Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)
Оценка 4.7

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
04.02.2019
Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)
Конспект урока литературы в 9 классе по теме "Дальнобойное слово сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина". Это продолжение разговора о творчестве великого сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина, который любил Россию "до боли сердечной". Учащиеся обогатят свои знания не только фактами творческой биографии писателя, но и познакомятся с его сказками. Сценическая постановка, подготовленная самими учащимися, поможет ярче представить эпоху, в которой жил писатель-сатирик, по новому посмотреть на героев его произведений.
Урок литературы 9 класс. М.Е. Салтыков-Щедрин..doc
Уваровская ОШ Учитель: Кузёмина Т.А.                                 Урок литературы в 9 классе Тема.   Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова­              Щедрина Цели урока: на основе прочитанного дома дать идейно­художественный анализ сказок  М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик», «Премудрый пескарь»;  закрепить теоретические знания учащихся о различных видах комического;  развивать умение литературоведческого анализа;  приблизить к нынешнему читателю сказки Щедрина, открыть в них важный  человеческий смысл, помочь ученикам уловить в сатирических образах не  только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже  свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен  отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя,  угадывать в гротесках сатирика изображение трагедии человеческой жизни;  создать содержательные и организационные условия для личностного  саморазвития учащихся, осознания  самих себя и своего места в мире,  понимания других людей, закономерностей мира.  воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения. Оборудование.  Портрет писателя, электронная презентация  «М.Е. Салтыков – Щедрин»,  аудиозаписи песен  «Берёза» (в исполнении  группы «Любэ»), «Родина» (в  исполнении Таисии Повалий), карточки для групповой работы, карточки­ плакаты для работы над теорией литературы. Эпиграф: Неизменным предметом моей литературной деятельности всегда  был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества,  предательства, пустомыслия и т.д.»         М.Е. Салтыков­Щедрин I Оргмомент. Приветствие. II. Мотивация учебной деятельности (Звучит песня «Берёзы» в исполнении группы «Любэ») Учитель. «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где­либо, кроме России» ­  эти слова М.Е. Салтыкова­Щедрина можно считать эпиграфом ко всему творчеству сатирика, гнев и презрение которого  рождалось из суровой и требовательной любви к родине, из выстраданной  веры в её творческие силы, одним из ярчайших проявлений которых была  русская классическая литература. III. Актуализация опорных знаний учащихся.  Сегодня мы с вами продолжим разговор о творчестве М.Е. Салтыкова­ Щедрина, познакомимся с  его сказками. Но прежде чем перейдём к новой  теме, ещё раз обратимся к основным фактам биографии писателя. Поможет нам в этом Алина, которая подготовила электронную презентацию. А группы  учащихся в это время поработают с карточками. (работа в парах) Карточка № 1.  Задание. Какие черты характера писателя можно отметить, познакомившись с  данным описанием внешности М.Е. Салтыкова­Щедрина? Н. Михайловский, работавший вместе с М.Е. Салтыковым­Щедриным в  «Отечественных записках», так описывает Щедрина 80­х годов: «Внешность Щедрина ещё усиливала впечатление его грубоватой манеры:  резкая перпендикулярная складка между бровей, сильно выпуклые, как бы  выпяченные глаза, сурово и как­то непреклонно смотревшие прямо в глаза  собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо всё  освещалось такой почти детски­добродушной улыбкой, что даже люди, мало  знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая  наивная и добрая душа кроется под его угрюмой  внешностью» Карточка № 2.  Задание. Каким человеком предстаёт из этих воспоминаний писатель? Воспоминания сатирика С.Н. Кривенко о деятельности Салтыкова­Щедрина в должности вице­губернатора Рязани (1858 – 1860) «Он и там вносил в дело ту же прямоту, ту же искренность, страстность и  ничем неподкупную честность, какими отличался в литературе… Ему  приходилось видеть воочию все прелести дореформеннфх порядков:  крепостное право, откуп, бюрократическое всевластие, лень и формализм, и  само собой разумеется, что он не оставался ко всему этому равнодушен».                      (ответы учащихся)  Карточка 3. Найди имя (учащийся прикрепляет к названию текст определения) Гротеск Ирония Аллегория Юмор Сатира Продолжение мотивации учебной деятельности 1. Слово учителя.  Салтыкова­Щедрина можно назвать пушкинской фразой "сатиры  сме­  лый властелин". Эти слова были сказаны А.С.Пушкиным о Фонвизине, одном  из зачинателей русской сатиры.   Михаил Евграфович  Салтыков,  писавший  под псевдонимом Щедрин,­  вершина русской сатиры.  Есть несколько версий того, почему писатель избрал псевдоним Щедрин. Вот  что писал сын писателя К.М. Салтыков: «Дело обстояло так. Отцу, когда он состоял на государственной службе,  намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией. Моя мать и предложила ему избрать псевдонимом что­либо подходящее к слову  «щедрый», т.к. он в своих писаниях был чрезвычайно щедр на всякого рода  сарказмы». По другой версии этот псевдоним связывают и со словом «щедрина» (след от  оспы) и предполагают, что здесь таится намёк на язвы, безобразившие лицо  царской России. Ведь  не случайно современники называли его "диагностом наших  общественных зол и недугов".  Сам же Салтыков­Щедрин так охарактеризовал цель своих произведений:  Неизменным предметом моей литературной деятельности всегда был протест  против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства,  пустомыслия и т.д.». Предлагаю эпиграфом нашего урока взять именно эти слова великого  сатирика. 2. Чтение стихотворения А.Т. Твардовского.  У Александра Твардовского есть  поэтические строчки, которые, как мне  кажется, напрямую относятся к произведениям М.Е.Салтыкова­Щедрина.  Послушайте:  "Есть книги ­ волею приличий Они у века не в тени Из них цитаты брать ­ обычай ­ Во все положенные дни. В библиотеке иль читальне Любой ­ уж так заведено ­ Они на полке персональной Как бы на пенсии давно. На них печать почтенной скуки И давность пройденных наук; Но, взяв одну такую в руки, Ты, время, Обожжешься вдруг… IV. Постановка целей и задач урока. Обожжешься? Не слишком ли сильное выражение употребил Александр  Твардовский? Разберемся в этом на сегодняшнем уроке "Дальнобойное слово  сказок М.Е.Салтыкова­Щедрина".  Мы должны выяснить, почему Салтыков­Щедрин воспользовался таким  жанром, как сказка. Познакомившись со сказками   «Дикий помещик» и  «Премудрый пискарь», определим, какова была цель сказок великого  сатирика, против чего они  направлены, что обличали. V. Работа над темой урока. 1. Составление ассоциативного ряда. ­ Салтыков­Щедрин жил в эпоху крепостного права и свою деятельность как  писательскую так и общественную направил на борьбу против этого явления.  ­  Кого из писателей, чьи произведения были направлены на борьбу с  крепостным правом, вы знаете? (И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк», Т.Г.  Шевченко…) ­ Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите выражение  «крепостное право» (записывается на доске и в тетрадях: народ, помещики, бесправие, произвол) ­ У нас получилось солнце. А скажите, могло ли  солнце, под названием  «крепостное право», кого­либо согреть? (ответы учащихся) . 2. Исследование причин обращения Салтыкова­Щедрина к жанру сказки. ­ Таким образом,  Салтыков ­Щедрин своими произведениями боролся против произвола, бесправия. А мог ли писатель делать это открыто?  (ответы детей) ­ 13 апреля 1884 года правительство запретило издавать самый популярный  журнал в России «Отечественные записки», редактором которого был  М.Е. Салтыков­Щедрин. «Душу запечатали», «лишили языка» ­ так переживал запрет сам писатель.  После разгрома журнала надо было отказаться от прямых обличений,  отказаться от формы ради обличительного пафоса литературы. И Щедрин  нашёл новую форму – эзопов язык сказок. Таким образом, причинами  обращения к жанру сказки стали:  возможность избежать цензурных нападок;  доступность жанра широкому кругу читателей;  широкий обобщающий смысл сказок. 3. Знакомство с содержанием сказки «Дикий помещик».  Представление учащимися мини­проектов. Учитель.  Салтыков­Щедрин  создал своего рода сатирическую  энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40­летней работе  писателя. Первые три сказки опубликованы в 1869, остальные на протяжении  1880 – 1886 гг.  Всего написано 32 сказки под общим названием «Сказки для  детей изрядного возраста». Эти дети – взрослые, нуждающиеся в поучении. ­  А.М.Горький писал: "Щедрин шел в ногу с жизнью, ни на шаг не отставал от  нее, он пристально смотрел в лицо ей и ­ горько пророчески хохотал надо  всеми и всем". Вместе с писателем "пристально посмотрим" на его героев и  мы.  Свой мини­проект представляет первая группа во главе с режиссёром­ постановщиком и ведущей Синюк Алиной.  Вед. Здравствуйте. В эфире передача «Пусть говорят». Сегодня у нас в гостях помещик, герой сказки Салтыкова­Щедрина  «Дикий  помещик» (входит ученик, играющий роль помещика) Вед. Говорят, что с вами приключились интересные события. Некогда вы были довольно преуспевающим помещиком.  Всего у вас было довольно: и  крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И тело было мягкое, белое,  рассыпчатое. А после превратились в дикого, извините за выражение, зверя.  П. Да, было и такое. Вед. Расскажите нам эту историю. П. Да что рассказывать, богатым я был помещиком, всего было вдоволь, жил и на свет глядючи радовался. Одно только сердцу моему непереносимо было:  очень уж много развелось в нашем царстве мужика. Стал я Бога молить,  чтобы мужика убрал, да не внимал он моим просьбам. А потом мужик сам  куда ­то девался. Тогда этого так никто и не понял. Видели люди, как  поднялся мякинный вихрь и, словно туча чёрная, пронеслись в воздухе  мужицкие портки. И воздух такой свежий сразу стал. В. Да, престранная история приключилась. Как же это мужики отважились  покинуть своего хозяина. Возможно вы плохо с ними обращались? П. Да что вы, хорошо обращался. Просто этого  мужика столько развелось,  что я уж бояться начал: «А ну, как он у меня всё добро приест?» Да и делал­ то  я ведь всё  по рекомендации газеты «Весть». А там золотое слово было  написано: «Старайся!» Я и начал стараться, и не то чтоб как­нибудь, а всё по  правилу. В. А что думают по этому поводу сами мужики? (Входит мужик, кланяется) В. Вы знаете этого человека?  М. А как же, помещик энта наш.  В. Скажите, он хорошо с вами, мужиками,  обращался?  М. Плохо, очень плохо, душегубец. Курица ли крестьянская в господские  овсы забредёт – сейчас её в суп. Дровец ли крестьянин нарубить, по секрету, в господском лесу соберётся – сейчас эти самые дрова на господский двор, а с  порубщиков – штраф. Замучил штрафами, житья не стало.  П. Потому что для вас это понятнее было.  М. Сократил он нас  так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут ­ все  нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет ­ помещик  кричит: "Моя вода!", курица за околицу выбредет ­ помещик кричит: "Моя  земля!"  И земля, и вода, и воздух ­ все его стало! Лучины не стало мужику  в  светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне  всем миром к господу богу:  ­ Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!  Услышал милостивый Бог молитву слёзную сиротскую, да и забрал нас с  помещичьей земли. В. Скажите, а как вы сами­то без мужика управлялись? Трудно было?  Умыться некому подать, приготовить тоже некому. П. Да я и не  мылся. А ел пряники, которые в буфете завалялись. В. А что по этому поводу думали ваши знакомые? Пригласил я как­то к себе актёра Садовского с актёрками. А тот как узнал,  что я всех мужиков прогнал, в доме пусто и занавес в театре некому  поднимать, обозвал меня глупым помещиком и уехал. В. А другие гости у вас были? П. А как же. Четыре знакомых генерала по моему приглашению приезжали,  чтобы в пульку сыграть. Сначала обрадовались, что холопьего запаха не  будет, а вот как проголодались, тогда беда. Я им леденцов достал, да по  прянику печатному, а они: «Нам бы говядинки!  Говядинки бы нам!» В. И чем же дело кончилось? П. Ай, тоже глупым обозвали и уехали. В. А вы тогда не задумались, может стоило вернуть мужика назад? П.  Удивился сначала. А потом на картах «дамский каприз» раскинул, карты  три раза показали, что надо не взирать.  Я тогда решил доказать, что может  сделать истинная твёрдость души.  В. А сами не пробовали что­нибудь делать? П. Как не пробовал? Я всё думал. Вот сяду и думаю, как я из Англии паровые  машины выпишу, какие плодовые сады посажу, коров разведу, что ни кожи, ни мяса, одно молоко. А клубника будет по пяти ягод на фунт. В. А мужиков своих не вспоминали? П. Бывало иногда, крикну Сеньку или Парашку, да тут же вспомню, что нет  их. В. А говорят, однажды к вам сам капитан­исправник пожаловал? П. Пожаловал! Обрадовался я ему  несказанно;  побежал  в  шкап,  вынул  два печатных пряника,  думаю: "Ну, этот, кажется, останется доволен!". А он  требовать стал подати за каждого крестьянина. А потом ещё и угрожать  начал, мол, плохо это для меня может кончиться. Назвал меня глупым и  уехал. В. И что вы? П. Испугался сначала, думал на каторгу сошлют. А потом решил:    ­ Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по  лесам скитаться,  но  да  не  скажет  никто,  что  российский  дворянин,   князь Урус­Кучум­Кильдибаев, от принципов отступил! В. А вот  газеты в ту пору писали: «Весь он,  с  головы  до  ног, оброс волосами, словно  древний  Исав,  а  ногти   у  него  сделались,  как железные. Сморкаться  уж  он  давно  перестал,  ходил же  все  больше  на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал,  что такой  способ прогулки есть самый приличный и самый удобный.  Утратил даже  способность произносить  членораздельные  звуки  и  усвоил  себе   какой­то   особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и  рявканьем. Но хвоста  еще не приобрел.    Выйдет он в свой парк, в котором он когда­то нежил  свое  тело  рыхлое, белое, рассыпчатое, как кошка, в один миг, взлезет на самую вершину дерева и стережет  оттуда.  Прибежит,  это,  заяц,  встанет  на  задние  лапки  и прислушивается, нет ли откуда опасности, ­ а он уж  тут  как  тут.  Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями,  да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест. П. Одичал, да зато от принципов своих не отступил. В. Говорят, вы даже с медведем дружбу водили? П. Водил, только недолго. Не понравилось ему, что я мужика выдворил, его  видите ли способнее есть было, чем нашего брата помещика. Обозвал меня  глупым, на том дружба и кончилась. В (к мужику). А что же вас заставило назад вернуться? М.   Между тем капитан­исправник хоть и покровительствовал помещикам,   но  в виду такого факта, как исчезновение  с  лица  земли  мужика,  смолчать  не посмел. Встревожилось его донесением  и  губернское  начальство,  пишет  к нему: "А как вы думаете, кто теперь подати будет вносить? кто  будет  вино по кабакам пить?  кто  будет  невинными  занятиями  заниматься?"  Отвечает капитан­исправник:   казначейство­де   теперь   упразднить   следует,    а невинные­де  занятия  и   сами   собой   упразднились,   вместо   же   них распространились в уезде грабежи, разбой и убийства.  На  днях­де  и  его, исправника, какой­то медведь  не  медведь,  человек  не  человек  едва  не задрал, в каковом человеко­медведе и подозревает он  того  самого  глупого помещика, который всей смуте зачинщик. И тогда  обеспокоились начальники и собрали совет.  Решили:  мужика   изловить  и водворить,   а   глупому   помещику,   который   всей   смуте    зачинщик, наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и  поступлению в казначейство податей препятствия не чинил.   Как нарочно, в это время чрез губернский город  летел  отроившийся   рой мужиков и осыпал  всю  базарную  площадь.  Сейчас  эту  благодать   обрали, посадили в плетушку и послали в уезд. П. И сразу в уезде запахло мякиной и овчинами. М. Но зато на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а  податей  в  один день поступило столько, что казначей, увидав  такую  груду  денег,   только всплеснул руками от удивления и вскрикнул:  ­ И откуда вы, шельмы, берете! В.(к помещику) А как вы себя сейчас чувствуете, чем занимаетесь?  Продолжаете ли читать газету «Весть»? П.Капитан­исправник сделал мне надлежащее внушение, отобрал  газету   "Весть" и, отдав меня под надзор Сеньки,  уехал. Так что газету «Весть» уже  не читаю. Раскладываю  гранпасьянс,  тоскую  по  прежней  своей  жизни в лесах,  умываюсь лишь по принуждению. В. А теперь послушаем наших экспертов. Как вы относитесь к этой истории? 1 Э.   В сказке "Дикий помещик" Щедрин как бы обобщил свои мысли о  реформе "освобождения" крестьян, содержащиеся во всех его произведениях  60­х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных  взаимоотношений дворян­крепостников и окончательно разоренного  реформой крестьянства: "Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит:  моя вода! курица за околицу выбредет – помещик кричит: моя земля! И  земля, и вода, и воздух – все его стало! Лучины не стало мужику в светец  зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем  миром к господу богу: – Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми,  нежели всю жизнь так маяться!» Этот помещик, не имел никакого  представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу  превращается в грязное и дикое животное. Он становится лесным хищником.  И жизнь эта, в сущности, – продолжение его предыдущего хищнического  существования.    Внешний человеческий облик дикий помещик, как и  генералы, приобретает снова лишь после того, как возвращаются его  крестьяне. Ругая дикого помещика за глупость, исправник говорит ему, что  без мужицких "податей и повинностей" государство "существовать не может", что без мужиков все умрут с голоду, "на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя" да и денег у господ не будет. Народ ­ созидатель богатства, а  правящие классы лишь потребители этого богатства. 2 Э.   В "Диком помещике" автор показывает,  до  чего может опуститься  богатый барин,  оказавшийся без слуг.  В этой сказке применена гипербола.   Сначала культурный человек,  помещик превращается в дикое животное, питающееся мухоморами. Здесь мы видим, как беспомощен богатый без простого мужика, как он неприспособлен  и никчемен. Этой сказкой автор хотел показать, что простой русский  человек ­ нешуточная сила.  В. Прервёмся на небольшую  паузу. 5. Анализ сказки «Дикий помещик» (работа со всем классом) Учитель. Согласен ли класс с мнением экспертов? (ответы учащихся начального и среднего уровня). Учитель. А что это за газета «Весть», которую читал помещик? (Реакционная газета, поддерживающая правящие круги) Учитель. Какими словами начинается сказка «Дикий помещик»? Почему именно такой зачин выбрал сатирик для своей истории?  (ситуация безвременья) 6. Игра «Лото» Составим  сравнительную характеристику помещика и мужиков в сказке  "Дикий помещик", используя факты из текста. Работая в группах, подбираем  к факту черту характера.  1 группа  Помещик ­ Самодовольный ("всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов") ­ Глупый  (руководствовался в жизни газетой "Весть", не понимал значения  мужиков, обрадовался чистому воздуху, когда те пропали) ­ Жесток, беспощаден ("Все нельзя, да не позволено, да не ваше!") ­ Склонен к искусству (приглашает актера Садовского с актерками) ­ Беспомощен, ленив (без мужиков даже не умывается; печка не топлена,  сырьем питается) ­ Мечтатель ("у коров ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко!") 2 группа Крестьяне ­ Глупые ("глупый у них помещик, а разум ему дан большой") ­ Покорные ("легче нам пропасть, нежели всю жизнь так маяться") ­ Жизнедеятельные (казначейство без них существовать не может, на базаре  ничего нет). ­ Пьющие (вино по кабакам пьют) 3 группа Определить цель сказки. Пробудить самосознание, показать взаимоотношения между помещиками и  народом. Учитель. Какой же вывод можно сделать, подводя итог сказки? (запишем  вывод) Писатель подчёркивает, что создатель всех ценностей – народ, и если он  поставлен в условия, ведущие к его вымиранию, то это неизбежно приведёт к  гибели государства. Таким образом, нелепая история одичавшего помещика вызывает мысль о  том, что весь общественный строй, основанный на эксплуатации народа, не  имеет права на существование. 7. Знакомство с содержанием сказки «Премудрый пискарь».  Представление учащимися 2 группы мини­проекта. Учитель. Посмотрим ещё одну историю, которую подготовила режиссёр­  постановщик и ведущая  Новик Марина. В. У нас в гостях герой сказки «Премудрый пискарь». П. Здравствуйте. В. Здравствуйте! Говорят вы всю жизнь прожили в норе, никуда не выходили и никто даже не заметил, куда вы исчезли? Это правда? П. Да я всю жизнь прожил в норе. В. Что же натолкнуло вас на такие действия? П. Ещё в молодости я услышал от отца историю, как он чуть в уху не угодил.  Умирая, отец мне наказывал:  "Смотри, сынок, коли хочешь жизнью  жуировать, так гляди в оба!" Молодой я тогда был,  ума палата . Начал я этим умом раскидывать  и Вижу: куда ни обернешься – везде тебе  мат. Кругом, в воде, все большие  рыбы плавают, а я всех меньше; всякая рыба  заглотать может,  а  я   никого заглотать не могу. Да и не понимаю: зачем глотать? Рак может  меня  клешней пополам перерезать, водяная блоха ­ в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пискарь ­ и тот, как увидит, что я комара  изловил,  целым стадом так и бросятся отнимать. Отнимут и начнут друг с  дружкой  драться, только комара задаром растреплют. А с человеком приходилось общаться? П.   Человек?   Что это за ехидное создание  такое!  Каких  каверз  он  ни выдумал, чтоб нас, пискарей, напрасною смертью погублять! И невода, и сети, и верши, и норота, и, наконец... уду! Кажется, что может быть глупее  уды?    Отец­старик не раз меня  насчет уды предостерегал. "Пуще  всего  берегись уды! ­ говорил он, ­ потому что хоть и глупейший это  снаряд,  да  ведь  с нами, пискарями, что глупее, то вернее. Бросят нам  муху,  словно  нас  же приголубить хотят; ты в нее вцепишься ­ ан в мухе­то смерть!" В. И тогда вы решили спрятаться в нору? П. Я был  пискарь просвещенный, умеренно­либеральный,  и  очень твердо понимал, что жизнь прожить ­ не то, что мутовку облизать. "Надо так прожить, чтоб никто не заметил, ­ сказал я  себе,  ­  а  не  то  как  раз пропадешь!" ­ и стал  устраиваться.  Первым  делом  нору  для  себя  такую придумал, чтоб только мне забраться в нее было  можно,  а  никому  другому   ­  не влезть! Долбил  носом эту нору целый год, и сколько страху в  это  время принял, ночуя то в иле, то под  водяным  лопухом,  то  в  осоке.  Наконец, однако, выдолбил  на  славу.  Чисто,  аккуратно  ­  именно  только  одному поместиться впору.  В. И что вы вообще не выходили из норы, чем же вы питались? П. Вторым делом, насчет житья  своего  решил  так:  ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят ­  буду моцион делать,  а  днем  ­ стану в норе сидеть и дрожать. Но так как  пить­есть  все­таки  нужно,  а жалованья я не получал и прислуги не держит, то  буду  выбегать  из норы около полуден, когда вся рыба  уж  сыта,  и,  бог  даст,  может  быть, козявку­другую и найду.  А ежели не найду, так и  голодный  в  норе залягу, и буду  опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться. В. А одиночество вас не мучило? Мысль о женитьбе никогда не приходила? П. Какая женитьба, когда вокруг столько опасности.    Однажды проснулся он и видит: прямо против моей  норы  стоит  рак.   Стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив костяные глаза.  Только усы по течению воды пошевеливаются. Вот когда он страху набрался! И   целых полдня, покуда совсем не  стемнело,  этот  рак  его  поджидал,  а  я  тем временем все дрожал, все дрожал. В другой раз, только что успел   перед  зорькой  в  нору  воротиться, только что  сладко  зевнул,  в  предвкушении  сна,  ­  гляжу,  откуда  ни возьмись, у самой норы щука стоит и зубами хлопает. И тоже целый день   меня стерегла. А я и щуку надул: не вышел из норы, да и шабаш.    И не раз, и не два это с ним случалось, а почесть что  каждый  день.  И каждый день я, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день  восклицал: "Слава тебе, господи! жив!" Так  уж  тут не до семьи, а как бы только самому  прожить!" В.   И так прожили с лишком сто  лет.  Все  дрожали,и дрожали. Ни друзей у  вас, ни родных; ни вы к кому, ни к  вам   кто.   П. В карты не играл, вина не пил, табаку не курил, за красными  девушками   не гонялся ­ только дрожал да одну думу думал: "Слава богу! Кажется, жив!" В. А что же думают о премудром пискаре другие рыбы? Встречаем  щуку! Щ.   Сначала мы его хвалили: "Вот, кабы все так жили ­то­то бы в реке тихо  было!" А потом смотрим, как он жизнь свою зря проживает. Какие были  у   него  радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе  слово  сказал?   Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал об нем? Кто  об  его  существовании вспомнит? Стали про него говорить: "Слыхали вы про  остолопа,  который  не  ест,  не пьет, никого не видит,  ни  с  кем  хлеба­соли  не  водит,  а  все  только распостылую свою жизнь бережет?" А многие даже просто  дураком  и   срамцом его называли и удивлялись, как таких идолов вода терпит. Ай, жил ­  дрожал, и умирал ­  дрожал.  В. А что думают по этому поводу наши эксперты? Э. В "Премудром пескаре" Щедрин рисует образ той интеллигенции, что  поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов.  Пескарь­обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех  "перемудрил"! А итог его жизни можно выразить словами: "Жил — дрожал,  умирал — дрожал Э.    В "Премудром пискаре" мы видим жизнь обывателя, боящегося всего на  свете.  "Премудрый пискарь" постоянно сидит взаперти, боясь лишний раз  выйти на улицу, с кем­нибудь заговорить, познакомиться. Он ведет жизнь  замкнутую,  скучную. В итоге извёл весь свой пискарий род. Сказка  высмеивает тех, кто надеялся спрятаться в своей норе от жизненных бурь. 8. Анализ сказки «Премудрый пискарь» Учитель. В начале сказки пескарь назван «премудрым», в конце –  «остолопом» и «дураком». Как же на самом деле автор относится к  «премудрому пискарю»? Ученик. Слово  премудрый означает очень мудрый, а это значит  обладающий  большим умом, думающий, ищущий, самостоятельно принимающий решение,  своими поступками учит других чему­то хорошему.  Герой этой сказки был  «пескарь просвещённый, умеренно­либеральный  и очень твёрдо понимал, что  жизнь прожить – не то, что мутовку облизать. Но он не воспользовался своими лучшими качествами, а наоборот, загубил себя.   Мне кажется, что слова «остолоп» и «дурак» являются  антонимами к слову  «премудрый». Писатель убеждает, что самое важное для человека ­ найти свое место в  жизни, реализовать свои возможности. Отказавшись от своего предназначения, человек теряет, уродует себя и свой облик. Учитель. Обобщающее значение сказки подчёркивается самим автором.  Найдите эти слова в тексте.  «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат.  Нет, это не граждане, а, по меньшей мере, бесполезные пескари». Учитель. Понял ли пескарь, что жизнь прошла бесполезно? Докажите это  словами текста. (Учащиеся зачитывают отрывок текста «Какие были у него радости?) Учитель. Что осуждает эта сказка? (глупость, трусость, бездействие) Учитель. Какие художественные приёмы использованы в сказке? (сатира) Учитель. Какие ещё сказки принадлежат перу Салтыкова­Щедрина?  (ответы детей) Учитель. Подводя итог сказанному, выделим  общие темы  в сказках С­Щ?      1. Сатира на правительственные верхушки и на эксплуататорские классы:  помещиков, генералов.      2. Изображение жизни народных масс в царской России.      3.Обличение поведения и психологии обывательски настроенной  интеллигенции.  Учитель. С помощью каких средств изображает М.Е. Салтыков­Щедрин  человеческие пороки?                        (Эзопов язык, иносказание, гротеск, сатира, юмор) Учитель.   Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому  фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы,  образы, но и пословицы, поговорки, присказки. Предоставим слово нашей  поисковой группе. Группа учащихся.  В сказках С­Щ мы нашли   выражения,  которые стали афористичными.  ("Не давши слова – крепись, а, давши – держись!", "Двух смертей не бывать,  одной не миновать", "Уши выше лба не растут", "Моя изба с краю", "Простота хуже воровства", "Конь бежит — земля дрожит», «Жизнь прожить – не  мутовку облизать»).  Такие выражения помогают точно и метко выразить мысль, сделать образ  более ярким и выразительным.  VI. Подведение итогов урока Учитель. С тех пор, как жил и творил Щедрин, прошло много лет. Та эпоха  ушла в далекое прошлое, закончилась борьба народа с самодержавно­ крепостническим и помещичье­буржуазным строем. Может быть, "Сказкам" и впрямь "пора на пенсию"? (Устные высказывания учащихся «Актуальны ли сказки М.Е. Салтыкова­ Щедрина сегодня?) Учитель. Ещё раз обратимся к эпиграфу урока: «Неизменным предметом моей литературной деятельности всегда был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия.»  Я рада, что анализируя сказки великого сатирика, вы сами пришли к такому  выводу.  Учитель. Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут  многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова­ Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только  попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить...  X. Домашнее задание (по уровням) Средний  уровень.    Написать письмо М.Е. Салтыкову ­Щедрину, высказав  мнение о его сказках. Достаточный уровень.   Написать сочинение­миниатюру «Где можно  встретить героев С­Щ в наши дни?» Высокий уровень.  Подготовить тестовые задания по теме «Жизнь и  творчество Салтыкова­Щедрина» XI. Эмоциональное окончание урока. Учитель. Незадолго до смерти Салтыков­Щедрин задумал написать  произведение под названием «Забытые слова». Слова эти – «отчизна»,  «совесть», «честь» и многие другие. Но не успел осуществить свои замыслы. Я надеюсь, что эти слова для вас не будут забытыми. И так же, как Салтыков­ Щедрин любил Россию, вы будете любить свою родину «до боли сердечной».  Закончить наш урок хочется  песней «Родина» в исполнении  Таисии Повалий.

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)

Конспект урока "Дальнобойное слово сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" (9 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2019