Цель: способствовать формированию умений и навыков по определению физических показателей микроклимата школьного кабинета и составления их экологической оценки.
Задачи:
Совершенствовать навыки работы с цифровыми лабораториями при проведении замеров физических показателей микроклимата.
Формировать умение давать оценку проведенных исследований с точки зрения их значимости для здоровья человека.
Воспитывать самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества со сверстниками.
Технология: проектная.
Технологическая карта фрагмента внеурочного занятия
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Тема: Оценка физических показателей микроклимата школьного кабинета.
Цель: способствовать формированию умений и навыков по определению физических показателей микроклимата школьного кабинета и
составления их экологической оценки.
Задачи:
Совершенствовать навыки работы с цифровыми лабораториями при проведении замеров физических показателей микроклимата.
Формировать умение давать оценку проведенных исследований с точки зрения их значимости для здоровья человека.
Воспитывать самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества со
сверстниками.
Технология: проектная.
Оборудование: инструктивные карточки для индивидуальной и парной работы, набор оборудования для измерения физических показателей
микроклимата, цифровые лаборатории «Спарк» и «Эйнштейн», презентация, компьютер, интерактивная доска, видеофрагмент «Ваше
здоровье и микроклимат»
Этапы
Организационно
мотивационный
Деятельность обучающихся
В ходе беседы с учителем на основе
просмотренного видеосюжета и на основе
актуализации своего жизненного опыта
определяют значимость деятельности по
созданию положительного микроклимата
на своем рабочем месте для здоровья.
Постановка задачи для
исследования
На основе анализа представленного опыта
формулируют задачу (дать
первоначальную оценку экологическому
состоянию микроклимата школьного
кабинета) и высказывают гипотезы о
Деятельность учителя
Демонстрирует
видеофрагмент
«Ваше
здоровье и микроклимат»,
подводит обучающихся к
осознанию
значимости
создания
положительного
микроклимата на своем
рабочем месте для здоровья
человека.
Обеспечивает
мотивацию.
Подводит обучающихся к
постановке задачи, которую
можно решить в ходе
исследования
Что получает ученик
Умение вступать в диалог, с
достаточной точностью выражать
свои мысли, планировать
собственную деятельность,
прогнозировать возможные
результаты деятельности
Умение анализировать ситуацию,
делать умозаключения, выдвигать
гипотезы и предполагать возможные
результаты. Способность применять
свой жизненный опыт.Исследовательская
деятельность учащихся,
направленная на решение
задачи
возможных способах ее решения
(проведение замеров с применением
разных методик исследований и оценка их
результатов для здоровья)
1. Определяют перечень физических
показателей, которые можно
проанализировать в условиях школьного
кабинета.
2. Выбирают методику своего
исследования и необходимое
оборудование.
3. Работают индивидуально или в парах с
инстуктивными карточками по оценке
физических показателей микроклимата:
1 показатель: температура.
2 показатель: относительная влажность
воздуха.
3 показатель: шумовая нагрузка.
4 показатель: уровень освещенности.
5 показатель: вентиляционный режим.
6 показатель: площади и цветовая гамма.
7 показатель: уровень озеленения.
Учитель направляет работу
групп. Дает короткую
инструкцию о возможных
способах действий и видах
взаимодействий в группе.
По мере необходимости может
оказать помощь группам (в
случае существенных
затруднений).
Умение планировать сотрудничество
внутри групп, вести поиск и
выделение необходимой
информации; структурировать свои
знания. Способность вести
наблюдение и анализировать
увиденное, Ориентироваться в
межличностных отношениях.
Первичный анализ и
оценка результатов
исследований
Анализируют полученные результаты
измерений. Сопоставляют их с нормами,
делают первичную оценку физических
показателей микроклимата.
Формулируют свои рекомендации по его
улучшению.
Предлагает обучающимся
сформулировать основные
итоги своих исследований, дав
краткую характеристику
экологического состояния
микроклимата
Умение обобщать, анализировать.
делать выводы. Способность давать
оценку ответов сверстников.Образцы инструктивных карточек
Оценка температурного режима школьного кабинета.(1 чел)
Требование к замерам температуры: замер проводится на высоте 1,5 метра от поверхности пола и 1,2
м от стены в течении 20 минут.
Методика замеров: с использованием цифровой лаборатории «Эйнштейн»
Датчик: встроенный температурный датчик
Параметры замеров: единицы измерения 0С, частота замеров – через 10 сек, длительность замеров –
50 сек, форма отображения информации график
Точки измерений
Полученный результат
Норма
Оценка результата
(занижен/завышен/норма)
У входной двери
У доски
В центре класса
У батарей
170200С, не ниже
16170С.
Изменение
температуры на 3
40С нежелательно
Ваши рекомендации:
Оценка относительной влажности воздуха кабинета. (1 чел)
Методика замеров: с использованием цифровой лаборатории «Эйнштейн»:
Датчик: встроенный датчик влажности воздуха
Параметры замеров: единицы измерения %, частота замеров – через 10 сек, длительность замеров –
50 сек, форма отображения информации график
Точки измерений
Норма
Полученный
результат
Оценка результата
(занижен/завышен/норма)
У входной двери
Не более 4060%
У доски
В центре класса
У батарей
Ваши рекомендации:
Оценка уровня шумовой нагрузки кабинета. (1 чел)
Требования к оценке: при оценке шумовой нагрузки на помещение, учитывая непостоянность шума
используют в качестве единицы измерения «уровень звука», показывающий уровень звукового
давления в дБ (децибелах) с учетом непостоянности шумовой нагрузки А. При определении внешнего
шума все окна и двери открываются. При определении уровня внутреннего шума закрываются и
включаются в работу все оборудование, которое может давать шумовой фон.
Методика замеров: с использованием цифровой лаборатории «Спарк»
Датчик: комбинированный датчик температуры, уровня звука, освещенности
Параметры замеров: : единицы измерения децибелы, частота замеров – 2 Гц, длительность замеров –
1 мин, форма отображения информации график
Точки измерений
Норма
Полученный
результат
Оценка результата
(занижен/завышен/норма)
Внешний шум
Внутренний шум
Работающее
оборудование
Ваши рекомендации:
Учебное
помещение – 40
дБА, рекреация,
вестибюль – 60
дБАОценка уровня освещенности кабинета. (1 чел)
Требования к оценке уровня освещенности: уровень освещенности определяется на уровне не ниже
0,8 м от пола. Кроме естественной в помещении должна присутствовать искусственная освещенность
из люминесцентных закрытых ламп (на площади 50 м2 не менее 12 ламп)
Методика замеров: с использованием цифровой лаборатории «Спарк»
Датчик: комбинированный датчик температуры, уровня звука, освещенности
Параметры замеров: единицы измерения люксы, частота замеров – 2 Гц, длительность замеров – 1
мин, форма отображения информации график
Точки измерений
Полученный результат
Норма
Оценка результата
(занижен/завышен/норма)
Не менее 300 лк
(люкс)
Не менее 500 люкс
Не менее 300 лк
(люкс)
Не менее 500 люкс
Естественное
освещение в центре
кабинета
Естественное
освещение у доски
Искусственное
освещение в центре
кабинета
Искусственное
освещение у доски
Ваши рекомендации:
Оценка вентиляционного режима кабинета. (2 чел.)
Требования к оценке: считать вентиляционными приспособлениями работающие фрамуги, форточки,
вытяжки в стенах, вентиляционные трубы. Проветривание помещения должно осуществляться при
теплой погоде 1 раз в час на 1015 минут, при холодной – реже, в отсутствии людей.
Методика: измерение показателя и расчет по формуле, сравнение с нормой.
Коэффициент аэрации рассчитывается по формуле: КА=П/пп, где КА – коэффициент аэрации,
П площадь всех вентиляционных отверстий, пп – площадь пола.
Точки измерений Норма
Расчет Коэффициента аэрации (КА)
Оценка результата
(занижен/завышен
/норма)
Площадь
вентиляционных
отверстий
Площадь
пола
Коэффициент
аэрации
1/50
площади
пола
В наличии
В наличии
В наличии
В наличии
Уровень
вентиляционного
режима
Фрамуги
Форточки
Вентиляционные
отверстия в
стенах
Дополнительная
вентиляция к
вытяжному
шкафуВаши рекомендации:
Оценка площади и цветовой гаммы кабинета. (1 чел)
Дополнительная информация: для школьных помещений рекомендуется использовать окраску
спокойных тонов и слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму,
чтению и другим видам занятий. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывают яркие
тона.
Методика: измерение показателей и расчет по формуле, сравнение с нормой.
Показатели
Норма
Полученный результат
Оценка результата
(соответствует/не
соответствует)
Общая
площадь/
кубатура
Колво
учеников
Расчет
на 1
человек
а
25
25
Площадь пола на
одного ученика
Кубатура на одного
ученика
Сочетание цветовой
окраски мебели с
окраской
помещения и его
оформлением
Соответствие
цветовой гаммы и
ориентации
помещения
относительно
сторон горизонта
Классная доска
2 м2
45 м3
Не использовать
яркие и резкие
несочетающиеся
друг с другом
тона
При южной
ориентации
использовать
более холодные
тона – светло
серый, светло
голубой,
зеленоватый,
светло
сиреневый.
При северной
ориентации –
более теплые тона
– желтовато
охристые, светло
розовые, бежевые
Темнозеленая, с
хорошо
стирающейся
поверхностью,
прочно
удерживающая
мел при
написании.
Стена под классной Цвет стены поддоской
Ваши рекомендации:
классной доской
должен быть
светлее, чем
остальные стены.
Оценка уровня озеленения помещения. (1 чел)
Дополнительная информация: Важную роль в создании социальнопсихологической комфортности
помещений играют декоративные растения. Растения не только улучшают эстетический вид
помещения, но и способствуют оздоровлению микроклимата, благоприятно действуют на психику
человека.
Показатель
Норма
Полученный
результат
Оценка результата
(занижен/завышен/
норма)
Наличие растение
Должны быть
Количество растений
Не допускать избытка, чтобы
не вызвать снижение уровня
освещенности и не повышать
концентрацию запахов
Состояние растений
Свежие, ухоженные
Размещение растений
На подставках, на полу, в
подвесных кашпо.
Не ставить на окна, чтобы не
вызвать снижение уровня
освещенности.
Ваши рекомендации: