Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.
Оценка 4.6

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
14.08.2019
Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу.Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся) Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы
Урок лермонтов тк.doc
к темы, Сообщения учащихся о М. Ю. Лермонтове Урок 1.  М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.  Технология изучения темы. 1 этап: Организационный Задачи  Обеспечить   организационное   начало   урока,   психологически   подготовить   и эмоционально настроить учащихся на работу 2 этап: Целеполагание и мотивация Мотивировать изучению   стимулировать желание изучать тему 3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация Установить правильность, полноту осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч­ся) Выявить   пробелы   в знаниях   и   способах деятельности уч­ся и определить   причины их возникновения Устранить   в   ходе проверки обнаруженные пробелы     4 этап: Первичное усвоение материала Обеспечить   и Учебное  задание Формы и методы  Фронтальная. Беседа Фронтальная. Беседа Фронтальная    сообщения Индивидуальные  – Что мы называем стихотворением? К какому роду литературы вы отнесете стихи? Почему? Фронтальная. Беседа (Стихотворение   –   небольшое   лирическое   произведение,   написанное   стихами.   Лирическими стихотворениями называются потому, что в них отражаются мысли и чувства автора, вызванные какими­то событиями внешней или внутренней жизни, поэтому стихи относятся к лирическому роду литературы.) восприятие, осмысление и первичное   усвоение уч­ся изучаемого материала: ­существенных признаков,     понятий, знаков, теорий и др. 5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины   его понимания. Обеспечить установление уч­ся внутрипредмет ных и межпредметны х знаний.   коррекцию выявленных в пробелов   осмыслении уч­  Учитель читает вслух выразительно стихотворение «Ангел». Ангел По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел, И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов, О Боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался ­ без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. – Стихотворение написано в 1831 году, когда писателю было 17 лет. Вспомните страницы биографии поэта. (Мальчика воспитывала бабушка, т.к. мама будущего поэта умерла в 22 года, когда её сыну было всего 3   Провести Беседа аналитическог о характера «Конструиров ание картины» с ся   изученного материала Познакомить учащихся   лирикой Лермонтова, формировать навыки   анализа стихотворения года) –  Почему именно в это время поэт пишет стихотворение «Ангел»? (Видимо, он или влюбился, или были какие­то неприятности в жизни. Как хочется юноше поделиться с родным человеком своими мыслями, попросить совета. Не все можно сказать бабушке, вряд ли она его поняла, с папой он практически не виделся. Как было бы хорошо поделиться с мамой. Увы, мама давно умерла.) –  А при чем здесь ангел? (Не может человек исчезнуть вовсе. Ангелы приносят на землю души людей, а после смерти человека ангелы снова уносят в рай душу умершего. Но разве молодая мама, уйдя на тот свет так рано, не может беспокоиться о маленьком сынишке?! Как может она все время не думать о маленьком создании?) – О чем стихотворение Лермонтова? ­   Каким     настроение   пронизано   стихотворение?   (в   стихотворении   «Ангел»   мы   чувствуем   настроение светлой грусти ожидания чуда, удивление перед тайной человеческой жизни. Стихотворение рассказывает о том, что как ангел нес молодую человеческую душу, которая должна была воплотиться на земле, и пел прекрасную, ангельскую песню. ­ Что противопоставляет поэт в стихотворении? (поэт противопоставляет безгрешную душу миру печали и слез,   в   котором   этой   душе   предстоит   жить.   Душа   (поэта)   томилась   в   земной   жизни,   слова   которой невозможно вспомнить: И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли) ­ Как вы думаете, кого в руках нес ангел? (будущего поэта, которому уже в младенчестве известно нечто божественное – тайна, которую он для себя в будущем раскроет.) Все  стихотворения Лермонтова исполнены лиризма, глубокого чувства, и это тоже. ­ Что придает песенный характер стихотворению? (парная рифма (толпой ­ святой, нес ­ слез); чередование строк четырехстопного и трехстопного амфибрахия; звукозапись: звук [р], один из наиболее сильных звуков, ни разу не употребляется в первой и последней строфах, а во второй и третьей строфах он употребляется в минимальном количестве (всего пять раз). В то же время на протяжении всего стихотворения мы видим активность других сонорных звуков: [л], [н], [м], звукосочетаний с участием этих звуков. эпитеты: «тихая песня», «безгрешных духов», «желанием чудным», и др. ­ С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения? (Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни. Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась. ­ Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения. Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии. ­ Определите размер стиха (4 и 3 стопный амфибрахий) ­ Определите рифму (мужская) ­ Какая рифмовка стихотворения? (смежная) ­   Какие   слова   придают   стихотворению   возвышенный   характер?   (слова   высокого   стиля.   «внимали»   ­ слушали, «о блаженстве» ­ наслаждение, «под кущами» ­ под тенистой рощей, «душу младую» ­ молодую, «томились» ­ мучились. В стихотворении представлена важная тема – земного и небесного в человеческой душе. Культуроведческий аспект. Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.) Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал   над   эскизами   для   росписи   Владимирского   собора   в   Киеве.   Он   написал   акварелью   “Ангела   с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть. Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы. ­ Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”? В семье Михаила Лермонтова существовало предание, что своими корнями этот дворянский род восходит к шотландцам, среди которых фигурировал бард Томас Лермонт. Изучая свое родословное древо, юный поэт очень часто недоумевал, по какой прихоти судьба забросила его предков в холодную и неприветливую Россию. Этот вопрос долго не давал покоя Лермонтову, который со свойственной ему в подростковом возрасте романтичностью мечтал побывать на родине своих пращуров и отыскать замок, принадлежавший его семье. В 1931 году 16­летний Лермонтов излагает свои мечты в стихотворной форме, создав несколько наивное и романтическое произведение «Желание». Однако уже в этом возрасте автор чувствует некую обреченность и понимает, что он – не от мира сего. Выражается это не только в повседневных мелочах, но и в особенностях натуры Лермонтова, который очень тяжело сходится с людьми, проявляя вспыльчивость и замкнутость. В этот период своего творчества поэт убежден, что на своей исторической родине он смог бы быть по­настоящему счастливым, поэтому все его мысли обращены к далеко Шотландии. В стихотворении «Желание» он высказывает мечту превратиться в степного ворона, который смог бы «одну лишь свободу любить». И, обернувшись птицей, отправиться в далекое путешествие, на запад, «где цветут моих предков поля». Лермонтову грезится, что там, в чужой стране, он смог бы непременно отыскать старинный замок с родовым гербом, щитом и мечом, с которого бы смахнул пыль своими крыльями, «и арфы шотландской струну бы задел». Но автор понимает, что ему никогда не суждено будет побывать на родине предков. В первой половине 19 века такое путешествие себе могут позволить лишь очень состоятельные дворяне или же государственные служащие, направленные за границу с определенной миссией. К тому же, Лермонтов до конца не уверен, что в его жилах действительно течет шотландская кровь, и он не имеет ни малейшего представления о том, существует ли в этой стране родовой замок, который так часто является ему в мечтах. Поэтому автор подчеркивает, что «тщетны мечты, бесполезны мольбы против строгих законов судьбы. Однако в силу юношеского   максимализма   Лермонтов   причисляет   себя   к   последнему   потомку   древнего   шотландского рода, который «увядает средь чужих снегов». Лермонтов отмечает, что ему довелось родиться в России, но он «нездешний душой», и это ощущение вызывает в душе поэта смятение, смешанное с тоской. Желанье Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Дайте раз по синю полю Проскакать на том коне; Дайте раз на жизнь и волю, Как на чуждую мне долю, Посмотреть поближе мне. Дайте мне челнок дощатый С полусгнившею скамьей, Парус серый и косматый, Ознакомленный с грозой. Я тогда пущуся в море, Беззаботен и один, Разгуляюсь на просторе И потешусь в буйном споре С дикой прихотью пучин. Дайте мне дворец высокой И кругом зеленый сад, Чтоб в тени его широкой Зрел янтарный виноград; Чтоб фонтан не умолкая В зале мраморном журчал И меня б в мечтаньях рая, Хладной пылью орошая, Усыплял и пробуждал... ­ О чем стихотворение? (В этом стихотворении переплетаются мечты героя о свободе (в небесах парить и одну лишь свободу любить...) и о его исторической родине ­ Шотландии (на запад, на запад помчался бы я, где цветут моих предков поля...) ­ родине романтических скальдов.  В реальной действительности его все, как всегда, не устраивает, поэтому он вздыхает "О зачем я не ворон степной!" Т.е. это такая горестная элегия,   построенная   на   мысленном   перевоплощении   героя   в   условного   ворона   и   его   несогласии   со "строгими законами судьбы". ­ Что можно сказать о стихотворном размере? (Очень интересный размер ­чередуются строки амфибрахия и анапеста, все очень музыкально) ­ Какие средства художественной выразительности использует автор? (Основные художественные средства – эпитеты) ­ Какие основные мотивы звучат в стихотворениях поэта?  ­ Почему герой одинок? О чем он тоскует? Напишите синквейн  Тоска, одиночество Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Фронтальная беседа составление синквейна   6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений Выявить недостатки в знаниях   и   способах действий уч­ся Установить   причины выявленных недостатков Обеспечить   развитие школьников у способности к оценочным действиям Откорректировать выявленные   пробелы в знаниях и способах действий   уч­ся   в рамках   изученной темы    7 этап: Домашнее задание Обеспечить понимание уч­ся цели, содержания и способов   выполнения Выучить стихотворение наизусть     Самостоятельная запись самоанализ домашнего задания 8 этап: Рефлексия. Итог урока Обеспечить   учащимися   их деятельности   на   уроке   и   полученных   новых знаний по теме урока. Научить   соотносить   собственный   результат   с поставленной целью.  Оценить работу учащихся 1­й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов Индивидуальная «Рисунок по шаблону» 2­й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу…. «Незаконченное предложение»  М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Узник», «Выхожу  один  я  на  дорогу...». Пафос вольности и протеста в лирике Лермонтова. Учебное  задание Формы и методы  Фронтальная. Беседа Фронтальная. Беседа Индивидуальная    к темы, Урок 2. Понятие о  лирическом  мотиве. Технология изучения темы. 1 этап: Организационный Задачи  Обеспечить   организационное   начало   урока,   психологически   подготовить   и эмоционально настроить учащихся на работу 2 этап: Целеполагание и мотивация Мотивировать изучению   стимулировать желание изучать тему 3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация Установить правильность, полноту осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч­ся) Выявить   пробелы   в знаниях   и   способах Контроль навыков выразительного чтения   и Лирический мотив тот, который воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора.     деятельности уч­ся и определить   причины их возникновения Устранить   в   ходе проверки обнаруженные пробелы     4 этап: Первичное усвоение материала Обеспечить восприятие, осмысление и первичное   усвоение уч­ся изучаемого материала: ­существенных признаков,     понятий, знаков, теорий и др. 5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений Обеспечить повышение   уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Обеспечить установление   уч­ся внутрипредметных и   межпредметных знаний.  Узник Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу. Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Запись в тетрадь Фронтальная  «Конструиров ание картины» Провести   коррекцию выявленных пробелов в осмыслении   уч­ся изученного материала. Познакомить лирикой Лермонтова, формировать навыки   лирического стихотворения с   М.     анализа Черноокая далеко, В пышном тереме своем; Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле Скачет, весел и игрив, Хвост по ветру распустив... Одинок я ­ нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем; Только слышно: за дверями Звучно­мерными шагами Ходит в тишине ночной Безответный часовой.   автор   подчеркивает Анализ стихотворения “Узник” М.Ю.Лермонтова. ­   Каков   размер   этого   стихотворения? (Четырехстопный   хорей, пессимистическое начало в настроении лирического героя). ­ Какова интонация начала стихотворения? Обратите внимание на глаголы. (“Отворите”, “дайте”, “поцелую”, “вскочу”, “полечу” ­ отмечается динамичность происходящего). ­ Найти значение слова “динамичность” в толковом словаре (Динамичность – быстрота, скорость). ­ Какой эмоциональный смысл несут слова: “сиянье дня”, “черноглазую девицу”, “черногривого коня”, “красавицу”, “сладко”? (Положительный). ­ Какой художественный прием лежит в основе этого стихотворения? (Антитеза). Красота, воля есть в мире, но не для узника, а во 2 и 3 строфах показано то, что окружает узника: “окно высоко”, “дверь тяжелая с замком”, “стены голые кругом”, “тускло светит луч лампады”, “мерными шагами ходит …безответный часовой”. ­   Как   меняется   эмоциональная   окраска   лексики? (“Одинок”,   “нет   отрады”,   “тускло”, “умирающим”). ­ Чем же является “свобода” для узника Лермонтова? (Важнейшим благом, человеческой ценностью). ­ Главная тема стихотворения ­ тема свободы  ­ Лирический сюжет ­ Узник в темнице мечтает о свободе  ­ Проблема стихотворения ­ Тяготы заточения в одиночестве ­ Композиция стихотворения ( В первой строфе узник представляет свое освобождение. Во второй и третьей возвращается к реальной картине, описывает темницу.  1­я строфа – радость жизни  2­я строфа ­ потеря надежды  3­я строфа – безысходность. ­ Лирический герой Не мыслит мир без вольной жизни и любви. Одиночество угнетает его. Он теряет надежду выбраться на свободу. ­ Преобладающее настроение, его изменение вначале бодрое, радостно­игривое. Постепенно уходит в печаль. Под конец совсем угрюмое. ­ Строфа  (3 строфы, восьмистишия ­  Основные   образы   (Образ  свободы  рисуется   как  нечто   недостижимое.   И  эта   мечта   разбивается   о жестокость реальности. ­   Лексика   стихотворения   (Использована   лексика,   которая   часто   встречается   в   былинах   и   сказках: «добрый конь», «красавица младая» и т.п. ­ Поэтический синтаксис  (Сложные предложения, использование многоточия ­ Изобразительные средства иносказания (Сравнение: «как ветер», Эпитеты: «пышный терем», «звучно­ мерные шаги») ­  Звукопись (Ассонанс «а», «о») ­ Размер (Четырехстопный хорей. Стопа двухсложная с ударением на 1ом слоге) ­ Ритм и рифма. Способы рифмовки 1­я строфа: ABAB CCDD  (темницу – дня – девицу – коня  Младую – поцелую – вскочу – улечу)  2­я строфа: ABAB CCDD  (высоко – замком – далеко – своем Поле – воле – игрив – распустив )  3­я строфа: ABAC DDEE  (отрады – кругом – лампады – огнем  Дверями – шагами – ночной – часовой) В   начале   стихотворения   поэт   воспевает   свободу,   а   в   конце   появляется   чувство   безнадежности; лирический герой абсолютно потерял надежду вырваться на свободу, чего он так жаждал. Свобода здесь предстает как недостижимая мечта, которая сталкивается с жесткой реальностью. Выхожу один я на дорогу... Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел. – Какие ассоциации возникли у вас при слушании этого стихотворения? Цвета, образы, звуки? (Полная тишина, на дорогу, освещённую лунным светом, вышел человек. Сиянье звёзд, большой дуб) – Действительно, в мыслях сразу же появляется определённая картинка. А можете ли вы назвать эти изображения пейзажными? (Различные ответы учащихся учитель комментирует и уточняет.   С одной стороны можно представить реальный пейзаж: тёмно­лиловое небо, луна, дуб, человек. Но скорее, это картины мыслей и чувств лирического героя. Это его внутренняя жизнь. Эти картины в его душе) –  А кто находится в центре стихотворения? (В центре стихотворения – человек, образ лирического героя) –  Каков он? Какие чувства он испытывает? (Лирический герой одинок. Но он испытывает чувство умиротворения, желание открыть тайны мироздания) – Мотив одиночества уже встречался нам в поэзии Лермонтова. Вспомните стихотворения, в которых он   использует   этот   мотив   (Это   такие   стихи:   «Одинок   я   –   нет   отрады»,   «Одиночество»,   «Парус», «Листок», «И скучно, и грустно». В этих стихотворениях чувство одиночества тягостное и трагичное) – Есть ли ощущение трагизма в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»? (Нет, напротив появляется надежда   на   счастье,   примирение   с   миром   и   Богом,   соединение   с   ним.   Это   уединение   приведёт лирического героя к вечному.) –  Но   герой   Лермонтова   не   всегда   испытывал   такие   чувства.   Ранней   лирике   присущ   мотив богоборчества.   Можно   вспомнить   поэму   «Демон»,   стихотворение   «Благодарность».   Посмотрите   на слайд, сравните. В каких отношениях с Богом лирический герой в этом стихотворении? (Он смиряется перед   величием   Создателя,   т.е.   богоборческие   мотивы   сменяются   смирением.   Это   смирение   перед миром становится темой данного стихотворения.) –  Обратимся   к   тексту.   Найдите   строки,   которые   подтверждают   это   смирение,   какие   средства художественной выразительности использует автор для изображения гармоничного мира? («Пустыня внемлет Богу»,– т.е. человек с благоговением принимает мир. Автор использует эпитеты: торжественно, чудно. Олицетворение: «звезда с звездою говорит». Здесь показано, что небо и земля слиты в единое, бесконечное пространство. А дорога – это символ движения, выхода в это пространство.) –  Мы увидели, что мир гармоничен, а человек? (Человека терзают вопросы о настоящем и прошлом. «Жду ль чего?», «Жалею ли о чём? Здесь автор использует риторические вопросы. Человек испытывает желание слиться с миром вечности, в гармонии с ним и с самим собой. Ради этого он отрекается от прошлого:   «И   не   жаль   мне   прошлого   ничуть»,   отказывается   от   земной   мечты.   Хочет   «забыться   и заснуть».) –  Вот   ещё   один   характерный   мотив   для   Лермонтова   –   мотив   сна.   Можно   вспомнить   известное стихотворение «Сон». Но здесь сон приобретает иное значение. В этом стихотворении заснуть – не значит   умереть.   Сам   герой   говорит   об   этом,   используя   метафору:   «Но   не   тем   холодным   сном могилы…» Здесь сон – это вечная жизнь. Какой образ появляется в конце стихотворения? Попробуйте вспомнить, что означает дуб в народном представлении? (В конце стихотворения появляется образ дуба. В народном представлении дуб – это мировое дерево, соединяющее небо и землю. И здесь дуб соединяет человека и Бога, счастье и покой.)   6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений Выявить недостатки в знаниях   и   способах действий уч­ся Установить   причины выявленных недостатков Обеспечить   развитие школьников у способности к оценочным действиям Откорректировать выявленные   пробелы в знаниях и способах действий   уч­ся   в рамках   изученной темы    – Давайте систематизируем всё сказанное и подведём итог урока.  Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова – особое. В нём синтезировались все характерные для его лирики мотивы, некоторые из них в новом ключе. Это следующие мотивы: – мотив одиночества меняется от тягостного к умиротворённому. –  трагический   разлад   с   миром   и   Богом   сменяется   примирением,   стремлением   к   гармоничному слиянию. – мотив сна: сон не как смерть, а как вечная жизнь. Стихотворение можно отнести к философской лирике. Поэт постигает гармонию и совершенство мира, он ощущает себя часть этого космоса.   Стихотворение   «Узник»   начинается   динамично:   энергия   четырехстопного   хорея   великолепно отвечает   решительному   требованию:   отворите,   дайте–   и   изображенному   движению:   поцелую, вскочу, полечу. Слова несут положительную эмоцию: сиянье дня, черноглазую девицу, черногривого коня, красавицу, сладко. Правда, это в мечтах, а реальность – темница. И это показано средствами антитезы – излюбленного лермонтовского приема. Полнота чувств, красота и воля существуют, но не для узника: «Черноокая далеко, / В пышном тереме своем; / Добрый конь в зеленом поле…» А то, что окружает узника, представлено во второй и третьей строфах: окно тюрьмы высоко, дверь   Фронтальная беседа  Генетический метод   обучения (посредством показа   логики существования понятия практике) в тяжелая   с   замком,   стены   голые,   тускло   светит   луч   лампады,   звук   шагов   часового.   Меняется эмоциональная   окраска   лексики:   одинок,   нет   отрады,   голые,   тускло,   умирающим.   Слова приобретают   большую   значимость:   сиянье   дня,   черноглазую   девицу,   красавицу   младую, черногривого коня, в степь, как ветер, улечу — все это символы свободы, полноты жизни, гармонии с миром. Но слова же говорят о безнадежности положения узника, о недостижимости свободы, хотя это стремление высоко и прекрасно. Отбор слов свидетельствует, что свобода – безусловная ценность, важнейшее благо. Выписать   в   тетрадь   определение   Лирический   мотив,   подготовить   выразительное   чтение стихотворения Самостоятельная запись   7 этап: Домашнее задание Обеспечить понимание уч­ся цели, содержания и способов   выполнения домашнего задания 8 этап: Рефлексия. Итог урока   учащимися   их Обеспечить деятельности   на   уроке   и   полученных   новых знаний по теме урока. Научить   соотносить   собственный   результат   с поставленной целью.  Оценить работу учащихся   самоанализ 1­й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов Индивидуальная «Рисунок по шаблону» 2­й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу…. «Незаконченное предложение» Урок 3. М.  Ю.  Л е р м о н т о в.  «Завещание», «Она  не  гордой  красотою…»,   «Молитва» («В минуту жизни трудную...»). Поиск счастья и гармонии. Исповедальность лирики Лермонтова. Теория литературы.   Строфика стихотворения. Понятие о лирическом  мотиве. Технология изучения темы. 1 этап: Организационный Задачи  Обеспечить   организационное   начало   урока,   психологически   подготовить   и эмоционально настроить учащихся на работу 2 этап: Целеполагание и мотивация Формы и методы  Фронтальная. Беседа Учебное  задание к темы,   и   и Фронтальная. Беседа Индивидуальная  Проверка навыков выразительного чтения Мотивировать изучению   стимулировать желание изучать тему 3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация Установить правильность, полноту осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч­ся) Выявить   пробелы   в знаниях   и   способах деятельности уч­ся и определить   причины их возникновения Устранить   в   ходе проверки обнаруженные пробелы     4 этап: Первичное усвоение материала. 5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений Обеспечить Аналитическа я беседа восприятие, «Конструиров осмысление первичное ание картины» усвоение   уч­ся изучаемого материала: ­существенных   Стихотворение   позднего   Лермонтова,   написано   в   1840   году.   «Завещание»   ­   один   из   наиболее совершенных образцов лирики Лермонтова. Стихотворение построено как предсмертный монолог героя, обращенный, по­видимому, к его боевому товарищу. Умирающий армейский офицер ­ «простой человек» в социально­бытовом и психологическом смысле слова, с типичной военной биографией; в его личности отчетливо различимы признаки народного характера. Герой   «Завещания»   верен   своему   патриотическому   долгу;   его   любовь   к   родине   сказывается   и   в приверженности к родному краю, которому раненый посылает свой предсмертный привет. его признаков, понятий,   знаков, теорий и др.Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. Обеспечить установление   уч­ ся внутрипредметны х и межпредметных знаний.   коррекцию выявленных пробелов в осмыслении   уч­ся изученного материала Провести       Однако основной тон стихотворения составляют скепсис, горечь, неудовлетворенность. Эта горькая нота звучит в стихотворении с нарастающей силой; возникающий в конце образ женщины с «пустым сердцем» как бы концентрирует в себе все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий армеец. Рассказывая   о   судьбе   неизвестного   русского   солдата,   Михаил   Лермонтов   вкладывает   в   это стихотворение тайный смысл. Между строк можно прочесть завещание самого поэта, который знает, что его   жизнь   будет   недолгой   и   интуитивно   ищет   смерти.   Сегодня   многие   исследователи   творчества Лермонтова приходят к убеждению, что этот человек обладал пророческим даром и знал, что должен умереть. Если исходить из этого, то тайный смысл стихотворения «Завещание» становится явным. Ведь поэт также погиб от пули в грудь во время дуэли, хотя мечтал умереть на поле брани. Точно так же, как и у главного героя произведения, у Лермонтова к тому моменту в живых не было ни отца, ни матери, а к родной   бабушке   он   питал   весьма   сложные   и   смешанные   чувства,   не   считая   ее   близким   для   себя человеком.   Что   касается   образа   девушки­соседки,   то   под   это   определения   могут   попасть   многие женщины, которыми восхищался поэт. Однако, вероятнее всего, автор подразумевает Варвару Лопухину, которая была его музой до  самой  смерти, хотя Лермонтов отказался связывать  себя узами брака с женщиной, которую боготворил. Именно от был виноват в разрыве отношений с возлюбленной, считая, что не способен сделать ее по­настоящему счастливой. Однако в стихотворении ситуация представлена с точностью до наоборот: автор фактически обвиняет свою избранницу в том, что она его забыла. И это – единственная   неточность   в   произведении,   которую   можно   считать   неумелой   попыткой   Лермонтова оправдать свои поступки. Он посчитал, что Лопухина гораздо легче перенесет известие о его смерти, если будет знать, что между ними все кончено. И – оказался неправ, потому что лишил возлюбленную возможности провести с ним последние месяцы жизни, о чем Варвара Лопухина сожалела до самой смерти. «Завещание» Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Мне остается жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. А если спросит кто­нибудь... Ну, кто бы ни спросил, Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был; Что умер честно за царя, Что плохи наши лекаря, И что родному краю Поклон я посылаю. Отца и мать мою едва ль Застанешь ты в живых... Признаться, право, было б жаль Мне опечалить их; Но если кто из них и жив, Скажи, что я писать ленив, Что полк в поход послали, И чтоб меня не ждали. Соседка есть у них одна... Как вспомнишь, как давно Расстались!.. Обо мне она Не спросит... все равно, Ты расскажи всю правду ей, Пустого сердца не жалей; Пускай она поплачет ­ Ей ничего не значит! ­ На какие части можно формально разбить текст? (Формально текст можно разбить на четверостишия с построчной или перекрестной рифмой в различной последовательности. Размер их также неоднороден: то   четкий   четырехстопный   ямб,  то   разностопный.  Первые   четыре   автор  объединяет  в   одну   строфу, скорее не по ритму, а по смыслу.)  ­ Что мы узнаем из первой части? (Здесь вся нехитрая история служивого и итог его жизни. Читатель узнает немного: ранение в грудь, честная служба, плохое лечение – вот и все. В простых словах сквозит обреченность «На свете мало, говорят, Мне остается жить!» и в то же время покорность судьбе «Смотри ж... Да что? моей судьбой, / Сказать по правде, очень / Никто не озабочен». Строка: «А если спросит кто­ нибудь...  /   Ну,  кто  бы  ни  спросил»  перекликается  с  воспоминанием   о  соседке.  Как  будто   не  сразу решился солдат сказать о самом сокровенном.) ­   О   чем   идет   речь   во   втрой   строфе?   (Вторая   строфа   объединяет   два   четверостишия   и   посвящена родителям.   О   родителях   –   особая   забота:   «Отца   и   мать   мою   едва   ль   /   Застанешь   ты   в   живых...   / Признаться, право, было б жаль / Мне опечалить их». Пусть не знают, не испытывают горя.) ­ О чем идет речь в третьей строфе? (Третья, также восемь строк – о той самой соседке, единственной, кто может поплакать, вспомнив его.) ­   Такое,   на   первый   взгляд,   хаотичное   построение   стихотворения   позволяет   передать   безыскусную простонародную речь. Сами рифмы усиливают это впечатление. Рифмуются частицы: «едва ль – жаль», местоименные существительные: «кто­нибудь – в грудь», неопределенные местоимения: «одна – она». В стихах практически отсутствует метафоричность. Устойчивый эпитет «родному краю» не нарушает общего   языкового   строя,   близкого   к   бытовой   лексике.   Поэтому   слова   «Пустого   сердца», характеризующие давнюю любовь, звучат так пронзительно и остро. ­ Приведите примеры речевых оборотов в народном стиле (Речевые обороты в народном стиле «Сказать по правде», «Ей ничего не значит!» дополняют образ лирического героя. Не надменный гордец, каким его видели в светском кругу, не язвительный острослов, каким он был среди офицеров, сочинил это стихотворение.) Ираклий Луарсабович Андроников, с большой любовью относясь к Лермонтову, отмечал способность его перевоплощаться в своих героев. Просто, без изысков поведал Лермонтов историю умирающего воина, словно действительно перевоплотился в него, переняв и речь и образ мысли простого солдата. Так может написать только тонко чувствующий, искрений человек. В   жизни   Михаила   Лермонтова   было   несколько   женщин,   к   которым   он   испытывал   очень   нежные   и трепетные чувства. Одной из них являлась Варвара Лопухина, с которой поэт был знаком с самого детства. В 15 лет он был поставлен перед очень серьезным выбором, так как влюбился сразу в двух юных особ – Лопухину и Сушкову. Однако отдал предпочтение последней, хотя и понимал, что добиться ее взаимности будет совсем не просто. Очень скоро Варвара Лопухина вышла замуж, и это известие разожгло в сердце поэта не только ревность, но и любовь. Удивительно то, что подруга детства испытывала к своему давнему воздыхателю не мене сильные чувства и готова была расторгнуть брак ради возможности разделить с Лермонтовым все печали и скорби совместной жизни. Однако поэт не принял такой жертвы и настоял на разрыве отношений. Тем не   менее,   молодые   люди   вели   обширную   переписку,   и   Варвара   Лопухина   была   самой   первой читательницей всех произведений поэта вплоть до его трагической гибели. Правда, одно стихотворение  она смогла увидеть лишь после смерти поэта. Лермонтов хранил его в отдельной   тетради   и   не   считал   нужным   публиковать,   боясь   скомпрометировать   свою   избранницу. Произведение «Она не гордой красотою», написанное в 1832 году, стало достоянием общественности спустя 15 лет. И ни у кого не возникло сомнений, кому именно оно адресовано. Примечательно, что поэту к тому времени едва минуло 18 лет, и по всем законам природы, он должен был увлекаться красотками и кокетками. Однако на фоне Варвары Лопухиной все они теряли свою привлекательность,   потому   что   его   избранница   «не   гордой   красотой   пленяет   юношей   живых». Воссоздавая по памяти образ любимой, Лермонтов отмечает, что она не может похвастаться ни станом богини,  ни роскошным  бюстом.  За ней не ходят  толпами  поклонники  и не  признаются  ей  в любви, рассчитывая  получить  в награду хотя бы мимолетный взгляд. Тем не менее, эта женщина поражает воображение окружающих, так как ее «улыбки, речи и черты так полны жизни, вдохновенья, так полны чудной   простоты».   Отсутствие   кокетства   и   наигранности,   которые   так   раздражали   Лермонтова, превращает Варвару Лопухину в глазах поэта чуть ли не в божество. И это чувство автору удается сохранить в своей душе на всю оставшуюся жизнь, хотя он и понимает, что никогда не сможет быть рядом с той, которая так дорога ему. Поэтому Лермонтов пишет, что «сердце любит и страдает, почти стыдясь любви своей», ставя жирный крест на взаимоотношениях с женщиной, которая могла бы сделать его по­настоящему счастливым. Она не гордой красотою Прельщает юношей живых, Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых. И стан ее не стан богини, И грудь волною не встает, И в ней никто своей святыни, Припав к земле, не признает; Однако все ее движенья, Улыбки, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья, Так полны чудной простоты. Но голос душу проникает Как вспоминанье лучших дней, И сердце любит и страдает, Почти стыдясь любви своей. Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Она не гордой красотою…» /работа в  группах/.  1 группа  Анализ архаических явлений в тексте  Лингвистический комментарий 2 группа Особенности композиционного построения стихотворения /1 часть, 1 – 8 строка/  Особенности раскрытия образа лирической героини 3 группа Особенности композиционного построения стихотворения /2 часть, 9 – 12 строка/    Особенности повествования 4 группа     Особенности композиционного построения стихотворения /3 часть, 13 – 16 строка/  Основные нравственные и эстетические вопросы, поднятые в стихотворении –        Через 7 – 10 минут выступают учащиеся от групп. По ходу составляется опорный конспект. VI. 1 группа Выступления учащихся от групп. древнерусская приставка – вс *        вспоминанье         (воспоминанье) устаревшее управление глагола *        проникать (что?) душу                (проникать (во что?) в душу) ударный вариант краткой формы прилагательного *        полны        (полны) вариативность использования суффикса –иj–  и окончаний –ого, –его  *        вспоминанье (вспоминание)                        красотою (красотой)         движенье (движение)                                собою (собой)         вдохновенье (вдохновение) Выбор суффикса и окончания зависят от рифмы стихотворения, поэтому возможно вариативное  употребление. Вывод:        в целом текст стихотворения абсолютно понятен современному читателю; впечатление  простоты и прозрачности легкости текста усиливается помимо общеупотребительных грамматических  форм еще и абсолютным лексическим соответствием. 2 группа ­        Первая часть стихотворения состоит из 12 строк, которые в свою очередь еще можно разделить на 2 части (8 строк + 4 строки). ­        Первая часть, воссоздающая образ лирической героини, строится на развитии антитезы *        гордая красота – чудная простота, где «красота» – это красивая внешность, а  «простота» – отсутствие вычурности, прикрас, то есть естественность. ­        Интересно представлен образ лирической героини, который раскрывается посредством указания на  некий образ. Нет конкретного указания на субъект, так как используется местоимение «она» в разных  падежах (она – 2, её – 2, ней). Это позволяет сказать о некоем обобщенном образе. ­        Раскрытие этого образа идет через отрицание общепринятого, устоявшегося эталона красоты  (пятикратное употребление отрицательной частицы не). ­        Особенностью раскрытия образа лирической героини является то, что оно идет от общего к конкретному, то есть сначала «красота», а затем то, что входит в понимание этого слова: «стан»,  «грудь», «движенья», «улыбки», «речи», «черты». Вывод:        таким образом, 1 часть 1­й композиционной части, хотя и через отрицание, рисует некий  общепринятый эталон красоты, который подразумевает некую«святыню» и «богиню», что мало  соотносится с образом реальной земной женщины. 3 группа ­        Вторая часть 1­й композиционной части выделяется самим автором противительным  союзом «однако» в значении «но». То есть автор рисует собственный образец красоты, который для него  более четко вырисовывается и явно противоположен общепринятому эталону. ­        Для автора ценны не внешность «богини» и «святыни», а внешность полная «жизни,  вдохновенья», «чудной простоты». ­        Повествование отрицания, характерные для 1­й части, сменяется повествованием утверждения, что  подтверждается анафорическим повтором словосочетания«так полны». Вывод:        таким образом, 2 часть 1­й композиционной части выражает только собственную точку  зрения повествователя. 4 группа         Вторая композиционная часть схожа с 9 – 12 строкой в том, что в ней также выражена только точка  зрения повествователя. Но это иная точка зрения – это передача эмоционального состояния  повествователя. ­        Возникает своеобразный диалог между красавицей и повествователем «голос» ­ «душа», «сердце». ­        В этом диалоге, на наш взгляд, и раскрывается основная идея   стихотворения:   красота должна поражать не внешне, а проникать в душу,    тогда сердце будет способно любить и страдать. ­        В   последних   строках   стихотворения   возникает   характерный   для   творчества   Лермонтова   образ любви – страдания. Вывод:        таким   образом,   данное   стихотворение   направлено   против   устоявшегося   мнения   света, против прежних кумиров – светских кокеток. Это стихотворение запечатлело образ «женщины – совершенства», который способен вызвать в душе бурю эмоций от любви до страдания. VII. Итоговая беседа по опорному конспекту. I часть: на   основе   антитезы: гордая красота – чудная простота ↔ 1. включает 1 – 8 строку ­ она   не     (5)   (5) ­ красота – стан, грудь (внешность)  богиня, святыня… ↔ 2. 9 – 12 строка ­ однако  ­ так полны  жизни, вдохновенья чудной простоты  движенья, улыбки, речи, и черты II часть: 13 – 16 строка она – душа, сердце образ любви – страдания: «сердце любит и страдает» ­ Сегодня мы проанализируем стихотворение Лермонтова  “Молитва”, которое позволит нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою. “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название   Лермонтов   давал   двум   другим   стихотворениям   –   1829   и   1837   годов.   По   свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии.   Сообщение ученика о В.А. Лопухиной  Лермонтов полюбил Лопухину, и все юношеские увлечения отошли в сторону. Шан­Гирей вспоминал: «Будучи студентом, он был страстно влюблен… в молоденькую, милую, умную как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину. Чувство Лермонтова к ней было безотчетно, но истинно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей.» Лопухиной   Лермонтов   посвятил   стихотворения:   «Мы   случайно   сведены   судьбою»,   «Она   не   гордой красотою…», «Подражание Байрону», «Я к вам пишу случайно, право…», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Сон». К ней обращено посвящение к «Демону» 1838 года. Историю своих сложных взаимоотношений с Лопухиной Лермонтов отчасти изобразил в драме «Два брата», в неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и в «Герое нашего времени» (в «Княжне Мери»). Во всех этих произведениях Лопухина выведена под именем Вера. Их любовь была взаимной. Но между ними возникло непонимание. Она вышла замуж за Н.Ф. Бахметьева. Вышла как Татьяна Ларина, от безнадежности своей любви. В стихотворении «Она не гордой красотою…» предстает перед нами облик Варвары Александровны. “Молитва” В минуту жизни трудную Теснится в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко... ­ Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?   («Даже странно, что это ­ Лермонтов: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Мягкая лирическая интонация. И рассказ о самом сокровенном ­ о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? и что находит?» ­­ такими вопросами задаешься после прочтения стихотворения) ­Какие ключевые слова в этом стихотворении можно выделить? (Главные слова в этом стихотворении ­ "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" ­ связаны с верой, с христианской традицией.) ­ Кажется, вам понятно слово благодатная. Но как вы его поняли? (Это то  же  самое, что "Земля там благодатная".  Значит, благодатная ­ "хорошая", "несущая благо, довольство".)  ­ В словаре почти так и написано. Но для русского верующего человека прошлого века слово это значило неизмеримо больше. Дело в том, что благодать ­ очень важное в христианском вероучении понятие. Благодать ­ это божественная сила, помощью которой совершается спасение человека. "Просвещающая" благодать замечательна тем, что она, как дар Бога, может излиться на каждого ­ независимо от его заслуг и   поступков.   Она,   как   говорили,   "путеводит   всех".   Благодать   ­   это   обещание   спасения   души.   Для спасения же и божественному дару человек должен прибавить свою веру, свое покаяние. Поэтому сила благодатная ­ это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово благодатная как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.  ­Какими интонациями проникнуто начало стихотворения?  (Начало  довольно мрачное: трудная минута, в сердце ­ грусть... Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится. В такую минуту и обращаются к Богу ­ "одну молитву чудную твержу я наизусть...")   ­Какую   молитву   читает   поэт?   Ведь   молитв   очень   много.   (Поэт   не   называет,   какую   молитву,   он рассказывает   нам   много,   но   не   все.   Тайна   остается.   Как   тайной   для   самого   поэта   остается   сила воздействия слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них".)  ­Посмотрите, как значимы и выразительны здесь все эпитеты ­ они несут на себе основную смысловую нагрузку. Давайте посмотрим, на какие части в смысловом плане можно разделить это стихотворение. (Стихотворение   по   смыслу   можно   разделить   на   3   части:   1   строфа   ­   это   описание   состояния   души лирического героя, его обращения к молитве; 2 строфа ­ описание силы и прелести живых слов этой молитвы; 3 строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения.)  ­ Верно, все это касается смысла стихотворения, того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (сопережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски ­ к надежде и вере. В его стихе все живет и меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.  ­Давайте обратим свое внимание на звукопись стихотворения. (Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися "у" (их здесь целых 13!). Как бы мы ни воспринимали этот звук (для некоторых он ­ темный, ночной),­ существование этого звукового фона вы не можете не заметить (ведь даже во всех четырех   рифмах   ­   ударный   "у".   В   последней   строфе   сильнее   всего   звучат   совсем   другие   гласные   ­ открытые "а", "э"; изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения ­ строчки стали "легче", они как бы "взлетают". Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя, и ощутить почти физически это расстояние ­ от "до" до "после" молитвы.)  ­ А теперь обратите внимание на синтаксический строй стихотворения, он тоже подчинен основной идее стихотворения.   (Даже   синтаксические   конструкции   подчинены   общему   движению   и   передают   его. Сначала это несколько личных предложений ­ они описывают состояние души и силу и прелесть (какое замечательное сочетание качеств!) слов, обращенных к Богу. Но глагол в форме 1­го лица всего один ­ я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву, он обращается к Богу, ­ все остальное происходит с ним: действие живых слов, силы благодатной ­ вне его воли. Две последние итоговые строчки ­ предложения безличные: и верится (ср.: "я стал верить"), и плачется (ср.: "я плачу"), и ­ как дважды повторенный заключительный аккорд ­ так легко, легко. Чуточку внимания к синтаксису ­ и нам передается авторское ощущение существования двух разных сфер, двух разных полей ­ человеческого и высшего, божественного.)         – Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях?       (Чистоту души, веру, честность и доброту).       ­Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами. Какие лирические мотивы вы встретили в лирике М. Лермонтова? Какие особенности его лирики вы заметили? 6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений Выявить недостатки в знаниях   и   способах действий уч­ся Установить   причины выявленных недостатков Обеспечить   развитие школьников у   Фронтальная   беседа (интерактивный прием «Микрофон») способности к оценочным действиям Откорректировать выявленные   пробелы в знаниях и способах действий   уч­ся   в рамках   изученной темы    7 этап: Домашнее задание Обеспечить понимание уч­ся цели, содержания и способов   выполнения домашнего задания 8 этап: Рефлексия. Итог урока Обеспечить   учащимися   их деятельности   на   уроке   и   полученных   новых знаний по теме урока. Научить   соотносить   собственный   результат   с поставленной целью.  Оценить работу учащихся   самоанализ Подготовить сообщение о Н.Гоголе. Читать «Повесть о том…» Самостоятельная запись 1­й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов Индивидуальная «Рисунок по шаблону» 2­й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу…. «Незаконченное предложение»

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М. Ю. Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.

Технологическая карта урока.М.  Ю.  Л е р м о н т о в. «Ангел», «Желание» Мотивы тоски, одиночества.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2019