Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы:
наглядные ( работа с рисунками, схемами, таблицами, мультимедийными изображениями),
словесные (объяснение, беседа, диалог),
практические (работа с текстом учебника, микроскопом, приготовление временных микропрепаратов).
Избирательная проницаемость, обмен веществ, раздражимость.
Определяют особенности жизнедеятельности клетки на примере обмена веществ, раздражимости.
Устанавливают значение избирательной проницаемости мембраны.
Осваивают способы приготовления микропрепаратов и проведения опытов по инструкции.
Фиксируют наблюдения и оформляют их результаты.
Сотрудничают с учителем и одноклассниками при обсуждении итогов лабораторной работы.
Выполняют задания в рабочей тетради и электронном приложении к учебнику.
Осуществляют самоанализ собственной деятельности и деятельности одноклассников.
Педагогическая цель:
Задачи урока:
Урок №11.
Тема. Процессы жизнедеятельности в клетке. (1 час)
познакомить учащихся с проявлениями жизнедеятельности клетки;
сформировать представления о движении, питании, дыхании, обмене веществ, росте и размножении
растительных клеток;
систематизировать знания учащихся о жизнедеятельности клетки.
Образовательные:
Развивающие:
способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей
между строением и функциями клетки;
усвоить понятия: жизнь, жизнедеятельность клетки, дыхание, питание, рост, размножение клетки,
движение цитоплазмы.
продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинноследственные связи, делать
выводы;
развивать понимание, что растительная клетка живая;
развивать умения составлять и читать схемы, сравнивать и устанавливать причинно следственные
связи, выделять главное, приводить примеры, анализировать полученную информацию, делать
выводы;
продолжать работу по формированию научного материалистического мировоззрения.
Воспитательные:
создать условия для учения с увлечением, воспитывать самостоятельность;
воспитывать самостоятельность, чувство гордости за совместный результат познавательной
деятельности;
способствовать формированию коммуникативных качеств у учащихся, развитию способностей
конкретизировать, анализировать, обобщать.
Содержание
урока Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение(перечень дидактических
единиц):
Тип, вид урока:
Формы и методы обучения: Формы: фронтальная, индивидуальная.
Подготовка и решение учебной задачи; комбинированный урок.
цитоплазмы. Лабораторная работа «Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи»
Понятия и термины:
Деятельность
обучающихся:
Диагностический
инструмент:
Методы:
наглядные ( работа с рисунками, схемами, таблицами, мультимедийными изображениями),
словесные (объяснение, беседа, диалог),
практические (работа с текстом учебника, микроскопом, приготовление временных микропрепаратов).
Избирательная проницаемость, обмен веществ, раздражимость.
Определяют особенности жизнедеятельности клетки на примере обмена веществ, раздражимости.
Устанавливают значение избирательной проницаемости мембраны.
Осваивают способы приготовления микропрепаратов и проведения опытов по инструкции.
Фиксируют наблюдения и оформляют их результаты.
Сотрудничают с учителем и одноклассниками при обсуждении итогов лабораторной работы.
Выполняют задания в рабочей тетради и электронном приложении к учебнику.
Осуществляют самоанализ собственной деятельности и деятельности одноклассников.
1) Учебник § 9 с. 36
2) Рабочая тетрадь, 5 класс; урок 11, №3
3) Электронное приложение: урок 9, задание1
Образовательные ресурсы: ПК, проекционное оборудование, презентация «Движение цитоплазмы» (фрагменты «Виртуальная школа
Кирилла и Мифодия»), текст и рисунки учебника, рабочая тетрадь по биологии для 5 класса, ЦОР.
«Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», 6 класс, Пономарева И.Н. и др.
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c858b145a98b232178e8ada386/79165/?
interface=pupil&class=48&subject=29 ,
Тесты и вопросы по теме «Жизнедеятельность клетки».
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/bae32cb00a01022a01a2fd1bf863abbb/%5BBIO6_0208%5D_
%5BQS_04%5D.html,
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/bae32e000a01022a01a805d2fee63707/%5BBIO6_0208%5D_
%5BQS_05%5D.html
Движение цитоплазмы.http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c858b145a98b23
2178e8ada386/79165/?interface=pupil&class=48&subject=29Личностные
Предметные
Универсальные учебные действия (УУД)
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Планируемые результаты:
будут сформированы:
навыки
обучения,
ответственное отношение к
понимание
природе,
необходимости
защиты
окружающей
среды,
любознательность и интерес
к изучению природы
методами
естественных
наук,
коммуникативные
компетентности в общении
и сотрудничестве со
сверстниками, учителями,
посторонними людьми в
процессе
учебной
понимание
деятельности,
ценности
здорового и
безопасного образа жизни,
общности живой и неживой
основе
природы
химического
состава
клеток, правила поведения
в кабинете биологии,
умение
строить
рассуждения о клетке как
живой системе, анализируя
на
и
научится: узнавать на
таблицах
и
микропрепаратах
основные органоиды
клетки,
компоненты
клетки, наблюдать за
процессами
жизнедеятельности в
соблюдать
клетке,
правила
работы с
биологическими
приборами
инструментами,
представление
о
единстве органического
мира,
обсуждать
биологические
по
эксперименты
изучению процессов
жизнедеятельности
организмов и объяснять
их
результаты,
познавательный интерес
на основе проведения
простейших
биологических
искать
устанавливать
научится:
причинноследственные
связи в изучаемом круге
явлений,
и
отбирать
источники
необходимой информации,
систематизировать
информацию.
получит возможность
научиться:
ориентироваться на
возможное разнообразие
способов решения учебной
задачи,
применять приемы работы
с информацией.
научится: составлять план
текста, план работы с
учебником, под
руководством учителя
оформлять отчет,
включающий описание
наблюдения, его
результаты, выводы,
отвечать на поставленные
вопросы, планировать
алгоритм действий,
выполнять лабораторную
работу.
возможность
получит
научиться:
ставить
учебную задачу на основе
соотнесения известного и
неизвестного, работать в
группах
планировать
научится:
учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками,
адекватно
использовать
речевые средства при
аргументировании вывода о
клетке как живой системе.
возможность
получит
научиться:
сравнивать
различные точки зрения,
аргументировать
свою
точку зрения, отстаивать
свою позицию, адекватно
использовать
средства
устного общения для
решения коммуникативных
возможность
задач,
корректного
ведения
диалога и участия в
дискуссии.информацию о процессах
жизнедеятельности клетки.
исследований,
естественнонаучное
мировоззрение.
будет знать: строение
клетки
живой
(основные
части),
строение и функции
клетки,
органоидов
уметь
выделять
существенные признаки
живого: обмена веществ
деления,
в клетке,
роста,
развития;
соблюдать
правила
работы с микроскопом
во время демонстрации
микропрепарата,
применять
практические навыки в
процессе лабораторной
работы.