Технологическая карта урока "Вода" (8 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Автором предложена технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: «Вода» (разработана с учетом требований ФГОС). Включает в себя следующие этапы: 1. Самоопределение к деятельности. 2. Учебно – познавательная деятельность. 3.Интеллектуально-преобразовательная деятельность. 4.Самоанализ и самооценка ученика. Соответствие деятельности требованиям ФГОС: связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи; постановка проблемных вопросов; исследовательская деятельность; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.
Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx
Технологическая карта урока по теме «Вода». 8 класс. Тема Цель  Задачи Термины и понятия Личностные   Вода. Методы определения состава воды. Вода в природе, способы её очистки. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала о составе воды, воде в природе и способах очистки воды; создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать свойства воды из разных источников используя научные методы познания (гипотеза, эксперимент); формулировать проблему, искать пути решения проблемы, рационально используя выделенное время. Предметные: познакомить с методами изучения состава воды; актуализировать знания о свойствах воды и их значении в природе. Межпредметные:  развивать   навык   исследовательской   работы   учащихся;   показать   связь   химии,   биологии   и экологии в вопросе изучения воды в природе и источников ее загрязнения. Метапредметные:  формировать умение ставить проблему, искать пути ее решения, высказывать и защищать свою точку зрения.  Основные вводимые понятия: анализ, синтез, эвдиометр. Планируемые результаты Метапредметные  Предметные  Формирование   ответственного отношения к учению, готовности и способности   обучающихся   к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному   уровню   развития науки.   Формирование   осознанного, уважительного и доброжелательного   отношения   к другому человеку, его мнению, готовности   и   способности   вести     Умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и формулировать   для   себя   новые   задачи   в   учёбе   и   познавательной деятельности,   развивать   мотивы   и   интересы   своей   познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути   достижения целей,   в том числе альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее   эффективные   способы решения учебных и познавательных задач. Умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами, осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований. Умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи,   собственные возможности её решения. Владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.   Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным   аппаратом   и символическим языком химии. Осознание объективной значимости   основ   химической науки области современного   естествознания, углубление   представлений   о материальном единстве мира. Овладение химической основами грамотности: как           1Умение   определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно­следственные связи, делать выводы. Умение создавать модели  для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение.  Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;     работать  индивидуально и в группе:  находить общее   решение   и   разрешать   конфликты   на   основе   согласования, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.  Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами. Формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования информационно­коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции). Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной деятельности. диалог   с   другими   людьми   и достигать в нём взаимопонимания; Освоение   социальных   норм, правил поведения. Формирование   коммуникативной компетентности   в   общении   и  сотрудничестве со сверстниками в процессе   образовательной деятельности. Формирование ценности  здорового   и   безопасного   образа жизни. основ Формирование экологической культуры соответствующей   современному уровню  экологического мышления, опыта экологически   ориентированной рефлексивно­оценочной и   деятельности   в практической   жизненных ситуациях.   развитие                    способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного   обращения   с веществами,   используемыми   в повседневной   жизни;   умением анализировать   и   планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды. Формирование умений устанавливать   связи   между реально наблюдаемыми химическими   явлениями   и процессами, происходящими в микромире, объяснять зависимость применения веществ от их свойств. опыта Приобретение использования различных  методов   изучения   веществ: их наблюдения     превращениями при проведении несложных химических   экспериментов   с использованием лабораторного оборудования и приборов. Формирование   представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем,  в том числе   в   предотвращении  техногенных и   экологических за           2Универсальные учебные действия Личностные Установление учащимся  значения результатов  своей деятельности для  удовлетворения своих  потребностей,  мотивов,  жизненных интересов. Установление связи между целью учебной  деятельности и ее  мотивом. Регулятивные Целеполагание как постановка учебной  задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно. Прогнозирование   —   предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик. Умение оценивать результат своей  учебной деятельности. умение выявлять уровень осознания  содержания учебного материала. Оценка правильности выполненных  действий. Познавательные Самостоятельное выделение и  формулирование познавательной  цели. Поиск   и   выделение   необходимой информации;   применение   методов информационного   поиска,   в   том числе   с   помощью   компьютерных средств. Структурирование знаний. Осознанное   и   произвольное построение   речевого   высказывания в устной и письменной форме. Умение наблюдать и делать  самостоятельные выводы. умение выдвигать гипотезы. Выбор наиболее эффективных  способов решения задач в  зависимости от конкретных  условий. Рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности. катастроф. вопросов Коммуникативные Планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками — определение цели,  функций участников, способов  взаимодействия.   — Постановка   инициативное   сотрудничество   в поиске и сборе информации. Управление поведением партнера — контроль,   коррекция,   оценка   его действий. Умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Развитие коммуникативных навыков групповой деятельности умение слышать, слушать и  понимать партнера. умение извлекать информацию. Межпредметные связи Физика, биология, ОБЖ Организация образовательного пространства Ресурсы Вода,   набор   для   конструирования   моделей   молекул,   доступ   в   интернет, эвдиометр. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Формы работы фронтальная  ­  индивидуальная –  в паре, группе  ­  3Цель деятельности Включение учащихся в  деятельность на личностно­  значимом уровне. I этап.  Самоопределение к деятельности  Девиз урока на доске. «Хочу, потому что могу». Определяется тема урока  после прочтения стихотворения: Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли ­ Жить нельзя нам без ... (Воды) Определяется тема урока Учитель: Что такое вода? Минерал не имеющий цвета, Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись – Это главное таинство, главное чудо Планеты, Это главный исток, из которого вылилась Жизнь. Без воды на Планете немыслимо что­то живое И вода вездесуща – и в недрах, и по над землей, И планету Земля, во Вселенной зерно голубое, Было бы точнее назвать не Землёй, а Водой. Океаны и реки, озёра и вечные льдины, Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей – Это только вода, это Жизни самой сердцевина, Это плазма Планеты, а может Галактики всей. УУД ­ Регулятивные Целеполагание как постановка  учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. ­Познавательные Самостоятельное выделение и  формулирование  познавательной цели. ­Коммуникативные  Планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками — определение  цели, функций участников,  способов взаимодействия. 4Мы не ценим её, мы, как дети с игрушкой играем, С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой, Загрязняем её, отравляем её, убиваем... Ну, а если когда­то игра обернётся бедой? Палит солнце пустыни, на тысячи верст ни колодца, И ни капли воды, и от зноя спекаются рты, И от белого Солнца готова башка расколоться... Дайте счастья глоток, дайте каплю бесценной воды! Кто такое узнал, кто однажды прошёл через это, Тот с водою на «Вы», тот её от беды бережёт... Неужели ж людей, чтоб надёжней хранили Планету, Через пекло пустыни когда­то судьба проведёт. Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют, Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят, И в бездонном пространстве планета Земля голубая Будет так же сиять, как и тысячелетья назад. 2­3 учащихся высказывают свое мнение о необходимости  бережного  отношения к воде. II этап Цель деятельности Учебно – познавательная деятельность УУД   Образовательная – углубить знания   о   физических   свойствах воды,   её   распространении   и значении   в   природе,   изучить методы определения состава воды и способы её очистки. Развивающая –   создать   условия для развития творческих навыков, формировать   умения   выделять главное,   делать   сопоставлять, Вода.   Методы   определения   состава   воды.   Вода   в   природе,   способы   её очистки. Методы определения состава воды. Работа с интернет­ресурсами: анализ и синтез (общие понятия: «анализис» ­ на   греческом   «разложение»;     «синтезис»   ­   на  греческом   «соединение»)   их определения.  Обучающиеся самостоятельно осуществляют переход от общих определений к частным: ­ анализ – метод определения состава воды путем разложения ее на более простые вещества;  ­ синтез – метод получения воды из кислорода и водорода.    ­Регулятивные Прогнозирование — предвосхищение   результата   и уровня   усвоения   знаний,   его временных  характеристик. ­Познавательные Поиск выделение   необходимой   информации; применение методов информационного   поиска,   в и     5речь, развивать выводы; совершенствовать интеллектуальные   способности; работать   с   дополнительной литературой. Воспитательная – способствовать привитию культуры   умственного   труда, создать   условия   для   повышения интереса к изучаемому материалу, воспитание бережного отношения к   природным   ресурсам   и   своему здоровью.   Учитель знакомит обучающихся с работой эвдиометра (работа с учебником на стр.82, рис.49), проводит эксперимент.   С учетом результата эксперимента учащиеся выводят формулу воды (работа в парах) При разложении воды электрическим током образуется 2 объема водорода и 1 объем кислорода. 1л водорода имеет массу 0,089 г., 1 л кислорода имеет массу 1,429 г. Соотношение масс водорода и кислорода: 0,089 х 2 : 1,429 = 1 : 8 Постановка   проблемы:   т.к.   масса   кислорода   16   а.е.м.,   водорода   1   а.е.м. определите количественный состав воды. Обсуждение – вывод формулы: Так как молекуле воды не может быть менее 1 атома кислорода (16 а.е.м.). Следовательно, на 16 а.е.м. кислорода в воде приходится 2 а.е.м. водорода, что соответствует двум атомам водорода. Количественный состав воды: H2O.    том   числе   с   помощью компьютерных средств. Структурирование знаний. Осознанное   и   произвольное построение речевого высказывания   в   устной   и письменной форме. ­Коммуникативные Постановка   вопросов   — инициативное   сотрудничество в поиске и сборе информации. Управление поведением   —   контроль, партнера коррекция, его действий. Умение   достаточной полнотой   и   точностью выражать   свои   мысли   в соответствии   с   задачами   и условиями коммуникации.   оценка с       Учащиеся собирают модель молекулы воды. Физические   свойства   воды   (самостоятельное   изучение   физических   свойств воды по учебнику (стр. 84) и интернет­ресурсам. Вода в природе (презентации, подготовленные учащимися к уроку):   Причины загрязнения воды в природе – сточные воды промышленных предприятий, сточные бытовые воды, аварии на морях и океанах).  Значение чистой воды для живых организмов.  III этап 6Цель деятельности Приобретение обучающимися  опыта разнообразной деятельности,  познания и самопознания;  ключевых навыков (ключевых  компетентностей), имеющих  универсальное значение для  различных видов деятельности:  решения проблем, принятия  решений, поиска, анализа и  обработки информации,  коммуникативных навыков,  навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с  веществами в  повседневной жизни. Диагностика качества освоения темы Интеллектуально­преобразовательная деятельность Работа   в   группах:   изучить   способы   очистки   воды   (раздаточный   материал), предложить способы очистки воды подручными средствами (мини­проект): 1 группа: из крана течет «ржавая» вода; 2 группа: в походе вы оказались на берегу озера, у вас закончилась вода и хочется пить; 3 группа: вода из крана без видимых примесей; 4 группа: морская вода. Творческая работа (мини­проект). Защита мини­проектов.   IV этап. Рефлексивная деятельность УУД ­ Регулятивные Умение оценивать результат  своей учебной деятельности. умение выявлять уровень  осознания содержания  учебного материала. Оценка правильности  выполненных действий. ­Познавательные Умение наблюдать и делать  самостоятельные выводы. умение выдвигать гипотезы. Выбор наиболее эффективных  способов решения задач в  зависимости от конкретных  условий. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности. ­Коммуникативные Развитие коммуникативных  навыков групповой  деятельности умение слышать, слушать и  понимать партнера. умение извлекать  информацию. 7Цель деятельности Соотнесение полученного  результата с поставленной целью. Оценка результата учебной  деятельности. Самоанализ и самооценка ученика Самоанализ I . Задание на самоанализ  Составить  синквейн  на тему «Вода» Самооценка II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Продолжить предложение: 1.было интересно…  2.сегодня я узнал…  3.теперь я могу  4.было трудно…  III. Домашнее задание: оформление проектов. Результат деятельности *Заполняется   учителем после   освоения   темы учащимися 8