Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
25.01.2019
Урок-конспект по литературе в 9 классе на тему Н.М. Карамзин "Бедная Лиза ". Понятие о сентиментализме. Знакомство с жанром произведения, от какого лица ведется повествование, что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой, как Карамзин показывает развитие чувств между молодыми людьми.
Бедная Лиза.doc
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «
ЦВЕТОЧНЕНСКАЯ СШ» БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Н.М. Карамзин «Бедная
Лиза». Понятие о
сентиментализме
Учитель русского языка и
литературы
Инжиева Н.М. 9 класс. Литература.
Тема: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Теория литературы: сентиментализм, сентиментальный, чувственный,
эмоциональный.
Цель урока: изучить повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; разобрать
понятие о сентиментализме. Развивать умение анализировать эпические
произведения, работать с художественным текстом и учебником;
Оборудование:
Выставка книг, тексты, портрет Н.М. Карамзина.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности.
Каков жанр произведения?
От какого лица идет повествование?
Как еще добивается автор эффекта достоверности рассказываемого?
Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли
научить ее отец с матерью?
Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню?
Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?
Как понимать слова героя: «Натура призывает меня в свои объятья...»?
3.Работа по теме урока.
Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые
обсуждались на предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу
современники Карамзина?
Можно дать задание творчески – исследовательского характера:
Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано
задание отредактировать ее с точки зрения эстетики классицизма? Работа в тетрадях.
Произведения классицизма.
Культ разума, долга.
Сфера интереса: общественная жизнь
человека
Литературные нормы и правила.
Повесть Карамзина.
Культ чувства.
Частная жизнь, эмоциональная сфера.
Нарушение литературных границ и
правил в изображении героя, речи
персонажей. Роль пейзажа! Элементы
психологизма.
Введение понятия сентиментализма.
На примере повести Карамзина мы можем поговорить о новом для учащихся
литературном направлении.
Сентиментализм в России.
Само название «сентиментализм» указывает на то, что чувство становиться
центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении
чувство сентименталисты сознательно противопоставляли разуму
классицистов.
Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.
«Резко противопоставляется деревня ( средоточие естественной жизни,
нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты).
Появляются новые герои – «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки).
Особое внимание уделяют пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный:
речка, журчащие ручейки, лужок – созвучен личному переживанию.
Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать
сострадание, слезы умиления у читателя.
Основная тематика: Любовная.
Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие, в лирике –
идиллия, или пастораль, эпистолярный жанр.
Идейная основа: протест против испорченности аристократического
общества. Черты:
уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;
подчеркнутая субъективность подхода к миру;
культ чувства;
культ природы;
культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;
Особенности русского сентиментализма:
сильная дидактическая установка;
выраженный просветительский характер;
активное совершенствование литературного языка посредством введения в
него разговорных форм.
Итоги урока.
Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить
«светских забав» Эраста?
Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
В каких словах автора звучит оценка поступка героя? Осуждает ли он
Эраста?
Как, вы думаете, относится автор к самоубийству героини?
Как понимать финальную фразу повести?
Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами
из текста ее можно выразить?
Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев
пейзаж? Покажите на примерах.
каков спектр эмоций и настроений, пропитывающих текст, и посредством
чего, кроме пейзажа, они выражены автором?
Домашнее задание:
Подготовить сообщение о деятельности Н.М.Карамзина как публициста и
историка. Рефлексия.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.