки»
ФИО учителя: Старикова Виктория Викторовна Раздел: «Народные промыслы. Глиняная игрушка» Тема: «Народные промыслы. Глиняная игрушка»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма проведения: творческая мастерская
Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы: Мультимедийная презентация «Путешествие по народным промыслам. Ярмарка игрушек»
Оборудование и материалы для учителя: АРМ учителя, карточки: «Элементы росписи глиняной игрушки: филимоновской, каргопольской, дымковской», «Символы в росписи глиняной игрушки», сундучок с карточками задач.
Оборудование и материалы для учащихся: краски, кисти, баночка с водой, палитра, инструкционные карточки «Элементы и символы росписи глиняной игрушки: филимоновской, каргопольской, дымковской», «Символы росписи».
Цель для учителя: Создать условия для формирования у учащихся навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы.
Цель для учащихся: Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках, защитить проект «Глиняная игрушка».
Задачи:
1. Образовательная:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о таких народных промыслах как каргопольская, филимоновская и дымковская игрушки; - совершенствовать навыки работы кистью;
2. Развивающая:
- совершенствовать умение детей различать предметы народных промыслов по их характерным особенностям;
- совершенствовать умение составлять рисунок на игрушке с использованием элементов народной традиционной росписи;
- развивать умение при росписи игрушки напевать народные песни.
3. Воспитательная:
- воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером; - формировать отзывчивость на красоту росписи народных игрушек; - воспитывать интерес и любовь к народным промыслам своей страны. 3. Мотивационная:
- сформировать устойчивый интерес к изучению русского народного творчества. Воспитательная направленность урока: формирование эстетического вкуса учащихся на примерах народного искусства, народного творчества.
Планируемые результаты:
Предметные:
- развивать умения обобщать, систематизировать знания, полученные на уроках литературного чтения, изобразительного искусства, технологии и музыки.
- умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать элементы этих качеств в практической работе.
- иметь представление об особенностях народных глиняных игрушек.
Регулятивные УУД:
- определять последовательность решения задач;
- принимать учебную цель;
- планировать и организовывать практическую деятельность; - самостоятельно контролировать свое время и уметь управлять им. Познавательные УУД:
- научатся сравнивать между собой глиняные игрушки разных промыслов и находить отличие и сходство;
- следовать по алгоритму при выполнении росписи опираясь на карточки «Элементы и символы росписи игрушек»;
- структурировать имеющие знания по теме;
- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; - находить информацию для создания презентации для защиты проекта. Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и рассуждать о необходимости изучения особенностей русской глиняной игрушки;
- выслушивать чужое мнение, приводить аргументы в защиту своего мнения; - рассуждать и вести диалог.
Личностные:
- активизировать учебную познавательную деятельность;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, художественный вкус, зрительную память, музыкальный слух;
- формировать любовь, особое отношение к народному искусству, народному творчеству; - развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач.
Образовательные интернет-ресурсы:
1. Википедия. Статья «Народные художественные промыслы». [Электронный ресурс] Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/Народные_художественные_промыслы
2. Википедия. Статья «Каргопольская народная игрушка». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Каргопольская_игрушка
3. Каргопольская игрушка. Лепка из глины. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://glina.teploruk.ru/article/kargopolskaya.html
4. Каргопольская игрушка. Поморский сувенир. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pomorsv.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=275
5. Википедия. Статья «Филимоновская игрушка» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Филимоновская_игрушка
6. Земляки. Народные промыслы. Филимоновская игрушка. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=38 7. Википедия. Статья «Дымковская игрушка». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дымковская_игрушка
8. Народные художественные промыслы и ремёсла Кировской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nhpko.ru/история-народных-промыслов/дымковскаяигрушка
9. Народный художественный промысел Дымковская игрушка. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dymkatoy.ru/Istoriya.htm
Ход урока:
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
1.Организационный этап |
До урока дети рассаживаются за парты по группам. Организуются три группы по 8-10 человек. В каждой группе столы поставлены таким образом, чтобы учащиеся сидели лицом друг к другу. Организует беседу с учащимися: -Добрый день дорогие ребята, здравствуйте уважаемые гости. -Сегодня необычный день. День, когда на улице не встретишь хмурых людей, когда нам хочется смеяться и шутить, петь и танцевать, а окружающие нас люди становятся симпатичнее и добрее. Ведь сегодня мы отправляемся в творческую мастерскую на «Праздник глиняной игрушки». |
Приветствуют учителя. Поют песню под руководством учителя музыки «Народная игрушка». |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
-Посмотрите, ребята, какой красивый нарядный сундучок. Мне кажется, он не простой, а может даже волшебный. Интересно, что же в нем находится? (лежат карточки с задачами урока) дети по одной достают, читают. Вывешиваю на доску).
|
Из каждой группы ребята достают карточки и читают их. 1. Вспомнить, какие элементы росписи изображали мастера на своих игрушках? 2. Завершить роспись игрушек, придерживаясь традициям. 3. Представить свои игрушки на ярмарке. Вывешивают на доску. |
3.Актуализация знаний |
- Нам необходимо выполнить три задачи. Давайте спланируем, какая задача будет решена в первую очередь. (Первая задача. Вспомним, какие элементы росписи изображали мастера на своих игрушках) |
Ребята предлагают вариант первой задачи. |
4.Обобщение и систематизация знаний |
-Я знаю, как мы вспомним. На доске изображены игрушки. Надо будет из предложенных карточек выбрать одну и прикрепить ее к соответствующей игрушке. |
Из каждой группы приглашаю детей, выходят к доске и распределяют карточки по промыслам.
|
|
-Давайте проверим, правильно ли ребята справились с работой, или есть ошибки. - Все правильно, молодцы. - А какие элементы росписи изображены на данных карточках?
-Эти рисунки не просто изображали мастера, а они что-то символизировали. Что? -Давайте назовем сходство в этих игрушках. -Ну, а отличия -Молодцы. Подвожу итог сказанного: -Элементы росписи всех игрушек символизируют представление народа об окружающем мире. Древние знаки солнца, земли, воды есть во всех игрушках. -Эту задачу мы с вами выполнили. Переходим к следующей. Какая следующая задача? Вторая задача. Завершить роспись игрушек, придерживаясь традициям. |
Если не справляются, прошу помощи у ребят.
-Круги, волнистые линии, полоски, точки, веточки кустиков, кресты… -Солнце, воду, землю, вспаханное поле, засеянное поле… - по образу, символике. - по форме и цвету.
-Завершить роспись придерживаясь традициям.
|
игрушек, |
5.Применение знаний и умений в новой ситуации |
-Мы с вами много узнали о филимоновской, каргопольской и дымковской игрушках на уроках изобразительного искусства, музыки, литературного чтения, технологии. И сегодня у нас остался еще один небольшой шаг к завершению нашего проекта. Это закончить роспись игрушек. -У вас на столах есть карточки с элементами и символами росписи. Вы продолжаете работать с ними. Немного хотела обратить ваше внимание на каргопольскую игрушку, так как мы лепили ее последней. -Символ солнца, конечно же –это круг, но можно изобразить солнце деталями, которые будут вписаны в представляемый круг. -Для каргопольской игрушки используем приглушенные цвета. -А как мне сделать красный цвет приглушенным? Показ учителем элемент солнца на игрушке. -вспомните правила по ТБ при работе с красками. |
добавить черный цвет, или белый Ребята наблюдают за правилами росписи символов каргопольской игрушки. |
.
|
|
-открываем все краски. - приступаем к росписи игрушек -не забываем оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность -напоминаю, что роспись начинайте с крупных цветовых пятен, тонкие полоски и темные точки наносим в последнюю очередь. В процессе практической работы проходит физкульт минутка. -Заканчиваем роспись. И несем игрушки на ярмарку представлять своё творчество. Убираем рабочее место. |
Ребята открывают краски и приступают к завершению росписи своих игрушек. В процессе практической работы ребята расписывают игрушки и поют песню «Родина»
Ребята несут свои игрушки на ярмарку и поют песню «Ярмарка» под руководством учителя музыки.
|
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Используя презентацию «Ярмарка» «проходим» по ярмарке и встречаем мастеров глиняных игрушек. - Ну-ка мастера филимоновской игрушки расскажите нам о своем промысле. -А вот и мастера каргопольской игрушки. Представьте нам свой промысел. Идем дальше. Встречаем мастеров дымковской игрушки. -мастера дымковской игрушки, теперь вы нам расскажите о своих игрушках. |
Ребята представляют филимоновскую игрушку используя презентацию. Ребята представляют каргопольскую игрушку используя презентацию.
Ребята представляют дымковскую игрушку используя презентацию. |
7.Рефлексия |
Ну и в конце сыграем в игру «Верю-не верю» 1. Самая простая и примитивная роспись у каргопольской игрушки 2. Все филимоновские игрушки были свистульками 3. В каргопольской игрушке любимы образ конь-Палкан 4. Дымковские и филимоновские игрушки расписывались яркими красками. 5. У каргопольской игрушки приземистые формы 6. Филимоновскую игрушку лепили из белой, вязкой податливой глины. Прошу ребят продолжить игру и задать свои вопросы. -Все поработали на отлично. Спасибо за работу. |
Ребята тоже задают свои вопросы. Выставка работ на ярмарке.
|
|
-Вот и подошел к концу наш праздник. Но мы не прощаемся с народными промыслами, а продолжим их изучать дальше. Подошла пора прощаться с вами Только светлой будет в сердце грусть. Пусть всегда гордится мастерами Щедрая и песенная Русь. Приглашаем всех на ярмарку, чаепитие. Поем песню «Ярмарка» |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.