Технологическая карта урока"Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда - то ушла"), ( 5 кл, литература)
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
чтение
5 кл
04.12.2018
Урок по ФГОС .Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: осмысление глубины художественного текста, постижение авторского замысла. Автор рассказа иркутский писатель В.Распутин. Валентин Распутин пишет в основном о проблемах взрослого мира, но есть у него произведения, посвящённые детям. Одним из них является этот рассказ В.Распутина "Мама куда-то ушла". Этот рассказ о том, как мальчик впервые встретился с одиночеством.
техн №2.docx
Урок чтения «Одинокий ребенок» (по рассказу В.Распутина "Мама кудато ушла").
Педагог – библиотекарь: Далбаева Альбина Ангановна
Предмет: Литература
Класс: 5 кл.
Тема урока: «Одинокий ребенок» (по рассказу В.Распутина "Мама кудато ушла").
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, анализ и оценка ответов самими обучающимися.
Наглядность и оборудование: 1) текст рассказа В. Распутина «Мама кудато ушла»; 2) презентация к уроку; 3)экран, проектор, компьютер,
цветные стикеры, фишбоун, видеоролик, музыкальная композиция «Одинокий пастух» Джеймса Ласта, книжная выставка « Иркутский
писатель В.Распутин»
Цель урока: осмысление глубины художественного текста, постижение авторского замысла
Задачи:
создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы;
обеспечить условия для развития речи обучающихся, аналитического и логического мышления;
способствовать развитию стремления к творческому самовыражению;
уметь понимать тему, определять основную мысль;
уметь работать с текстом;
уметь наблюдать, делать выводы;
прививать любовь к литературе как к учебному предмету, воспитывать взаимоуважение.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты
1.Организационный момент
(самоопределение к
деятельности).
Цель: включение обучающихся в
деятельность на личностно
значимом уровне.
Интерактивная игра
«Поделитесь позитивом».
Приветствие.
Педагог – библиотекарь:
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Добрый день, дорогие ребята, гости, уважаемые
коллеги! Я надеюсь, что день сегодня, действительно
добрый. Я вижу ваши глаза, улыбки и чувствую, что
мы сегодня вместе сделаем много открытий!
– Вы готовы к уроку?
– А с каким настроением вы пришли на урок?
– Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут.
Подойдите к своим ребятам и передайте частичку
своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь
и обнимитесь.
Педагог – библиотекарь: Да, все что вы сказали,
верно и нашей с вами встрече я рада.
На этом уроке вы познакомитесь с творчеством
В. Распутина через рассказ «Мама кудато ушла».
Дети: Потому что вы хотели
быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая
зима.
Знакомство с биографией писателя 2.Этап подготовки
обучающихся к активному и
сознательному усвоению
нового материала.
Цель: организовать и направить в
нужное русло познавательную
деятельность обучающихся.
3. Этап определения темы
урока.
Цель: активизировать
мыслительную деятельность.
Презентация: «Иркутский писатель В.Распутин»
Педагог – библиотекарь: Скажите, ребята, а когда
вы чувствуете себя особенно счастливыми?
Дети:
Когда купили чтото, о чём давно
мечтал.
Когда в жизни происходит чтото
хорошее.
Когда мама рядом.
Да, когда мама рядом – это счастье. А что чувствует
ребёнок, когда мамы нет?
Грусть, одиночество
Дома вы прочитали рассказ В. Распутина “Мама
кудато ушла”.
Одинокий ребёнок в рассказе
В.Распутина “Мама кудато ушла”.
Кто для ребенка самый близкий человек на свете?
Можно ли сказать, что мама в определенном
возрасте воплощает для ребенка весь остальной мир?
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать
тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с библиотекарем
вырабатывать критерии оценки своей
работы
Формулирование темы урока
Куда мама ушла, вернется ли мама?
– Как можно назвать состояние ребенка, когда он
оказывается без мамы?
Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего
урока. «Одиночество», «Одинокий ребенок».
Какие произведения об одиночестве детей вы можете
назвать? Какие стихи вы знаете о маме?
Печаль одиноких детей
Д.Самойлов “Из детства”
В.Берестов “Мама уехала”
А.Платонов «Еще мама»
Фильм «Один дома» Ученик читает наизусть,
выразительно стихотворение о
маме).
4.Работа с текстом
(исследование)
Работа в группах
Цель: Построение нового
способа действия.
Вспомните правила работы в
группе, выберите лидера,
который будет координировать
ваши действия и оценивать вашу
работу.
Ребята, что мы должны знать, работая с текстом?
(текст и основную мысль текста)
Чтение текста педагогом – библиотекарем.
Обучающиеся записывают тему.
Основную мысль текста
Задание 1.
a) Определите и запишите тему
рассказа
б) Назовите и запишите основную мысль рассказа
в) Выберите ключевые слова, чувства, которые
испытывал мальчишка. Подчеркните эти слова в
тексте.
г) Сколько лет мальчишке?
д) А как зовут нашего героя?
В течение 3 минут дети выделяют
ключевые слова: радость,
одиночество, удивление,
угрюмость, вина, ранимость,
глупость, надежда, отчаяние,
боль, успокоение,
мечтательность.
Задание 2
Перед вами листы с Фишбоуном. Заполните,
пожалуйста, его нужными словами.
Проблема, затронутая автором (голова)
Чувства одинокого мальчика (верхние кости)
Действия, которые он совершает (нижние кости)
Вывод (хвост)
Голова: одиночество.
Верхние кости: грусть,
растерянность, ожидание, злость.
Нижние кости: плачет, слоняется по
квартире, зовёт маму, хитрит,
проявляет агрессию по отношению к
любимой игрушке.
Хвост: одиночество ребёнка может
развить в нём нехорошие качества и
привести к необдуманным
поступкам.
КоммуникативныеУУД
1. Учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве.
2. Формулировать собственное
мнение и позицию, аргументировать
её.
3. Задавать вопросы, необходимые
для организации собственной
деятельности.
4. Осознавать важность
коммуникативных умений в жизни
человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и
письменной форме с учётом речевой
ситуации; создавать тексты
различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою
точку зрения.
7. Слушать и слышать других,
пытаться принимать иную точку
зрения, быть готовым 5. Физминутка Слайд
№13
Слайд №14
Проблемный вопрос.
Нужно ли человеку одиночество?
И да, и нет (нужно, но не всегда)
Вы оставались в одиночестве?
Простой вопрос:
Попробуйте пересказать текст в одном предложении
Задание 3. Предлагаю осмыслить свои эмоции и
предложить библиотекарям проект выхода из
сложившейся ситуации.
корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией
сверстников с сообщениями.
Предполагаемые ответы:
Этот рассказ о том, как мальчик
впервые встретился с одиночеством
1. Художники рисуют иллюстрации
к рассказу.
2. Писатели создают эссе о
впечатлении от рассказа.
3. Проектировщики создают проект
помощи детям, попавшим в
ситуацию, сходную с изложенной в
рассказе.
4. Фантазеры. Попробуйте
изобразить одиночество
На работу отводится 10 минут.
Обучающиеся знакомят
одноклассников с результатами
работы. Педагог – библиотекарь: Определите идею рассказа.
Ребёнок не должен надолго оставаться один.
Обучающиеся делают свои
предположения.
6. Выход на новый уровень
осмысления текста.
Цель: Видение концептуальной
информации.
Педагог – библиотекарь: скажите, в обществе есть
проблема одиноких детей?
А сейчас ребята, вашему вниманию грустный
видеоролик: Мама, мамочка, мама, ну куда ты
ушла…
Дети: Да, есть. У некоторых детей
погибают родители, некоторых
детей бросают.
7. Этап рефлексии.
Оценивание.
Цель: самооценка учащимися
результатов своей учебной
деятельности.
Педагог – библиотекарь: За что мы можем
похвалить себя сегодня? Достигли ли мы
поставленных в начале урока целей?
Поняли ли вы замысел автора? Какой выход из
ситуации вы видите?
Ученики оценивают свою работу
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально
оценочного отношения к
прочитанному.
Ученики поднимают карточки.
2. Формирование восприятия текста,
как произведения искусства.
Оцените уровень своей работы на уроке. Низкая
активность – красная карточка, средняя – жёлтая,
высокая – зелёная.
Дорогие коллеги! Я хочу попросить вас оценить наш
урок. У вас на столах лежат цветы для оценивания.
Синий – понравился урок, розовый – не понравился.
Возьмите цветочек и закрепите на нашей вазе.
(технология «букет настроения»)
8. Домашнее задание
Слайд
№15
Педагог – библиотекарь: задание на выбор:
Написать сочинение о маме. Написать письмо
мальчишке. Составить памятку «Когда я остался
дома один».
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально
оценочного отношения к
прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, Итог урока: Каким может быть финал рассказа? – Ожидали ли вы такой финал? – Как вы думаете, почему В.Распутин заканчивает свое произведение именно так?
Почему мама все же не пришла?
Человеку для счастья в жизни нужен кто – то еще. При этом он обречен на одиночество, в какие – то моменты он неизбежно остается один, со своими проблемами. Этого
не нужно бояться, с этим нужно уметь жить. Я желаю вам, чтобы рядом с вами всегда был близкий человек – ваша мама. Помни, ты не один…
как произведения искусства.
Технологическая карта урока"Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда - то ушла"), ( 5 кл, литература)
Технологическая карта урока"Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда - то ушла"), ( 5 кл, литература)
Технологическая карта урока"Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда - то ушла"), ( 5 кл, литература)
Технологическая карта урока"Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда - то ушла"), ( 5 кл, литература)
Технологическая карта урока"Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда - то ушла"), ( 5 кл, литература)
Технологическая карта урока"Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда - то ушла"), ( 5 кл, литература)
Технологическая карта урока"Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда - то ушла"), ( 5 кл, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.